Previous Entry Поделиться Next Entry
Кто имеет право называться художником?
miumau


Здравствуйте дорогая Яна!

Спасибо Вам большое за Ваш чудесный блог! Я уже здесь несколько лет, и для меня это как сходить в гости к старому хорошему товарищу :) Отдельная благодарность за возможность спросить у Вас совета, послушать другое мнение и переосмыслить какие-то свои установки.

У меня очень простая ситуация. Я не художник (по образованию) но рисую. Муж называет меня художником уже потому, что я это делаю и мне это нравится, хотя в моем понимании художник это тот кто рисует идеально, знает и умеет все приемы техники, ну одним словом «сел и нарисовал», любое-голубое, карандашом, красками, с головы и тд и тп.



В моей ситуации мне этих знаний нехватает, поэтому я стараюсь рисовать те сюжеты, которые я могу еще более менее нормально изобразить. Объем я вообще только недавно научилась чувствовать, до этого это был двумерный дотворк (такая техника в 2д смотрится вполне прилично, но есть куча идей рисовать то, что еще не умею). К слову, я начала ходить на курсы рисования. Ну это к тому, что мы там рисуем все что рисуют в академии, гипсы, натюрморты. Ясное дело что с практикой мое видение объема улучшается, я уже могу изобразить немного больше и лучше, но все таки это не идеал далеко, и не мудрено, ведь люди годами учатся и ваяют круглосуточно рисунок/живопись/композицию чтобы стать художниками. И вот у меня появилась проблема с этим. У меня есть куча идей, но мало умений (часто слышу что бывает наоборот). Я купила большие холсты и хорошие краски, и вообще качественные материалы, но мне страшно на них рисвоать. Я все время себе говорю что надо лучше рисовать чтобы не пачкать холсты всякой ерундой. Я знаю что не изображу это так как хочу, потому что не умею, но очень хочу. Поэтому рисую на дешевой бумаге, потому что ее не жалко испортить. А пока я не стала художником, то можно потерпеть) Но вот где это «стать художником»? Когда это происходит? Как это понять? Когда я з закрытыми глазами нарисую портрет маслом в стиле гипперреализма? Или буду рисовать как Готфрид Баммес? Может само слово художник это какое-то состояние? Или все-таки человек должен иметь базу обязательное образование? Я очень часто слышала что к самоучкам, даже очень крутым, очень несерьезно относятся в худмире, ну мол, у тебя нету образования, тебе не заставляли по 10 раз перерисовыввать, не ставили руку и тд, ну вообщем ты мимо, не художник. С другой стороны сейчас вроде как уже другое время. Вообщем я запуталась, и даже сама не знаю почему мне это так важно. Я с детства мечтала рисовать, и хотела идти в художку, но меня отдали в другое русло, потому что более перспективное. Может это детские амбиции звенят? Я очень надеюсь что Вы сможете мне как-то обьяснить что вообще происходит, и когда становятся этими магическими художниками! :)


Извините за столь длинное письмо, полился такой поток, боялась как бы чего не упустить.

Спасибо еще раз Вам за все что Вы для нас делаете! Здоровья Вам крепкого и удачи во всем! :)

***

Здравствуйте!

Это - очень интересный вопрос!
С одной стороны я за то, чтобы каждый мог называть себя кем угодно, если так хочется. И понятие "художник" нынче стало таким растяжимым... В Германии очень часто повторяют шутку: "Это - искусство, или это можно в помойку?" Иногда ведь не поймешь, что только искусством не назовут, на полном серьезе. И действительно много развелось всякого арта, про который вообще не поймешь, к чему и зачем это нарисовали (или сотворили). Но "художник так видит" и - он имеет право!

Я точно знаю, что образование и хождение в художественную школу тут не при чем. Полно совершенно потрасяющих (и признанных) художников-самоучек, и мы это все знаем. так же наличие продаж при жизни - совсем не показатель. Т.е. эти формальные пункты, я думаю, вы можете смело отметать. :-)

Еще есть мнение, что художник - это тот, кто занимается именно рисованием постоянно и регулярно. И в этом очень большая доля правда. Но есть потрясающие художники, которые делали в своем творчестве огромные перерывы. И от этого они не перестали быть художниками. Ну да, надо признаться, что у них по крайней мере были фазы, когда они этим занимались активно и с каким-то постоянством. Так что можете это тоже (с поправками) включить в список условий, которые желательно выполнить.

Я всегда думала, что главное для художника - самому серьезно относиться к этому делу. Если вы сами будете считать, что это - ваше дело, ваша работа, важная часть вашей жизни - то вы художник.

Однако мне еще хочется рассказать на этом месте одну историю, о том, как я поняла, что и этого мало.
Был у нас в кругу знакомых человек, который несколько десятков лет подряд называл себя фотографом.
И при этом фотографом не был. Со временем для всех знакомых стало очевидным, что он - никакой не фотограф. Но мало кто мог объяснить, почему. ОК, он никогда не зарабатывал фотографией деньги, ни в каком виде, и ни в какой форме. И так же не работал ни на какой работе, как-нибудь связанной с фотографией. Но, мы ведь тут уже сказали, что бывают такие художники, которые просто не могут или не хотят продавать плоды своих трудов, что не делает их менее настоящими художниками.

Все способы, которыми фотограф мог бы заработать, этот фотограф презирал. Для всего находилось особнование: это "не живое", то "не фотография", это "не искусство, а чистое ремесло" и.т.д. За всю жизнь он ни разу не сделал ни одной выставки, публикации, не попытался где-нибудь выставить свои работы на продажу, или предложить услуги фотографа. Но, как уже сказано, это ведь ничего не знает.

Хотя, объективно мы все понимали, что у всего этого таки есть причина. Фотографии были слабыми. Пересматривая десятки и даже сотни фотографий, которые он сделал, нельзя было представить себе ни одну - ни на стенке, как оформление какого-нибудь интерьера, ни тем более на каком-то товаре. Так как он снимал (мутно, но "атмосферно") нельзя было снимать ни товары, ни портреты, ни какие-нибудь свадьбы. Все вышли бы страшненькими. У него даже безупречно красивые, совсем молодые люди выходили на фотографиях жутковатенькими - но он утверждал, что это у него стиль такой. (И дада, имеет же право, ну вот такая у него "правда жизни" на фотографиях). Ведь можно бесконечно спорить о нерезких, мутных, пересвеченных фотографиях, где люди откровенно сфотографированы в неудачных ракурсах - это специально так, или от неумения. А что, а вдруг человек действительно специально такое делает? Не докажешь. И что все себе патологически на его снимках не нравятся - тоже не значит ничего.

В общем - все, что я перечислила - не аргументы. Ну, странные фото, ну слабые с точки зрения многих профессиональных фотографов. Ну, не продаются и не покупаются. Но человек реально щелкает десятки лет, относится к этому более чем сеьрезно, и везде представляется фотографом! И вот чем он тогда не фотограф?

На это ответил брат моего деда, Герц, который был хорошим кинорежиссером и так же хорошим фотографом. За несколько лет перед смертью он был у нас в гостях, и столкнулся там с этим "фотографом", ему была показана немалая куча избранных снимков из разных лет. Герц с интересом спрашивал: А это когда сделано? А это? А это чем?
И в конце концов он самому фотографу ничего конкретного не сказал. Как-то вежливо сказал, что это, видимо, какая-то область современной фотографии, в которой он совсем не разбирается. А мне потом сказал, что нет, он не считает этого человека фотографом.

И я конечно с большим интересом спросила: ПОЧЕМУ? Что такого не хватает ему, чтобы называть себя... художником (?) в такой аморфной области.
И Герц сказал, что он посмотрел работы двадцатилетней давности, и десятилетней, и актуальные. И он не видит никакого развития. Ни в чем. Ни в качестве работ, ни в выборе объектов и сюжетов, ни в работе со светом, с цветом. Человек никак нигде ни над чем не пробовал работать. У большинства, кто серьезно занимается каким-то творчеством, просматриваются какие-то периоды. То вдруг человек светленьким-бледненьким в тумане поувлекался, то с контрастным Ч/Б поработал, то еще что-то попробовал. А некоторые сразу выбирают какое-то направление, видно, какой у них вкус, какой колорит и какая атмосфера нравится. Но тогда ВСЕГДА видно какое-то развитие. Видно, что человек обнаружил в своих работах какое-то качество, которое он осознал как слабость, или от которого захотел избавиться, и потом видно прогресс. У кого-то резче стало, у кого-то - контрастнее. Композиции становятся лучше. Горизонты просто так немножечко не "падают" нечаянно - они либо падают под каким-то красивым углом, либо все держится и стоит. Кто-то присмотрелся к объектам, которые снимает. Научился как-то выделять их интересные детали. Или наоборот что-то прятать, для выразительности общей картины. У всех вырисовывается хоть какой-то стиль, какие-то предпочтения. Видно, что человек СМОТРИТ на то, что снимает, и у него есть определенный вкус, в соответствии с которым он хочет показать то, что он видит.

В общем - куда бы человек не развивался (а некоторые развиваются в своеобразных направлениях) - должно быть какое-то развитие. Должно быть видно, что сам как-то над всем этим работал, какие-то творческие задачи себе ставил и решал, к чему-то ра протяжении лет стремился. А не просто постоянно везде нажимал на спуск, в надежде, что один из ста получится "ничего", просто потому, что так работает закон случайных чисел.

Поэтому я для себя включила этот пункт в список пунктов, которые нужно выполнить, чтобы называть себя художником.
Нужно иметь и решать какие-то творческие задачи. Куда-нибудь расти и развиваться в свом искусстве.
Мне кажется по описанию, что это вполне к вам подходит. Так что называйте себя художником спокойно. И рисуйте, на чем хотите.

И еще - почитайте мой старый пост о том, почему так страшно нарисовать хорошую работу плохими материалами:
https://miumau.livejournal.com/1600497.html

Удачи!

ПРАВИЛА:

- Если вы хотите, чтобы ваше письмо опубликовали и обсудили здесь в рубрике "Вопрос-ответ", напишите мне на mammamiu@gmail.com письмо с заголовком "Вопрос-ответ".
- Если вы НЕ хотите, чтобы ваше письмо было опубликовано, НЕ пишите в заголовке "Вопрос-ответ"!
- Письма с заголовком "Вопрос-ответ" содержащие в теле письма фразу "это не для публикации" выбрасываются в помойку независимо от содержания!
- Если вы написали письмо в эту рубрику, оно будет опубликовано! Если вы не уверены в ваших намерениях - не пишите мне! Походите, подумайте, прежде чем писать!
- Я очень серьезно отношусь к своим читателям и их письмам. Пожалуйста, относитесь так же уважительно к моему труду и времени!

Каждый час, который я тут сижу и пишу, ходит неглаженной кисонька!



Кстати! По мотивам публикаций в этой рубрике возникли гадальные карты!
Вы уже можете погадать себе на них, и скачать бесплатно всю книжку к ним!
Подробности и все ссылки - тут:

http://miumau.livejournal.com/2438946.html








Смотрите так же:

Магазин Белолапик
Все новости в Телеграме
Недетские картинки в Телеграме
Уютный чат в Телеграме
Мой Youtube
Проспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам: http://paypal.me/mammamiu




Подписаться на Telegram канал miumau

Записи из этого журнала по тегу «вопрос-ответ»


промо miumau 14:12, Среда 5
Разместить за 100 жетонов
Белолапик едет в Питер! Это означает, что вы можете выбрать, что вам хочется купить, в нашем магазине http://www.belolap.ru, написать о своих пожеланиях на help@belolap.ru , и вам привезут желанное, и продадут из рук в руки очень скоро! Заказывать можно до 22 часов в пятницу, 26 мая. Получать…

Скажу как человек с худ школой в анамнезе и с (когда-то, давно) поставленной рукой и знанием каких-то техник :). Мнение профессионалов очень интересно - в том смысле чтобы в очередной раз осознать что я, таки, не художник. У меня любимый стиль - импрессионизм, т.е. по большому счету не важно какой свет, есть ли развитие техники, и "вот это все". Важно что автор увидел здесь и сейчас, и смог ли он сделать зрителя частью работы или снимка. Поэтому у меня нет стиля, и мне нравится многое, и многому бы хотелось подражать - от любимых импрессионистов до набросков(ink pen!) звездных войн и фотографий в журнале sports illustrated.

Ну, и на мой взгляд, вы художник, если вы не можете не рисовать. Это - ваше само-выражение, это Ваш способ сделать мир лучше. И, увы я, таки не художник, я делаю мир лучше другими средствами. Как-то так.

Мне кажется, Яна тут упустила важный момент,из-за которого, возможно, и вопрос возник.
" Я купила большие холсты и хорошие краски, и вообще качественные материалы, но мне страшно на них рисвоать. Я все время себе говорю что надо лучше рисовать чтобы не пачкать холсты всякой ерундой. Поэтому рисую на дешевой бумаге, потому что ее не жалко испортить. А пока я не стала художником, то можно потерпеть)
И мне кажется, что на самом деле этот вопрос не имеет отношения к искусству, а только к деньгам и отношению к себе в целом.
Вот представьте себе, что вам просто приятно резать эти холсты на кусочки, как многим приятно целкать пупырчатую пленку. И именно для этого вы их и покупаете. Без всякой связи с тем, кто вы там по профессии. Сколько таких холстов вы можете себе позволить объективно по деньгам? И легко ли вам их себе позволить? Или начинается "как нибудь перебьюсь", "ну что у меня такие желания дурацкие", и так далее. Если вам это правда сложно по деньгам - это одно, а если тут еще вот такие проявления нелюбви к себе - это уже другая проблема. Мне кажется, вам надо с этим разбираться, а не думать над определением художника.

Плюсую.
Холсты списать на бой.
Как рваные колготки, как расходные материалы. Кто-то тратит деньги на коллекцию слоников, кто-то пропивает а баре, проигрывает в казино.
А мы на холсты))
Сколько холстов в академии марают - мама не горюй!
А раньше часто писали работы поверх неудачных работ. Или не нужных. Из экономии.
Тоже лайфхак.


Добрый день
Думаю, что считать себя кем-то и художником в том числе, нужно иметь соответствующий настрой. Скажем, состояние души, вы должны чувствовать, что вы художник.
У меня буквально в этот год сложилось действительно представление о себе как о художнике, хотя рисовала давно. Но именно в этот последний год, после участия во многих творческих челленджах, обладая поддержкой друзей - единомышленников,которые также помогали улучшить мое рисование советами, я увидела прогресс в работах, а также ухватила более менее именно то направление в рисовании, которое для меня наиболее захватывающее. Вот тогда, в один день, ощутила - да, я художник.
Потому обязательно продолжайте творить больше и больше, в конце концов, вы найдете то, что вам больше нравится, если не стиль, то техника.
Я без худ школы (в моем поселке ее не было физически), но пересматривала (и продолжаю) кучу видео в интернете, пробую разные техники, ищу, что "Мое". Знание о композиции, цвете и пр особенностях складываются постепенно в процессе чтения и дальнейшей проработки. Так и у вас - сначала вы рисуете знакомые мотивы, может даже срисовываете, потом вам начинает хотеться добавить что-то свое, поменять угол обзора, дополнить деталями, выбрать более интригующую цветовую гамму.
Вы - художник тогда, когда это ощутите сами. И обязательно больше показывайте своих работ друзьям и просто в инстаграм, вас будут хвалить, и это очень сильно придает сил, чтобы улучшать работы. И вы будете делать все лучше и лучше. Верьте в себя и удачи!

Edited at 2017-12-29 06:42 (UTC)

Меня иногда называют художником. Мне не нравится. Я чувствую себя выскочкой в такие моменты.
Потому что я заклнчила Академию Художеств, и видела настоящих художников.
Про себя я говорю "я рисую".   Я люблю это дело, могу нарисовать портрет, где человек и его друзья его узнают.
Но это не главное занятие в моей жизни.
Ой. Я ж ещё учитель рисования.  Что-то я забыла. Ыыыы каникулы.
Я учитель!
Про себя я говорю "я рисую".
Но тот факт, что я не художник, не мешает мне завалить дом кистями, красками, бумагой такой, бумагой сякой. Мольбертом.
Не взяла с собой краски - не беда, щас купим, пригодятся.
В итоге +ещё одна коробка.
Это просто для кайфа. Для удобства. 
Иногда на плохой бумаге рисуешь, и не выходит эффект. Бумага впитала воду, и всё поплыло.
И тут самой себе может показаться, что помешали яйца!
Вот чтобы такого не было, надо брать нормальные материалы и инструменты.  Это ге ерунда, это правда повышает качество работ. Не прихоть это! Не сотые туфли на шпильке, в которых и пойти-то некуда.
Это то, что нужно для жизни.


""У меня есть куча идей, но мало умений (часто слышу что бывает наоборот)""
Наоборот получается, когда у человека появляются серьезные знания в данной области. Дилетанта ничего не ограничивает, куча идей, которые роятся в его голове, в точки зрения профессионала куча банальных штампов и осознание, что никому это не надо, себе в том числе. Они у него точно так же появляются в голове как и у дилетанта, а вместе с ними приходят воспоминания когда, где и сколько раз и в каком виде это уже применялось. А свежее и действительно шикарное придумать оооочень сложно. Я сама этот этап пережила, так что пишу о чем знаю. Вся моя работа состоит из этих чертовых штампов, потому что я работаю на чужого дядю. И я прекрасно помню времена, когда я только начинала и у меня было желание после работы что-то такое поделать для себя. тогда у меня было ощущение, что мне надо технику подтянуть, работки слабоваты чисто с т.з. исполнения. И вот когда я ее подтянула поняла что се что я для себя делала жуть и муть. Ну и все, собственно, с этого времени у меня пропало всякое желание что-то изображать в свободное от работы время и я "ушла" в другие области - был период когда я с увлечением кошек фотографировала, ну это как бы для дела надо было, но я так с душой этому подходила, делала "интерьерные" портреты. А сейчас, например, я развлекаюсь тем, что рисую себе иконки для рабочего стола смартфона. Вот по приколу мне все стандартные заменять какими-то своими, почти во всех приложениях они убогие и страшные, а я их клевыми делаю.

Знаю иллюстраторов, которые рисуют ровно на том же уровне и в том же стиле что и 10 лет назад, но это не мешает называться им иллюстраторами :)

"Я очень часто слышала что к самоучкам, даже очень крутым, очень несерьезно относятся в худмире, ну мол, у тебя нету образования, тебе не заставляли по 10 раз перерисовыввать, не ставили руку и тд, ну вообщем ты мимо, не художник."

Про Пиросмани пост. И про Шилова. И про отношение к ним в худмире :)

Думаю, уместно упомянуть Марию Примаченко.

Шилов - это жуткий кошмарный ужас. Мечтаю развидеть все, что я у него видела. А ведь так хохотала- а потом кошмары замучали.
Пиросмани мне нравится, особенно после Шилова.
если автору поста покажется , что Шилов - художник , то можно вот тут почитать
https://shakko-kitsune.livejournal.com/2017/07/04/


Edited at 2017-12-29 09:01 (UTC)

Читал разумеется :)
Однако у Шилова за плечами солидное художественное образование. В отличие от Пиросмани. Собственно, об этом и комментарий. Вернее - об отношении околохудожественной общественности к тому и другому.

(Удалённый комментарий)
Я думаю, художник - это тот, которому есть что сказать миру посредством своих творений( неважно, в каком виде и жанре искусства).Ну не творений, если кто очень скромный, а работ своих.А для того, чтоб сказать что-то - нужно многое за душой иметь. и вовсе не денег, и не холстов. И это не обязательно великие идеи какие. Нет. Это именно что- то свое- но такое, что многих как -то цепляет.
А это, как верно заметила Яна( и Герц Франк) невозможно, если стоишь на месте.
А что насчет мнений всяких- особенно в худмире- так всякое может быть.
Самоучки- да, бывает, часто расстраиваются от негативных отзывов о своих работах, а те, кто худвузы закончил ( любые)- те уже закаленные бойцы. Там такое наслушались во время учебы от сокурсников и преподов и о себе, и о своем творчестве, что пофиг уже на мнения частные.

Edited at 2017-12-29 08:48 (UTC)

Художник - тот, чьи работы продаются. И только так, вилять и юлить здесь бессмысленно. Кто-то может считаться кем-то исключительно если он этим зарабатывает бабки.

тогда Шилов великий художник, а ван Гог так, на помойке нашли)

Яна, спасибо за это определение! И правда - развитие, поиск очень важны. Оно всегда есть, даже внутри авторского стиля.
Про материалы автору хочется сказать - не бойтесь бумаги, холстов, красок хороших. Смело используйте, если деньги позволяют. Часто бывает наоборот, что новичку на качественной бумаге проще начинать, она более стойкая к истеранию, лучше держит воду (если акварель, например), да и фактура может быть очень интересной, а простая бумага быстро приходит в негодность и от этого может возникнуть ощущение, что все попытки тщетны, все плохо, и столько бумаги попорчено, апатия и безысходность, а на самом деле бумага просто не дождалась пока художник выведет правильную линию и истерлась в катышки. Это опытный художник может на любой салфетке нарисовать, по большому счету ему все равно, там другие критерии - выбирают на чем писать приятнее, или какая бумага помогает достичь каких-то определенных целей.


Недавно у Пучкова на канале был ролик про рисование и там девушка на вопрос кто такой художник весьма просто ответила. С её слов художник - тот, кто рисует и точка. Получается криво-косо? Ерунда, вопрос практики, главное - самовыражение.
Другое дело, если вы хотите признания. Но тут другие художники могут фыркать сколько угодно. Конкурентов никто не любит. Лучше всего свою работу показать как можно большему количеству людей, а ещё лучше продать. Вот тут-то и чувствуешь себя мэтром.
Что же касается, больших холстов, на которых страшно писать, я, например, видела ролики с художником, который писал малярными кистями, ему с большим форматом так было удобней работать. И ничего, махнул кистью - гора, махнул ещё раз - озеро. Вот я сейчас так же хочу попробовать, и наоборот думаю где бы формат побольше взять. Использование разных материалов и форматов - это ведь тоже умение, ему надо как-то учиться?

"С её слов художник - тот, кто рисует и точка. Получается криво-косо? Ерунда, вопрос практики, главное - самовыражение. "(с). Это неверное утверждение. Художники не самовыражением занимаются.

(Удалённый комментарий)
Интересное мнение.
Это напоминает мне чью-то цитату - "Делай хорошо, потому что плохо ты уже и так умеешь". Если подумать, то это единственная рабочая схема, как чего-то достичь. И иначе в мире не выжить.

Но если отвлечься от всего, то кажется, что мозгу в нашем теле уделяется слишком много внимания. Допустим человек что-то кропотливо годами изучает и доводит до совершенства и проводит много времени у компьютера, у станка, над микроскопом... И мозг счастлив, но тело страдает. Мозг будто эксплуатирует наше тело.

Можно не любить чье-то творчество, но нужно уважать выбор человека. Значит где-то плохой мастер и художник больше поиграл в подвижные игры или просто походил по музеям. Жил какой-то физически полной жизнью в минус мастерству. И в целом для него как для живого существа - это не плохо. Конечно зря он просит оценки тех кто достиг совершенства. Я не знаю удалось ли мне объяснить точку зрения свою.

Не надо жалеть материалы, не надо ждать и откладывать! Не экономьте их, они нужны для того, чтобы служить делу. И например, на некоторых материалах применимы разные техники, пока вы не испортите 2-3-5 десятков листов (условно) и не отработаете приём - дальше не удастся двинуться! Поэтому если вам по карману купить эти материалы, то начинайте пускать их в ход) пусть с эскизами, набросками или вспомогательными техниками, чтобы уменьшить вероятность испортить что-то - но начните! Почувствуйте разницу ) и удачи вам и вдохновения!


Как себя назвать, а тем более ломать голову над этим - дело десятое. Рисуется, прёт от этого, занимает место в жизни как хобби или как профессия - этого достаточно.
Ну и на вопрос "чем ты занимаешься?" Можно и ответить как есть: рисую, иллюстрирую, создаю сказки в картинках, пишу пейзажи...

?

Log in

No account? Create an account