Previous Entry Поделиться Next Entry
Как хорошо написать страницу "о себе"?
miumau
Собрала охапку вопросов иллюстраторов по этому вопросу: в блоге, на сайте, в соцсетях - везде есть место для этого самого текста "о себе". С одной стороны хочется рассказать о себе побольше хорошего. С другой стороны говорят, что надо быть скромным. И не загружать незнакомых людей малоинтересными фактами из личной биографии. Ч третьей стороны - моя личная биография является частью меня, повлияла на мои работы, на мой стиль общения с окружающим миром, это - важная часть моего опыта! И потому - важно.
С четвертой стороны - никто вообще не любит читать длинные тексты.

И вообще - "о себе" - это не резюме, не письмо потенциальному работодателю, это страничка. Своя, о себе. Это не формальный документ, а часть вашей презентации. Это уже один из образцов вашего творчества. Часть вашего личного пространства, частной страницы. Письмо заказчику я уже разобрала здесь. Но страничка "о себе" - это не настолько сухое, деловое и короткое.



***


Итак, несколько советов, как ее составить.

Она, как и письмо потенциальному заказчику, должна грубо состоять из трех пунктов. Только пункты тут другие.
- Кто я (И что во мне такого примечательного).
- Чем я занимаюсь. (И чем хочу заниматься еще больше.)
- Что я могу вам предложить.


В первой фразе надо таки описать себя. Здесь я предлагаю любимое упражнение авторства Алехандро Ходоровского. Напишите страницу, потом сделайте из нее абзац, потом урежьте абзац до предложения. Ну, или до двух. Максимум трех. Хватит. У вас наверняка интересная биография, и она наверняка интересует тех, кто обратил на вас внимание, и хочет знать больше. Но не в первых строках страницы "о себе". Все же биография - это более серьезно и длинно. Это нужно вынести на отдельную страничку. А на странице о себе вы напишете пару фраз, и потом напишете: "подробности моей биографии - здесь, на странице "биография". И ссылку.

А вот что написать о себе?
Напишите все факты, которые считаете достойными внимания. А потом решайте, какие из них важно написать на страничке о себе, прекрасном иллюстраторе. (Т.е. может вы на чемпионате по хоккею выиграли, но нужно ли это здесь?) Естественно, на первом месте должны находиться факты, имеющие отношение к профессии. Например: "Иллюстратор с большим опытом, автор таких-то книг, победитель многочисленных призов, работавший с букетом крутых клиентов". Или что у вас еще есть - чем похвастаться. Если нету больших призов, книг и именитых проектов - перебирайте другие достижения, которые у вас есть. Уже полученный опыт, интересные проекты, самое большое, на что вы замахивались. Попробуйте описать это так, чтобы звучало гордо и солидно.

Некоторые приписывают к этому еще такие факты, как "мать троих детей" или "мое любимое хобби - чудесный сад", или что-то еще, что считают важным. Это каждый решает за себя. Но таких "посторонних" фактов должно быть не слишком много, иначе они теряют вес, и становится непонятнее, зачем они тут все появились. Все ваши 25 хобби перечислять не нужно - выберите любимое, и хватит.

Т.е. "я - иллюстратор, автор книг, и еще меня трое детей" - тут понятно, что помимо иллюстрации для этой женщины важны ее дети, это одна из ее главных миссий, она занимает большое место в жизни, и наверное влияет на творчество и подход к работе. А если "я иллюстратор, а еще я мама, и еще я шью, готовлю, фотографирую, путешествую, вяжу, еще у меня 5 кошек и 3 собаки, сад, дача, и еще я люблю писать стихи" - сами понимаете. Не понятно, какое место во всем этом занимает иллюстрация (или кошки, или дети), и за что хвататься вниманием читателю.

В любом случае не забудьте написать в самом первом абзаце очевидные вещи, которые могут кого-то интересовать. Где вы находитесь, в какой стране и в каком городе? Обозначьте, какого вы пола! (Особенно, если на этой странице нет вашего фото!) Смейтесь, но многим имена из чужих культур ничего не говорят. Я знаю кучу русских иллюстраторов, которые годами верили, что Викто Нгай - это мальчик, просто потому что у нас есть похожее имя "Виктор". А это девочка, которая сократила себя до Викто из Виктории. Корейская девочка. Она просто долго не публиковала никаких фото себя на сайте. Вообще, фотография себя тоже не помешала бы - для общей картины.


***


Теперь нужно написать, чем вы занимаетесь, и чем хотели бы заниматься больше и чаще. У некоторых в этом вопросе реальность не совпадает с мечтой. Например: "Хотела бы параллельно иллюстрировать три книжки и спокойно жить на это - но на практике большей частью сижу без заказов и подрабатываю в супермаркете". В таком случае про супермаркет писать не обязательно - напишите про те заказы, которые есть. И про те занятия, которые входят в число любимых. Т.е. "Я рисую заказы, делаю иллюстрации для футболок, вожусь со своим маленьким магазинчиком" и.т.д. И вообще - очень многие пишут, что "я уже на все готова - не только на самую желанную работу, но и на ненавистные сториборды, обводки и вообще любую работу". Так вот - лучше все же ненавистную работу не просить и не искать, и не хвастаться тем, что вы ее самозабвенно делаете. Потому что это неправда, и даже не является вашей мечтой. Просить и искать надо любимое. На нем надо концентрироваться - тогда оно и притянется. Представьте себе самую идеальную для вас рабочую ситуацию: чем бы вы хотели заниматься больше? Чем меньше? И в таком порядке расписывайте ваши любимые занятия и виды работы. Распределяя силу восторга по поводу этой работы - пропорционально собственным желаниям.

***


Еще нужно написать, что вы посетителю предлагаете. Не стесняйтесь. Вот он к вам пришел - он у вас может посмотреть, чем вы занимаетесь, познакомиться. Но может быть он - потенциальный клиент, закупщик, продавец, агент, издатель, рекламодатель. Что вы можете ему предложить? Пишите задорно и весело, но открытым текстом! Многие начинают формулировать подобные призывы как-то "туманно". Потому что стесняются. Не надо. Пишите: "Я с удовольствием проиллюстрирую интересную книгу! Если вы редактор, и вам хочется заказать мне картинку - пишите! Если вы рекламодатель - я люблю ездить в промо-поездки. Приглашайте меня! А еще я стенки раскрашивтаь люблю! У вас есть фасад, который надо раскрасить? Позовите меня! Я футболки делаю. Отдельные экземплары из моих малых тиражей - вот тут, в моем магазинчике. Интересуетесь оптом? Пишите!"

И здесь тоже нужно тем громче кричать, чем больше вам чем-то хочется заниматься!

Если вы что-то ненавидите, но теоретически умеете - не надо кричать, как вы это любите. Даже если кто-то недавно рассказал, что некоторые на этой гадости делают состояние. Они его делают, потому что для них это не гадость.

***



Когда все написано, надо еще минимум два раза просмотреть все, и подумать, нельзя ли все то же самое сказать еще проще и короче. Правда, не принося в жертву веселый и задорный стиль письма, и шарм всего текста.

***


Бонус-трек: как написать свою биографию на сайте?

Нужно принять решение: как вы будете ее писать? Как список дат и фактов? Или как небольшой рассказик? Первое звучит очень по-деловому, второе - более лично.
Второе решение - от какого лица писать биографию? Можно писать от себя: "я училась, я делала и.т.д." а можно от чужого: "Вася Петров - родился, учился..."

Многие стеснительные выбирают второе, потому что им самим себя от первого лица хвалить - стеснительно. Но на самом деле это - опасно. Если вы - иллюстратор-фрилансер, и видно, что ваш сайт - это ваше маленькое творение - не понятно. почему вашу биографию писали не вы. И если не вы, то кто? Ваш агент? Тот, кт делал вам сайт? А почему кто-то за вас пишет вашу биографию - вы ее сами написать не можете?

Логично, когда биографию писал не сам какой-нибудь режиссер, которому 80 лет, и ясно, что он свой сайт лепил не сам, и ухаживать за ним не умеет. Или суперстар, которому не до сайтов - там целый штат у него, они и сайт про него делали. Соответственно нужно понимать еще одно: если вы пишете биографию не от перового лица (и другие вещи на сайте о себе - тоже), то вы этим показываете читателю, что вас там нет. Даже если в контактах вроде указан ваш адрес - нет уверенности, что письмо попадет именно лично к вам. Ведь и биографию там писал кто-то за вас. Может и письма читаете не вы? Т.е. прежде чем обезличивать свой сайт, подумайте, хотите ли вы этого. И еще подумайте, выглядит ли это в вашем случае адекватно, что на маленьком частном сайте вы не пишете о себе сами.

***


Если вы решились писать биографию по пунктам, придется выражаться кратко.
В таком году родился там-то, в таком учился, потом работал. Проекты такие-то в годах таких-то. Все.

Если вы пишете в форме небольшого рассказика, тут конечно идет рассказ поподробнее. Но все равно не нужно размахиваться. Читатели могут быстро заскучать.
Чтобы легче было читать и смотреть, разбейте биографию на ключевые слова, и пишите небольшими "главами". В идеале каждая глава должна умещаться в абзац или два.
Придумайте каждой главе название, и выделите его. (Сделайте настоящие заголовки, форматированные иначе, чем общий текст.) Чтобы читатель сразу увидел все части, на которые разбит текст, и легко передвигался от одной к другой.

***


Что писать и в каком порядке?
Тут можно подсмотреть, как пишут страничку о людях в википедии. Но можно и посвятить отдельную главу какому-то личному этапу в жизни. котрый вы считаете важным. Т.е. классика жанра тут - детство-юность, там же упоминаются родители и окружение, повлиявшее на формирование вашей личности. Потом - учился-становился. Потом - работал-достиг. Потом - чем занимаюсь сейчас. Где-то должен быть и общий статус: сейчас я живу там-то, с домом, кошками, мужем и детьми, со своим маленьким ателье, магазинчиком, и.т.д. Про это надо решить, где оно будет. Оно может быть как в самом начале, так и в самом конце.

У меня, например, в биографии еще имеется отдельный кусок про мой полный крах в середине биографии. Когда я бросила работу, но самостоятельный бизнес построить не смогла и не успела, потому что заболела. Выпала из жизни на несколько лет, а потом поднималась, уже решив делать многое иначе. Для меня было важно, что этот кусок попал в мою биографию, по разным причинам. Во-первых такой опыт меняет картину мира человека, и его отношение к себе, к работе и ко многим вопросам. И кто пережил похожее, тот знает, в какую сторону все это изменилось. Во-вторых - если человек активно и много работал, а потом долгое время не выдавал ничего, полезно обозначить, где он был. Чтобы люди не строили догадок, и не вообразили себе что-нибудь, чего не было. (И с чем хозяин биографии не хочет себя ассоциировать.) Тут все индивидуально: для одного "лучше" признаться, что у него был рак, чем дать людям шанс подумать, что он три года был в психиатрической лечебнице. Другой откровенно, и без капли сомнения, предпочитает психушку, как двигатель саморекламы. Потому что "рак" - это "фу" - неромантично и жалко, а психушка - это романтично, все настоящие гении - психи.

Многие считают нужным и правильным включить в биографию какой-нибудь год исканий себя в Африке, переезд в другую страну (или пять переездов). Некоторые отдельным абзацем выписывают свое решение и опыт построения бизнеса. Некоторые с гордостью пишут, что один бизнес открывали и разоряли три раза, прежде чем он заработал. В первый раз он умер через три месяца, во второй раз - через полгода, а в третий - через год. И теперь, после четвертой попытки он жив вот уже 5 лет. Это тоже важно. Это показывает, что человек не сдавался, анализировал свой опыт, пытался исправить ошибки, и действительно смог их исправить. Выдержал крушение, нашел резервы и силы на еще один рывок. Это много говорит о его личных качествах.

В общем - подумайте, какие события еще должны туда попасть, помимо очевидных ключевых моментов. Но опять же - не разливайтесь морем. Выберите самые важные, которые действительно внесли вклад в формирование вашей личности.

***


И еще два совета относительно написания автобиографий:

1- Ставя точку в вашей биографии, нужно как-то все так сформулировать. чтобы не было ощущения, что история здесь закончилась. Обязательно обозначьте, что вот это все у вас было - но самое интересное это то, что еще у вас будет. Что вы открыты для новых опытов, знакомств, переживаний, проектов. Можете обозначить, чем вы мечтаете заняться впредь, на чем решили сосредоточиться, что вам стало важно и ценно. Но в любом случае нужно пообещать посетителю этой страницы продолжение! Иначе у него будет ощущение, что он почитал веселую историю, оназакончилась, и больше тут ловить нечего. И больше не придет.

2 - Даже если ваша биография полна трагических фактов, постарайтесь описать ее как-то положительно. Страшно заболели - но побороли болезнь и выздоровели. Не смогли выздороветь? Но нашли способ делать что-то из любимых дел все равно. Потеряли то, но обрели это. Попали в новые условия, в которых что-то старое любимое было невозможно? Нашли другие источники счастья. Люди любят хэппи-энды.

Из этого следует и второй совет, который я люблю так же выдавать применительно к блогам, книгам и прочим публикациям. Пишите о чем-то, что очень сильно вас волнует, только когда вы это переработали! Пока у вас горит обида, ярость, злость на несправедливость мира. Безграничное море жалости к себе, отчаяние. Боль настоящего горя и потери... не надо об этом писать. Вы с очень большой вероятностью напишете что-то, что выдаст ваше лабильное состояние, или о чем вы потом пожалеете. Обычно это сожаление о написанном приходит с первой дже реакцией читателей... Когда по комментариям становится ясно, какое вы производите впечатление со стороны.

Если печальные факты совсем нельзя не упомянуть - упоминайте только факты. Например: "Дорогие клиенты, у меня только что сгорела вся мастерская, поэтому я в ближайшее время не смогу никому выслать заказанные мисочки". (Это, кстати, реальная история, когда девочке-керамистке подожгли мастерскую враги. Обсуждение, что там была за история, и что она чувствовала по поводу врагов, и.т.д. она начала только через пару лет, когда врагов нашли и наказали, а она подняла бизнес снова. Ей уже вначале ужасно хотелось написать на сайте6 "Аааа, люди пожалейте меня! Тут одни суки подожгли мой бизнес - за что меня так, бедненькую!" Но она нашла в себе силы написать только факты.

Так вот - в биографии тоже лучше не упоминать факты, с которыми вы не справились. Потому что по стилю написания будет видно, что вы еще не справились. А человек, погруженный в нерешенную проблему, может несколько отпугивать. Многие люди побаиваются озлобленных, нервных и неуравновешенных.

***



- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Дорогие друзья!
По вашим просьбам я устанавливаю под этими постами кнопки "пожертвовать", т.к. некоторым хочется поддержать меня в написании этих длинных постов.

В этот раздел войдут те самые материалы, которые не станут книгой. Потому что издатели про них сказали: "Если очень хотите это писать - лучше сразу выкладывайте бесплатно в интернет". В силу разных обстоятельств, которые сейчас правят российским книжным рынком, этот материал в виде бумажной книги не отобьет даже стоимость бумаги.

Т.к. данный материал многим читателям этого жж нужен, и они часто пишут, что ждут его публикации, я так и сделала: начала писать и выкладывать его в интернет бесплатно, в свободное от работы время. :-) Но очень благодарна всем, кто помогает этой затее стать "не просто бесплатным развлечением"! Спасибо вам за поддержку и мотивацию! :-)


Для рублей:Для евро:Для долларов:


Подписаться на Telegram канал miumau

Разместить за 100 жетонов
Белолапик едет в Киев! Это означает, что вы можете выбрать, что вам хочется купить, в нашем магазине http://www.belolap.ru, написать о своих пожеланиях на help@belolap.ru , и вам привезут желанное, и продадут из рук в руки очень скоро! Заказывать можно до 17 июня.

  • 1
А зачем это всё?!
Кто-то надеется, что ЖЖшные "фрэнды" действительно станут друзьями? Я вас умоляю!..

Эм, это не столько для жж все-таки, и не для друзей вовсе, а скорее для работы и заказчиков

Автор коммента на тег внимания не обратил))

В жж люди пишут много о чём, этот пост - про работу и самопрезентацию в письменном виде.

А, ну если это необходимо помимо резюме, тогда ок.. ))

В некоторых странах необходимо, ага.

Спасибо, Яна, вот прямо очень актуально сейчас!

Я говорю "ДА!", когда не знаю ответ.

коллеги заставили читать, как заполнять свой магазин, чтобы его любил яндекс. так там каждую страницу надо оптимизировать под свои ключевые слова, чтобы поисковики твой сайт любили. и этот самый рассказ о себе, получается, должен быть чем-то вроде продающего описания и заключать в себе некую стратегию привлечения клиента, основанную на статистике. не знаю, как в таком случае писать биографию... получится что-то вроде "Мастер ногтевого сервиса Февронья Бананова с малых лет мечтала жить в Москве."

Сео-оптимизация - это прекрасно. Но в целом самый надежный способ сделать, чтобы сайт находился (неважно в яндексе или в гугле) - это делать его для людей, а не для ботов. Все остальное дает только временный и негарантированный эффект, а сил и денег требует очень много. Боты с каждым днем становятся все сложнее и умнее и их разработчики учат их выделять именно сайты для людей.

не думая о сео, но думая о людях, я успешно похоронила свой магазин. то, о чем вы пишете - это борьба с черным сео, а не борьба с поисковой оптимизацией вообще.

А я нигде и не говорила, что сео - это вредно и плохо. Я всего лишь сказала, что делать из сео культ не стоит. Если грамотно оформить страницу, поисковики ее найдут. Если оформить неграмотно, тоже найдут, но сильно позже. Но и если все сделать правильно, хорошо выдаваться она будет далеко не сразу. Чудес все равно не бывает. Есть факторы, которые даже ухищрениями разными не обойти.

сео - это способ получить рекламный контакт, а не способ продать товар. Конверсия начинается тогда, когда ваши тексты нравятся потенциальному покупателю. А еще есть тема принудительного снижения показов, когда поисковая система находит на вашем сайте признаки спама: вот те самые к месту и не к месту повторяемые ключевые слова. Так что плясать все равно нужно от потребителя, который придет читать ваш сайт.

Спасибо за совет, попробую у себя.
Добавил вас в Друзья, чтобы читать.

Яна,спасибо. И есть вопрос -как быть с расценками? указывать их на страничке? или лично обсуждать? или делать прайс и высылать потенциальному заказчику,по запросу.
я делаю портреты,потому,в общем,стоимость работы стабильная (хаха,что делать сейчас,когда курс рубля так стремительно летит вниз,не ясно,правда)

Викто их Гонконга, она китайская/гонконгская девочка, а не корейская :)

Спасибо, как раз написала о себе на своем новом сайте. Пойду еще почитаю, может перепишу что


  • 1
?

Log in

No account? Create an account