
История первая: один молодой театральный режиссер женился, родился ребенок, потом семья распалась. Бывает Немецкий суд их развел, и присудил ему алименты. Он их честно платил 18 лет. но контакт с семья почти полностью потерял. Так вышло: он очень увлеченно делал карьеру, из театра перебрался в кино. К тому же вскоре завел вторую семью, где родились еще две дочери.
Не то чтобы он как-то отказывался общаться с первой семьей, ему просто всегда было не до них. Он иногда присылал подарки, но раз в пять лет. между этим забывал, или просто в нужный момент оказывался погруженным во что-то более важное: красные ковры, съемки, поездки. Старшая дочь росла так, будто его фактически нет. Мама работала на обычной работе, она ходила в школу. Она знала, кто ее отец, регулярно видела его по телевизору, и в титрах новых фильмов. И на вручениях кинопризов. Но она привыкла к мысли, что папа живет какой-то отдельной жизнью.
Младшие дочери росли посреди всей киношно-телевизионной суеты. Они общались и дружили с известными актерами, режиссерами, и прочими местными суперзвездами, с которыми сотрудничал отец. А так же с их детьми, с которыми они "росли вместе". Они знали, что у них есть старшая сестра. Главным образом им об этом напоминала пресса: пресса такое любит. Как какой-то красный ковер, и папа в обнимку с мамой и двумя девочками, так непременно кто-то спросит: "А ведь есть еще третья девочка? А вы с ней общаетесь? А почему так? Вы двумя детьми так много занимаетесь, так много хвастаетесь в интервью, как вы из любите, а третьей будто и нет. Она же тоже ваша дочь". В какой-то момент отец (вероятно под давлением журналистов и общественности) начал больше контачить со старшей дочерью. Стал приглашать куда-то, брать с собой в поездку. Дети познакомились. Большой любви уже не вышло, но они сколько-то раз были сняты все теми же любопытными журналистами. Вместе. С улыбками. "Ну что, как вам воссоединение семьи?" И все отвечали в камеру: "Да нормально, она такая милая девочка". А милая девочка говорила, что она рада, что у нее такие милые сестренки.
Всего этого хватило, чтобы старшая сестра пару раз появилась в телевизоре, и так же попала на ряд каких-то мероприятий, где крутился "весь бомонд". Она и продолжила там появляться, но как-то вяло. В какой-то момент она вышла замуж за какого-то актера. Но такого, которого как-то никто почти не знает, малоизвестного. Он правда добрался о красных ковров, но входил в число тех, про которых с трудом вспоминают, кто это. Побыла за ним замужем три года. Потом разошлась. Пробовала продвинуть какую-то свою фитнесс-программу. Еще что-то пробовала. До сих пор пробует.
История вторая: На этот раз про известного певца. У которого взлет карьеры пришелся на то время, когда две дочери-погодки были маленькими. Мы обычно видим эстрадных певцов на сцене, и не особо задумываемся о том, как они выглядят вне сцены. Как живут, что делают. А некоторые живут очень непросто. Герой этой истории взлетел в молодые годы, ему было под тридцать, он нюхал кокаин, пил, гулял, буянил и устраивал разгромы. Он бросался деньгами, денег вдруг стало много. Но очень сильно обижал людей вокруг. Особенно самых близких. Детям было с ним очень тяжело, как и жене. И когда старшей дочери исполнилось 14, она просто сбежала из дома. Мать порыдала, сестренка страшно обиделась, потому что у нее было ощущение, что сестра ее бросила в беде. Отец жил в таком тумане, что не очень сообразил, что там произошло. Сестра доехала до своей тети, на другом конце страны, и сообщила, что больше оттуда не вернется домой.
Получился скандальчик, менеджеры отца помогли его побыстрее замять. И решили, что лучше будет ничего не делать, и оставить, как вышло. Тетя была готова девочку оставить у себя. И девочку оставили. Девочка дожила у тети до окончания школы. Потом поступила в институт. Спокойно выучилась, получила профессию, нашла работу, вышла замуж, родила ребенка. И увиделась с мамой и сестренкой только на похоронах отца. А мама и сестренка... Они все эти годы мучились с отцом. Он в какое-то время "скатился", и ничего уже не делал, только пьянствовал. Потом вдруг "одумался", бросил пить, написал новый альбом, выдал новый хит. Пошел по новому витку славы, влез в известную телепередачу, заработал на этом снова денег. Потом опять начал пить. К концу все было ужасно: на телевидении все становилось хуже и хуже, пока его, пунктуально к началу нового сезона не выгнали из передачи. По всем новостям сообщили, что это случилось, потому что он снова много пьет, и с ним невозможно работать. Он стал инвалидом, и за последние несколько лет жизни умирал дома от цирроза печени и других последствий алкоголизма. В конце он был уже в полнейшем маразме, он был агрессивным, злым и все время наезжал на мать и дочь. Они только радовались, что к концу он был слишком слаб, чтобы по-настоящему сделать что-то плохое.
Пока они его терпели, фактически вся жизнь развалилась. У дочери личная жизнь не сложилась, и она выросла грустным и травмированным человеком. Отец умер, и оставил долги. Он все пропил. Мать все это время работала, но карьеры толком не вышло. После смерти мужа она погрузилась в отрабатывание долгов. Дочь, через связи и знакомства со всей отцовской тусовкой, тоже оказалась на телевидении. Но карьера ее складывалась так себе. Главным образом ее замечали из-за трагической истории отца, которую, естественно, очень любили обсуждать в желтой прессе. После смерти отца она тоже пыталась как-то выбраться, и "писать собственную историю". Снималась в кино, выступала в разных передачах. Чем и занимается по сей день.
А сестра, которая вовремя "сбежала от всех", стала писательницей. Написала несколько известных книг, преподает в университете, основала немаленький благотворительный проект, и живет с мужем и детьми в большом доме. Муж известен в нашей стране по-своему, тем, что проектирует "экологические дома", которые обеспечивают сами себя почти автономно.
К чему я рассказала эти две истории? Они разные. Случились с совершенно разными людьми. Но у них есть что-то общее. Во всех этих историях есть один человек, который "всего этого не видел". Одна дочь, которая с отцом не жила, его пьянок, гулянок, работы не видела. Знакомых не знала. В детстве у его друзей на коленках не сидела. За кулисами не росла. В случае с больным отцом - у постели не сидела, по больницам не дежурила. В случае с первой историей: не каталась по гастролям, не видела, как он пишет сценарии, как выглядит творческий процесс и.т.д.
Обе как-то со временем "подхватили кое что". Ведь кое что можно было увидеть по телевизору. А когда они таки общались с другими членами семьи, здесь и там, за какими-то ужинами, на приемах, при встречах, там что-то рассказывали, вспоминали. Другие люди рассказывали. В общем - получилось "нахватать" разных красочных фактов из жизни, которой они не жили, и дорисовать недостающую картину. И теперь обе эти дочери пишут книги, рассказы и статьи о жизни, которой они не жили.
Их сестры, которые жили непосредственно в этом, переживают, говорят в интервью, что это - неправда. Что сестра понятия не имеет, о чем она пишет, она это придумала, ее там не было. Но сейчас уже всем по сорок лет, и трудно понять, что там было, кто когда где был, где не был. При каком моменте кто присутствовал. Они как-то придумали объяснение и обоснование, откуда у них те или иные моменты жизни. При каких обстоятельствах они, якобы, все же там были. Впрочем, копаться в деталях никому не интересно - даже журналистам не особенно охота. Особенно, если на другой чаше весов - довольно жареная история, написанная дочерью известного человека, о пикантных деталях его бурной молодости. История дороже, чем полный анализ ее правдоподобности.
Между детьми бушует конфликт. Одни говорят: "Это - наша жизнь, ты ее присвоила, ты ею не жила, но делаешь вид, что была ее частью. У тебя что, своей нету? Есть, конечно, но она не такая интересная. Поэтому ты идешь и берешь чужую, это нечестно!" Другие сестры отвечают, что "На самом деле мне положено еще гораздо больше. Это мой отец, так же как и ваш, и он должен был растить меня, воспитывать, заниматься, а он этого не делал. И от всего, что у него в жизни было, мне полагается моя "доля", и раз мне ее не дают, я сама ее возьму!"
Вот так люди прожили жизнь. Кто-то с ними шел всю дорогу, а кто-то не захотел. Или очень хотел, но на был принят в эту игру. А теперь делает вид, что он является частью той жизни.
Вообще, я недавно столкнулась с этой историей в очередной раз, и подумала, что мне приходит на ум сразу несколько примеров, где кто-то "примазывается к чужой истории", присваивает чужие биографии. Иногда и выборочно присваивает чужие проекты, или чье-то участие в чем-то. Или делает вид, что он там был, рассказывает, пишет, хотя никто его там не помнит. По идее такие "враки" легко раскрыть. Они и раскрываются. Но как-то эффект от этого раскрытия гораздо менее яркий, чем первоначальный продукт. Книжку читать интереснее, скандальные интервью и статьи - тоже. А разбирательство, что из этого - придумано, сочинено "по мотивам" или преукрашено. читателям и не хочется знать.
Как вы думаете - кто тут "обиженный". Человек, которому приходится воровать чужие истории, потому что свои кажутся не достаточно интересными? Или те, у кого забрали и присвоили то, что они сами пережили? И что лучше всего делать в таких ситуациях? Ходить и везде рассказывать, что это - вранье, и ничего этого не было? (Рискуя показаться злобным и мелочным.) Или заниматься своими делами, и не обращать внимания. Даже если иногда страшно обидно, когда читаешь свою собственную историю, написанную другим человеком от своего имени?
Journal information