miu mau (miumau) wrote,
miu mau
miumau

Category:

Панически боюсь преподавать, а надо

Здравствуйте, Яна.
Спасибо вам за интересный журнал, замечательную рубрику и возможность задать вопрос.
Меня позвали преподавать. Это престижное дорогое заведение. Я сама там училась и представляю атмосферу. Это не кружок для удовольствия, там сложно, напряженно, интересно. На курсе учатся взрослые люди. Они талантливы и амбициозны, сами за себя платят, знают что хотят, не терпят халявы и требуют результаты, на них сыплется очень много задач в сжатые сроки и нервы у всех на пределе.
Это очень узкая область, а я хорошо знаю предмет, сама училась по этой программе, к тому же есть боле углубленное образование и практика по этой теме. Знаю что почему, могу объяснить и рассказать.
Преподавать там интересно, престижно и это хорошая строчка в резюме. Но меня охватывает панических страх даже при одной мысли об этом. Я интроверт, карантин это подтвердил.



У меня есть опыт публичных вуступлений, но это были презентации своих проектов. Первые попытки были ужасны, я проанализировала и изменила подход. Раз само собой не получается и говорение мое слабое место, то я стала делать презентации и упор не на рассказ, а на картинки и схемы в них. На выступлениях я не чувствую себя, в голове мантра «только не паникуй», внутри ожесточенная борьба, нутро вопит: « скорей закончи и беги». Чем меньше картинок, тем я больше пропущу, проглочу и скорее закончу. Спасают подробные презентации и заранее заготовленный текст, разбитый на короткие смысловые отрезки, которые можно сократить в момент трусости и никто не заметит. После выступления есть время вопросов, тогда я стараюсь отвечать заготовленными ответами, иначе от страха я забываю слова.
Когда я смотрю выступления в записи, я вспоминаю где меня охватил страх и что я пропустила и не сказала и на сколько это могло быть лучше. Я вижу свою скованность, как дрожит голос, как я отодвинула микрофон, меня заклинило и я его так и не предвинула. Потому, что если бы я дальше разбиралась с микрофоном, то запаниковала бы и уже ничего вообще не смогла бы. Прошу друзей оценить, они говорят, что я нормально выступаю, не звезда сцены, но как специалист я четко, по делу, внятно и понятно выражаю мысли, без предыханий и красивых жестов, но все что надо показала. А микрофон не одна я отодвинула.
А я то знаю, что я там на грани превращения в столб.
На рабочих совещаниях я чувствую себя свободно, все знакомы, нормально соображаю и говорю, в слух могу перебирать подходящие слова, шутить, моим мнением интересуются. Коллеги говорят, что я располагаю к себе, друзья любят меня послушать.
И я бы построила все преподавание на презентации. Но предмет подразумевает мало теории и много живых схем и практики. Я рассказываю теорию, потом рассказываю практику, потом там в реальном времени показываю (надо сделать сложное аккуратно на глазах у всей этой серьезной публики), а потом все должны повторить, а я им помочь и подсказать. Я представляю как каждому помочь, чтобы получилось, как самой сделать, как рассказать теорию по презентации, но меня захлестывает волна ужаса как рассказывать практику. Это надо рассказывать свободно и легко, как река, а показывать, основываясь на отклик аудитории. Люди там с совершенно разной подготовкой, кто-то умеет хорошо и нужны одни моменты, ктот-то вообще впервые видит и надо объяснять иначе. Это не получится заготовить заранее, надо реагировать на людей и на ходу менять подход. Как в этот момент не унестись на волне страха? А дальше надо самой сделать сложное, а я под столом и руки трясутся. И этапы занятия передвинуть между собой нельзя.
Спасибо, что прочитали.

***

Здравствуйте!
Я тут вижу глобально только два выхода. Либо вы сдаетесь и отказываетесь преподавать. Потому что душевный покой дороже. Либо вы пытаетесь эту проблему решать.

Решать ее тоже можно и нужно двумя разными путями. Во-первых - надо пытаться разобраться, что именно вас пугает. Вот вы написали, что на каких-то там презентациях у вас все нормально, вы разговариваете и показываете и.т.д. А перед аудиторией у вас ступор. Вот это - очень хорошее начало. Потому что тут можно начинать искать "10 отличий". Что вас пугает в одной ситуации, чего нет в другой? Выявлять эти факторы, и прицельно работать с каждым. Для всех таких вещей есть куча всяких подстраховок, запасных выходов, вариантов, которые можно массово заготавливать на случай беды.

Во-вторых - разбираться, какие психологические факторы (страхи) вас душат, и пытаться изменить к ним отношение. С помощью логики и разумных доводов.

Я вот как-то писала уже, что я миллион раз выступала перед людьми, с детства. Могла говорить перед любой аудиторией, и никаких проблем не было. А потом я оказалась в ТВ студии, и рухнула - у меня была паника, меня трясло и.т.д. Позже я анализировала эту ситуацию, и поняла, что меня "убили" две вещи. Во-первых нам перед выступлением очень настойчиво внушали, что надо строго уложиться со своей речью в некое время. И это было не очень много минут, но и не так мало. И строго. И это оказалось дико сложным для меня, потому что я умею говорить "подольше и побольше", или четко две заготовленные фразы, и все. А между этим, и супер четко во времени - нет. Второе - нам сказали, что нельзя выступать "по бумажке". В общем, я заготовила некую речь, которая четко умещалась в нужное время, и практически учила ее наизусть. И вышло ужасно. Она была слишком длинная, чтобы запомнить всю. Я отчаянно пыталась хотя бы запомнить, из каких блоков оно состоит, чтобы никакую часть не забыть. И я тренировалась говорить точно нужное время. Выходило то сильно меньше, то сильно больше. В общем, это была слишком сложная задача и стресс оказался просто невыносимым. В итоге я увидела, что многие другие ораторы проговорили лишних сколько-то минут, и никто их не съел. А еще многие записали себе ключевые слова, и спокойно подглядывали в свои шпаргалки. А одна женщина просто все записала и прочитала с листа, и ей тоже никто ничего не сказал. Ну ей так удобнее и все. И выяснилось, что все это можно было сделать иначе, просто я никогда с этим не сталкивалась, не знала, что именно можно или совсем нельзя и.т.д. Потом поняла, что будь у меня второй шанс, все было бы иначе.

Но, самое главное - я проанализировала и точно поняла, в чем проблема. Что вызвало у меня такой зашкаливающий стресс. Тогда можно с каждым таким фактором прицельно работать. С одной стороны - убеждать себя, что рамки не такие строгие, как вы себе представляете. И не надо так бояться. С другой стороны - если вы знаете свои слабые места, можно подстелить 33 соломки везде, чтобы вам было спокойнее.

Попробую погадать (может быть я угадаю, а может быть совсем нет, но я попытаюсь объяснить принцип). Допустим, вы боитесь, что вам надо прочитать лекцию длиною в час, или как-то развлекать народ час, а вы все забудете, или слишком кратко скажете, и через 15 минут вам станет не о чем говорить. К этому можно приготовиться разными способами. Можно для начала вообще записать все, что вы хотели сказать, и читать с листа. Имеете право. Каждый преподает, как ему удобно. Мало ли - вы вот наилучшим способом сформулировали, и хотите не забыть все, что вы там проработали, поэтому просто читаете то, что приготовили. Если у вас будет что сказать по поводу многих вещей, но вы боитесь, что половину из них со страху забудете - можно написать себе на листе тезисами, о чем вы хотели поговорить.

А еще - вы там все живые люди, никто вас не судит, не будет бить или убивать, если вы что-то сделает как-то по-человечески и не совсем линейно. Я вот преподавала много раз. И часто было так, что я про что-то поговорила, а потом вспомнила, что я про это что-то еще отела сказать. И я так и говорила: "О! Мы вот это вроде закончили, но я вспомнила, что я вот это еще хотела рассказать". И дорассказывала то, что забыла. Ничего страшного. Просто, если эта тема уже прошла, надо обозначить, к какой это теме относится, чтобы студенты могли это в своих конспектах отметить.

Или вот ваши сомнения по поводу того, что студенты бывают разные. Одни все знают, другим надо все объяснять "с нуля". Тут я бы просто сказала, что если кто-то уже опытный, то очень хорошо. Но для тех, кто вообще не знаком с темой вы будете все рассказывать в подробностях и с нуля. Надеетесь, что более продвинутым не будет слишком скучно. И, того глядишь, даже для них может быть найдется что-то новое. И рассказывайте во всех подробностях, как вы считаете нужным, весь материал, который считаете важным! Я сама сто раз бывала на курсах, где я много процентов знала, и понимала, что я нам нахожусь ради каких-нибудь 20%, которые я не знаю и ли не умею, а это - важно. Ничего страшного. Это вообще не ваши проблемы.

Про практически задания и демонстрации - их тоже можно четко спланировать. Прямо что за чем, что будете делать, что в каком порядке показывать. Это ваше занятие, ваш план, вы все строите, как считаете нужным. Доносите до людей информацию в таком порядке, который считаете удобным. Планируете всю вашу часть, которую вы делаете, прямо подробно, что за чем будете делать, что именно, в каком объеме и.т.д. И делаете. А всякое там живое общение с аудиторией - потом. Можно прямо четко разделить, что вот до такого момента вы делаете как задумали, все молчат и слушают. Потом они делают, а вы помогаете.

Если вы боитесь, что как-то времени окажется мало, а заданий не хватит - задумайте сколько-то дополнительных вещей, которые вы можете показать, если вдруг времени хватит. (А если не хватит, студентам будет жаль, ну ничего не поделаешь.) :-)

И дальше в том же духе. Если вы боитесь конкретно этой аудитории - разбирайтесь, чем она вас пугает? Они имеют (по вашему мнению) какую-т власть над вами? Это имеет какое-то очень больше значение, понравится ли им ваш метод преподавания? Вы очень боитесь показать перед ними ваши слабости? Вот с этими мыслями и работайте. Напоминайте себе, что ваши страдания им большей частью не заметны, и что они (как все) в основном заняты собой, и решают свои вопросы.
Если у вас какие-то проблемы с их выдуманной важностью - представляйте их всех голыми. :-)

Если вас пугает размер аудитории - надо с этим работать. Придумывать разные логичные и разумные варианты, почему это не имеет никакого значения. и может быть для вашей работы - чем больше, тем лучше. Найдите преимущества в том, что их много. (Больше разных вариантов увидите, будет на чем учиться и подбивать статистику.) Если смущает, что их мало - наоборот, думайте о том, что так больше возможностей поработать с каждым лично.


***

Ну и про "менять отношение". Вот я уже упомянула, что ваши терзания, вероятно, никто особо и не замечает. Просто потому, что людям нет до вас дела, все заняты собой. Со всеми остальными страхами можно работать так же. С помощью таких же доводов. Боитесь, что сделаете плохо? У вас нет для этого обоснования. Вы свое дело знаете, и вас позвали преподавать, потому что другие это тоже знают. Вы боитесь, что презентация будет не достаточно лихая? Так вас не на сцену Большого Театра звали выступать. Вы не артистка и никому не должны феерическое шоу. Донесете свои знания понятно - вот и спасибо. Боитесь не уложиться в какое-то время четко? Так никто не укладывается. Иногда времени остается слишком много - так пусть студенты сами работают. Самостоятельной работы много не бывает. Если мало осталось, так и скажите - ой, так много всего хотелось рассказать, жаль времени мало осталось. Давайте быстрее пробовать что-то, чтобы я могла начать вам помогать. Но в целом вам все равно еще придется тренироваться самостоятельно. Либо сказать, что раз практика нужна - на следующем занятии (часе, неделе) что-то укоротим, чтобы это наверстать.

Если вы абстрактно боитесь, что "потерпите фиаско", надо напоминать себе, что такого вообще не бывает. В таких ситуациях не бывает "все или ничего". Ну, провиснет тут - зато как красиво рассказали там. Не успели - успеете в следующий раз. Мало подготовили - в следующий раз принесете больше. И вообще - идеальная образ вашего преподавания существует только в вашей голове. Что другие от вас ожидают - существует только в их головах, и вам все равно не видно. Вот и делайте свое, анализируйте спокойно, подкручивайте и улучшайте потихоньку.

Знаете, даже если вы однажды там совсем растеряетесь, сбежите из зала или разрыдаетесь - даже это фигня. Дабожемой, и такое люди видели. Скажете, что по личным причинам, не обращайте внимания, продолжаем занятие. Если вы такой развязки очень боитесь, пытайтесь прорабатывать ее в вашей фантазии, пока она не перестанет вас пугать. Заготавливайте, что вы скажете, если совсем замрете. Напишите на бумажке, и положите себе рядом в папочке, на всякий пожарный случай. И в случае беды загляните туда и произнесите ту спасительную фразу, которая там написана.

Нуи неизбежное привыкание будет наступать. С каждым раундом. Просто напоминайте себе, что скоро станет легче. Скоро станет легче. Потому что нервная система ко всему привыкает. И к этому привыкнет. Ваш мозг в чем-то там видит опасность. А вы каждый раз будете оттуда выходить, не умерев и не покалечившись, и мозг будет заучивать, что ничего там опасного нет, так и привыкнете.
Удачи вам! :-)

Tags: вопрос-ответ, вопрос-ответ-2020, вопрос-ответ-профессия, вопрос-ответ-психология
Subscribe

Posts from This Journal “вопрос-ответ-профессия” Tag

promo miumau январь 11, 15:00 4
Buy for 100 tokens
Дорогие друзья, напишу тут отдельный пост о том, как я провела целых полгода на Патреоне. Я открыла свой Патреон 1 мая, соответственно в конце октября ему исполнилось ровно полгода. :-) Как я уже писала. мне там очень нравится. Там собралась тепленькая компания, из немалого количества…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →