С четвертой стороны - никто вообще не любит читать длинные тексты.
И вообще - "о себе" - это не резюме, не письмо потенциальному работодателю, это страничка. Своя, о себе. Это не формальный документ, а часть вашей презентации. Это уже один из образцов вашего творчества. Часть вашего личного пространства, частной страницы. Письмо заказчику я уже разобрала здесь. Но страничка "о себе" - это не настолько сухое, деловое и короткое.
Итак, несколько советов, как ее составить.
Она, как и письмо потенциальному заказчику, должна грубо состоять из трех пунктов. Только пункты тут другие.
- Кто я (И что во мне такого примечательного).
- Чем я занимаюсь. (И чем хочу заниматься еще больше.)
- Что я могу вам предложить.
В первой фразе надо таки описать себя. Здесь я предлагаю любимое упражнение авторства Алехандро Ходоровского. Напишите страницу, потом сделайте из нее абзац, потом урежьте абзац до предложения. Ну, или до двух. Максимум трех. Хватит. У вас наверняка интересная биография, и она наверняка интересует тех, кто обратил на вас внимание, и хочет знать больше. Но не в первых строках страницы "о себе". Все же биография - это более серьезно и длинно. Это нужно вынести на отдельную страничку. А на странице о себе вы напишете пару фраз, и потом напишете: "подробности моей биографии - здесь, на странице "биография". И ссылку.
А вот что написать о себе?
Напишите все факты, которые считаете достойными внимания. А потом решайте, какие из них важно написать на страничке о себе, прекрасном иллюстраторе. (Т.е. может вы на чемпионате по хоккею выиграли, но нужно ли это здесь?) Естественно, на первом месте должны находиться факты, имеющие отношение к профессии. Например: "Иллюстратор с большим опытом, автор таких-то книг, победитель многочисленных призов, работавший с букетом крутых клиентов". Или что у вас еще есть - чем похвастаться. Если нету больших призов, книг и именитых проектов - перебирайте другие достижения, которые у вас есть. Уже полученный опыт, интересные проекты, самое большое, на что вы замахивались. Попробуйте описать это так, чтобы звучало гордо и солидно.
Некоторые приписывают к этому еще такие факты, как "мать троих детей" или "мое любимое хобби - чудесный сад", или что-то еще, что считают важным. Это каждый решает за себя. Но таких "посторонних" фактов должно быть не слишком много, иначе они теряют вес, и становится непонятнее, зачем они тут все появились. Все ваши 25 хобби перечислять не нужно - выберите любимое, и хватит.
Т.е. "я - иллюстратор, автор книг, и еще меня трое детей" - тут понятно, что помимо иллюстрации для этой женщины важны ее дети, это одна из ее главных миссий, она занимает большое место в жизни, и наверное влияет на творчество и подход к работе. А если "я иллюстратор, а еще я мама, и еще я шью, готовлю, фотографирую, путешествую, вяжу, еще у меня 5 кошек и 3 собаки, сад, дача, и еще я люблю писать стихи" - сами понимаете. Не понятно, какое место во всем этом занимает иллюстрация (или кошки, или дети), и за что хвататься вниманием читателю.
В любом случае не забудьте написать в самом первом абзаце очевидные вещи, которые могут кого-то интересовать. Где вы находитесь, в какой стране и в каком городе? Обозначьте, какого вы пола! (Особенно, если на этой странице нет вашего фото!) Смейтесь, но многим имена из чужих культур ничего не говорят. Я знаю кучу русских иллюстраторов, которые годами верили, что Викто Нгай - это мальчик, просто потому что у нас есть похожее имя "Виктор". А это девочка, которая сократила себя до Викто из Виктории. Корейская девочка. Она просто долго не публиковала никаких фото себя на сайте. Вообще, фотография себя тоже не помешала бы - для общей картины.
Теперь нужно написать, чем вы занимаетесь, и чем хотели бы заниматься больше и чаще. У некоторых в этом вопросе реальность не совпадает с мечтой. Например: "Хотела бы параллельно иллюстрировать три книжки и спокойно жить на это - но на практике большей частью сижу без заказов и подрабатываю в супермаркете". В таком случае про супермаркет писать не обязательно - напишите про те заказы, которые есть. И про те занятия, которые входят в число любимых. Т.е. "Я рисую заказы, делаю иллюстрации для футболок, вожусь со своим маленьким магазинчиком" и.т.д. И вообще - очень многие пишут, что "я уже на все готова - не только на самую желанную работу, но и на ненавистные сториборды, обводки и вообще любую работу". Так вот - лучше все же ненавистную работу не просить и не искать, и не хвастаться тем, что вы ее самозабвенно делаете. Потому что это неправда, и даже не является вашей мечтой. Просить и искать надо любимое. На нем надо концентрироваться - тогда оно и притянется. Представьте себе самую идеальную для вас рабочую ситуацию: чем бы вы хотели заниматься больше? Чем меньше? И в таком порядке расписывайте ваши любимые занятия и виды работы. Распределяя силу восторга по поводу этой работы - пропорционально собственным желаниям.
Еще нужно написать, что вы посетителю предлагаете. Не стесняйтесь. Вот он к вам пришел - он у вас может посмотреть, чем вы занимаетесь, познакомиться. Но может быть он - потенциальный клиент, закупщик, продавец, агент, издатель, рекламодатель. Что вы можете ему предложить? Пишите задорно и весело, но открытым текстом! Многие начинают формулировать подобные призывы как-то "туманно". Потому что стесняются. Не надо. Пишите: "Я с удовольствием проиллюстрирую интересную книгу! Если вы редактор, и вам хочется заказать мне картинку - пишите! Если вы рекламодатель - я люблю ездить в промо-поездки. Приглашайте меня! А еще я стенки раскрашивтаь люблю! У вас есть фасад, который надо раскрасить? Позовите меня! Я футболки делаю. Отдельные экземплары из моих малых тиражей - вот тут, в моем магазинчике. Интересуетесь оптом? Пишите!"
И здесь тоже нужно тем громче кричать, чем больше вам чем-то хочется заниматься!
Если вы что-то ненавидите, но теоретически умеете - не надо кричать, как вы это любите. Даже если кто-то недавно рассказал, что некоторые на этой гадости делают состояние. Они его делают, потому что для них это не гадость.
Когда все написано, надо еще минимум два раза просмотреть все, и подумать, нельзя ли все то же самое сказать еще проще и короче. Правда, не принося в жертву веселый и задорный стиль письма, и шарм всего текста.
Бонус-трек: как написать свою биографию на сайте?
Нужно принять решение: как вы будете ее писать? Как список дат и фактов? Или как небольшой рассказик? Первое звучит очень по-деловому, второе - более лично.
Второе решение - от какого лица писать биографию? Можно писать от себя: "я училась, я делала и.т.д." а можно от чужого: "Вася Петров - родился, учился..."
Многие стеснительные выбирают второе, потому что им самим себя от первого лица хвалить - стеснительно. Но на самом деле это - опасно. Если вы - иллюстратор-фрилансер, и видно, что ваш сайт - это ваше маленькое творение - не понятно. почему вашу биографию писали не вы. И если не вы, то кто? Ваш агент? Тот, кт делал вам сайт? А почему кто-то за вас пишет вашу биографию - вы ее сами написать не можете?
Логично, когда биографию писал не сам какой-нибудь режиссер, которому 80 лет, и ясно, что он свой сайт лепил не сам, и ухаживать за ним не умеет. Или суперстар, которому не до сайтов - там целый штат у него, они и сайт про него делали. Соответственно нужно понимать еще одно: если вы пишете биографию не от перового лица (и другие вещи на сайте о себе - тоже), то вы этим показываете читателю, что вас там нет. Даже если в контактах вроде указан ваш адрес - нет уверенности, что письмо попадет именно лично к вам. Ведь и биографию там писал кто-то за вас. Может и письма читаете не вы? Т.е. прежде чем обезличивать свой сайт, подумайте, хотите ли вы этого. И еще подумайте, выглядит ли это в вашем случае адекватно, что на маленьком частном сайте вы не пишете о себе сами.
Если вы решились писать биографию по пунктам, придется выражаться кратко.
В таком году родился там-то, в таком учился, потом работал. Проекты такие-то в годах таких-то. Все.
Если вы пишете в форме небольшого рассказика, тут конечно идет рассказ поподробнее. Но все равно не нужно размахиваться. Читатели могут быстро заскучать.
Чтобы легче было читать и смотреть, разбейте биографию на ключевые слова, и пишите небольшими "главами". В идеале каждая глава должна умещаться в абзац или два.
Придумайте каждой главе название, и выделите его. (Сделайте настоящие заголовки, форматированные иначе, чем общий текст.) Чтобы читатель сразу увидел все части, на которые разбит текст, и легко передвигался от одной к другой.
Что писать и в каком порядке?
Тут можно подсмотреть, как пишут страничку о людях в википедии. Но можно и посвятить отдельную главу какому-то личному этапу в жизни. котрый вы считаете важным. Т.е. классика жанра тут - детство-юность, там же упоминаются родители и окружение, повлиявшее на формирование вашей личности. Потом - учился-становился. Потом - работал-достиг. Потом - чем занимаюсь сейчас. Где-то должен быть и общий статус: сейчас я живу там-то, с домом, кошками, мужем и детьми, со своим маленьким ателье, магазинчиком, и.т.д. Про это надо решить, где оно будет. Оно может быть как в самом начале, так и в самом конце.
У меня, например, в биографии еще имеется отдельный кусок про мой полный крах в середине биографии. Когда я бросила работу, но самостоятельный бизнес построить не смогла и не успела, потому что заболела. Выпала из жизни на несколько лет, а потом поднималась, уже решив делать многое иначе. Для меня было важно, что этот кусок попал в мою биографию, по разным причинам. Во-первых такой опыт меняет картину мира человека, и его отношение к себе, к работе и ко многим вопросам. И кто пережил похожее, тот знает, в какую сторону все это изменилось. Во-вторых - если человек активно и много работал, а потом долгое время не выдавал ничего, полезно обозначить, где он был. Чтобы люди не строили догадок, и не вообразили себе что-нибудь, чего не было. (И с чем хозяин биографии не хочет себя ассоциировать.) Тут все индивидуально: для одного "лучше" признаться, что у него был рак, чем дать людям шанс подумать, что он три года был в психиатрической лечебнице. Другой откровенно, и без капли сомнения, предпочитает психушку, как двигатель саморекламы. Потому что "рак" - это "фу" - неромантично и жалко, а психушка - это романтично, все настоящие гении - психи.
Многие считают нужным и правильным включить в биографию какой-нибудь год исканий себя в Африке, переезд в другую страну (или пять переездов). Некоторые отдельным абзацем выписывают свое решение и опыт построения бизнеса. Некоторые с гордостью пишут, что один бизнес открывали и разоряли три раза, прежде чем он заработал. В первый раз он умер через три месяца, во второй раз - через полгода, а в третий - через год. И теперь, после четвертой попытки он жив вот уже 5 лет. Это тоже важно. Это показывает, что человек не сдавался, анализировал свой опыт, пытался исправить ошибки, и действительно смог их исправить. Выдержал крушение, нашел резервы и силы на еще один рывок. Это много говорит о его личных качествах.
В общем - подумайте, какие события еще должны туда попасть, помимо очевидных ключевых моментов. Но опять же - не разливайтесь морем. Выберите самые важные, которые действительно внесли вклад в формирование вашей личности.
И еще два совета относительно написания автобиографий:
1- Ставя точку в вашей биографии, нужно как-то все так сформулировать. чтобы не было ощущения, что история здесь закончилась. Обязательно обозначьте, что вот это все у вас было - но самое интересное это то, что еще у вас будет. Что вы открыты для новых опытов, знакомств, переживаний, проектов. Можете обозначить, чем вы мечтаете заняться впредь, на чем решили сосредоточиться, что вам стало важно и ценно. Но в любом случае нужно пообещать посетителю этой страницы продолжение! Иначе у него будет ощущение, что он почитал веселую историю, оназакончилась, и больше тут ловить нечего. И больше не придет.
2 - Даже если ваша биография полна трагических фактов, постарайтесь описать ее как-то положительно. Страшно заболели - но побороли болезнь и выздоровели. Не смогли выздороветь? Но нашли способ делать что-то из любимых дел все равно. Потеряли то, но обрели это. Попали в новые условия, в которых что-то старое любимое было невозможно? Нашли другие источники счастья. Люди любят хэппи-энды.
Из этого следует и второй совет, который я люблю так же выдавать применительно к блогам, книгам и прочим публикациям. Пишите о чем-то, что очень сильно вас волнует, только когда вы это переработали! Пока у вас горит обида, ярость, злость на несправедливость мира. Безграничное море жалости к себе, отчаяние. Боль настоящего горя и потери... не надо об этом писать. Вы с очень большой вероятностью напишете что-то, что выдаст ваше лабильное состояние, или о чем вы потом пожалеете. Обычно это сожаление о написанном приходит с первой дже реакцией читателей... Когда по комментариям становится ясно, какое вы производите впечатление со стороны.
Если печальные факты совсем нельзя не упомянуть - упоминайте только факты. Например: "Дорогие клиенты, у меня только что сгорела вся мастерская, поэтому я в ближайшее время не смогу никому выслать заказанные мисочки". (Это, кстати, реальная история, когда девочке-керамистке подожгли мастерскую враги. Обсуждение, что там была за история, и что она чувствовала по поводу врагов, и.т.д. она начала только через пару лет, когда врагов нашли и наказали, а она подняла бизнес снова. Ей уже вначале ужасно хотелось написать на сайте6 "Аааа, люди пожалейте меня! Тут одни суки подожгли мой бизнес - за что меня так, бедненькую!" Но она нашла в себе силы написать только факты.
Так вот - в биографии тоже лучше не упоминать факты, с которыми вы не справились. Потому что по стилю написания будет видно, что вы еще не справились. А человек, погруженный в нерешенную проблему, может несколько отпугивать. Многие люди побаиваются озлобленных, нервных и неуравновешенных.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дорогие друзья!
По вашим просьбам я устанавливаю под этими постами кнопки "пожертвовать", т.к. некоторым хочется поддержать меня в написании этих длинных постов.
В этот раздел войдут те самые материалы, которые не станут книгой. Потому что издатели про них сказали: "Если очень хотите это писать - лучше сразу выкладывайте бесплатно в интернет". В силу разных обстоятельств, которые сейчас правят российским книжным рынком, этот материал в виде бумажной книги не отобьет даже стоимость бумаги.
Т.к. данный материал многим читателям этого жж нужен, и они часто пишут, что ждут его публикации, я так и сделала: начала писать и выкладывать его в интернет бесплатно, в свободное от работы время. :-) Но очень благодарна всем, кто помогает этой затее стать "не просто бесплатным развлечением"! Спасибо вам за поддержку и мотивацию! :-)
Для рублей: | Для евро: | Для долларов: |
Journal information