Previous Entry Поделиться Next Entry
"50 набросков в день" для писателей?
miumau


Яна, добрый день!
Спасибо Вам за прекрасный блог, вдохновение, идеи, трезвый взгляд на вещи и удивительные истории!

Я с огромным интересом читаю ваши посты про мозг, подходы к обучению и тренировку определенных навыков. Вы писали у себя, что в рисовании есть эффективный способ развиваться - рисовать 50 набросков в день. Это понятное задание фиксированного объема, которое человеку делать достаточно тяжело, чтобы он всячески старался его оптимизировать и в процессе учился чему-то. И через месяц у человека получается намного лучше, т.е. можно довольно быстро прокачать этот навык, если хватит терпения и дисциплины. И еще вы писали про графоманов - что человек может писать десятилетиями, и никак не развиваться (или очень медленно). И мне кажется, что так действительно может быть – если человек годами просто вываливает на бумагу содержимое головы, не напрягаясь особо.



Так вот, у меня вопрос к Вам и вашим читателям – может, кто-то знает такие же задания как 50 набросков в день, но для развития писательских навыков? О чем и сколько нужно писать, и что стараться передать в тексте, чтобы развивался стиль, беглость речи, живость языка? Чтобы, если каждый день посвящать этому час в день, получилось ощутимо улучшить процесс и результат за какое-то измеримое время? У Джулии Кэмерон есть упражнение «Утренние страницы»: она советует уделять по утрам время, чтобы описать то, что у тебя в голове, и говорит, что это помогает раскрыть в человеке творческий потенциал. Но мне кажется, что это немного не то, что 50 набросков в день. Графоман может целыми днями писать о том, что у него в голове, а толку от этого мало или даже нет совсем. Может, я не права? Может, Вы знаете какие-нибудь еще упражнения?

И второй вопрос, связанный с первым: существуют ли какие-нибудь критерии хорошего текста? Как понять, насколько твой текст хороший, в каком направлении его улучшать? Что делает текст качественным? Интересным? Легким для понимания? Возможно, кто-то знает литературу по теме, или каких-нибудь авторов/блогеров/ресурсы/Youtube-каналы, где собраны материалы по такой теме?

Про рисунки тоже интересно. Есть ли объективные критерии хорошей иллюстрации? Я иногда вижу, как на выставках современной концептуальной иллюстрации люди с недоумением разглядывают картинки, и во взгляде читается «Мне это не нравится! Я этого не понимаю! Разве это хорошая иллюстрация?!». Да и мне самой такое частенько приходит в голову, когда я разглядываю портфолио иллюстраторов на бехансе и в других местах. Как вы оцениваете картинки? Что вам нравится или не нравится в иллюстрациях? Что для Вас несомненный признак слабой работы? Есть ли какие-то критерии профессионализма, качества в рисовании? Как отличить «графомана-иллюстратора» от человека, который работает просто в чуждой тебе стилистике (если это возможно)? И в картинках, и в тексте, и вообще в творчестве.

Буду благодарна за любые мысли и советы на этот счет!

С уважением,
Ваша постоянная читательница
с амбициями иллюстратора и автора текстов :)

***

Здравствуйте!

Про "Утренние страницы" я тоже читала, и мне кажется, что это - не совсем то. Это ненапряжное задание, которое должно раскрыть какие-то блокады в человеке, если человек придает этому делу слишком много веса,и поэтому боится даже взяться. Тут наоборот - полное отсутствие ограничений и тяжелых условий. Только пиши. С набросками все с точностью наоборот: задание трудное. Надо много, каждый день, минимальная норма - реально большая. Избран самый трудный объект для рисования - человек. Избраны чуть ли не самые неблагоприятные условия: где людей много, но они не позируют, могут исчезнуть или поменять позу в любую секунду. Т.е.шевелиться надо быстро, решать кучу задач оперативно, на месте принимать решения, что лишнее, на что не надо тратить времени, а что - очень важно. Плюс - есть огромная психологическая трудность (преодоление которой, однако, приносит большой дзен): надо рисовать в общественных местах, забив на зевак, любопытных, троллей, хамов и приставучих...

Из-за того, что это задание содержит столько неприятных моментов, так многие вообще не решаются за него браться. В некоторых местах его заставляют делать, через слезы, чтобы толкнуть людей к этому успеху. Но из-за того, что тут столько "нерешаек" в одном флаконе - происходит быстрых заметный рост, даже если наполовину не понимаешь, чего творишь. Этим оно и хорошо - даже если пытаться выполнять задание "тупо" - от одной попытки просто выполнить все условия, уже рост приходит.

Что подобное можно сделать в плане литературы, я не знаю. Я тут недавно накатала 20 тысяч знаков, описывая свои рецепты, как улучшать свои тексты. И помнится, многие написали, что нету для литераторов подобных упражнений. Мол, читай побольше хорошего, пытайся понять, чем тексты хороши, пиши, и пытайся свои тоже хорошими сделать.

Если честно, то я уверена, что при желании можно придумать и тут упражнения, чтобы тренироваться в определенных навыках, а не просто писать. Например, я помню, что некоторые писатели пытались вести блоги от имени очень разных людей - разного пола, возраста, происхождения. И целью было - написать правдоподобно. Чтбы по стилю речи, степени грамотности, простоте или сложности языка читатели в образ "поверили".

Так же в моей статье упоминался способ, который мне моя бабушка говорила: про одно и то же событие написать заметку в скандальную газету, лирический рассказ, и детскую книжку. Или вот были задания - написать серию литературных произведений, и чтобы каждое в другом стиле.

Может быть вам стоит просто самостоятельно поставить себе какие-то творческие задачи?

Про качество текста: В нем должно быть не много "воды" - все, что там написано, должно быть написано зачем-то. Либо оно должно сообщать нам факты, которые важны для полноты картины. Либо оно должно как-то красиво, образно описывать происходящее. Так, чтобы перед мысленным взором читающего вырисовывалась картинка, которую хочется и интересно рассматривать, ощущать, представлять.

Текст должен легко читаться, и не спотыкаться. Хорошо бы, чтобы все было красиво, глубоко и образно, но "поглощалось" легко и без труда. (Не считая текстов, которые какие-то садисты пишут для мазохистов, и где целью является - закрутить читающему мозги по максимуму, чтобы "уши сворачивались в трубочку" от чтения. Есть такой жанр.)

И там должен быть "след души", о котором я тут все время пишу. Что-то, что тронуло за душу автора, и тронет сердца читающих.

***

Про качество графики говорить труднее, потому что в последние лет сто развелось очень много всякого изобразительного искусства, которое многие не понимают, и которое очень трудно оценить. Тут я склонна ссылаться на утверждение американских таможенников, что пусть искусством считается все, что считает таковым хоть один человек, кроме автора.
:-)

Я часто вижу графику, которая не совсем "мое", но я ценю профессионализм автора, и осознаю, что он - крутой. Это чувство сделано из многих параметров: его творчество в целом - цельно и имеет свой стиль, характер, направление. То, что он делает (какие-то приемы, стилизации, фишки) могут быть сомнительными, но видно, что он для себя подвел под это какое-то обоснование, и делает это осознанно, добиваясь какого-то эффекта от зрителей. (Пусть местами - через смешанные чувства.) У таких авторов много оригинальных идей, чувствуется некое свое видение, через призму которого преломляются все обыкновенные явления и вещи. Их произведения смотрятся "товарно", и сам автор их в какой-то роли видит, он сам понимает и чувствует, где его произведения могли бы "сыграть", и способен донести это до зрителя.
Но на самом деле дико трудно разбирать вот так абстрактно, чем хороша хорошая графика, и чем она сильна. Проще было бы взять кучку примеров, и разобрать.

Дорогие читатели - давайте вы расскажите. Что для вас слабая или сильная иллюстрация? А текст? Какие вы знаете упражнения, чтобы тэффективно тренироваться лушче писать? Можно и свои придумывать - есть идеи?

ПРАВИЛА:

- Если вы хотите, чтобы ваше письмо опубликовали и обсудили здесь в рубрике "Вопрос-ответ", напишите мне на mammamiu@gmail.com письмо с заголовком "Вопрос-ответ".
- Если вы НЕ хотите, чтобы ваше письмо было опубликовано, НЕ пишите в заголовке "Вопрос-ответ"!
- Письма с заголовком "Вопрос-ответ" содержащие в теле письма фразу "это не для публикации" выбрасываются в помойку независимо от содержания!
- Если вы написали письмо в эту рубрику, оно будет опубликовано! Если вы не уверены в ваших намерениях - не пишите мне! Походите, подумайте, прежде чем писать!
- Я очень серьезно отношусь к своим читателям и их письмам. Пожалуйста, относитесь так же уважительно к моему труду и времени!

Каждый час, который я тут сижу и пишу, ходит неглаженной кисонька!



Кстати! По мотивам публикаций в этой рубрике возникли гадальные карты!
Вы уже можете погадать себе на них, и скачать бесплатно всю книжку к ним!
Подробности и все ссылки - тут:

http://miumau.livejournal.com/2438946.html








Смотрите так же:

Магазин Белолапик
Все новости в Телеграме
Недетские картинки в Телеграме
Уютный чат в Телеграме
Мой Youtube
Проспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам: http://paypal.me/mammamiu




Подписаться на Telegram канал miumau

Записи из этого журнала по тегу «вопрос-ответ»


промо miumau 14:12, Среда 5
Разместить за 100 жетонов
Белолапик едет в Питер! Это означает, что вы можете выбрать, что вам хочется купить, в нашем магазине http://www.belolap.ru, написать о своих пожеланиях на help@belolap.ru , и вам привезут желанное, и продадут из рук в руки очень скоро! Заказывать можно до 22 часов в пятницу, 26 мая. Получать…

Мне кажется, заданием, похожим на 50 набросков, но относительно литературы, может быть месячник написания романа (NaNoWriMo). Я пробовала - там реально трудно)))) и как раз там количество переходит в качество

Да, присоединюсь. Я участвовала два раза, это действительно очень полезный опыт, который много дает писателю именно в технике и полезных навыках. Плюс во время нанораймо можно получить очень много практических советов, в том числе от "действующих писателей" в pep talk, которые можно взять и применить прямо в процессе работы над текстом и понять, как оно работает, и подходит лично тебе или нет.
Но мне кажется, что Яна очень скептически относится к этой идее - написать роман за месяц, судя по отзыву на книгу основателя NaNoWriMo.

Я пишу с того времени, как научился писать. Печатаюсь с девятого класса.
Коротко, если получится ))) :
Нужно писать дневник. Каждый день. В течении дня следить за своими эмоциями, а потом пытаться описать их.
Смотреть на людей и думать про характеры и пытаться коротко и емко описать. Это точно так же, как делать наброски карандашом в блокноте.
Очень советую почитать дневники Льва Толстого, особенно, если есть возможность того периода, в каком ты находишься сам.
Очень полезно читать короткие рассказы классиков. И хотя бы пару раз из того, что сильно задело, просто переписать от руки.
Следить за своей речью и стараться говорить так же, как и пишешь, избавляясь от плохих слов, повторов и прочее.
Для расширения словарного запаса необходимо читать старые книги. Я, например, постоянно читал Библию (не потому, что я верующий, а именно из-за языка) и "Житиё протопопа Аввакума..."
и, наверное, самое главное - это помнить слова Цицерона «Плачь сам, если хочешь, чтобы я плакал». Без этого не будет искусства. Будет графоманство. Впрочем, это касается любого вида творчества...

Edited at 2017-08-21 05:28 (UTC)

С вашими советами про дневник полностью согласна, и про старинные книги тоже.
у О. Генри есть рассказ "Адское пламя" про чувака, который сначала хотел стать писателем, а потом передумал.со словами
" Настоящий рассказ не напишешь чернилами.И кровью сердца тоже рассказ не напишешь. Его можно написать только кровью чужого сердца."
в этом что-то есть...

У Чака Паланика есть "36 Writing Craft Essays" - 36 заметок о писательском мастерстве. В каждом эссе поднимается какая-то тема, дается домашнее задание по разбору чужих и собственных произведений, по переделке своих произведений и т.д. Я встречал одну заметку в переводе на русский, она расползлась по разным сайтам под названием "Чак Паланик о словах, которые должен забыть писатель".

Вот небольшая выдержка:

____________________________________
С этого момента — по крайней мере, в ближайшие полгода — я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: «думать», «знать», «понимать», «осознавать», «верить», «хотеть», «помнить», «представлять», «желать» и сотни других, к которым вы так любите прибегать.

В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть».

И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже.

До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника из-за того, что прошлой ночью он ушел».

То есть вам придется писать что-то вроде: «После этого по утрам Кенни задерживался, ждал последний автобус, в конце концов брал такси и возвращался домой, где видел, как Моника притворяется спящей — притворяется, потому что в то время она не могла спать спокойно по утрам. Она ставила в микроволновку только свою чашку кофе. Его — никогда». Вместо того чтобы сделать героев знающими что-то, вы должны придумать детали, которые помогут читателю узнать это. Вместо того чтобы заставить персонажей желать чего-то, вы должны описать все именно так, что читатель сам это захочет.
___________________________________


Художник своими пятьюдесятью эскизами отрабатывает не столько художество, сколько технику, мне кажется. Наблюдательность, чтобы уловить детали, память – чтобы запомнить, механические движения кистью, чтобы все эти детали переносить быстро и чётко, а рука при этом не уставала.

Писателю такое не нужно вовсе.
___

Однако есть ближайший аналог, схожий по принципу работы, а также известный каждому школьнику в рамках советской системы образования. Это изложение.

Прослушать или прочитать текст, а затем изложить его своими словами.

Почему именно изложение, а не сочинение? Любая форма оригинального творчества с трудом поддаётся оценке со стороны автора. Написал человек стих или рассказ, он ему кажется красивым: да, могут быть ошибки, кривая рифма, неудачный сюжетный ход, но в целом ничего предосудительного автор не заметит.
А вот у изложения будет первоисточник, прямо как в эскизах. Эскизы должны быть похожи на оригинал, изложение должно напоминать исходный текст. Если не структурой, то по смыслу, необходимо отразить ключевую мысль.

Получается, что потенциальный писатель обрабатывает чужую информацию и выдаёт её в новом виде, возможно, улучшая отдельные моменты. Новые тексты в разных стилях (допустим, отрывок из романа Толстого и новостной выпуск о засорившейся канализации) помогут почерпнуть новые слова, речевые обороты, обогатят автора. Ну, и практика, безусловно.

И всегда можно сравнить с исходником, чтобы понять, где допущена ошибка =)
___

Это если нужно что-то наподобие "50 эскизов".

Постоянно писать что-то своё и, естественно, читать других авторов – классический и максимально эффективный способ совершенствования.

Кстати, можно писать рассказы какие-нибудь хоть каждый день, лишь бы человек получал от этого удовольствие. А затем откладывать их на месяц минимум. И уже через месяц перечитывать. Потом снова откладывать и снова перечитывать.

Благодаря большим перерывам, автор сможет оценивать тексты объективнее, лучше разглядит ошибки. Соответственно, новые тексты уже будут без этих ошибок.

Постепенно таких текстов от разных месяцев накопится масса, можно будет проследить собственную эволюцию, лучше различить то, что в текстах нравится или, наоборот, выбешивает.

Раз уж речь пошла о Джулии Кэмерон, то мне кажется, писателю полезнее ее другая книга "Разреши себе писать", где каждая глава оканчивается писательским заданием в той или иной форме - от краткого письма на открытке до большого текста.
А что касается критериев хорошего текста, то, на мой взгляд, у всех он свой. Одни любят Буковски, другие Джейн Остен, третьи Достоевского, четвертые - Кинга. И если взять достоинства текста любого из этих авторов, то окажется что тексты остальных авторов вообще в них не вписываются. Поэтому оценивая свой текст, имеет смысл сначала определить, что для именно вас хороший текст, что именно вам самому нравится читать.

В жж есть сообщество, кажется "Мы пишем". В прошлом году там был проект "365 дней". Каждый день давалась какая-то тема, желающие писали с ней рассказы, эссе и пр. При желании, можно было выкладывать на всеобщее обозрение и получить обратную связь.

(Удалённый комментарий)

re: Условия для писателей

Из свежих примеров можно вспомнить Довлатова который поставил себе условие писать предложениями где все слова начинаются с разных букв.

можно в новости пойти работать)

но правда, там своя специфика, чтобы хорошие сюжеты делать. Что же касается иллюстраций, я люблю с двойным дном картинки, у Виктории Платовой обложки многих книг как раз из такой серии.

Полно упражнений для писателей на английском языке, вот, например, хорошая: https://www.amazon.com/Making-Shapely-Fiction-Jerome-Stern/dp/039332124X

для развития писательских навыков?

я извиняюсь Вы хотите стать блогером или Достоевским? ;)

Тренироваться бессмысленно. Как всё из-под палки, отдаёт муштрой и холодом.

Но привычка писать ежедневно, хотя нерегламентированно - дневник, блог, что-то для себя - очень помогает держаться в струне. Когда написанное отзывается на мысль без всяких преград, долгих поисков слова, терзаний "как же это сказать" и пр.

То есть нужно в первую очередь самому получать удовольствие. В конце концов, все владеют речью и все грамотные. Пишущий (которого читают) - тот, кто это делает лучше других. Есть что сказать. И так сказать, чтоб поняли.

смешно но похоже мало кто обращал внимание, что самые интересные книг получаются не обязательно у тех, кто прилично умеет аисать. Вот я например всегда с жадностью и благодарностью поглощаю профессиональную журналистику-журналы и газ4ты. Но книги написанные журналистами- кто знает хорошие примеры?
В живописи есть похожая вещь: неинтересный зудожник не обязат4льно лучше примитивиста.
Все это, разумеется, не значит, что не нужно развиваться, я этого не имела в виду. Но книга Джулии Камерон производит какое-то впечатление неподлинности. Слишком много редактуры, maybe?

Есть такие 50 набросков в день - литературные ролевые игры. Они мне очень сильно помогли в свое время, хотя я считала их развлечением.
Я набрала много разных сюжетов и персонажей и писала в день около восьми крупных постов - их размер зависел от самой игры, но никогда не опускался ниже тридцати вордовских строк. Чаще было намного больше. Киберпанк, хоррор, высокое фэнтези, мистика, криминал - волей-неволей учитесь писать быстро (интересно же, что будет дальше!), писать сразу грамотно (а то бросят), писать интересно и живо, и писать очень разное. Если взять сразу несколько игр, в день получаются приличные объемы написанного, но без особого напряга, потому что очень разные темы, и они не успевают надоесть.
Проблема в том, что хорошего соигрока найти тяжело. Можно попытаться сделать это на форумных ролевых играх, можно вконтакте в сообществах типа "поиск ролевиков" или "onlygame". Читаете объявления, выбираете подходящий сюжет и договариваетесь об игре. Будет много кидал - впрочем, я все равно была рада, что хоть сколько попрактиковалась на их сюжете. За год в таком режиме у меня выработался свой стиль плюс умение писать быстро, укладывая свою дневную норму в час, и делать это качественно - обычно я довольна, как подала задуманное. Я играю до сих пор, параллельно со своими проектами, и очень довольна этим своим хобби.

Мне очень понравилась книга Рэя Бредберри "Дзен в искусстве написания книг". Там не про технику письма, а больше про идеи. Очень человечно (как и все у Бредберри) и реально помогает раскрыться.
Другая книга - уже о технике, это Рой Питер Кларк "50 приемов письма". Несложные, но очень полезные задания, правда, нацелена эта работа на журналистов, но это хорошо, я думаю: там много интересных приемов, которые пригодились бы в писательской практике.

Про Бредберри "Дзен. Искусство написания книг" вроде не писали еще?)
Очень рекомендую блог @lero_philolo в интсграмме, там Лера делает акцент именно на приемы и практику. И про критерии там вагон всего. Кажется, она описывала упражнение на сокращение собственного текста. Когда у тебя есть 10 страниц, а тебе надо переписать их без потери сути на 5. Потом на 2.5. Не сократить, а именно переписать. Полезно)


?

Log in

No account? Create an account