?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Как полюбить собственные работы?
miumau
Добрый день, Яна! Очень люблю Ваш блог и Ваши книги, Вы очень мудро и логично объясняете часто непонятные вещи и именно этого мне не хватает. Своим вопросом я мучаюсь уже достаточно давно, никто мне пока толкового ответа не смог дать, а мне по-прежнему интересно, поэтому пишу Вам, может быть Вы поможете.





Я, как и, наверное, большая часть Вашей аудитории, человек творческий, а именно - рисую. Рисую я относительно недавно, около трёх лет, но за это время я по-настоящему этим увлеклась, много пробовала, чему-то училась, 365-проект вела и даже закончила, рисую большую часть свободного времени, в общем, это моё всё. С технической точки зрения если положить рядом то, что было в начале и то, что есть сейчас - разница огромна. Да даже если сравнивать то, что было полгода назад и сейчас, то прогресс виден. Мои рисунки весьма трудоёмкие, хоть и небольшие по размеру, и кропотливые.
Кто-то, видя это, удивляется, как у меня хватает терпения, кто-то удивляется, что я могу такое нарисовать пользуясь только ограниченным набором инструментов, кто-то говорит, что мне надо идти учиться и работать в этом направлении.
В общем, судя по всему, я неплохо рисую.
Только вот проблема в том, что по окончанию рисунка я смотрю на него, замечаю (или нет) какие-то косяки и всё, никаких эмоций. Мне не нравится ни один рисунок из тех, что я нарисовала. Максимум могу понять, что, "о, в этот раз у меня стала лучше прорисовка света и тени, неплохо", но это именно как факт себе отметить и всё.
Все мои близкие удивляются, как я так могу, не верят и считают, что я выпрашиваю лишние комплименты. А я реально не понимаю, какой из рисунков может кому-то понравиться, а какой - нет, я не могу выбрать "любимые" или "лучшие" рисунки, я не могу объяснить, почему я удивляюсь комплиментам и почему мне в них не очень легко поверить. И так хочется почувствовать радость от того, что сделал, гордость, мол, а я вот так могу!
Как думаете, что это такое и можно ли от этого избавиться?
Заранее благодарна за ответ.

P.S.: чтобы не быть голословной, прилагаю ссылку на альбом с рисунками: только прошу её не публиковать.

***

По просьбе автора я ссылку на портфель убрала.

Там разные рисунки. некоторые совсем ниочем (орнаменты), другие с изюминкой и замыслом. И действительно - очень кропотливая работа с кучей деталек. Про некоторые лично мне понятно, в чем у автора должен был быть "кайф" - есть забавная идея, которую очень захотелось изобразить. Или есть какая-то интересная фактура у всей картинки, которой интересно добиться.

Мне тоже не всегда нравятся мои работы, когда они закончены. Но я понимаю, чего я хотела. Т.е я может быть хотела чего-то добиться, но не получилось. Но я тогда знаю, что я по крайней мере попробовала, получила опыт. Узнала, каким способом желанного добиться нельзя - это тоже знания. :-) А иногда мне результат не очень нравится, но я получила огромное удовольствие от процесса. Такие работы тоже есть. Когда я буквально чувствую, что мне этим позаниматься надо было, и меня процесс "заземлил". А результат мне не особо интересен. т.к. он особо и не нужен.

Но конечно есть работы, в которых удалось реализовать замысел, получить то, чего хотела. Близкое к тому, как я себе представляла. И я таким работам радуюсь. Часто бывает, что я после первого "огня" начинаю видеть там страшные ошибки. Иногда могу даже через пару лет не выдержать, и старую работу исправить, потому что ошибка стала совсем невыносимой. Но по крайней мере какой-то "медовый месяц" у меня с некоторыми работами есть. Поэтому я не могу себе представить. что это за чувство такое - если ни одна работа никогда никак не нравится. Или не вызывает каких-то положительных чувств. Или не отличается по ощущению от других работ.

Я не могу ничего сказать по поводу такого "синдрома", и так же - чем он "лечится". А так же - нужно ли это вообще "лечить". Так же не знаю, является ли это действительно какой-то очень искренней формой кокетства. не хочу ни в чем таком "обвинять" автора, но иногда люди такое делают и говорят подсознательно, как бы специально "обесценивая" собственный труд, потому что кто-то их в детстве к такому приучил. Или потому что как-то привили привычку, что от обесценивания своей работы человек получает эмоциональную выгоду.

***

И еще не могу не отметить одну деталь - хотя не факт, что она имеет хоть какое-то отношение к данному вопросу. Все работы в присланном портфолио - очень мрачные. На всех сюжетных работах - выколотые глазки, ужасы, страшные сны, кровища и страхи. Я знаю, что есть авторы, которые на всю жизнь выбирают себе такую "мрачноватую" тематику. Например Мистер Финч, которого недавно тут хвалили, со своими "мертвыми зверушками", или Здислав Бексинский, которого я считаю одним из самых красивых "мрачных" художников.

Но у "взрослых" художников, работающих в таком жанре, всегда есть при всей мрачности какая-то легкость в работах, какая-то ирония. Иногда - юмор, иногда - глубокая идея, философская история в картинке. И я таких художников внутренне отличаю от тех, кто просто все время рисует мрак.

Некоторые начинают вот так рисовать "мрачнуху!", и только со временем находят "глубину". Я не знаю, колько лет автору этого письма, но может быть этот этап еще впереди? В любом случае я обратила внимание, что когда такие мрачные картинки рисуются без этой самой глубины, это часто является чистым эпатажем. А эпатаж, это выпрашивание внимания (и на самом деле - з этим кроется обиженный ребенок, который хочет, чтобы его заметили). И может быть поэтому картинки не вызывают чувств у автора? Потому что они не рисовались ради этого чувства - ради творческой задачи, ради желания пережить что-то в этой картинке, или вложить что-то пережитое? А изначально вся цель творчества - не про это?
И может быть тут помогло бы просто попробовать другую тему? Хотябы чтобы посмотреть, что получится, если полностью оторваться от этого пафосного жанра, и попробовать просто порисовать наедине с самой собой, не ставя цели никого ничем шокировать?

Ну это - всего лишь предположение...

***

Так же картинки полные такого мрака могут быть свидетельством какой-то большой боли в душе. И может быть эта трагедия, которая там в душе живет, и работы свои любить не дает?
Но это наверное (как всегда) - к хорошему психологу. Пойти, и вместе с ним искать, чем заблокировано это чувство - эта способность налаживать с собственными работами человеческие отношения.

Если у кого-то тоже такое было - расскажите? (Особенно, конечно, интересно узнать, от чего такое потом прошло!)
Подписаться на Telegram канал miumau

Записи из этого журнала по тегу «творчество»

  • И на Патреоне тоже нет идиллии!

    Здравствуйте, Яна! Я вижу, что вы завели свой Патреон (чему я очень рада, считаю, что вам давно пора было), и у меня к вам вопрос по этой теме. Я на…

  • Кучи ненужных красивых визиток

    Сколько раз я заказывала визитки - не вспомнить уже. Сейчас их хоть стало возможно заказывать маленькими тиражами - штук по сто или пару сотен. А…

  • Пятизвездочный ресторан для моли?

    Люди, ну объясните мне, я не понимаю! Как сделать так, чтобы жить вот с таким стеллажиком в гостинной, и не прилетела в один прекрасный день…


promo miumau июнь 11, 12:49 2
Buy for 100 tokens
Они все тут: https://mammamiu.com/ru/shop/T-shirts-c330197

  • 1
спасибо большое за Бексинского, когда-то давно видела одну из его картин и вот наконец-то узнала автора!


мне всегда казалось, что у Мистера Финча зверушки спящие и никакой чернухи)

У меня мои картинки сами по себе тоже эмоций не вызывают, даже не уверена что их прямо обязательно надо любить. Скорее глядя на них есть ощущение "эх я молодец!" если что-то вышло удачно, но это очень короткий период (1 день наверное), потом рисуешь что-то лучше или начинаешь видеть косяки. Ну если у вас даже если и этого нет, зачем то же вы все равно рисуете? :)

А интересно, люди которые свои картины прямо дома развешивают, они прямо какие-то эмоции испытывают от самой картины или от того что они молодцы?

Я развешиваю свои картины дома :) на некоторые смотрю и думаю: я молодец, вот в этом месте так хорошо всё прописала. А на некоторых вижу, что косяков много и надо будет потом исправить, но пока - пусть висит, другие-то эти косяки не замечают :)

Для меня мой удачный рисунок или фотография это тот, который передал то самое чувство, которое у меня было во время рисования/фотографирования + удался технически. Я что-то такое волшебное почувствую глядя на, допустим, ведро, и поэтому бросаюсь ведро запечатлеть! Цель не ведро, а чувство, которое у меня возникло, когда я посмотрела на ведро! И если картинка или фото передаёт и вновь вызывает то самое чувство, то я её вешаю у себя!
И конечно прияно показывать себе и другим, что-то удачное в техническом и эстетическом плане.

Мне казалось, что так почти у всех художников в той или иной степени, и к этому просто надо привыкнуть. Я стараюсь оставаться объективной, отмечать, что получается лучше или хуже, и корретикровать своё поведение с посторонними — потому что даже мне не нравится, когда люди начинают "напрашиваться на комплименты", даже если они искренне не понимают, что хорошего в их работах. По-моему, лучшее, что можно сказать: "спасибо" в разных вариациях, и так не осздаётся ужасно неловкая ситуация, когда человек пытается искренне хвалить, а адресант отнекивается всеми силами.
Со знакомыми художниками могу просто подробнее обсудить косяки, которые вижу )

Я тоже начинала рисовать с такими мыслями, конечно же.
Но сейчас у меня другая "крайность": мне мои работы нравятся. Мне вот стыдно именно за это стало теперь) Потому что опыта у меня вроде бы мало, но я когда нарисую и посмотрю на работу - в области груди что-то щемит такое приятноеее. Пусть даже что-то не получилось, как задумано, я это вижу, но мне все равно дико нравится; да что уж там - я кайфую)

Потому что общий смысл идеи не потерялся - это раз.
Два: потому что я знаю, что даже если нарисуешь идеальнейше - все равно может большой кусок работы не понравиться. Потому что наша задумка в голове всегда выглядит величественнее реальности, я этот прикол уже успела уловить.
Три: мне нравится, что что-то получилось по-другому. И чем чаще потом смотришь на картину - чаще кажется, что "так и надо было". Это как с фотками: смотришь фотки с вечеринки сегодняшней - "о боги, ну я и удод/плюшка/одуван" и пр. А через пару лет смотришь на фотку: "Ох, нифига себе, выглядела как круто! Не то что на сегодняшней вечеринке" - и так по кругу)))

Четыре: надо понимать, что если рисуешь не в стиле Рафаэля, то для некоторых людей нужно время, чтобы привыкнуть к стилю. У меня есть отдельная "серия" авангардных работ, которую я начала рисовать исключительно для себя, при этом я сразу дала себе слово не слушать других. Потому что она моя, личная, и я не претендую вообще ни на что от других. Именно из разряда "я художник, я так вижу". Но друзья приходят, видят работы на стеллажах, ну и ненароком всегда смотришь на их взгляд) Так вот, в первый раз они смотрели с каким-то непониманием или удивлением, или что-то такое. Ну вот для них это просто "мазня", всё. Мой мч тоже так считал.
И вдруг мистическим образом проходит месяца 3, я спокойно себе рисую очередную работу... И мой мч говорит, причем абсолютно искренне, причем я даже не спрашивала его мнения: "О! Вот это круто получилось как. И тут вот интересно тоже сделала, вот прям очень-очень". Я была нереально удивлена, ему ж вроде бы не нравилось! А он смотрит на меня и грит: "Ну как... А теперь вот нравится! Интересно же как!" И потом я стала замечать, что и друзья мои приходят ко мне, смотрят работы с любопытством и реально интересуются, сравнивают, обсуждают. Они_привыкли_. А потому что этот стиль постепенно начинает восприниматься через призму личности автора. Сначала картины отдельно, вы - отдельно, а потом для людей эти 2 плоскости становятся едины. И ваши картины начинают понимать, даже если дикий абстракционизм. Но я рисую яркие картины, надо сказать.

Кому-то нравится результат, а мне вот мне процесс много интереснее. Процесс работы, процесс совершенствования. Это та дорога, по которой мне нравится идти и завершенные работы это вешки по которым я могу ориентироваться, как далеко мне удалось продвинуться. Не то что я к ним ничего не чувствую, они меня радуют, особенно, если что-то получилось из того, что раньше не могла. Но мне нравится идти вперёд, я поняла это и всё встало на свои места.

Творчество - веер реакций.

Вам не нравится ничего из того, что вы нарисовали. Похоже на стремление к идеалу, который, как известно, не достижим. Стремление к идеалу - довольно распространённое явление в обществе, именуется префекционизмом, а он в свою очередь не беда огромная, потому что имеет конструктивные и деструктивные формы. Можно делать акцент на конструктивном или на перевоже из деструкции в конструктив.

Для меня вот что интересно. Как только я ввела перфекционизм в сферу моих интересов, то он "пошёл" сразу и резко, например, вчера немного обсудили в моём журнале. :)Так созрею и на пост однажды. ;)

Сама по себе перфекционизм не проходит, но можно кое-что сделать для ослабления проявлений его деструктивной части.

Я не рисую, я не художница, но кое-что знаю о великих мастерах, например, у Леонардо есть огромная масса рисунков, которые хранятся в музейных подвалах в Италии, но никто над ними не вздыхает, не ахает, не охает, потому что там, видимо, не всё вдохновяет зрителя.

Невозможно довести до идеала произведение, любое. Но можно откладывать его встречу со зрителем, объясняя самой себе, что не нравится, есть неточности, и так далее. Так можно откладывать работы, начинать снова, снова тормозить. Данный процесс бесконечен.

Но вы одна, кто может однажды сказать СТОП и выдать миру иную реакцию. Кстати, разнообразие реаций на одну и ту же ситуацию - это великое ТВОРЧЕСТВО, которое может развить каждый, при желании и мотивации, естественно.


по началу восторг вызывает - потом как-то уже все. даже те картинки, которые нравятся другим. ну, в основном потому что я знаю как это делалось. и что туда вкладывалось. ну и эмоции эти уходят уступая место другим.
для меня лично первична идея. удовольствие - от процесса созидания и творения. потом - удовольствие пусть получают зрители что ли... может это и не правильно.


А мне мои работы всегда нравятся. Люблю их нежно. Мне так легче и проще ( разумеется работы эти очень разными бывают )

Недавно услышала интересную мысль. Чем отличается профессионал от любителя? Профессионал ставит себе задачу и её выполняет. Любитель тоже может ставить себе задачу. Но не знает - то ли получится, то ли нет. А может выйти что-то другое, что он совсем не замысливал.
И эмоции по поводу своей картины скорее испытывает любитель. "ух ты, я молодец, у меня глазки получились блестящие!" или "ой, что-то не очень нравится, я хотел тоскливый призрак, а получилось нудное и мутное пятно!"

Я тоже не испытываю эмоций по поводу своих картин. Ну разве что порой думаешь "иэх, не шмогла!" В принципе эмоции должны испытывать зрители и нести деньги. На трэш с кишками по березам есть потребитель.
Но если картина удачная, я например могу туда "провалиться" когда смотрю. Опять оказаться в том дне, когда я это рисовала... Но опять-таки, зритель воспринимает по-другому и иногда то, что меня сразу "утягивает", не "заводит" больше никого... Но наверное это совсем уже не про то.

Совет: выложить свои рисовашки в профессиональном соо, там вам быстро объяснят, что работы ваши - полный ппц и уг. Ну или равнодушное молчание будет вам ответом, неизвестно что хуже. После этого диссонанс с восприятием собственных работ должен исчезнуть.
А если серьезно - результаты вовсе не обязаны вам нравится, закончили, сложили в папочку и незачем на них медитировать. От процесса удовольствие получили? Ну и хватит с вас.

А мне по описанию видится, что автор истории собой довольно сильно доволен, но не до конца, поэтому так или иначе ищет подтверждения извне. Критический взгляд неразвит.

Потому что неудачную или "никакую" работу не хочется показывать никому! А если приходится, то вызывает жуткий страх, что вот сейчас то заметят и это высмотрят, а тут вообще огромный косяк и всем он будет виден. А тут к письму известному иллюстратору прикрепили ссылку на работы! Человек явно неплохо себя оценивает.

Хорошее наблюдение про показ работ известному иллюстратору. Думаю, у автора есть амбиции и есть неумение опираться на своё мнение.

Меня тут зацепила фраза о том, что сами по себе работы не только не нравятся, но до того, как их оценят другие, автор не может решить, какая удалась лучше и какая понравится.

Это похоже на привычку оглядываться на чужое мнение и искать оценки со стороны.
Я бы предложила автору посмотреть, как у него с собственными оценками и осознанием собственных потребностей в других сферах. Возможно, это одна большая проблема с самоценностью и стремлением быть кем-то другим, кем-то, кто понравится окружающим.

А мне кажется что для начинающего автора довольно нормально такое отсутствие системы координат. Прежде чем собственное мнение выработается надо много нарисовать и с опытными коллегами поразглядывать, чтобы они пообращали ваше внимание на разные детальки. И насмотреть тоже много. Количество вообще супер важно.


Насмотренность и понимание того, что делает работу хорошей - очень важно. Но обычно автор что-то хочет выразить в работе и знает, получилось ли у него хоть немного.

А смысл тогда рисовать, есть работы себе не нравятся? Я вот рисую и хотя вижу, что это не высший пилотаж и великое мастерство, и куча ошибок, но даже от самой своей плохой и неудачной работы - я улыбаюсь и мне в душе тепло. Потому что это часть меня, потому что я что-то сотворила сама :))) Мне кажется, настоящее искусство - это эмоции. Передать свои эмоции другому: вложить их туда и чтобы другой человек их воспринял. Если нет эмоций, которыми хочется поделиться, вложить и передать - то это не искусство. Механика.

Не вижу никакой проблемы в описанной автором ситуации. Я к своим рисункам отношусь так же: всегда вижу, если где-то что-то криво, не ношусь с ними, любой могу отдать или порвать на палитру. Кстати, нам в художке говорили, что пока жалеешь свою работу, ничего хорошего не получится. Не думаю, что это плохо.

А вот то, что другим работы нравятся - как раз таки не удивительно. Если у человека нет понимания основ перспективы, он не заметит, что здание перекосило. Для него рисунок будет без изъянов.

мне нравится то что я делаю

ура, первый раз я успеваю к не к сотому комментарию, а хотя бы в первые 30 ))

Насчет того, что это такое и как с этим быть - я написала про расщепление когда часть нас от нас же надежно закрыта, про юнгианскую Тень и как с этим работают - через расшифровку всех символов. Как всегда, не влезло в комментарий, поэтому:
http://molnija.livejournal.com/1200521.html

Я поддерживаю мнение предыдущих комментаторов, что нужно вырабатывать в себе внутреннюю систему координат. Сейчас автор калибруется по мнению окружающих, еще нужно добавить книги по искусству, рисовальному мастерству, смотреть, что делают другие в похожих жанрах, что нравится и почему именно это цепляет и создает ощущение крутости работы. Что из этого есть в собственных. Больше анализа.
Я сама "болею" перфекционизмом. Поэтому для себя рисую очень мало. Каждый раз это преодоление страха "если я не сделаю круто, то зачем вообще марать бумагу". Еще меньше довожу до конца и выставляю на всеобщее обозрение. Но уж если закончила, то работу люблю, потому что точно знаю почему она хороша.

Жаль, сайт Бексинского настолько криво сделан, что посмотреть так ничего и не удалось. Ни в одном браузере, ни в другом.

  • 1