Начинается это, конечно, с того, что в Германии ребенок не может заработать денег сам, без письменного разрешения родителей. Родитель решает, разрешает, и распоряжается. А хочешь, чтобы распоряжался не родитель - добивайся того, чтобы у родителя забрали родительские права. Но тогда назначат другого опекуна, который будет решать. И так - пока 18 лет не стукнет.
При этом, например, родители не имеют права лишать ребенка свободы. Т.е. закрыть дома и не выпускать, например. Поэтому, если подросток уходит из дома жить на улицу, ничего сделать нельзя. Отсюда и берутся подростки, которые просто ушли, и бомжуют, потому что дома с родителями никак не сложилось. Их нельзя силой вернуть домой. т.е. можно Но когда они снова захотят уйти, надо выпускать.
Но я опять отвлеклась. Можно что-то забрать у ребенка в воспитательных целях. например, родители пытаются обозначать границы дозволенного. Приучают ребенка не только к правам, но и к обязанностям. Запреты, обязанности и границы должны быть. У детей - тоже, с этим все согласны. Насколько строго расставляются эти границы - индивидуально.
С одной стороны, понятное дело, нельзя перегибать палку, и вредить здоровью. Рукоприкладство - тоде нельзя. И еще нельзя оскорблять детей, унижать, специально травмировать их тонкую душу. Вот тут и начинается тонкая грань.
У меня тут некоторые написали - а как узнать, они в воспитательных целях отняли смартфон, или чтобы ее унизить? А если у всех в школе есть смартфон, а у нее - нету. И все над ней теперь смеются. Или она оказывается исключенной из социальной жизни. Это - не жестокое травмирующее обращение? Можно сказать, что да. Но как это докажешь (и кому доказывать)? А вот пол помыть ребенка попросили - чтобы он в доме помог, или чтобы его унизить? А вдруг этот конкретный ребенок ощущает мытье полов как что-то унизительное?
Многие скажут, что "чувствуется же эта граница, ты ведь понимаешь, когда ты просто отчитываешь ребенка за вредное поведение, а когда оскорбляешь его, и переходишь на личности". Но на самом деле ничего тут не очевидно. Особенно с учетом того, что у разных людей разное восприятие мира. Что одному - пустые неважные слова, для другого может ощущаться как конец света.
И еще интересно - доводилось ли правда каким-нибдуь детям судиться со своими родителями, и добиваться того, чтобы их от родителей забрали, потому что родители унижают и оскорбляют? Теоретически это возможно. В Германии так - обращаются дети в соответсвующую контору, говорят. что не хотят больше жить с родителями. Проводится там расследование и разговоры. И если помирить не удается, ребенка забирают во что-то вроде детдома (или для детей постарше - в специальную общагу). И все, они больше не живут с родителями. Правда надо сказать, что за них там отвечает социальный работник. и там режим раз в 10 строже, чем дома. Иначе невозможно было бы за ними уследить. Но если с родителями правда так плохо и ужасно, и в такой общаге - лучше, то пожалуйста. Но мне кажется, что на такие меры идут только дети, у которых дома пьют, бьют и все такое. А когда унижают и оскорбляют - просто терпят до 18 лет, а потом остаток жизни ходят к терапевтам, и не могут простить.
Journal information