miu mau (miumau) wrote,
miu mau
miumau

Categories:

Мало что приходит изнутри

Под постом про нехочух, которые никак не придумают, чем хотят заниматься, многие оставили комментарии. что вот они - так и не нашли ничего, или их дети не нашли. И я некоторым задавала вопросы, потому что мне интересно, что люди пробовали, и как оно было. И вот произошел у нас короткий диалог, где я предложила попробовать тест по профориентации и еще что-то. А мне читательница ответила, что "нет, это все не то, я бы хотела, чтобы что-то свое вот пришло изнутри, как у вас".

Это у меня-то -"изнутри"? Я выросла в семье художников мама была именно иллюстратором, иллюстрировала журналы и книги. Полный дом материалов для рисования и рукоделий, огромная библиотека книг по искусству. И куча людей, которые у нас дома с горящими глазами рисовали, клеили, красили, что-то пробовали. И мне все давали попробовать, с самых ранних лет. Папа доверял мне и резаки для линогравюры, и выжигалку, и шелкографию и офортный станок.



А бабушка писала, и постоянно вовлекала меня в работу с текстами. Когда она брала меня в путешествия, велела писать домой письма, причем не на два абзаца, а длинно. Рассказывала, как раньше было принято, что если кто-то в семье путешествует или набирается какого-то опыта в далеком месте, такие люди слали письма домой, и их зачитывали всей семьей. И мне постоянно ставилась задача - написать так интересно, чтобы интересно было зачитывать всей семьей. Если вдруг у меня возникал порыв что-то написать, бабушка проявляла живой интерес, заставляла меня доработать свое произведение до какого-то более законченного состояния. Потом слала в газеты, про которые знала, что там публикуют присланное творчество юных читателей. Когда публиковали - вырезала из газеты, и подклеивала в мою папку с публикациями.

А мама все время шила какие-то очень красивые вещи. Я недавно болтала со своей сестренкой, и она вспомнила, как моя мама сшила ей юбку, как у принцессы - 30 лет прошло, а дети не могут забыть красоты, которые моя мама нам шила. А я все время сидела рядом с машинкой (ждала, когда наконец будет готово очередное творение, и я смогу его надеть), и таким образом заучила весь процесс сшивания всех вещей. А раскладывать по полочкам информацию и анализировать свой опыт я научилась и полюбила, потому что постоянно приходил в гости брат моего отца, и я проводила много времени с его детьми. И они были такими - аналитиками, математиками. И я очень любила своего двоюродного брата, мы ровесники, но он всегда разбирался в тех самых вещах, которые мне трудно давались. И он часами мне терпеливо объяснял и рассказывал. Как собирать и анализировать факты, как делать из собранного выводы, которые имеют отношения к реальности. Как вся эта собранная информация, когда ее накапливается некоторое количество, предстает перед человеком, в виде цельной картины. И это уже не просто куча записей и фактов, а прямо красивая такая картина, что было, что стало, и что из этого следует. Я слушала, как он все вот это рассказывал, так яростно и самозабвенно, и начала тоже понимать красоту всех этих вещей, и по-своему полюбила. Я потом схватилась за более простые модели, вроде того, что Любищев делал. Но вынесла из детства вот это чувство - что ориентируешься в собственных делах, и это прибавляет ощущения контроля над ситуацией. Просто от того, что больше знаешь и помнишь, что было, что стало, чего это стоило. Как-то правильнее видишь и оцениваешь любое происходящее.

В общем, все, на что я сейчас живу, кто-то мне показывал с детства. Причем каждый показывал свое - с горящими глазами, увлеченный своим делом. Каждый это свое дело очень любил, и знал как показать от него самое вкусное. И знал, как радоваться успехам, и мне показал.

И на них это все тоже не с неба попадало. Моя бабушка была тем человеком, который мог один раз объяснить какое-то правило русского языка, так, что никогда больше не ошибешься, и не засомневаешься. Ее отец был директором гимназии, и он преподавал русский язык, и очень это дело любил. Он периодически устраивал диктанты для преподавателей, и собирал их так, чтобы даже профессионал на каждой строчке 10 раз сомневался, как там правильно. В русской грамматике миллион подлых и коварных исключений. И писать бабушка научилась от отца. И рукодельничать - от мамы. А на папиной стороне были дед-фотограф и дядя-кинорежиссер. И мой папа с ранних лет мог во сне рассказать всю "химию" - как проявлять фотографии, и даже - как заготавливать пластины для старых фотокамер. И его дед в свое время пытался сам организовать народный театр, и делал потрясающие коллажи.

А мама, вроде как, выросла в райцентре, и там все были далеки от искусства. Но ее отец был гончаром, и все время лепил и красиво расписывал свою посуду. А еще мама в какой-то момент заболела шитьем кукол, потому что кто-то из родственников показал ей сшитую куклу, у которой были взрослые и красивые пропорции. И мама поняла, что, научись она это делать, могла бы заиметь любых кукол, о которых ей всю жизнь мечталось. И она там в детстве потом целые миры выстраивала вокруг этих кукол. Понятно, что у нее была какая-то особенность психики, благодаря которой именно это в ней отозвалось. Но даже там, в дремучем райцентре, ее творческие порывы взялись не "с неба", а часто от того, что она где-то что-то увидела, и ей тоже так захотелось.

Я это к тому, что да, частенько наш разум выдает какое-то собственное решение, желание, какой-то порыв. Но, если хорошо подумать, мало что (или ничего?) из этого не берется "с неба" или на 100% "изнутри". Есть же теория про 50 импульсов извне, которые должны прийти к человеку, прежде чем ему чего-то захочется.

Для тех, кто не помнит - теория была такова, что человеку нужно получить около 50 импульсов извне, которые как-то вызовут интерес к какому-то дело, или желание "тоже так делать", или вообще желание как-то этим поинтересоваться, интерес вызовут, эмоцию. И когда этого собирается достаточно много, интерес становится настолько большим, что человек идет и делает, или пробует, или записывается и.т.д.

Потом эту теорию немного модифицировали, и пришли к тому, что иногда достаточно и 10 импульсов, если они достаточно сильны, и падают на благодатную почву. А иногда некоторым их надо сто или двести. Но в целом механизм примерно такой.

И да, конечно может показаться, что у человека "само появилось", если эти 50 импульсов, а может целая тысяча, вошли в него еще до того, как он научился ходить и говорить. Как оно, вероятно, произошло со мной. И со многими другими. Посто у меня это было со всех сторон, и с рождения, вот и все.

Но это не отменяет того, что импульсы были. И, если у кого-то их не было с детства, их можно попозже собрать. Самостоятельно, и по собственной инициативе. Смотреть в интернете на то, как люди что-то делают. Как пишут и рассказывают о своих бизнесах и работах. Слушать подкасты, смотреть на то, что люди производят. И может быть что-то из этого внутри отзовется. А когда оно отзовется 50 и 100 раз, может быть созреет желание попробовать.

Когда я опровергла это "изнутри", и написала, что у меня было очень много мотивации снаружи, она обиженно написала, мол "ну я рада за вас". А я собственно хотела сказать, что может быть это просто ошибочная стратегия - сидеть и ждать, когда что-то такое внутри запоет, и чего-то попросит? Может надо искать и набирать этих импульсов снаружи, чтобы они подтолкнули эти внутренние процессы? А ьез этой внешней подкормки - может внутри ничего не рождается, и это закономерно?

Я за то, чтобы искать не внутри, а снаружи. Снаружи всего больше. А наш мозг всего лишь постоянно перерабатывает все, что поступает снаружи. На этом можео построить свое собственное мнение, и вообще целый свой внутренний мир. Но изначально большая часть материала берется снаружи.

Tags: размышления, творчество
Subscribe

Posts from This Journal “творчество” Tag

  • Нелюбимые картинки

    Вот все думают, что моя мама - вся такая из себя - "состоявшийся художник". А у нее тже есть (на ее взгляд) творческие неудачи. Недавно обнаружила у…

  • Труп врага

    Когда-то в детстве мой сын увлекался комиксами. И сам рисовал комикс с продолжением. Вообще он рисованием, как таковым, не интересовался особо, но…

  • И кстати про операторскую работу

    Вот только я написала тут пост про операторскую работу. И позвала меня подруга снимать. Меня иногда тренеры просят записать их, как они танцуют…

promo miumau january 28, 15:00 8
Buy for 100 tokens
Я тут в конце года обиженно отказалась подводить какие-либо итога года, потому что ощущение от года было какое-то тоскливое и тяжелое. И меня всю дорогу преследовало ощущение, что я не сделала ничего. Нет, я все время что-то делала. Местами даже умудрилась ощутить выгорание, и иногда было ощущение,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 194 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “творчество” Tag

  • Нелюбимые картинки

    Вот все думают, что моя мама - вся такая из себя - "состоявшийся художник". А у нее тже есть (на ее взгляд) творческие неудачи. Недавно обнаружила у…

  • Труп врага

    Когда-то в детстве мой сын увлекался комиксами. И сам рисовал комикс с продолжением. Вообще он рисованием, как таковым, не интересовался особо, но…

  • И кстати про операторскую работу

    Вот только я написала тут пост про операторскую работу. И позвала меня подруга снимать. Меня иногда тренеры просят записать их, как они танцуют…