А мне захотелось возразить. Не скажу, что я всегда была прямо образцом уверенности в себе, и что самооценка моя была совсем непоколебимой. Но у меня все было довольно стабильно, и очень много всякого бреда я опознавала, как таковой. Тем не менее, когда в первый раз у меня такое случилось, я не то чтобы сразу все поверила. Но я очень сомневалась. И это случилось по той же причине, по которой все остальное в этих конкретных отношениях пошло наперекосяк: я своего спутника жизни измеряла своими морально-этическими нормами. И только гораздо позже сообразила, что они у нас просто разные. Я была и про его поведение уверена, что это "не то". Т.е. вот некоторые вещи были похожи на откровенное вранье, нежелание что-либо делать, просто потому, что можно не делать и другие же охотно за тебя решат все твои проблемы - так зачем шевелиться. И.т.д. И когда я задавала об этом вопросы, мне говорили, что нет, да ты что! Ну как же! Ну кто же так делает? Ну кто же так мыслит? Нет. просто миллион проблем, которые сейчас реально мешают взяться за дело (а взяться очень хочется). Вот как только они закончатся, так сразу.
И мне было легче верить в эту более оптимистичную версию, потому что она совпадала с моей картиной мира. Помните, я писала, что если быя, будучи здоровым молодым человеком, просто пять лет нигде не работала и не зарабатывала бы ни единой копейки денег, я бы с ума сошла. Просто от страха. Что если завтра у всех родных и близких пропадет охота меня кормить и одевать, я окажусь на улице. И что я ни в какой трудовой рынок не впишусь больше. И я была уверена, что се такие. Если я из-за чего-то не могу есть и спать, потому что оно меня так беспокоит, то у всех наверное так. А потом оказалось, что другие спят преспокойно, и все нормально. А мне просто в голову не приходило, как это.
И с газлайтингом - то же самое. Мне просто в голову не приходило, что своему спутнику жизни можно говорить "тебе кажется", про вещи, которые не кажутся! И еще (зная, что он прав, а ты - врешь) приговаривать, что "ты вообще с ума сходишь, может быть тебе к психиатру сходить, раз тебе такое мерещится".
Это, наверное, очень наивно. И инфантильно. но я очень долго жила по принципу: "Если я что-то не могла бы сделать с близким человеком, то и он ведь наверное не может". Или "Если я что-то считаю ужасным поступком, то и остальные так же. До некоторых реально только в очень зрелом возрасте доходит, что некоторые, живущие совсем рядом, спокойненько могут делать то, что тебе кажется невозможным, ужасным, недопустимым, подлым и гадким. А они, оказывается, могут. Не моргнув глазом.
Поэтому люди верят в газлайтинг. Потому что они не могут поверить. что родной человек им ТАКОЕ вот так с уверенность говорит, не дрогнув. И еще - потому что в их морально-этических нормах прописано, что, если ты с кем-то уже связал свою жизнь, то ты ему доверяешь, это - твой внутренний круг, это - "свои", тут такого ужасного всего случаться не должно. Это правило ломается, если люди слишком поспешно с кем-то соединяют свою жизнь, не познакомившись поближе. Или просто, когда кто-то один попадает в совсем сложную ситуацию, и от большого страха, или просто от нежелания столкнуться с большими разборками и скандалами, вдруг начинает как-то невероятно врать и выкручиваться. Только позже начинаешь понимать, что от такого вообще никто не застрахован, даже если быть рассудительным, и не съезжаться ни с кем через пять минут. И если что-то кажется странным, надо просто первым делом пытаться снять все шоры, и пробовать взглянуть на все под самым широким углом, какой - только на ум приходит. И расспрашивать так же. :-)
Мне вот очень понравилось, как у одних знакомых мама трех девочек-подростков действовала. Поняв, что у кого-то из девочек проблемы, сразу начинала допрос со всего самого страшного: "Кто-нибудь кого-нибудь убил? Кто-то умер? В больницу попал? Кого-то побили? Изнасиловали? Кто-нибудь кого-нибудь родил? Забеременел? Материальный ущерб в сотни тысяч евро нанесли? Что еще?" :-) И когда однажды одна из них правда забеременела, раньше, чем хотелось бы, это в этом допросе было уже каким-то пятым пунктом по списку, после трупа и прочих вещей. И когда девочка в ответ на это ключевое слово проскулила: "даааа" мама сказала "фух, ну слава богу, хоть никто не умер".
Ну я к тому, что это не только с детьми и подростками бывает. Ну мало ли. Убил, вляпался, совершил, с перепугу еще ту и другую глупость добавил. Нового ребенка сделал. Польстился, потом пожалел, а там начали шантажировать, угрожать, вымогать. Ну мало ли. Бывает. У всех бывает, и неправильные спонтанные идиотские реакции, которые приводят к еще большим проблемам - тоже бывают. И стыдно сказать бывает. И последующие враки, и еще большие враки - тоже. Поэтому, прежде чем усомниться в себе на ровном месте, стоит задуматься, что интересного могло произойти на другой стороне. Потому что могло произойти что угодно.
Journal information