miu mau (miumau) wrote,
miu mau
miumau

Categories:

Закручивание испанского сапожка по одному миллиметру в день.

Уже давно витает в воздухе больная тема: "моббинг" на работе. Некоторые друзья и знакомые меня одноразово приступами спрашивают об этом, другие страдают постоянно, годами.





Я всегда пытаюсь об этом поговорить, разобраться, понять, что же происходит "не так". При этом констатирую, что я сама поработала в самых "тяжелых" берлинских агентствах, которые славились как самые гадкие змеиные гнезда, и ни разу никто там не накатил бочку на меня.

Я и с этим пыталась разобраться: Почему они не трогали меня? Дело в них? Или во мне? Разговаривая недавно с missemperor мы вспоминали, как интересно было иногда узнать, по прошествии десятка лет, как нас видели коллеги на наших прежних местах работы. Много удивительного можно узнать. Вот работаешь где-то, никого не трогаешь, а потом узнаешь, что долгие годы слыла страшной мегерой. Или выясняется, что жуткие драмы вокруг разыгрывались, или кто-то был влюблен и страшно мучился, и "вся фирма наблюдала этот спектакль", а сама главная героиня спектакля "ни ухом ни рылом". :-) Вот так мы работаем и не видим себя. Или видим, но не теми глазами, которыми видят нас другие.

К чему я это?

Я хотела бы написать сегодня об одном очень специальном виде моббинга.
Есть разные способы добивания коллеги в коллективе. Бывают заговоры, издевательства, подставы и подножки. Интриги, хитрости, открытые и партизанские войны. Но есть один вид, самый страшный и непонятный. Это когда кто-то берется медленно, субтильно, аккуратно, едва доказуемыми методами систематически расшатывать психику оппонента. Там мелкая гадость, там неочевидное, но хамство, тут недобрая шуточка. Человек начинает думать: "Мне померещилось, или он меня не любит?" "Мне это кажется, или он меня опять открыто оскорбил?"

Это такая густая, вязкая масса из непонятностей, неуютностей и нехороших эмоций, от которой становится все более и более душно. И в один прекрасный момент человек срывается. Из-за какой-то "последней капли".

Тут весь ужас в том, что сторонние наблюдатели часто не могут с уверенностью сказать, в ком проблема и кто виноват. Даже те, кто слушают все стороны, сочувствуют и пытаются помочь. Более того - часто даже сами пострадавшие не уверены, кажется им это, или нет, виноваты ли они сами, или всетаки дело не в них. Они видят всю ситуацию через какую-то свою призму, и их картина мира не совпадает со всеми остальными.

Этот вид войны в коллективе особенно плох тем, что вначале очень трудно разобраться, действительно ли на человека давят, или просто он сам "слишком нервный". Такое тоже бывает.
Бывает, что человек в каждом обращении видит личное оскорбление, претензию, намек. Казалось бы - если человек видит, значит там что-то было! Но это не совсем так. Иногда люди действительно придают всему слишком много значения. Терзаемым собственными комплексами, выдуманными проблемами, конфликтами с самим собой, им везде кажется, что им намекают... на то, что на самом деле существует только в их голове.

Вот кто-то считает себя ужасным дизайнером, и ему кажется, что все ему на это и намекают. А другие ничего об этом не знают, и думают, что он дизайнер как дизайнер. Его на работу взяли? Значит может. И чего он нервничает - не понятно.

То же самое с девушками, которые бог весть что о себе думают. Что они некрасивые, слишком блондинки, слишком толстые, слишком худые, слишком высокие ростом... Помню, как у нас в фирме рыдала девушка, потому что кто-то про что-то маленькое пошутил, и она решила, что ей намекают на ее маленький рост. У нее рост был 165, и это было драмой ее жизни. Но кто это мог знать? Большинство наших коллег считали ее совершенно прелестной, и никого ее рост не смущал.

Вот такими вещами люди могут сами себя накручивать и расшатывать. И если на это наложится шутка, фраза или что угодно извне, получается море слез.

Казалось бы - необходимость мирно сотрудничать с коллективом касается всех. И если сотрудник "сложный", значит все должны стараться его не нервировать. Ну, или хотя бы пойти ему навстречу. Иногда это проще сказать, чем сделать. Многие обиженные месяцами или годами плачут в уголках, не признаваясь, что их беспокоит. Когда он, наконец, выкладывают кому-то из начальников все свои претензии, это часто уже пик трагедии, и очень трудно что-то разрулить - на все наслоилось слишком много эмоций. Так же многие смело озвучивают, что им не нравится, но никому от этого не легче. Потому что человек постоянно цепляется чуть ли не за каждую шутку или фразу, и не понятно, что с этим делать. Не запретишь ведь всему коллективу вообще больше не шутить, вообще больше ни на что не намекать, и так далее. Так можно всех с ума свести.
И если механизм возникновения проблемы людям не очень понятен (а он иногда и самому драматизирующему не понятен), как научить их обходить айсберги?

А бывает, что человек действительно все воспринимает слишком остро, а потом сотрудники замечают это, и начинают мучить его. Иногда несознательно. Это тоже страшно, потому что ситуация из одной плавно перетекает в другую, и на разных этапах трудно понять, что происходит. Еще вчера человек явно преувеличивал и цеплялся ко всем почем зря - а сегодня его уже методично и изощренно травят всем коллективом, но никто ему не верит.

Мне почему-то кажется, что чаще всего срабатывает именно это.
Кто-то на что-то неадекватно реагирует. Сначала это вызывает недоумение, потом усмешки. Потом появляется настоящая проблема. Потом начинают раздражаться те, кого записали в обидчики. Потом обидчики начинают чувствовать, что рядом с ними сложный человек, который уязвим и лабилен, и они начинают его пихать.

Это как с улиткой - ткнешь ее в детстве, она втягивает рожки. Ребенок думает: "О, как забавно" и начинает трогать улитку каждые 10 секунд. Когда улитка, окончательно обидевшись, исчезает в своем домике навсегда, ребенок берет ее и стучит по столу. "Ну? Ты где? Вылезай! А то я тебя палочкой достану.. Интересно, она там вообще живая?"
И так до трагического финала. (Или пока мама обедать не позовет.)

С одной стороны нельзя молчать, надо разбираться. С другой стороны человек начинает "устраивать разборки" из-за каждого слова, которое показалось ему враждебным, и вскоре достает всех тем, что он постоянно чем-то недоволен. Коллектив начинает раздражаться на него. Начальству надоедает, что он постоянно прибегает жаловаться. Часто обидчики в такой ситуации еще пытаются довести ситуацию до абсурда, чтобы разбирательства потеряли всякий смысл. Когда паноптикум становится невыносимым, все становится похожим на театр абсурда, и говорить больше не о чем.

Слушая рассказы о том, что один сказал и другой сделал, я все время задаюсь вопросом: "А со мной такое делали на работе?"
И очень часто сама себе отвечаю: "Да, делали, но мне в голову не пришло заострить на этом внимание!"

Пошутил кто-то очень тупо - ну что я могу сказать. Подумала про себя что "не умеет человек шутить" и пошла дальше. Кто-то флиртует или постоянно отпускает пошлые шуточки? Я предполагаю, что он неумело пытается изобразить раскованную обстановку на рабочем месте. Ну, пусть. Или может быть это у него стиль такой. Или он так отчаянно и безуспешно пытается бороться с собственными комплексами. Мне-то что? Я сюда работать пришла. Не мешают, и на том спасибо...

Таким образом получается, что успех глупых наездов в большой степени зависит от внутреннего состояния того, на кого наехали. Если человек вообще не реагирует, потому что ничего из ряда вон выходящего в сказанном не видит, к нему перестанут обращаться с подобными вещами. Либо так и будут безответно шутить и выкаблучиваться каких-нибудь 10 совместных лет. Стоит же кому-то дрогнуть, как начинается цепная реакция.

Бывают, конечно, откровенные оскорбления и хамство. Но это отдельная тема.

Что же делать, если как-то все странно, все на что-то намекают, и такое ощущение, что коллеги постоянно пытаются вытолкнуть меня из равновесия?

У меня есть только один совет. Я понимаю, что следовать ему трудно, но стоит хотя бы попытаться.

Услышав что-то недоброе, надо, во-первых постараться не реагировать сразу, либо хотя бы не реагировать поспешно и слишком негативно. А потом подумать - существуют ли какие-то варианты, при которых человек это мог сказать или сделать не злостно? Может быть, он не понимает, что мне это неприятно? Может ему это в голову не приходит? А может быть он просто дурак и шутить не умеет?"

Если не получается не вовлекаться эмоционально, собраться с силами, сказать себе "он просто дурак" и дальше стараться не обращать внимания. Потому что фигня все это. Ну что с него возьмешь? Он не понимает, что творит.

Не придавать значения. Искренне, где-то там, в глубине души, научиться не придавать всему большого значения. Ну подумаешь, люди не подумав что-то несут. Неудачно шутят, пытаются быть остроумными, выливают на нас спонтанные мелкие эмоции. Что теперь, рыдать из-за каждого?
Если много-много всего, не имеющего отношения к работе и не имеющего никакого значения, просто пропускать мимо себя, нечему будет собираться в большую черную тучу.


И еще - не надо ожидать от людей того, чего мы требуем от себя.
Вот мне больше всех надо, я болею за свою фирму и ночую над заказами, но я не могу обижаться на сотрудников за то, что они не разделяют мое рвение. Некоторые работают от звонка до звонка, делая ровно то, за что им платят - и имеют на это право. Я это я - они это они. Меня научили быть вежливой - кого-то не научили. Я прислушиваюсь к сотрудникам и стараюсь щадить их чувства - другие не стараются. Я думаю над тем, как кто-то поймет мои слова, сказанные в обществе других сотрудников - а кто-то не думает. Можно сделать кому-то замечание, но если одно замечание не помогло, значит оно не лечится. Главное - не переживать.


И еще: в худшем случае надо помнить, что на этой работе свет клином не сошелся. Если совсем сил нет, надо искать другую. Если во всех так - становиться фрилансером. Да гори оно все синим пламенем - ни один конфликт не стоит нашего здоровья. Ни одна ссора и обида не стоит инфаркта. Внутренний мир дороже всего...









Tags: размышления
Subscribe
promo miumau январь 11, 15:00 4
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья, напишу тут отдельный пост о том, как я провела целых полгода на Патреоне. Я открыла свой Патреон 1 мая, соответственно в конце октября ему исполнилось ровно полгода. :-) Как я уже писала. мне там очень нравится. Там собралась тепленькая компания, из немалого количества…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 109 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →