Он никогда не хитрит, никогда не пытается что-то выкрутить, где-нибудь на границе допущенного, совсем немножко (где никто бы ему слова не сказал). И он выполняет все договоренности, даже если его не видят. Даже если совершенно невозможно проверить. Папа сказал, не разрешил что-то - например сегодня больше не разрешил смотреть телевизор. Он будет у нас ночевать, родителей близко нет, они приедут завтра. Но он сам сообщит, что ему это делать не велели, и не будет в телевизор заглядывать даже ондим глазом. Даже если интересно. Даже если другие смотрят. Ему не велели, и все.
К счастью техника шагнула - можно передачу записать, и на следующий день, когда это уже будет "легально", посмотреть.
Но вот фильм идет, бабушка произносит: "Кино до десяти, в десять выключаем и идем спать". И тут, представляете, сместилась программа ТВ, как это часто бывает, пробили куранты, а фильм не закончился. Еще пять минут. И дети смотрели фильм с змиранием, болели там за развязку, переживали. Но Самоха увидел часы, встает, выключает все и плетется спать. мама ему говорит - ну ты что, досмотри уже, там 10 минут осталось. Тогда он радостно обратно все включает и досматривает. Но без такой команды он реально уйдет спать, не узнав, чем кончился фильм. Что он при этом думает и чувствует, мы не знаем. Но делает он это как-то так смиренно, как будто других вариантов вообще нет.
При этом в нашей семье всегда варианты в таких случаях были и есть, мы не звери. Мы все понимаем, что жизнь гибкая, мир не может быть предсказуемым, с точностью до секунды, всякое бывает, у всего есть погрешность. И достаточно более или менее придерживаться договоренностей, и собранно все делать тогда, когда собирались, чтобы плюс-минус эти допустимые погрешности, всегда быть пунктуальным и надежным человеком. Но нет.
Играют, обсуждаем, что еще успеем - почитать, поиграть, и Лиза говорит: "Ну смотрите, вот сейчас половина восьмого, вы еще вот это успеете и в восемь выходим!" Вы уже догадались, что будет? Ровно в восемь (можно часы по нему ставить), Самоха будет стоять у двери, одетый, "собратый", убравший за собой все свои игрушки. сказано - сделано.
А вот сестренка его любит схитрить. Иногда прямо испытывает наши границы. Например, ей говорят, что она уже много шоколада съела и больше не надо (среди олтпы гостей), а она смотрит в глаза, улыбается, кривляется, заигрывает, и запихивает шоколадку в рот. Проверяет - ну что будут делать? Изо рта вырывать? Сильно наедут? Получается то так, то эдак. Иногда и наедут, иногда неохота большой скандал устраивать, и ей какой-то такой номер проходит. И иногда какие-то такие мелкие вещи она проворачивает за Самохин счет. И он тогда делает "за себя и за того парня", то, от чего она отвертелась. Иногда смиренно и без комментариев делает. Иногда возмущается, и видно, что ему обидно. Потому что он не может ответить тем же. Потому что ему принципы не позволяют.
А один раз совсем плохо было - она прямо подло поступила, и он разобиделся. И ему попытались сказать, что "Ну, она маленькая, она может быть пока не понимает, что так нельзя". И он тогда ооооооочень обиженно сказал: "Я в ее возрасте уже прекрасно понимал и так не делал". Вот было первое большое разочарование у него. А мне было его очень жалко. Я с ним тогда попробовала поговорить "по-взрослому". Но в общем-то выводы, которые надо делать из таких историй - не радостные никогда. Он с этим встретится еще в жизни.
И вот хочешь ведь, чтобы ребенок у тебя был честный, сговорчивый, надежный. Но иногда прямо так и хочется сказать: "Ну не до такой же степени!" :-)
P.S. Некоторые считают, что он такой, потому что мы его как-то "зашугали". Это неправда. Его никогда никто не стращал ничем, жуткую строгость не разводил, мы сами не живем по таким супер четким правилам, и себе и другим вполне даем поблажки. Не судим строго какие-то неточности. ни у кого у нас таких психозов и неврозов нету, чтобы "шаг в сторону - трагедия". И все остальные ведь не такие. Хотя пунктуальные и аккуратные, да, но не так. Это просто характер такой. Давида тоже никто не терроризировал, и он тоже сам такой.
Journal information