За короткое время встретила такое аж три раза. (А все говорят, что три - это еще мало.) Представьте себе: придумал автор проект, книгу написать. Круто придумал! Давно вынашивал в себе идею, и тут оно все, наконец, в голове оформилось. Человек прямо перед собой видит, как он сейчас все это стройно и ладно напишет, и будет готова книга. И тема такая - не слишком затасканная. Очень интересная, но мало у кого хватает интереса и терпения перепахать весь материал, систематизировать полученную информацию, и описать, красиво и легко. А этот человек просто давно интересовался, поэтому ему осталось придумать, как это все подать, какую часть выбрать, чтобы не перегрузить читателя. В общем, у него этот материал уже весь в голове, и вот он придумал, как сделать. Обсудил с друзьями и даже с издателем. все сказали: "Куто! Это очень интересно, пиши!" И он сел писать. И написал на 80%.
(В данном случае одна из этих историй лично меня очень волнует, потому что я была среди тех, кто кричал "пиши", и предвкушала, как мне достанется миссия к этому потом нарисовать иллюстрации.)
И вдруг человек мне пишет: смотри, что в интернете нашлось. А тут какие-то люди вдруг придумали, написали и издали почти то же самое. Причем, когда этот проект обсуждался, все тоже честно гуглили, и пришли к выводу, что ничего подобного последние очень много лет никто не писал. Может быть очень отдаленно похожее. Но прямо очень. А тут - не просто похожее, а практически то же самое! Причем речь тут о реальном материале: т.е. о реальных фактах, которые не изменишь. Просто вопрос был в том, чтобы прочесать определенную нишу, и эти истории и факты собрать, и определенным образом подать только их. Но тут люди (как?!) вдруг придумали взяться именно за этот кусок материала, и в таком же виде его подать. И дальше уже очень трудно создать 10 отличий, потому что люди известные, исторические события, факты, места - они такие, какие есть. И их просто так не заменишь на "немножко другое".
Короче, когда человек почти полностью дописал оригинальную, интересную книгу, он вдруг обнаруживает свеже изданную такую же! Что делать?
Тут надо теперь садиться и маштабно думать, как свое сделать по-другому? И это почти нереально, потому что, вы ведь знаете, как устроен человек. В такой момент, если начать перебирать варианты, как бы все это изменить и переделать, понимаешь, что свой вариант выбрал, потому что он-то и был самым прекрасным. А все остальные - не такие прекрасные.
В результавте автор скис, задвинул книжку, и не пишет. Приступами несколько раз подумал. как бы все повернуть иначе, но не придумал. Во всех альтернативных вариантах разочаровывается, потому что то, над чем изначально работали, кажется лучше. Но оно так померкло... от того, что кто-то другой это уже взял и сделал.
Я тут пыталась уговаривать. Мои аргументы: с историческими фактами фигня такая, их не изменишь. Но это ведь и нормально. Есть куча известных историй из жизни, про которые по три фильма снято, и по 10 книг написано, и ничего. Сосуществуют они на рынке. Тут мне возражают аргументом: "Но они не так прямо одинаково написаны! Прямо по такой же модели!" Ну не знаю, я такого прямо сравнительного анализа не проводила. Может быть и по такой же. и может быть некоторые различаются только тем, как пишет автор, языком, слогом, размахом, количеством подробностей, или еще какими-то именно мелочами.
Так же я привожу второй аргумент: что эти самые люди, написавшие то же самое, издали это таким красиво отмакеченным полнотекстом. Там обложка, и потом сколько-то страниц просто текста - историй. А мы собрались делать очень богато иллюстрированное издание, с кучей больших и мелких иллюстраций на каждой странице, и текстом влитым в сами иллюстрации, кусочками. Разве это - не достаточное отличие?
Но мои аргументы не были приняты. Нет, кажется, что не достаточно.
Вот я к вам обращаюсь: а вы что думаете? Ну есть вот серия интересных исторических фактов, и два разных автора додумались собрать именно определенную выборку из них, в виде историй. И написали похожее. Это так страшно, что книг на такую тему не было лет сто, а потом сразу две? И есть же разница между чтивом на белых страницах, и богато проиллюстрированной книгой? И вообще, что бы вы сделали в этой ситуации? Фрустрация автора мне очень хорошо понятна. Но как из нее выйти? Ну не бросать же по-настоящему интересный проект из-за этого?
Journal information