?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Прокачать какой-то навык: как ставить задачу
miumau
Когда я написала, что с помощью нейрофидбека можно прокачать какую-то конкретную задачу или навык, все очень оживились. Но к этой чудесной истории прилагается одно жирнейшее "но". Я сама оживилась точно так же, когда прочитала в брошюре этого самого центра нейрофидбека, какие у них есть интересные услуги. И не только я. Представляете - взять, что-то такое поделать, и начать легко изучать языки (после того, как вам это трудно давалось), или еще что-то такое вдруг научиться делать легче, и эффективнее. Или взять и избавиться от какой-то вредной привычки! У меня прямо сразу такой список появился, с какими вредными привычками я туда пойду.



Но все не так просто. Оказывается с тренировкой мозга все обстоит, как и со всеми остальными тренировками. Можно либо как-то прокачивать какую-то область целиком. Но это тогда будет не истребление каких-то багов, прицельное, а просто улучшение общей формы. Которое, может быть, приведет к улучшению кучи мелочей. Это как если начать делать общие упражнения для кора: отжиматься, подтягиваться, бегать. Улучшится осанка, в целом вырастет сила, и может быть какие-то мелкие проблемы там и тут за компанию исчезнут. Ну и общее состояние улучшится, поведение организма в каких-то трудных ситуациях. Например, когда тренированный человек получает травмы, он реабилитируется легче.

Но, если у вас проблема с какой-то конкретной коленкой, то это не очень поможет. Тут надо прямо делать конкретно упражнения для этой коленки. И часто даже очень прицельные, которые помогут восстановить какое-то движение в какой-то плоскости, и еще массаж какого-то больного места, и физиотерапию, которую прямо к нужной точке будут прикладывать. И если у вас таких мест десять, то надо ими всеми индивидуально заниматься. Иногда это действительно бывает важно и нужно, например, после какой-то тяжелой аварии, инсульта, и.т.д. Но это тогда такой период в жизни, когда человек ничем, кроме реабилитации, не занят. Так и лечит - сначала физиотерапию для ноги, потом упражнения для руки, потом тренировка для головы... так весь день и пройдет. В обычной жизни это так не выйдет.

***

Вот и с мозгом также.
Можно в принципе прокачивать навык обучения. Чем чаще учишься чему-то (т.е. переживаешь весь этот опыт, со всеми его гранями), тем спокойнее себя чувствуешь в процессе, тем больше случается успехов, тем больше мотивация, и.т.д. Или вот сейчас ученые в очередной раз доказали, что за контроль импульсивности отвечает тот же центр в мозге, в котором живет наша так называемая оперативная память. Это та самая память, которая позволяет нам, скажем, выкопать из пассивной памяти штук семь пунктов (некоторые могут больше), и ими как-то жонглировать, помнить их одновременно, сопоставлять. Другой эксперимент показал, что лучше всего ее тренируют играние в Го, в шахматы или в мемори. Или всякие разрабатывания стратегий и планов, где нужно как-то держать в памяти какой-то набор фактов и вариантов, и при этом пытаться думать, что могло бы получиться дальше.

И еще ученые утверждают, что сам факт раздражения этого отдела мозга его тренирует, и поэтому тренировка оперативной памяти положительно влияет на контроль импульсивности. Соответственно такие вот упражнения и игры в целом приводят к тому, что у человека становится больше дисциплины. Интересно, что якобы именно среди профессиональных игроков в Го оказалось самое большое число людей с "дисциплиной выше среднего".

Но это - опять такое общее что-то. Учитесь чему-нибудь почаще, решайте трудные задачки, напрягайте мозг, и будет вам профилактика Альцгеймера. Да, какие-то статистики подтверждают, что так оно и есть. Но это прицельно какие-то конкретные проблемы не решает, просто улучшает общую картину.

А вот когда начинаешь интересоваться возможностью "подкрутить" какой-то навык в центре нейрофидбека, начинается опрос. Над каким именно рефлексом вы хотите поработать?
"Чтобы легче было учить языки" не бывает. Вот вы сейчас учите конкретный язык, в конкретных условиях. У вас есть некая скорость и эффективность, и можно выявить, что именно в этом процессе вас больше всего тормозит, и вот над этим непосредственно поработать.

Или с похуданием - нету такого волшебного средства, чтобы что-то там перекодировать в голове, и сразу начать правильно питаться, знать этому меру, не испытывать голода, когда не надо, и не ходить к холодильнику почем зря. Опять - разбираются с конкретным человеком, с лично его пищевыми привычками, и что лично его приводит к лишнему весу. Какой фактор у него - самый главный, из-за которого все ломается. И потом его прямо детально изучают, смотрят, как его сломать.

Например, если проблема в десяти походах к холодильнику в течение дня, хотя есть вообще-то не хочется - то рассматривают именно эту ситуацию. Поминутно и посекундно. Что случилось, с чего началось, куда привело, где могло прерваться. Измеряют, сколько времени длится самая тяжелая фаза, каким образом потом чем сменяется, что работает самым лучшим переключателем. Потом буквально составляется набор фраз, действий и средств, которые могут помочь выйти из этого. Я в своей книге подробно расписала, как для таких ситуаций можно собирать прямо "чемоданчик для экстренных случаев", и как его можно позиционировать в стратегических точках. И, когда наступил момент слабости, прямо вспоминать что собирался пойти вот туда, взять это, сделать, сказать,и потом еще на часы посмотреть и напомнить себе, что еще три минуты, и станет легче.

И сначала неврологи помогают точнее поставить "диагноз", где поломка, и как она точно работает. (Но это можно и самому выявить, если очень внимательно понаблюдать за проблемными моментами.) Потом они замеряют, сколько какие фазы длятся. Потом вместе придумывают домашнее задание. И человек идет домой тренироваться. Потом встречаются через недельку, и смотрят, стало ли лучше, каков прогресс. Результаты используют для дальнейшей мотивации. И так, по кусочку, выстраивают новые пути в мозге, по которым потом можно научиться ходить, обходя старую "яму". Т.е. довольно накладно это, и разруливание каждой отдельной ошибки - процесс, который занимает около трех недель. Потом можно дальше уже просто "по привычке" продолжать. И браться параллельно за какой-то новый баг.
Но, в свете таких фактов получается, что надо хорошо подумать - что мне лечить первым, что важнее всего исправить? И это не так, что взял, и сразу со всех сторон себя наисправлял.

И потом - эти вредные привычки и баги - как слова-паразиты. От одного избавился, через месяц или год появилось новое. Откуда-то взялось, мозг усвоил, появилось новое, от чего надо избавляться. Так что - перепрограммировать что-то в голове можно. :-) Но это не так просто, и надо делать это очень прицельно. И стоит взвесить, что именно стоит такой возни.



Смотрите также:

Магазин Белолапик
Все новости в Телеграме
Недетские картинки в Телеграме
Уютный чат в Телеграме
Мой Youtube
Проспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам: http://paypal.me/mammamiu




Подписаться на Telegram канал miumau

Записи из этого журнала по тегу «размышления»


promo miumau июнь 27, 13:20 9
Buy for 100 tokens
Для тех, кому не хватило - мамин ежедневник вернулся в магазин! Кстати, в моем магазине с некоторых пор есть возможность писать отзывы, и первые получившие пишут, что им понравилось! :-) https://mammamiu.com/ru/magazin/Beautiful-Time-Planner-by-Svetlana-Frank-p108651301 Про котосумочки даже…

  • 1
У каждой "самооптимизации" есть свой предел. Мы все живые люди и до совершенства нам очень далеко. Я еще читала, что самоконтроль тоже как мышца, если его очень сильно перетренировать, то можно вообще лишиться контроля. Потому надо дать себе разрешение на некоторых багов и плохих привычек, чтобы успешно бороться с теми, которые нам сильно мешают ))) То есть, если проблема контролировать количество еды в день, например, не нужно удивляться и беспокоиться, если вечером, после целого дня контроля этой привычки очень захочется поваляться у телевизора или поиграть в какую-нибудь глупую игру. Что-то бесполезное и вредное нужно себе разрешать, иначе мозг устроит бойкот и больше не захочет с нами работать )))
Я иногда прямо чувствую физически, что мозг устал сосредоточиваться - оставляю себя в покое на весь оставшийся день.




Это всё нейро-доминанты, формирующиеся с утробного развития, и в дальнейшем, указывающие путь электричеству, управляющему Вашими структурами организма, которые формируют Ваше поведение, а с ним и внешнее проявление - характер. Целая цепочка связей возникает, и она регулирует то, каким Вы воплощены и как себя ведёте в любых, месте и ситуациях. Всё основано на базисе вещества - прото водороде и его дипольных моментах, и заходит так далеко...в моральное, духовное.

Мне очень интересно, можно ли прокачать навык слушания в иностранном языке. Обычные языковые упражнения, фильмы, сериалы, общение с носителями и всё прочее, что приходит в голову - очевидно не работают. А что работает?

В последнее время думаю, что "не работает" - это вопрос оценки. Что-то неуловимо изменилось и стало лучше, но замечаешь не успехи, а неудачи. Замечаешь, когда не понял, не услышал, не получился разговор и т.п. А когда понял, услышал, получился - не замечаешь. Проблема в том, что неудачи будут всегда-всегда, сколько ни занимайся, поэтому и кажется, что прогресса нет. Как измерять успех? Как узнать, что что-то изменилось?

Если можно будет измерить, то можно будет понять, какие методы работают, а какие нет.

Edited at 2018-07-10 13:32 (UTC)

Навык слушания можно через косвенную мотивацию. Например, смотреть профессиональный/обучающий/тематический ролик на нужном языке. А цель - не просто посмотреть ради обучения языку, а смотреть ради нужной информации. Идеально, когда этой инфы на своём языке вообще нет, а вот на иностранном есть.
Про оценку, наверное, из-за того, что всё хорошее, прогресс рассматривается как данность, ради чего всё это затевалось. Типа а чего радоваться, ведь так и должно быть. А когда неудача - неприятное отклонение от задуманного, сильнее эмоции от этого, запоминаются чаще, из-за этого "неудачи всегда-всегда". Измерить успех - если только на старте записать свой уровень, а потом каждые полгода сравнивать - сразу как на ладони видно. Ну это как с ребёнком: растёт незаметно, постоянно на глазах. А если рост замерять каждый квартал - ого, есть разница.

Ролики тоже, увы, не работают, слушаешь их 5-10-15 лет, всё понимаешь, а общий уровень не растёт

Да, есть смысл именно замерять, вопрос, как. Языковые дескрипторы европейского портфеля заканчиваются слишком быстро: по ним ты достиг верхнего уровня 10 лет назад, и с тех пор явно много всего сделал в этой области, а про факту всё равно миллион ситуаций, когда ты ничего не понял и расстроился

Edited at 2018-07-10 14:45 (UTC)

Работает способ, который многие считают «плохим»: включить на много часов в день фоном тв или радио на этом языке.

Устройтесь на работу, где нужно много общаться на желаемом языке. Идеально - колл центр. Через пол года достигнете своего максимума и в слушании, и в разговоре, после чего можно будет двигать дальше в любую желаемую область. Рекомендую туда, где нужно много общаться по радио-связи (так как по ней и на родном-то языке часто тяжело). Имейте ввиду, что с изменением вида деятельности, поначалу будет всегда тяжело, потому что появляются новые неизвестные слова и идиоматические выражения. Всем всегда рекомендую (но никто никогда меня не слушает) делать упражнения на произношение (повторять звуки, слова и предложения за диктором). Добавляет уверенности и понимания языка на уровне чувств.

Скажу сразу: простого готового рецепта у меня нет. Но несколько раз слышал положительные отклики на следующую "прокачку".

Надо попытаться убедить своё подсознание, что вам это легко и что вы уже умеете это делать. А как это сделать? Повторять себе это почаще. На ночь; перед каждым случаем слушания чего-то на иностранном языке; в процессе ходьбы по улице... По сути этот метод -- старый-добрый подход использования аффирмаций. Говорить надо что-то типа:
-- я легко понимаю английскую беглую речь;
-- мне легко и просто осознавать суть сказанного на английском языке;
-- я всё понимаю, когда слышу фразы на английском; и т.п.
Мгновенного результата не будет, конечно. Несколько моих знакомых утверждали, что почувствовали прогресс где-то через месяц. Но это у всех индивидуально.
И, конечно, нужно верить. В психопрактиках всегда так: если не веришь -- то лучше и не начинай.
* * *
Твёрдых гарантий у меня нет. Это из серии: почему бы не попробовать.
Полагаю, и другие навыки так можно прокачать до некоторой степени. Нами во многом управляет подсознание (или то, что мы называем подсознанием). Если научиться влиять на него, многое становится проще.

А почему не работает смотреть фильмы на другом языке? Мне это единственное, что помогает. Я свой английский так улучшила неимоверно. Единственное, что нужно параллельно включать, это субтитры на том же языке, что и разговор.

Потому что пять-десять-пятнадцать лет смотришь, и ничего не меняется: всё равно хочется включить субтитры, когда устал

В обратную сторону это, к сожалению, тоже работает. Чем чаще учишься тому, что плохо получается, не нравится, и в чем не удается добиться прогресса, тем больше отрицательного опыта, и тем чаще хочется бросить все при неудаче.

У меня есть ученичек-горе Славик.
2005 года рождения. Возраст по меркам шахмат уже такой, что пора бы уже и заиграть, и включиться, и выдавать какой-то результат под нагрузкой.

Но этого не происходит. Хлыщ молодой и уже сформированный :-)

Вот о что вы пишите- про удерживать в памяти 5-6 нюансов, не забывать их, терпеть, несмотря на желание их сбросить. Пока думаешь над ходом к ним возвращаться, их учитывать. Потом перепроверять конкретику. Ну ... это труд. Он не за 1 день этот навык приростает, но постепенно если на нем акцентироваться, то "всё будет".

Но вот Слава и в школе, и у меня- не напрягается в эту сторону, просто делает улыбку, голову поднимает к потолку и вслух говорит, что все больше не могу (это при тренировке не глядя на доску, или при расчете вариантов на 5 ходов в три линии с ветвлением на 2-е в каждом случаи. Всем сложно, но этот просто физически позволяет себе сдаться и выйти из работы.

Интересно... ко мне возникли вопросы от отца. Почему я его сына не ставлю на соревнования. Я говорю: в 2005 году - его выход на соревнования - это последнее место.
В этом возрасте так как он уже не играют.
"Это вы его выпустили?" (вопрос мне).

Я отцу тогда предложил:
у вас есть младший сын ( на 2 года младше) и Слава. Вы с обоими сходите в магазин с покупками в корзине штук 10, при покупках два товара положите в корзину, потом по ходу движения выложите их назад.
На кассе попросите посчитать детей сумму,Ю сколько с вас должны взять денег с точностью до копейки. Младший возможно справится, старший - нет.



Если оба не справятся- в следующий раз сократите до 8 покупок, если опять мимо, до 6 . меньше не потребуется.

Ко мне вопросов больше не было в стиле, почему Славик целый год ходил и нет прогресса.
_____

Кстати это хорошее упражнение "магазин и касса на выходе".
Ещё хороший тренинг. Брать чеки, запоминать стоиомсть покупок на кассе на слух. И потом вечером вспоминать все свои расходы с точностью хотя бы до рубля. Потом сверяться по чекам.

По отзывам- голова гудит и неприятно. Дети- обычно отказываются его делать, считая бесполезной пыткой :-) Но это общее место что в тренировке тела, что в тренировках памяти.

Не понял с положить-выложить две покупки. То есть, было десять, потом стало двенадцать, потом снова десять? А смысл, на кассе-то всё-равно десять? Или вы предлагаете запоминать цену, когда кладём покупки в корзину? Тоже не очень понятно, что тренируется - запоминание цены товаров, десяти наименований или двенадцати?

РЕБЯТА ПОМОГИТЕ РЕСУРСУ 👉🏻 vk.com/PSKVShalin www.facebook.com/PSKVShalin КТО ЧЕМ МОЖЕТ. СПАСИБО✌🏼!


  • 1