Иногда мне попадаются такие фотографы, которые начинают объяснять мне "что такое хорошая фотография" таким способом, что сразу становится ясно: я это не пойму никогда! Там какие-то такие тонкости, какие-то такие сложные моменты, что-то там такое должно произойти, со светом, матрицей, отдельной точкой, серебром, атомами, из которых сделана пленка, космическими влияниями, и не знаю чем еще. У меня от таких объяснений сразу отключаются мозги. И включается отчаяние. Нееет... я хоть и думала, что я - художник, и имею какое-то представление о гармонии и красоте, но в это мне не проникнуть никогда. И конечно становится понятно, что я никогда не отличу хорошую фотографию от плохой. И сама не сделаю, и у других не пойму. :-)
Герц Франк - брат моего деда, и известный документалист и фотограф, относился к этому гораздо проще. Он тоже был довольно строг, и называл хорошими далеко не все фотографии. Но параметры, по которым он оценивал хороший жанровый снимок, были понятными. Нужно было учиться смотреть, чувствовать и с определенным вниманием относиться к своей технике и окружающей среде. Но по крайней мере его концепция была уму постижима.
Он говорил, что хороший кадр - это в первую очередь свет. Любая фотография вся сделана из света, в нем все дело. Свет может изменить атмосферу всего, все порушить, или наоборот создать потрясающую атмосферу на ровном месте. Со светом надо учиться дружить, работать и сотрудничать. Не менее важен момент, который мы хотим поймать. Ведь в этом суть фотографии: остановить и законсервировать навсегда какой-то момент. Важный, красивый, редкий или просто такой, который случается сто раз в день, а мы никогда не останавливаемся, чтобы заметить.
А про "след души" у него в его книге "Карта Птолемея" целая глава написана, но мне кажется, что и так понятно, что имеется ввиду. На фото должен быть след души. Души того, что там было, и души автора, которая это сопережила. И если эти три условия выполнены, многие другие мелочи не так важны. Да, конечно, безнадежно запоротый кадр - это безнадежно запоротый кадр, чего уж там. Но в атомах точно можно не копаться, если первые три условия выполнены.
P.S. Всякую объектную и прочую фотографию (где действительно всякие технические микро-детали могут решать все) я в данном случае не имею ввиду, я про сюжетную жанровую фотографию, снятую по ходу реальной жизни.
Journal information