Previous Entry Поделиться Next Entry
Какие иллюстраторские ремесла скоро вымрут?
miumau


Тут вот такое короткое письмо пришло с вопросом:

Яна, здравствуйте!

Много лет читаю Вас, была на Вашей встрече в Москве как-то и даже 3 мес назад по вашей рекомендации пошла на курсы SkyEng, за что отдельное спасибо.


Вопрос мой в следующем. Я графический дизайнер, работала в полиграфии довольно долго, сфера умирающая, да и стагнировала я в ней. Крайний год увлеклась акварелью, развилась в ней до какого-то уровня, но есть отчетливое понимание, что реально зарабатывают в ней либо профессионалы типа Alvaro Castagnet, либо нужно преподавать идти, к чему я не готова по складу характера. Стала задумываться о коммерческой иллюстрации, тем более что из моих положительных качеств, всегда отмечаемых заказчиком - умение соблюдать сроки и слушать заказчика. Перечитала все ваши посты на тему иллюстраторского ремесла и отмела книжную иллюстрацию. Какие сферы вы считаете наиболее перспективными ближайшие годы для иллюстраторов(кроме 3D сферы, куда я точно не полезу)?. Игровая иллюстрация? Что еще? Или может вы отдельный пост напишите, какие направления в иллюстрации на Ваш взгляд будут развиваться, а какие умрут, как та полиграфия. Думаю, не только мне будет интересно.

С огромным уважением,
Н.

***


Здравствуйте!

Я вообще не очень люблю мерить что-то такими мерками, хотя у меня тут написали, что вот есть объективная реальность - в геймдеве платят в среднем в два раза больше, нежели в какой-то там другой области иллюстрации (забыла, про какую именно писали комментаторы). Ну и вот, факт, что в среднем за журнальную иллюстрацию платят столько, а за любую рекламную - в пять раз больше. Да, это все факты. Но так же факт, что есть люди, которые с большой любовью развиваются в деле, которое не считается особо перспективным, и прекрасно там зарабатывают зарплаты выше среднего.

И опять же, тут вечный спор, какую жилу разрабатывать.
В хорошо разработанной нише есть свои преимущества: там есть движуха, рынок и покупатели. все это хорошо разрекламировано. не надо изобретать велосипед. Надо идти в то место. где этим живо торгуют, и туда вливаться. (Например - стоки, популярные направления на этси или на creative market), другие какие-то популярные направления, где все давно придумали, какой примерно ассортимент делают, где и как продают, по каким ценам.
С другой стороны там есть недостаток - много конкуренции. Из-за того, что оно тау популярно, пробующих много. И много представителей на всех уровнях. И слабых, и среднего уровня (у которого вполне есть свой большой рынок), и звезд. Сильных и хороших там тоже много. Надо постараться, чтобы среди них признали и заметили.

С другой стороны - в более узкой и непопулярной нише всех меньше. Там суперзвезд 10 человек (грубо говоря), и всех знают. Если кто-то уже находит место, где этим торгуют (потому что искал, где купить) он сразу видит всю классику жанра". И туда влиться в целом легче, если у вас уровень есть или есть мотивация и желание быстро до него дорасти. И есть всегда целая армия кричащих "да кому это надо, это никто не покупает", а кто-то там сидит и зарабатывает, пока они кричат.

Я вот слушала эти вопли по поводу одного знакомого художника, который улекался жанром Хеви Метал. и специализировался на футболках и вещах для фанатов этого направления. Друзья сомневались, и высказывались, мол, это пройдет через 10 лет, и кому ты будешь нужен. Прошло 30 лет. Любящих такую музыку по-моему меньше не стало. Автор этот спокойно распространился на похожие по духу жанры, и обслуживает готов, киберпанков и тату-студии. Работы не убавилось, он крут, у него работы хватает.

Или вот еще был показательный случай - моя мама работала в свое время в детском журнале в Таджикистане главредом. И был свой набор художников, которые заполняли этот журнал иллюстрациями. В те времена в Таджикистане долго не было ни одного компьютера вообще. Потом появились три штуки в столице. О графике там речи быть не могло. Когда мы уезжали из страны, там появились первые версии чего-то. Но оно открывалось час (без шуток), от использования в издательском деле это было очень далеко.

Я приехала сюда, и тут очень быстро бросилась учиться всему этому. Понимая, что без фотошопа и умения хотя бы грамотно сканировать и готовить в печать нарисованное на этом рынке не выживешь. В России все это тоже вскоре пережило бум, и быстро стало нормой везде. И тут я приезжаю в Москву, и встречаю художницу, которая перебралась из Душанбе в Москву. Она была одна из самых талантливых тогда, делала очень хорошие и задорные иллюстрации. Но она наотрез отказалась вникать в это все компьютерное дело. Я удивилась: это как же? Фактически человек без хлеба останется? Нельзя в наше время иллюстратору не иметь вообще даже минимальных компьютерных знаний, не иметь компьютера. Она даже не подходила к нему ни разу, и не умела мышкой водить, серьезно. Ей все это было чуждо, и она отказывалась. Не то чтобы там оцифровать свою работу и в редакцию прислать. И что вы думаете.

Оказалось, что она завалена работой, как всегда. И все у нее отлично. Как так? Она стала ходить по издательствам (как и раньше), выкладывая худредам на стол офигительные работы. Сразу предупредила, что у нее это на бумаге начинается и заканчивается. Но она готова все нарисовать в срок и как надо, и отдать редакции оригиналы. Она брала заказы (приходила за каждым в редакцию), дома рисовала, потом в срок приносила оригиналы, и там редакторы давали кому-то отсканировать, лишнее задание штатному дизайнеру. работы были акварельные, крутые, спрос на них был. Ради всех остальных качеств все закрывали глаза на то, что она их на бумажке приносила.

И многие мне говорят: "Но это - частный случай. Это один из миллиона, который вот так устроился". Я это понимаю. Но - почему нет? Мне кажется, что одним из миллиона, который ка-кто по-особенному устроился, так же трудно стать, как одним из миллионов на стоках, кто торгует примерно одинаково, одним и тем же, в общем ряду.

Если хорошо послушать и опросить всех, получается, что на выходе вложения примерно одинаковые.

Что до вымирающих профессий. Вот помню, были у нас в 70-е и 80-е годы "шрифтовики", и все пророчили, что они все скоро останутся без работы. Причем крики эти начались еще до компьютерной эпохи, когда появились буквы-переводилки "летрасет". Умение аккуратно написать заголовок, казалось, стало ненужным.
Ну и что мы имеем? Люди, умеющие сделать целый хороший шрифт по сей день живут на это. Есть и там первый, второй и третий эшелон, кто-то там гуру, кто-то просто тихо делает сотый шрифт за последние 18 лет, докладывает в свой магазин, из которого давно капает зарплата. Ничего выдающегося, работа как работа.

А еще при этом выросла армия иллюстраторов, продающих так называемый "леттеринг". Т.е. покупных шрифтов на свете реально мириады. А написать гармонично одно какое-то слово - все равно оказалось не так просто. И некоторые приложили голову, подумали, какой бы сделать товар, чтобы многие его могли купить и применить. И начали писать всякие стандартные фразы красиво, вроде "с новым годом", или всякие оптимистичные фразы, из которых можно сделать кружку, футболку, подносик, или что там разные производители хотят быстренько использовать для сувенирки, публикаций, оформления интерьеров.

Я вот во главе этого поста повесила картинку Светланы Курако, которая мне когда-то тоже писала письма, спрашивая, как бы ей из работы в банке переехать в творческий труд. Она как раз спрашивала меня, что выбрать. Были некоторые направления в иллюстрации. которые она рассматривала. И я ей тогда посоветовала выбирать то, что е больше всего нравится. Где она горит, где ей жутко хочется и нравится придумывать еще товары, учиться, развиваться. Потому что я верила и верю, что максимальный успех будет там, где будут максимальные вложения. А максимальные вложения будут там, где больше всего испытываешь удовольствия. Она выбрала этот самый "леттеринг". Вот для меня это было бы последним выбором, совсем не мое. А она так радостно в это впахалась. Сейчас она живет в Германии, и зарабатывает этим зарплату заметно выше среднего (если сравнивать не с зарплатами иллюстраторов, а с нормальными средними зарплатами в стране вообще). Это прошло кажется года три. Т.е. в совсем якобы "бесперспективной" нише она вполне себе состоялась.

И я уверена, что ниша эта не помрет. Просто, если как-то рынок изменится, те люди, которым нравится заниматься этим делом, в очередной раз приложат мозги, и подумают, что из их умений как бы подать, чтобы снова получился продукт, который сейчас нужен. И он найдется. Что-то как-то подписывать будут все равно. И всегда будут нужны люди, которые умеют это сделать круче других. А так же обязательно у чего-нибудь будет бум, что все захотят "сейчас и немедленно, как у всех соседей".

Или вот про книжную иллюстрация - 20 лет слушаю крики, что скоро она умрет вместе с книгами. Ну не умерла пока. В Мюнстере все стоит на том же месте вуз. в котором учат этому ремеслу. И они продолжают рисовать свои акварельки на бумажке. Уверенные, что не пропадут. Кстати, тем временем на всяких этси и криэйтив маркетах опять бум именно руками нарисованных иконок и элементов, которые просто научились фотографировать чисто.

И между тем я два года назад услышала, что рынок бумажных книг совсем загнулся. А год назад в двух разных странах услышала, что он воспрял пуще прежнего. Там даже причины какие-то называли, которые я забыла. Но зачем-то опять бумажные книги понадобились человечеству.
А если они и вымрут, то будут те же картинки листать в электронных книгах, или еще что-нибудь. Но мне кажется, что и это вымрет еще не завтра.

Или вот журнальная иллюстрация - вроде и бумажные журналы собирались вымирать. И иллюстраторы ныли, что все агентства и редакции переехали кормиться на стоках.
Но... все то же самое. Более "общие" картинки типа "новый год с семьей" редакторы привыкли брать на стоках. А иллюстраторы привыкли их туда класть. А когда надо какую-то специфическую статью проиллюстрировать, проще заказать иллюстратору, нежели хоть что-то подходящее 4 часа на стоках искать (эти 4 часа тоже оплатить надо тому, кто искал). Так что заказы остались, ну, переместилось все немного, журнальные иллюстраторы почти все начали формировать портфолио работ, которые можно купить готовыми.
И после всего еще и новые бумажные журналы открываются. Казалось бы, ну кто это еще покупает. Ну не знаю, может быть это больше вопрос политический или имиджевый, ради которого кто-то еще издает журналы. ну какая разница?

Что еще у нас вымерло? Даже всякий леттерпресс, шелкография, ризо-печать и прочие динозавры еще находят покупателей.

Короче, делайте то, от чего у вас душа горит и вдохновение просыпается!
Поищите, что сейчас в этой области делают успешно. Подсматривайте у успешных коллег пути продвижения и зарабатывания денег. Постоянно сами фантазируйте - как бы где еще продать работы из этого направления, в современном ключе. Делайте хороший товар, пусть он будет очень качественный, творческий, с огоньком и с любовью сделанный. И я честно верю, что вы его продадите.

А лезть в какую-то жилу, потому что кто-то там хорошо заработал, или там зарплаты средние по рынку больше - делая при этом работу давясь, это не перспективно. Вы не вырастете там ни в какую успешную фигуру. Вас всегда там будут обгонять те, кто это дело дико любит, делает с гордостью и большим рвением.

Удачи!
(И напишите потом, в чем вы состоялись, ладно?)

ПРАВИЛА:

- Если вы хотите, чтобы ваше письмо опубликовали и обсудили здесь в рубрике "Вопрос-ответ", напишите мне на mammamiu@gmail.com письмо с заголовком "Вопрос-ответ".
- Если вы НЕ хотите, чтобы ваше письмо было опубликовано, НЕ пишите в заголовке "Вопрос-ответ"!
- Письма с заголовком "Вопрос-ответ" содержащие в теле письма фразу "это не для публикации" выбрасываются в помойку независимо от содержания!
- Если вы написали письмо в эту рубрику, оно будет опубликовано! Если вы не уверены в ваших намерениях - не пишите мне! Походите, подумайте, прежде чем писать!
- Я очень серьезно отношусь к своим читателям и их письмам. Пожалуйста, относитесь так же уважительно к моему труду и времени!

Каждый час, который я тут сижу и пишу, ходит неглаженной кисонька!



Кстати! По мотивам публикаций в этой рубрике возникли гадальные карты!
Вы уже можете погадать себе на них, и скачать бесплатно всю книжку к ним!
Подробности и все ссылки - тут:

http://miumau.livejournal.com/2438946.html








Смотрите так же:

Магазин Белолапик
Все новости в Телеграме
Недетские картинки в Телеграме
Уютный чат в Телеграме
Мой Youtube
Проспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам: http://paypal.me/mammamiu




Подписаться на Telegram канал miumau

Записи из этого журнала по тегу «вопрос-ответ»


промо miumau декабрь 14, 08:00 9
Разместить за 100 жетонов
Наша Даша (хорошо рифмуется, да?) совершила подвиг, и перенесла свой рисунок с котиками на шарф, так, что они при этом еще котиками остались. (Если бы вы знали, какая это каторга!) Я честно на этом задании сломалась! А она - смогла! И в результате получился такой широкий, красивый, тепленький…

"Крайний год".
Я смотрю, иллюстраторство стало опасной и рискованной профессией.

:-)
Ну да. Слова подбираются тщательно, с серьезностью. Что бы не накаркать.

Яна наверное меня скоро забанит за такие вещи, но я опять напишу....
по доброте душевной.

Если в рисовальной профессии так все напряжено- почему люди бояться сделать не горизонтальные переходы, а вертикальные?

Ну выйти в деньги- едрит твою налево!
Ступить пониже или впрыгнуть повыше. Любишь рисовать- ну рисуй в качестве хобби!


Отлично работают и зарабатывают стеклодувы! Прекрасный доход у женщины гроссмейстера специализирующейся на перетяжке теннисных ракеток. Востребованный труд ( при условии качества и гарантий), а кто бы мог подумать, ага!? Света сидит в Словении, а ей почтой шлют ракетки в перетяг со всей Европы. Она уж и шахматы забросила- а тоже своего рода художница! :-)

Вроде это не боязнь труда в принципе у автора и схожих писем, а боязнь потеряться при переходе с одной улицы на другую?
Или боязнь изменить себе самой в рисовании? :-)



Актуальные посты могли бы быть, где люди делются информацией по поводу реальной острой проблемы с нехваткой специалистов или даже просто людей занимающихся какой-то темой.

Если создать пост, где просить дать каждому отписывающемуся задание- 3 профессии или специализации- в которых вы ищите и не можете получить продукт или услугу давно...

Сформировалась бы картинка. Её можно было использовать и художникам, и нашим детям заканчивающим школы при выборе профессий или мест спец.обучения.

Спасибо за пост, тема актуальна как никогда - дочь поступает в этом году на иллюстратора книг, конечно думаем правильно-неправильно, но говорим что все зависит от неё, а главное чтобы она выбрала именно то что ей по душе.


Хороше книжные иллюстрации очень красивые, и дети их любят. Я уверена, если даже книги вымрут, таким иллюстрациям найдут другое применение, т.к. просто детям нравится, а значит спрос будет.

Сейчас самое перспективное направление - это геймдев. Сюда относится как концепт-арт, так и классическая отрисовка иконок, бутылочек, девочек и тому подобного. По жанру это прежде всего веселые фермы и всякие "три в ряд". То есть, такой крепкий казуальный рисунок без особой индивидуальности. С развитием кино концептеры и там понадобятся, но этого развития уже десять лет ждут, пока что оно идет слишком медленно.

Вообще, понять какие рисовательные сферы наиболее перспективны легко, если посмотреть, кого берут в штат. Потому что в штат берут тех, кого могут обеспечить большим количеством работы. То есть это, опять же, гейм-студии. Попасть художником в какой-нибудь журнал или издательство - это большая удача. Это правда, что пробиться можно в любой области, если есть желание и терпение. Но это обычно не тот ответ, который хочется слышать, когда выбираешь специальность.

3д отметать тоже не стоит. Сейчас оно развивается довольно крепко, и в будущем потребность в трехмерщиках будет только увеличиваться. Сюда относится и геймдев, и 3д-анимация, и дополненная реальность, и развитие VR, и развитие доступной 3д-печати, - всё растет в ту сторону. Даже если нет желания заниматься только трехмеркой, полезно иметь этот инструмент под рукой, чтобы можно было в случае чего построить и отрисовать какую-нибудь сложную крокозябру.

Спасибо. Даже полегчало как-то. Я от иллюстраторства человек далекий, занимаюсь тендерным сопровождением. У меня все время комплексы какие-то что никому мои услуги не нужны и сама отрасль умрет когда-нибудь, если доведут до ума федеральные законы. Но наверное и правда, изменится все, но все равно останется возможность на этом заработать. Будем надеяться.

Что-то не верится, будто с акварелью можно попасть в геймдев. Это вотчина цифровых художников, медлительные классики там не нужны. Книжные иллюстрации это все же чуток другое. Там вполне можно себе что-то выторговать.

Edited at 2018-02-15 08:56 (UTC)

Рисовать можно разное и в разных совершенно, но смежных сферах.
Даже если просто оглянуться посреди комнаты дома, что мы видим? Рубашка в клетку, обои в цветочек, плед в котиках, футболка с принтом, упаковка сока с каким-то красиво отрисованными фруктами и логотипом, журнал с обложкой, где поверх чьего-то лица размашистая каллиграфия... На мониторе ноутбука открыта интернет-страница сайта, в углу подскакивает на рекламном баннере смешной цветастый покемон, на стене большой постер в стиле комикса... На столе расписная кружка, за окном детская площадка, которую в 3Д проектировала моя знакомая) На окне открытка из Петербурга, которую делала другая моя знакомая.
Есть куча вариантов, и вот фиг они все сразу как-то резво отомрут. Уж маечки в цветочек и кружки с надписями долго нас не покинут, это точно.

У меня есть знакомый-иллюстратор, еще советской школы, ему под 80, если не больше. И что бы вы думали? Он завален работой-жалуется, что ему все заказывают, как будто молодых нет)) И платят хорошо (он дешево не отдаст), и да, просто акварель на бумаге-компьютером не владеет) Москва, если интересно) Фамилию не скажу, неудобно, но довольно известный (в 70-80 х годах)), и до сих пор)


А жаль, мне интересно было бы посмотреть, что он делает! Интересно же, что такое человек джелает, что оно во все времена востребовано!

В геймдеве тоже всё совсем не так радужно, как может показаться со стороны. Да, _пока ещё_ здесь можно найти стабильную работу и рисовать иконки "на поток". Устроиться в какую-нибудь компанию и пилить целыми днями концепты "садовой лопаты" - десятки вариантов, из которых заказчик выберет один, предварительно выев вам мозг. Что бы так работать, надо иметь очень большое терпение и, скажем так, равнодушие к собственной работе. К тому же, уже сейчас этот рынок стремительно перенасыщается вчерашними школьниками, освоившими компьютер и рисующими "за еду". А на подходе - нейросети, способные генерить те же концепты лопаты тысячами вариантов за несколько секунд. Очень скоро художники, способные только аккуратно нарисовать иконку, станут массово оставаться без работы. Да, профессионалы высокого уровня, способные придумывать то, чего ещё не было и что интересно покупателям, всегда будут нужны, но таких - один на тысячу.
Так что за лёгкими и большими деньгами - это не сюда.

А я согласна с автором, что "умирающая". У нас из шести дизайнеров остался один и он справляется со всем объемом работы. Раньше шестеро до полночи работали.
И куда податься тем пяти уже не нужным?
Остался к стати не самый лучший - а самый закостеневший, у которого нет желания шевелиться вообще.

А что за сфера? У нас просто наоборот, два новых диза выходят, плюсом к имеющимся пяти...


Ничего не померло и не помрет. Просто что-то модное становится и на время вытесняет с БАЗАРА остальное. А потом опять возвращается.

Когда в агентствах надо было делать желто-синие обводки вокруг букв, и подкладывать под это подложечку из прозрачной фотографии, кто-только не работал дизайнерами. А сейчас везде конкуренция такая, что встроиться будет тяжело. В полиграфии кризис, это понятно. Но есть же разработка упаковки. В играх не все иллюстраторы могут смотреть на мониторе целый день черепа, монстров и кишки. Стоки это хорошо, но сейчас туда объективно сложно зайти.

И не лень каждый день новые " письма " выдумывать ?
На как вот лучше прикупи


ум

Графический дизайн -отрисовывать сеты иконок пиксель перфект, векторные иллюстрации для сайтов и эпов. Про иконки можно на iconutopia почитать, как начать, какие требования.


Оно в принципе не для иллюстраторов боящийся 3Д, но это новое, и довольное интересное направление - архитектурная VR-визуализация в реальном времени.

?

Log in

No account? Create an account