Previous Entry Поделиться Next Entry
Ой вот опять - чужое культурное добрище не трожь!
miumau


Опять наткнулась на разгромную статью. О том, что хватит (белому человеку) борзеть и использовать для своих низких коммерческих целей культурные сокровища всех тран мира. На этот раз автор бушует о том, как модельеры и фотографы ездят на традиционных нарядах индейцев, безо всякого уважения эксплуатируя их образы "и в хвост и в гриву".

Ну мне опять кажется, что это - неправильно. Нам тут последние 30 лет со всех сторон твердят, что интерес к другим культурам - это обогащение. (И это, на мой взгляд - правда!)
Знакомясь с другими культурами мы расширяем свой кругозор. Если человеку удается распознать красоту и изящество совсем чуждого ему искусства, это означает, что он вырос и повзрослел, дорос до того, чтобы перешагнуть через узкие границы, в которых его воспитали, и смог заглянуть за край привычного. И принять что-то незнакомое и чуждое.



И естественно, когда на все это смотришь, такое красивое, интересное, это вдохновляет. Модельеров, художников, фотографов. Меня тоде вдохновляет. В Таджикистане очень многие жили рядом с таджикским народным искусством, и презирали его. Мол, фигня какая-то, которую носят и любят "чурки". А на самом деле - сколько там безумно красивого. Вот были, например, смешные игрушки-свистульки из глины, их лепили такой странной формы, и очень лаконично раскрашивали. Их красоту разглядел в свое время художник Владимир Серебровский. Он начал их скупать на базаре и расставлять у себя дома. Находил особо редкие экземпляры, смешные, необычные. В какой-то момент моя мама у него насмотрелась этих игрушек, и поняла, какие они крутые. В своей простоте и незатейливости. И у нее был тааакооой приступ в творчестве - вау! Она начала их рисовать, составлять из них целые сюжетные картинки. У нее из этого возникли такие потрясающие серии работ. Она их рисовала много и с натуры, и получались настолько странные живые наброски - такое в жизни не придумаешь. И тот факт, что она смогла их тогда вот так разглядеть, и переработать в своем творчестве, потом помог ей здесь.

Приехали сюда, тут все другое. Зато блошиные рынки полны новых странных штук. Тут - все больше африканские, но есть и забавные из стран юговосточной Азии. А еще есть целый пласт очень трогательного народного искусства из скандинавских стран. Да и вообще - у всех что-то свое такое есть. Теперь уже моя мама все это собирает, и вы это все видите в ее прекрасных натюрмортах. И вот представьте, что начинается теперь эта песня со всех сторон. Что, если это не твоя культура, и ты просто этим "развлекаешься", то это - расизм. (Напоминаю - "независимо от намерения".)

Между прочим, про многие элементы уже фиг разберешь, у кого они первыми были. И они встречаются у африканцев, так же, как и в Средней Азии, и еще где-то. Уж не говоря о том, что про некоторых авторов тоже не особо понятно, к какому точно они принадлежат народу и к какой культуре. (И что им положено или не положено.) Когда я читаю все эти статьи, мне становится страшно. Что пройдет еще десяток лет, и действительно всех художников будут бить по рукам за любое перышко, напоминающее "культурную аппроприацию". Вот увидите - еще 80% того, что сейчас лежит на всяких криэйтив-маркетах (иконки с головными уборами вождей индейцев и стрелами и восточные рамочки) будет забанено на всех серверах, потому что нарушило какие-то правила. На самом деле мне очень не хотелось бы до такого дожить... :-(

Статья, если интересно - вот:
https://www.highsnobiety.com/p/native-american-cultural-appropriation/



Смотрите также:

Магазин Белолапик
Все новости в Телеграме
Недетские картинки в Телеграме
Уютный чат в Телеграме
Мой Youtube
Проспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам: http://paypal.me/mammamiu




Подписаться на Telegram канал miumau

Записи из этого журнала по тегу «размышления»


промо miumau июнь 27, 13:20 9
Разместить за 100 жетонов
Для тех, кому не хватило - мамин ежедневник вернулся в магазин! Кстати, в моем магазине с некоторых пор есть возможность писать отзывы, и первые получившие пишут, что им понравилось! :-) https://mammamiu.com/ru/magazin/Beautiful-Time-Planner-by-Svetlana-Frank-p108651301 Про котосумочки даже…

ох, тоже недавно столкнулась с этим явлением... удивительно...

А главное, не понятно, что делать. Потому что сторонники этого движения звереют с каждым часом. Это на самом деле уже не кажется шуткой, что скоро все картинки художников вроде моей мамы станут нелегальными и расистскими, и полвоина того, что на стоках и криэйтив-маркетах лежит.
Вот такое тогда тоже все забанят?


Тут вопрос в размере навара со всего этого. Мне кажется, когда речь идет о художнике, который элементарно себе на жизнь зарабатывает или занимается творчеством ради творчества, то уже без разницы, где он там черпает вдохновение. У него стоит элементарная задача выживания. Но если речь идет о высокой моде и продаже орлиного пера по цене крыла от боинга, справедливо было бы, например, тупо нанять в свою мастерскую под такой проект представителей этих самых культур. Приличное поведение - это не дорого, его может себе позволить каждый.

Индейцев племени чероки около 300 тыщ. Одного наймете - остальные обидятся жи.
А если у кутюрье в текущей коллекции китайские мотивы, а в предыдущей - индийские?!

Мне кажется, стоит тогда рассмотреть и обратные "санкции". Раз индейскую культуру нельзя трогать белым, тогда белую культуру нельзя трогать индейцам.

Надо предложить справедливо и взаимно: убрать от этих гордых этносов достижения европейской культуры, включая науку и промышленность, сильно им это понравится?) Пусть пешком ходят, без автомобилей и даже без лошадей, лошадей тоже белые завезли. В аптеки пусть не ходят, травками лечатся.

Абсурд же. Мне кажется, если попробовать этому дать ход вот с этой точки зрения и всерьёз вынести вопрос на голосование на каком-нибудь референдуме, может получиться красивое решение проблемы. Это никому не понравится в полном и симметричном виде.

Edited at 2018-08-03 13:18 (UTC)

Это тоже уже всплывает каждый раз. Мол, раз так, пустоь тогда все ходят только в своих энических костюмах, ине являются все на приемы в смокингах и европейских костюмах, независимо от национальности.

Между прочим на выпускном балу у моего мына так и было - но не специально, а просто так получилось. Многонациональная школа, и очень многие пришли на праздник в своем национальном костюме. Королевой бала выбрали немецкую девочку, одетую как тут все одеваются, в вечернем платье и.т.д. А королем бала выбрали мальчика из Индии в его народном костюме, было забавно. Но в целом это - ну, интересно смотрится. Что-то в этом есть. Африканцы были в своих ярких одежках и в таких ярких шапочках. Турецкие девочки в своих расшитых платьях и платках. Но вот как какой-нибудь Голливуд и Оскар или просто какое-нибудь собрание совета директоров в большой фирме - все же хотят быть в одинаковых европейских костюмах?

фиг разберешь, у кого они первыми были -
Да, много общего в разных культурах, и много перемешалось.
И вообще правообладатели ушли на перерождение пару тысяч лет назад :)

Там правда черт ногу сломит. Я вот в силу того, что выросла в Таджикистанет, и очень интересовалась народными промыслами, очень хорошо различаю вышивки разных регионов Таджикистана, а так же Узбекистана, Ирана, Афганистана и.т.д. И там очень много разного, есть определенные различия. Но столько одинаковых элементов. А дальше там Китай и Индия, где все совсем другое, но тоже очень много символов, не только выглядящих точно так же, как в Средней Азии, но и с тем же значением. И что вы думаете... Встретила я как-то специалистку по тувинским народным костюмам... и половину того же самого обнаружила там. Ну, немного в другой цветовой гамме. Но ровно те же элементы, те же значения и назнаяения у них.

читала статью про известную модную марку, которая использовала балканские мотивы в костюмах.. и такая логика была странная - не могу никак понять. Модная марка продаёт костюмы по 3000 евро, а оригинальный костюм можно купить за 30 евро. И якобы таким образом производителям оригинальных национальных костюмов наносится урон.

А ведь, казалось бы, наоборот: вместо того, чтобы покупать подделку за 3000, люди ломанутся покупать аутентичное за 30, спрос превысит предложение, производители национальных костюмов смогут поднять цены до 100, а то и 300 евро, расширить производство, разбогатеть :).

Без белого человека эти культурные сокровища сто лет никому не сдались. Если бы не интерес к ним этого самого "борзого" белого человека, который и поддерживает в них жизнь и актуальность, они давно бы пришли в упадок и были бы забыты.

Без белого человека индейцев было бы побольше, и жили бы они повеселее.

У меня лежит толстая книжка про русский костюм, в которой рассказывается, в частности, о влиянии русского стиля на мировую моду. Если про Поля Пуаре сейчас знают только люди, интересующиеся искусством и культурой, то "Звездные войны"-то уж все смотрели, и видели Натали Портман в кокошниках. Создатели этих костюмов прямым текстом объясняли, откуда там ноги растут. Ну и чё? Я уже писала это в той дискуссии и повторюсь: если чья-то культура представлена только бусиками, и создать что-то ещё не хватает ума/таланта, то остаётся только возвести бусики в культ и объявить их интеллектуальной собственностью своего племени. Все культурно развитые общества абсолютно спокойно относятся к попыткам иностранцев в чём-то им подражать, будь то шмотки, еда, архитектура, танцы или что-то ещё. Если у кого-то кроме бусиков за душой ничего нет, это ЕГО проблемы, а не немца или американца, который хочет носить такие же бусики.

Вот именно. Кроме того, уравновешенным людям и социумам скорее лестно, когда "в них играют" - в неинтересное играть не будут.

По моему, очевидно, что фундаментальная цель идентитариcтов (identity politics), как и любой другой группы нарциссических социопатов, работающих под прикрытием левототалитарной идеологии, это причинять боль прохожим.

думаю, вы верно сформулировали

то есть негров и индейцев отстреливали западноевропейцы, а комплекс вины должен быть у всех белокожих? они там с головой совсем не дружат.

А те негры, которые ловили и продавали других негров "ни у чем не виноватые".

Привет.) Вообще различают апроприацию от культурного обмена.
Например, есть видео на русском:
https://www.youtube.com/watch?v=SClKf8TMTBY
Если коротко: "апроприация - это когда представители доминантной культуры берут элементы из культуры меньшинств, за которые те подвергаются дискриминации, искажают их смысл, и не подвергаются за это дискриминации, а наоборот, в их руках, это все модненько, шикарно и клево".
Дело не бусиках, а в том, что одних людей за их собственные бусики бьют и обижают, а другим, которым бусики не принадлежали, за них дают пряник.

Edited at 2018-08-03 14:36 (UTC)

Есть и обратная сторона - после раздачи обвинений в аппроприации, начинается выяснение того, из чей же именно культуры экспроприировали и кто больше остальных был обижен.

надо мансийцам сейчас потребовать с русских компенсацию за использование пельменей ))

У украинцев надо наш борщ отобрать. Будет обратно русским.

Там тоже придётся найти истинных владельцев бренда. Майя там, или толтеков.
Главное, начать судиться.

А нам тут последние 10 лет со всех сторон твердят, что никакой это не интерес к другим культурам, а присвоение чужой культуры, что очень оскорбительно для носителей этой самой культуры.

Из последнего вспоминается американка, которая надела китайское платье на выпускной, и была подвергнута критике и за платье, и за позу со сложенными ладонями на фотографии. Примечательно, что критиковали в основном соотечественники - эту же фотографию потом показывали людям в Китае, и они ничего не имели против.

Весьма затруднительно не пользоваться достижениями китайской культуры, знаете ли. Предлагаю американцам отменить фейерверки 4-го июля!

Полностью согласна с Вами! Все, что одето на нас даже сейчас элементы различных культур, различных народов.

Совершенно согласна с Вами, Яна. Вся эта история/истерия с аппроприацией - либо глупость, либо спекуляция. Смотрится как нечто весьма нездоровое. Джорджа Карлина на них нет :-)

?

Log in

No account? Create an account