miu mau (miumau) wrote,
miu mau
miumau

Category:

Нужно ли уметь строить из себя хитрую лисичку и не говорить ничего по делу?




Яна, добрый день!

Спасибо за возможность обратиться. Уже несколько раз вы и ваши читатели выручали меня в своей рубрике «вопрос-ответ». И вот я в очередной раз хочу обратиться к коллективному разуму.

Вопрос, наверное, сформулирую следующим образом: насколько это действительно важно уметь давать обтекаемые комментарии по ситуации и почему? Уточнение: вопрос касается исключительно работы и рабочих отношений между коллегами и между начальником и подчиненными.



Поясняю: я по натуре человек достаточно прямой, проявляется это, как правило, не в том, что я всем говорю, что думаю, в лоб, а в том, что не имею привычки юлить и уходить от ответа, когда ответ неприятный, или я не знаю ответ вовсе. Но вот уже второй руководитель говорит мне, что мне надо научиться включать режим «хитренькой лисички» (цитата), что в рабочих ситуациях попросту означает, что ты очень вежливо и долго человеку что-то пишешь и как бы намекаешь каждым своим словом на что-то совершенно другое. И вроде бы и ответил, но что ответил – понимай, как хочешь.

В общем, давайте несколько конкретных примеров рассмотрим, чтобы лучше было понятно, о чем я веду речь.

Ситуация №1 – самая, наверное, распространенная и случавшаяся со многими. Это когда ты хочешь на работе развития какого-то или повышения, и твой начальник вместо того, чтобы по-честному тебе сказать, что это невозможно в принципе или сказать «думаю, что возможно, но не могу сказать, когда, но давай обсудим, какой срок ожидания для тебя приемлем» начинает как раз-таки «включать режим хитренькой лисички» и что-то тебе говорить, и обещать, и «давай посмотрим», и «это от тебя зависит» и т.д. Я понимаю, что есть наверняка такие варианты, когда начальник просто боится потерять специалиста. Но ведь потеряет-то при любом раскладе! Только при честном разговоре с человеком можно договориться о том, что тот отработает еще условно полгода, а при втором – человек отработает те же полгода, закормленный завтраками и обещаниями по самое не хочу, и уйдет уже сильно обиженный, и может какой-нибудь важный проект бросить на середине (и будет не так уж и не прав, кстати), да и работать он в таком подвешенном состоянии вряд ли будет с полной самоотдачей. Ну не лучше ли сразу честно сказать «нет»? Я сама была в такой ситуации, ушла потом из этого места, правда, дела завершила и передала. Знаю, что они потом еще несколько месяцев испытывали, скажем так, определенные трудности, связанные с моим уходом. Но если честно, кроме злорадства никаких человечных чувств по этому поводу не испытала.

Ситуация №2 – не со мной случившаяся, но в тему. Инженер и менеджер по продажам едут на встречу с потенциальным клиентом. Когда клиент завершает рассказ о проекте, который хочет сделать, инженер говорит, что очень жаль, но выполнить этот проект компания не может по ряду причин: нет оборудования, нет надежных поставщиков, нет опыта проведения таких проектов и т.д. После встречи менеджер по продажам да и вышестоящее руководство говорят ему, что так прямолинейно клиенту отвечать нельзя, и что на все вопросы ответ должен быть «да-да, конечно, мы сможем». Фирма берется за проект, ответственный – инженер. Но вот только по ходу проекта всплывают как раз те самые риски: оборудования нет, те запчасти, которые приехали – говно, и чем заменить – непонятно, рабочей силы нет. Клиент топает ногами и кричит, инженер вырывает волосы на голове, менеджер по продажам в шоколаде – он же в проект влез? Влез. Прибыли от проекта никакой практически, вся она тратится на устранение косяков в этом же проекте. Сроки сорваны в хлам. Вот что компания от этого получает? Да ничего. Я еще понимаю, был бы клиент уровня Газпрома, можно было бы красивую строчку на сайт в раздел «Наши клиенты» добавить. Но там совсем-совсем не Газпром. Выходит, и тут честное отношение лучше, чем «хитренькие лисички».

Ситуация третья, собственно, и побудившая написать письмо. Есть проект на моей работе, в котором участвуют несколько отделов в том числе и мой. Главным в этом проекте является региональный директор (РГ), т.к. это в ее магазине будет проходить акция, а мой отдел просто оказывает поддержку (маркетинг, если что). И вот я по своей части переписываюсь с ней, с ее сотрудниками, мы пытаемся вместе придумать какие-то условия, чтобы было и не сложно, и юридически правильно. Но тут меня посещает один вопрос: мы такие умные, придумываем тут на бумажке акцию с подробностями, говорим, что дата старта через три недели, а магазин-то готов к акции с технической точки зрения? Это же нужно, чтобы нам айтишники прописали алгоритмы всякие, чтобы ПО установили на кассы, чтобы все работало корректно. Я задаю это вопрос, они (я так подозреваю) все хлопают глазами и открывают рот, потому что кто бы обо всем этом думал. И не находят ничего более умного, чем попытаться переложить ответственность за все это на меня, во всяком случае в следующем письме уже спрашивают, а когда я пойду к IT решать все эти вопросы. Я пишу ответ, стираю, переписываю вежливыми словами, но достаточно прямо, из серии «решение данных вопросов находится на вашей стороне, мне встреча с IT не требуется, т.к. я занимаюсь тем-то и тем-то», перед отправкой показываю начальнику, и он полностью переписывает мое письмо, как раз таки аргументируя это тем, что я пишу слишком жестко, а надо «хитренькую лисичку» (у меня уже глаз дергается от лисичек!). И то, что он пишет, великолепно и политически корректно (если что, у меня начальник заечка, я очень его уважаю), но из этого письма не понятно абсолютно, что мы этой работой заниматься не будем, давайте-ка, коллеги, включите мозги и сделайте вашу работу сами. Вот лично я бы не поняла, что это такое тактичное возвращение шайбы на противоположную сторону поля. Подозреваю, что перекидывание ответственности продолжится, да, глядишь, так где-то и заглохнет вообще, вместе с проектом. Поработали, называется =)

При этом еще раз хочу обратить внимание, что я не то чтобы прямолинейна, как чугунная болванка. И конечно же понимаю, что то, что мне, допустим, не нравится и кажется неправильным, кому-то может быть вполне правильно и зашибись. И обратную связь людям тоже не надо давать из серии «говно сделал», а сказать, что может быть, сюда просто не совсем подходит, хорошо бы подошло вот сюда, а еще мне очень нравится, как ты детали красиво оформил, и что-то в этом духе. Но вот может мне кто-нибудь про эти три конкретные ситуации сказать, чем плохо быть прямым и честным? Это же работа, на работе результат, как правило, требуют. А все эти реверансы результат, выходит, только ухудшают в перспективе, либо вообще глушат.

Кстати, сейчас подумала по ситуации №1, что врать человеку и обещать с три короба еще плохо тем, что профессиональный мир – он маленький, и скорее всего еще выпадет вместе поработать. У меня сейчас в компании такая история: текущий начальник одного сотрудника – его бывший подчиненный. Забавно, правда? Взрослые уже дядьки, за сорок обоим. Судя по всему нормально расстались в прошлый раз, так как в хороших отношениях. А что если бы один другого вот так за нос водил?

В общем, Яна, нужна помощь зала =). Спасибо вам огромное за рубрику, котикам привет!

С уважением, С.

***

Здравствуйте!
Про первую историю: я бы пошла и открыто спросила, что мне тут светит. что не светит, на что не надеяться. А если что-то сейчас нет, а потом наверное, то через какой срок, и что там должно случиться, на что шеф рассчитывает, т.е. какое условие должно состояться, чтобы через указанный срок оно получилось. И если мне на такое не отвечают, я бы сказала, что пошла тогда искать другое место. Потому что у меня по жизни вот такие планы. Я тут сделала, что могла, то что сейчас делаю, бесконечно делать не хочу. Хочу другое. И если мне это не дадут тут, пойду делать в другом месте. И ничего вообще трагического в этом нет - это работа. Фирмы найдут новых сотрудников, сотрудники найдут другие рабочие места. И да, если человеку нужна информация, надо дать ему информацию. И можно ее требовать, говорить: "Мне нужна информация, мне нужен ответ".

Про вторую: а отвечать кто за это будет? Когда менеджер заказчику продаст, а инженер не сделает? Чудится мне, что инженер. Поэтому правильно он говорит, что требует ясности, пока еще ничего не началось. А то потом заказчик предъявит фирме, что как это так, вы обещали и ничего не сделали. А в фирме кто будет виноват? Инженер, который единственный знал, что это сделать нельзя, но зачем-то пообещал... Так что тут тоже нечего мудрить, и инженер прав.

Про вашу фирму - тоже фигня какая-то. Опять же - давайте представим, что это все обвалилось, наступило время вашей акции. а оно не работает? Кто виноват будет? Еще найдутся люди, которые скажут, что это вы должны были решать с технарями, и не сделали этого. И если будут поднимать ваши переписки, там будет только что-то аморфное? Зачем вам это? Я бы тоже так написала - вежливо, но очень открытым и понятным текстом. Что я обратила ваше внимание на то, что это может не сработать. Но это ваша задача скоординировать это с тех. отделом. Мое дело - обратить на это ваше внимание, ваша задача - вовремя решит этот вопрос. Чтобы потом, когда во всем будут виноваты вы, вы могли предъявить хоть какой-то документ о том, что вы тут никому ничего не обещали и ни за что не брались, и это все - не в вашей ответственности.

P.S. Я тут видела год назад, как в фирме, где работает один мой друг, так "подготовились" к черной пятнице. Один из самых больших онлайн-шопов в Европе, там тысячи заказов в минуту. И вот они решили сделать такую акцию, чтобы вообще за одну черную пятницу продать вообще больше, чем за весь год и за Рождество и вообще. И сделали большую рекламную кампанию на ТВ, и она таки очень хорошо подействовала. Но! Техническую часть к этому тоже подготовить надо было, чтобы там все не рухнуло под напором миллионов покупателей. А тех. отдел там подготовился не очень. В результате был у них большой аврал и адские две недели, когда стало ясно, что сейчас к нам придет миллион людей, а мы не подготовили, ночевали там неделями, работали дикие вопли начальства и менеджеров, ужас и кошмар. Но у них хоть сработало в итоге. А я видела в своей карьере, давно, когда вот такие "лисички" привели к тому, что в день открытия самой большой компьютерной выставки в стране один наш заказчик оказался без стенда и без мероприятия - вот где был капец. И очень всем влетало, и начальству очень хотелось сильно наказать виноватого. И вот тут все пригодилось, что помогло разобраться, кто же на самом деле свою работу не сделал. И там уже лисичкой прикидываться - не помогает...

Так что я за нормальное человеческое общение. И открытый текст. Вежливо, спокойно, без лишних эмоций и обвинений, но открыто и четко и ясно.
Читатели, а вы что скажете?
***P.S. Дорогие читатели. Я уже давно копирую свои посты в фейсбук, и в последнее время там тоже появились читатели, которые оставляют под постами очень поезные комментарии и советы. Если вам интересно увидеть ВСЕ, что кто-то посоветовал в связи с данным постом, заглядывайте и сюда: https://www.facebook.com/mammamiu
ПРАВИЛА:

- Если вы хотите, чтобы ваше письмо опубликовали и обсудили здесь в рубрике "Вопрос-ответ", напишите мне на mammamiu@gmail.com письмо с заголовком "Вопрос-ответ".
- Если вы НЕ хотите, чтобы ваше письмо было опубликовано, НЕ пишите в заголовке "Вопрос-ответ"!
- Письма с заголовком "Вопрос-ответ" содержащие в теле письма фразу "это не для публикации" выбрасываются в помойку независимо от содержания!
- Если вы написали письмо в эту рубрику, оно будет опубликовано! Если вы не уверены в ваших намерениях - не пишите мне! Походите, подумайте, прежде чем писать!
- Я очень серьезно отношусь к своим читателям и их письмам. Пожалуйста, относитесь так же уважительно к моему труду и времени!

Каждый час, который я тут сижу и пишу, ходит неглаженной кисонька!




Поддержите мой труд и тоже читайте мой тайный блог! :-) https://www.patreon.com/mammamiu



Смотрите также:

Магазин Белолапик
Все новости в Телеграме
Недетские картинки в Телеграме
Уютный чат в Телеграме
Мой Youtube
Проспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам: http://paypal.me/mammamiu






Tags: вопрос-ответ, вопрос-ответ-2019, вопрос-ответ-профессия, вопрос-ответ-социальное
Subscribe

Posts from This Journal “вопрос-ответ” Tag

  • Пусть он хочет только меня!

    Доброго времени суток! Опубликуйте, пожалуйста, Анонимно. Банальная тема, но беспокоит меня очень сильно. С молодым человеком вместе 2 с половиной…

  • Обделили вниманием всех детей

    Яна, здравствуйте! Я видела, что рубрика "вопрос-ответ" жива в новом логе, и решила написать. У нас всегда была хорошая дружная семья: я, муж,…

  • Я заболела, и аудитория блога навсегда испортилась

    Яна, здравствуйте! Решила написать вам в рубрику "вопрос-ответ" в вашем новом блоге. Вы сказали, что рубрика еще не умерла! Вы опубликовали историю…

promo miumau january 28, 15:00 8
Buy for 100 tokens
Я тут в конце года обиженно отказалась подводить какие-либо итога года, потому что ощущение от года было какое-то тоскливое и тяжелое. И меня всю дорогу преследовало ощущение, что я не сделала ничего. Нет, я все время что-то делала. Местами даже умудрилась ощутить выгорание, и иногда было ощущение,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 126 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Posts from This Journal “вопрос-ответ” Tag

  • Пусть он хочет только меня!

    Доброго времени суток! Опубликуйте, пожалуйста, Анонимно. Банальная тема, но беспокоит меня очень сильно. С молодым человеком вместе 2 с половиной…

  • Обделили вниманием всех детей

    Яна, здравствуйте! Я видела, что рубрика "вопрос-ответ" жива в новом логе, и решила написать. У нас всегда была хорошая дружная семья: я, муж,…

  • Я заболела, и аудитория блога навсегда испортилась

    Яна, здравствуйте! Решила написать вам в рубрику "вопрос-ответ" в вашем новом блоге. Вы сказали, что рубрика еще не умерла! Вы опубликовали историю…