?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Поделиться Next Entry
Как лечить рисовательный кризис жанра?
miumau



Яна, здравствуйте!

Меня вряд ли кто-то узнает, но прошу вас опубликовать мое письмо анонимно, это все равно как в дневнике написать.
Моя проблема (если можно так назвать) лежит в области творчества, и потому обращаюсь к вам как к человеку более опытному в этих вопросах.

Мне через несколько месяцев предстоит сменить работу и профессию с нехудожественной на художественную. Я рисую около пяти лет. Сначала это было просто увлечением, но со временем стало жизненной необходимостью. Мне кажется, от меня за это время ничего не осталось, кроме этой страсти.



Недавно я поймала себя на мысли, что мне уже не важно, что обо мне думают даже самые близкие люди. Не важно, каково им это мое "неважно". Нет, я конечно же люблю своих близких и могу сопереживать, но как-то со стороны: вот у вас своя жизнь, а у меня своя. Ну и так во всем. Например, в работе: я делаю, что могу, стараюсь делать насколько это возможно "чисто" и хорошо. Но только лишь на автомате, потому что привыкла так. И когда что-то получается плохо, неправильно, мне почти плевать. И когда надо одно и то же по десять раз переделывать, например, я просто беру и переделываю, а эмоционально это меня не трогает. Есть только ощущение, что я трачу свое время не на то. Кстати, сказать по справедливости, работа у меня интересная и творческая, хотя и лежит в области далекой от искусства. Получается, ничего значимого, кроме этого "увлечения" не осталось.

И вот мне предложили первую работу, связанную с изобразительным искусством. При этом у меня будет больше свободного времени, чтобы учиться и заниматься творчеством для себя.

Художественного образования у меня нет (т. е. художественного училища или института), поэтому возможность учиться мне особенно ценна. Да и возможность зарабатывать на жизнь, т. е. из любителя стать профессионалом тоже.

Все бы замечательно, но тут же начинается и самое грустное для меня. Раньше я думала, что понимаю, что мне нравится, и к чему я хотела бы стремиться в искусстве. А сейчас у меня сбились все ориентиры, я не понимаю, что хорошо, а что плохо (ну, т.е. если совсем откровенно плохо, то я, конечно, это понимаю, и если я делаю плохо, то вижу это). За несколько последних месяцев обесценилось все, что я считала прекрасным. Я, например, вижу, что вот работа выполнена очень хорошо технически. И, наверное, с любовью даже. И раньше у меня бы дух захватило, а теперь ничего.

И уж, тем более, я не понимаю, к чему стремиться мне. Ничего не хочется, и ни к чему душа не лежит. Может быть, это закономерный этап творческого развития. Или я просто устала (последние пару лет я работаю часов по 50 в неделю и учусь, и почти не отдыхала). И еще ситуация сейчас усугубляется недавним расставанием с любимым человеком (которого я пока еще продолжаю любить). Без него тоже все обесцветилось, стало плоским и скучным. Возможно, просто все сошлось одно к одному, но у меня нет ощущения, что это временное замешательство.

Для меня это, понимаете, очень грустно: я и ничего другого в жизни не хочу, кроме как рисовать. Но я понятия не имею, что и как рисовать я хочу, что приносит радость. И потому я уже не уверена, что хочу соглашаться на ту работу, которую мне предложили (мне нужно будет там приступить только через несколько месяцев, и пока есть время подумать).

Я каждый день просматриваю много разных работ на pinterst, выполненных в разных стилях и техниках, сама пробую разное (если быть точной, перевожу бумагу в больших количествах). Есть, конечно, вещи, которые меня цепляют. Но я не чувствую, что вот это мое, и я бы хотела делать что-то подобное.

Сложившаяся ситуация для меня очень мучительна. Может быть, я не до конца честна с собой, и если я не понимаю, что такое красота, мне и художником не стать. Может быть, это такое бегство от реальности: я создала себе прекрасную иллюзию, которая тем и хороша, что она где-то там в будущем, и дает надежду и стимул. А само-то это "там" мне, может, и не нужно, и счастья не принесет. А может сказывается отсутствие профессионального образования, и то, что в вузах и худучилищах целенаправленно формируют в людях, у меня сейчас и болит - само собой как придется пробивает себе дорогу.

На большинство этих вопросов, наверное, я должна себе ответить сама. Но все же обращаюсь за советом. Наверняка, вам приходилось с подобным сталкиваться. Может быть, вы знаете похожие примеры из жизни? И главное - как плодотворно преодолеть это состояние? Или, может быть, надо просто научиться этими переживаниями пользоваться как топливом для творчества? За любые подсказки буду очень благодарна.

И огромное спасибо вам за ваши труд и время. И особенно за то, что в любой ситуации находите не шаблонные ответы и искренне сопереживаете каждому!

***

Здравствуйте! :-)
Да, у меня есть рецепт от вашего творческого кризиса! :-) Ничего страшного, ваша беда лечится.

У всех художников когда-то наступают "кризисы жанра". И у вас такой типичный (он, кстати, выглядит одинаково, независимо от того, есть ли у человека художественное образование). Натыкаешься на какой-то огромный пласт какого-то творчества, которое ранее не видел или не пробовал, и начинаешь смотреть, вдохновляться, пробовать.

У меня и у многих коллег моего поколения было так, когда мы переехали жить в другие страны, и появился интернет. Оказалось, что в мире иллюстрации и изобразительного искусства так много всего, о чем мы не знали. Столько материалов, столько техник. А компьютерная графика была вообще новой, и там постоянно придумывали новые приемы и техники. И вот мы все это смотрели-смотрели, изучали. Как говорится "просматривали до дыр". Сначала многое было очень непонятным, и очень будоражило. Хотелось понять, как же это сделано. И повторить тоже хотелось, разобраться, как тех или иных эффектов добиться.

Потом у всех примерно в одно время наступил "кризис жанра". Сначала нас все восхищало, потому что оно казалось таким непостижимым. Потом мы естественно все узнали, нарыли и попробовали. И вошли в фазу, когда с каждой картинкой по сути "все ясно". Понятны все способы, которыми это могли сделать. Приемы, которые всем казались такими свежими, большей частью затаскали. И как-то весь этот огонь прошел. Сильно убавилось вообще таких находок, когда что-то нароешь, и думаешь - вау, как это сделали, хочу так уметь. По сути, умеешь технически все. Только все, что с этим делают, как-то дружно поднадоело.

На самом деле это только один сценарий подобного кризиса. Есть другие. Все рисующие люди в какой-то момент находят что-то, что у них плохо выходит. Начинают это совершенствовать и тренироваться. Потом оно начинает хорошо получаться. Потом это все дальше как-то оттачиваешь. И потом входишь в фазу, когда становится безмерно скучно. Какие-то любимые приемы придуманы, но они надоели. Иногда даже тренируешься в том, чтобы придумывать каждый раз новые идеи. Но и это как-то все скашивается к похожим методам, и становится видно, откуда у идей ноги растут, или каким путем к ним пришли, и от этого тоже тоска. т.е. все становится выверенным, уверенным, крепким, но недовольство своими работами растет.

А бывает, что хочешь какой-то прием усвоить, который кажется высшим пилотажем. Гоняешься за этим. А потом все свое, включая виртуозно исполненные вещи в той самой желанной манере, начинает казаться слишком простым. Настолько, что кажется, будто оно не имеет права на существование.

Я не буду все сорта "кризиса жанра" перечислять. Там много есть. То авторам начинают все их фигуры казаться уродливыми, или слащавыми, или неживыми (продолжаем список до бесконечности). То вдруг настрой меняется. Годами хотелось мрачнуху рисовать, терзательную, потом вдруг появляется желание все это запихать в печку и рисовать эйфорическое. (А сколько раз уже было в ту печку запихано!) То наоборот, какая-то драма в душе случится, ивдруг все кажется слишком пустым и простям, начинает хотеться дикого пафоса.

В общем, непроста жизнь художника. :-) Не бываем мы долго всем довольны.

Но из всего этого есть универсальный выход. Надо рисовать с натуры.
Я тут писала пару раз про "50 набросков в день" (посты в свое время вызвали невиданный шквал негатива, так, что я даже писать про это бросила, хотя у меня есть расподробные научные объяснения, почему это работает практически при любом раскладе). Но, это все же экстремальный план. Это нелегко выполнить, часто на такое просто не хватает времени, а иногда может не хватать душевных сил.

Но остается в силе факт, что рисование с натуры - один из самых действенных способов выхода из рисовательных кризисов. И рисование людей - на первом месте среди действенных элементов, и для этого есть букет веских причин. На втором месте - животные, на третьем - все остальное. Но на самом деле даже живое рисование собственного завтрака или половинки дома напротив, что видно из окна - помогает.

Во-первых - когда человек рисует с натуры, у него появляется что-то уникальное. Я не хочу утверждать, что нельзя сделать не сговариваясь два очень похожих наброска с человека или собаки. Но в целом, когда рисуешь что-то живое, чаще, чем где-либо встречаешь какие-то живые, трогательные детали, которые оживляют любой рисунок. Какая-то смешная тень, что-то забавно залезло в композицию. Начинаешь замечать какие-то мелочи, думать о том, как это можно было бы нарисовать. Можно увидеть какую-то банальную лавочку, подоконник с вазой, швабру в углу. И понимаешь, что было бы забавно это нарисовать. Потому что вот тут получилась бы интересная композиция - до середины листа все темное, дальше все почти белое, а вот тут так ветка неожиданно легла и.т.д. Через короткое время начинают появляться живые зарисовки, которые просто как-то раскрывают всего художника. Даже если попытка неудачная, или что-то местами выйдет коряво. Процесс всех этих поисков возвращается авторов к радости от постижения всего этого. И даже простые вещи начинают становиться интересными.

Во-вторых, когда рисуешь только глядя на что-то настоящее (а не нарисованное уже кем-то), соображаешь, как бы это удобными для себя средствами изобразить, из человека начинает "лезть свое". Вот тут обычно и проявляется свой почерк, который потом во всем читается.

В-третьих - это как бы "само в себе задание", которое ни к чему более не обязывает (нет утилитарной цели, просто в такой форме работаешь над собой). И через это возвращается свобода - рисуешь что хочешь, все, что как раз вдохновило. Пробуешь что угодно, можно шутливо нарисовать что-то жутко кривое и утрированное, можно сесть штриховать мелким почерком квадратный метр. Входишь снова в процесс, включаются творческие желания.

Ну и не в последнюю очередь - через это постоянно исправляются ошибки, которые есть у всех, и особенно у тех, кто не получал специального образования.

В общем - если вам все не лезет, берите самую дешевую бумажку (для принтера) и делайте наброски. Или заведите себе тетрадь, такую, которая нравится. Кому-то нравятся аккуратные книжечки с ладошку, другим - огромные растрепанные альбомы. Но главное - пробовать там все, что заблагорассудится. Можно завести параллельно несколько альбомов, и пробовать там разное. Например у меня сейчас как-то оно само собой расслоилось, и я в одной тетради рисую все чернобелое, а в другой - цветное. Как-то этот порядок там сам воцарился, и я теперь так продолжаю.

Этот процесс можно себе обустраивать как угодно, лишь бы начать. И лишь бы с натуры! Потом вам начнут приходить на ум новые идеи, с натурой не связанные, и вы конечно их все нарисуете. Но живость и радость от процесса приходит даже в выверенные коммерческие работы из этих занятий!

Желаю вам поскорее переболеть этим. Не удивляйтесь, еще много раз так будет.
И напишите нам потом, чем кончилось?

ПРАВИЛА:

- Если вы хотите, чтобы ваше письмо опубликовали и обсудили здесь в рубрике "Вопрос-ответ", напишите мне на mammamiu@gmail.com письмо с заголовком "Вопрос-ответ".
- Если вы НЕ хотите, чтобы ваше письмо было опубликовано, НЕ пишите в заголовке "Вопрос-ответ"!
- Письма с заголовком "Вопрос-ответ" содержащие в теле письма фразу "это не для публикации" выбрасываются в помойку независимо от содержания!
- Если вы написали письмо в эту рубрику, оно будет опубликовано! Если вы не уверены в ваших намерениях - не пишите мне! Походите, подумайте, прежде чем писать!
- Я очень серьезно отношусь к своим читателям и их письмам. Пожалуйста, относитесь так же уважительно к моему труду и времени!

Каждый час, который я тут сижу и пишу, ходит неглаженной кисонька!



Кстати! По мотивам публикаций в этой рубрике возникли гадальные карты!
Вы уже можете погадать себе на них, и скачать бесплатно всю книжку к ним!
Подробности и все ссылки - тут:

http://miumau.livejournal.com/2438946.html








Смотрите также:

Магазин Белолапик
Все новости в Телеграме
Недетские картинки в Телеграме
Уютный чат в Телеграме
Мой Youtube
Проспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам: http://paypal.me/mammamiu




Подписаться на Telegram канал miumau

Записи из этого журнала по тегу «вопрос-ответ»

  • Бесплатно работать на друзей...

    Здравствуйте, Яна. Много раз порывалась написать вам по разным поводам, но все казались мне недостаточно важными. А вот сейчас поняла, что…

  • Я - мать-абюзер

    Здравствуйте, Яна. Больше спасибо за Ваш блог и творчество! Я давно читаю Вас. Но вот последние письма женщин, которые планируют суицид и не…

  • Дорогая, не пригласить ли нам в постель транссексуала?

    здравствуйте, Яна! спасибо за ваш блог - с удовольствием читаю уже лет 5! И никогда не думала, что доживу до такого, что не к кому будет мне…


promo miumau june 27, 13:20 9
Buy for 100 tokens
Для тех, кому не хватило - мамин ежедневник вернулся в магазин! Кстати, в моем магазине с некоторых пор есть возможность писать отзывы, и первые получившие пишут, что им понравилось! :-) https://mammamiu.com/ru/magazin/Beautiful-Time-Planner-by-Svetlana-Frank-p108651301 Про котосумочки даже…

  • 1
Помню ваши посты с набросками. Я тогда тоже взялась, только немного позже. И прогресс был виден мне самой! Я не художник ни разу, только изредка рисую для удовольствия. А тогда у меня стало по-настоящему интересно получаться. И взгляд на мир поменялся.

Про творческие кризисы лучше Миу не напишешь, но сдается мне, что там не просто творческий кризис, а выгорание. И типичная такая депрессивная ангедония. Там же не только с творчеством проблемы, а ничего не радует и все все равно и как на автомате. Боюсь, от этого рисование с натуры не поможет. :(


это не абсолютная мера помощи, но очень сильная, т.к. рисование с натуры - это не только метод выхода из творческого кризиса, а и прекрасная практика осознанности, своего рода медитация. самое главное здесь отключить оценку и просто фиксировать окружающее и поток собственных мыслей.
депрессивное состояние я тоже улавливаю в письме, поэтому хочу также посоветовать консультации у арттерапевта, или психоаналитика.

Яна, спасибо вам за этот пост, и за вашу мудрость и доброту )))
Это так целительно, даже если тебе самому не надо, а просто мимо по касательной пролетает - это всегда вовремя.
Спасибо.

Я тогда вдохновилась вашими постами про наброски и тоже взялась. Был затык на работе (совсем в другой области), не очень понятная ситуация в личной жизни. Но вот именно наброски вдруг помогли. В совсем далеких областях получилось переключиться, посмотреть свежим взглядом и справиться!
Но волна негатива это было нечто. Я сидела как-то в кафе после работы, рисовала. Мимо прошли две девушки и одна другой отчетливо так сказала: "Везде эти с набросками! Вот еще одна дурища, думает, сейчас гением станет!" Мне стало ужасно смешно. Сижу себе, кайфую. А кто-то прям трясется от злости от этого. Лучше б порисовал пошел.

у меня, извините, вопрос не про кризис а про наброски:
если рисовать с фотографии это можно считать "с натуры"? или рисовать с фотографии это то же самое что срисовывать чужой рисунок?

Рисовка с фото - это не с натуры. Это в разы проще натуры и немножко притупляет навык. Начинающим художникам особенно неполезно)
Но вообще в работе многие используют. Главное понимать, для чего ты это делаешь.


Нет, это не то же самое (в обоих случаях).
Когда вы срисовываете чужой рисунок, это уже чья-то интерпретация. Это кто-то увидел живое, и сам опо-своему упростил, стилизовал, на свое усмотрение какие-то детали выделил, или опустил, или как-то на ходу сразу немного изменил под себя. Там уже чей-то почерк читается. И соотвественно это уже совсем другое, нежели увидеть настоящего сложного человека или фото, и самостоятельно принимать решения, как это побыстрее и повыразительнее изобразить.

И между срисовыванием с фото и рисованием живого человека тоже есть разница. Потому что рисование живого человека имеет в себе элемент "охоты", концентрация инапряжение больше, потому что он может вот-вот сменить позу, и вы это понимаете, и поэтому иначе принимаете решения. Вы за доли секунд принимаете решение, что нарисовать первым, чтобы рисунок таки состоялся, был на что-то похож. Быстро анализируете детали. Пытаетесь сообразить, какие еще могли бы сохранить в памяти, и дорисовать за пару секунд, если он рановато "сбежит" и.т.д. Там просто целый букет других процессов включается в мозге, очень полезных.


Но то и другое полезно. На фотографиях моджно потренироваться, чтобы в целом порешать эту задачку - что оставить от всего этого, чтобы было достаточно и получился выразительный рисунок. А если у кого-то рисунки очень нравятся, можно попорбовать их покопировать, чтобы понять и прочувствовать, как он такое делает. Ну это отдельные упражнения, другие. :-)

Спасибо! я люблю рисовать облака и зверей, похоже, что просто сильно торможу, все успевают убежать :)

Яна, я вот тоже за компанию тогда отрисовала 50 набросков. Если честно - большого прогресса не почувствовала, на десятом вышла на свой привычный уровень и честно продержалась на нем до конца флэшмоба.

Я помню, что многие ругали такой подход, говорили, что лучше сделать один полуторачасовой внимательный, чем 50 на количество, это все вредно и неправильно и т.д. Но! прошло года два. У меня эти наброски лежат в альбоме, и я вижу просмотры. И до сих пор кто-то лазает по этим старым постам, смотрит эти наброски. Значит, это кому-то до сих пор полезно и интересно!


А по сути вопроса... Художественное образование не страхует от кризисов. Учат понятиям правильно/неправильно. И не уверена, что это хорошо. Сильно сужает выбираемую дорогу. Что-то считалось хорошо в вузе - но в современной ситуации не продается и не котируется никак. Пригласили работать ведь не человека с худ. образованием (вон их сколько не может ничего найти), а именно автора поста! Значит, в его творчестве есть что-то, что показалось перспективным.
Мне кажется, надо сейчас прокачивать в основном технику. Придете на работу - узнаете требования и попытаетесь делать именно это. Когда выбираешь свою нишу - там находятся мастера, которым хочется подражать :) Вряд ли получится быть похожим одновременно на Рафаэля и Диснея. А когда человек выбирает более узкое направление - сразу открываются перспективы :)

люди который ругают такой подход, ничего в этом не понимают. я училась в вузе, у нас было каждый день по два - четыре часа рисования. в том числе быстрые наброски, от 30и секунд до двух минут. приходили бомжи и раздевались (им за это платили), а мы их рисовали. это было забавно ;) там была одна тетя, алкоголичка, она все время в позах засыпала и ее мы рисовали дольше других. у меня до сих пор сохранились альбомы. этот прием учит глаз смотреть лучше, чем внимательное рисование подолгу, которое скорее развивает какую-то технику.



Edited at 2018-03-07 09:34 (UTC)

Я про 50 набросков, Яна, как бы было, все же, здОрово и полезно, если бы вы написали про "расподробные научные объяснения, почему это работает практически при любом раскладе". Вот ужасно хочется узнать же! То есть, у меня есть свои представления - логические, интуитивные, еще какие-то, которые мне подсказывают, что - ДА! А вот научные - жутко любопытно :)
Я сама так пока и не сподобилась, но этим летом (точнее, как холода кончатся, весной уже) точно собираюсь провернуть такой эксперимент над собой.

А я писала.
https://miumau.livejournal.com/2589003.html
Я вообще еще много чего хотела написать по этой теме. Но меня как-то шокировал шквал негатива, который на меня обрушился, когда я писала про этот флешмоб и про этот эксперимент. (Несмотря на мои 18 лет опыта с любым чем угодно, что отсюда валится.) :-) Так что я как-то отползла от этой темы и оставила ее. Может быть когда-нибудь попробую еще раз. Надо вот психотерапевта спросить, почему меня это так выбило из колеи, хотя к троллям мне не привыкать, и разного опыта тут было много, и вроде тема любимая.

Ох, елки! А я пропустила, оказывается! Вот спасибо-преспасибо!!!
*и сижу теперь такая, себя по головке глажу: как я удачно прокомментировала-то!:)))*
(Ушла читать :) )

Рисование человеков с натуры - это кайф! Пусть даже не каждый день, я, например, хожу рисовать в группе еженедельно, это очень сильно вдохновляет! Если поначалу судорожно пытаешься вообще хоть что-то успеть накарябать за короткие одноминутные сессии, то потом уже знаешь КАК и успеваешь "пофигурять", сделав акцент на том, что кажется интересным. Ну и скетчи в группе всегда интереснее, чем в одиночку, даже если не обсуждать, то хотя бы одним глазом взглянуть, как другие справляются с той же задачей - многого стоит.

Не знаю, может это только со мной такое, специфическое, но у меня похожие симптомы отлично лечатся визуальным голодом. Т.е. несколько дней (дней 5-7) вообще не смотреть на чужие картины и иллюстрации, абсолютный ноль визуальной информации, и чтоб глаз не цеплялся ни за какой дизайн или оформление (как бывает в магазине невольно начинаем рассматривать упаковки или дизайн витрин...) Происходит живительная перезагрузка.
Порисовать с натуры тоже хорошо действует, но мне как профилактика, а не лечение, наверное...
Наверное, дело в том, что мы поглощаем больше визуальной информации чем надо, а отдаем (сами рисуем) гораздо меньше в сравнении с поглощенным, и нарушается некий баланс, - есть у меня такая странная теория ;)

Рисование с натуры всегда хорошо. Даже если это не живая натура, даже если один или два быстрых наброска в день. По дороге на работу, в метро люди. На эскалаторе.
Просто при рисовании вы в другом состоянии находитесь.(обычно) и все вокруг запоминается по другому. Рисуя можно как бы фиксировать время. Все забудется, что вы делали в этот день, а глядя на рисунок потом вспомните и где его рисовали и какое было настроение и все. И это тоже немаловажно.
Это помимо уверенности в себе, которая возникает при каждодневном рисовании с натуры.


  • 1