А ситуация такая. Мне 22, вот уже 5 лет я живу отдельно от мамы в другом городе. С парнем. Кроме мамы в «отчем доме» живет еще ее муж, Виктор (51 год), и мама (моя бабушка, ей 85). Отца у меня никогда не было (я «ребенокдлясебя» от женатого мужчины, не уверена, что он вообще знает, что я существую). Мама и Виктор стали жить вместе лет 8 назад (позже поженились). Бабушка это не одобряла, я поначалу тоже. Нам казалось, что ма достойна лучшего, что простой работяга – не тот, кто ей нужен. Сейчас я к нему отношусь нейтрально-хорошо, понимая, что мамина личная жизнь – не мое дело. Если они вместе счастливы, нечего мне и лезть. Виктор, в свою очередь, никогда не набивался в друзья или папочки, с его стороны отношение выглядит также нейтрально-хорошим, как к человеку, которого любит-любимый-им-человек. Когда приезжаю, общаемся больше как знакомые, по возможности друг другу помогаем.
С мамой отношения были сложные, пока я не уехала. Теперь больше похожи на близких подруг, наверстываем упущенное, так сказать. Я люблю ее, мне нравится проводить с ней время, делать ей какие-то приятные сюрпризы. В общем, теперь все хорошо, хотя обидки из прошлого иногда всплывают.
А вот бабушка…
с недавних пор (точно не вспомню, но, по ощущениям, года с два уже) общение с ней превратилось в полный ад. Она всегда меня подозревала в каких-то «грехах», шарила в моей комнате, когда я уходила в школу, думала, что я принимаю наркотики (а я даже ни разу не пробовала, эх), что веду беспорядочную половую жизнь и все в таком духе. Теперь у нее новая фишка – она считает, что у меня роман с Виктором. Если он заходит в мою комнату, попросить меня помочь с поиском чего-то в интернете, например (мама дома, дверь открыта, разговариваем достаточно громко), бабушка думает, что мы занимаемся сексом. Она «покрывает» меня перед мамой, рыдает-переживает-хватается за сердце и устраивает мне разносы с лекциями, если никого нет дома. Мама в курсе ситуации, пыталась с ба разговаривать, мирила нас (бабушка тогда сказала, что ей что-то приснилось, и она перепутала сны с реальностью, извинилась передо мной).
Я приехала домой примерно на месяц, нужно уладить кое-какие формальности с документами. За 5 лет относительно самостоятельной жизни я уже напрочь отвыкла от совместных завтраков, вторжений в мое пространство и контроля в принципе (парню достаточно сообщить, куда я ухожу, он к этому относится спокойно – всегда ведь можно позвонить, если что). Поэтому я стараюсь завтракать после того, как ма и Виктор уходят на работу, но до того, как проснется ба. От ужинов с семьей обычно удается отмазаться. В целом, мне больше нравится есть в компании книги, чем в семейном кругу. Иногда, если не занята возней с документами, приезжаю на работу к маме, чтобы вместе пообедать. Также я не люблю, когда в мою комнату заходят без стука (если я работаю за компом, сидя спиной ко входу, это совсем неприятно). После очередного бабушкиного заскока (она в очередной раз якобы застукала меня с Виктором и вознамерилась закатить мне очередную истерику, я развернулась и ушла в свою комнату, но она точно так же проследовала за мной и продолжала вещать, стоя на пороге) на моей двери появилась щеколда. Если дома нет никого, кроме меня и ба, я запираю дверь и делаю вид, что не слышу, как бабушка ко мне обращается с очередными претензиями.
Вчера я вернулась из конторы жутко вымотанная, проверила, как там бабушка (утром были проблемы с сердцем), сделала ей чаю, ушла к себе в комнату, закрыла дверь и завалилась спать. Через пару часов, когда мне понадобилось выйти, я увидела следующую картину: в коридоре стоит стул. Таким образом, чтобы с него просматривалась моя дверь. На стуле сидит и трясется милейшая моя старушка. Подхожу к ней, спрашиваю, что случилось, нужно ли вызвать врача. Она смотрит на меня с ненавистью и гневно вопрошает, был ли сейчас Виктор в моей комнате. Я психанула, разрыдалась, велела ей зайти в мою комнату и посмотреть, есть ли там кто. Она зашла, продолжая вещать, что он тут точно был. Я разозлилась, назвала ее сумасшедшей. «Ну и что, что сумасшедшая, я знаю, что Виктор к тебе приходил. И ты сама мне призналась, что любишь его». Такого, как вы понимаете, не было и быть не могло. Вечером, когда вернулась ма, ба изображала из себя оскорбленную невинность и ни с кем не разговаривала. Со мной не разговаривает и сегодня. Если честно, так спокойнее.
Но я не знаю, как с этим обращаться. Мне больно от того, что моя бабушка, мой любимый и родной человек, такого обо мне мнения. Мне жаль маму, которой приходится с ней постоянно жить. Бабушку тоже жаль. Она действительно страдает от того, что происходит в ее воображении. Но я не знаю, как ей помочь.
Мне тяжело здесь оставаться, потому что если я хочу оградить бабушку от волнений, я должна контролировать каждое свое слово и каждый шаг. Я никогда не знаю, что вызовет у нее очередной «глюк». И я не уверена, что этого вообще как-то можно избежать. Ей постоянно кажется. Кажется, что мой парень меня избивает, что он женат, что он пьет (когда он приезжал, она рылась даже в его вещах). Кажется, что я плачу по ночам (или мама плачет – но тут я знать не могу, наши комнаты достаточно далеко). Кажется, что Виктор торгует наркотиками (этим летом она спалила на даче мешок какого-то строительного порошка, не помню точно, может быть, плиточной затирки, думая, что это наркотики). Кажется, что кто-то пытается выжить ее из квартиры (каноничное «хотите моей смерти» в сочетании с «ничего твоего тут нет»). Я перестала бы приезжать, если бы не мама и не дела. Вообще стараюсь больше проводить времени с мамой летом, пока ба на даче.
Я боюсь, что эта история дойдет до Виктора (он очень гордый и вспыльчивый, вполне может психануть и съехать). Боюсь, что мама однажды начнет сомневаться в том, что бабушка врет. Боюсь, что могу в очередной раз не сдержаться и не ограничусь только слезами и криками, что как-то наврежу бабушке.
Если у Вас или ваших читателей есть хоть какие-то идеи, что с этим можно сделать, – подскажите мне, пожалуйста.
Заранее спасибо.
***
Здравствуйте!
Во-первых - я думаю. чьл эта история уже сама собой как-то разрешилась, т.к. тут написано, что вы приехали пожить на месяц, а письму этому чуть больше месяца. С такой во скоростью я добираюсь до присланных "вопросов-ответов". иногда при первом прочтении "по диагонали" мне удается уловить, что письмо касается каких-то актуальных событий, и для решения имеется "дедлайн", и тогда стараюсь ответить поскорее. Но тут - не увидела.
Но на случай, что вопрос все еще актуален. Тем более, что ответ тут по-моему очень простой.
У бабушки наступила некая форма старческого маразма, и я думаю, что это не лечится. Помимо настоящей деменции, когда люди потихоньку перестают ориентироваться в жизни, узнавать родственников, и помнить о себе важные факты, есть и другие формы "маразма". Например один из признаков - это когда у человека полностью отмирает всякая "гибкость ума", и он не в состоянии больше принять новые знания или как-то скорректировть свои устаканившиеся взгляды. Таких людей нельзя переубедить или переспорить. Второе, чем характерно состояние таких людей, это "мысленная жвачка" и всевозможный бред, который они кругами перебирают до бесконечности. Им становится трудно по-настоящему продуктивно думать, поэтому они просто перебирают одни и те же мысли, практически уже не осознавая, что это вообще значит, и что они говорят. И конечно первый кандидат здесь - негативные идеи, потому что они вызывают какую-то острую эмоцию, в них играться немного интереснее.
На такие вещи можно только не обращать внимания. И я понимаю, что это очень трудно. Потому что во-первых это таки эмоционально заряжено. Во-вторых - это не абстрактные бессмысленные звуки. Она произоносит слова - злые, с нехорошим смыслом и значением, и игнорировать это непросто. В-третьих - она старый человек, которому не хватает внимания, развлечений и событий в жизни. Поэтому один из ее любимых видов спорта - это привлечение внимания и вызывание реакций у близлежащих людей. Если вы научитесь не обращать никакого внимания на все, что она говорит, она будет искать способы сказать что-то еще похуже, побольнее и пострашнее, чтобы вас "пробить". Потому что это ее мыльная опера - ежедневный сериал с продолжением. И если желанного выброса адреналина у всех вызвать не удалось, это повод проявлять творческую мысль (вот тут она еще работает) и утяжелять артиллерию. И главное - решения нет. Т.к. бабушке угодить нельзя. Она же не хочет что-то исправить, привести в порядок, или решить какую-то проблему. Ее развлечение заключается в том, чтобы пробелмы создавать на ровном месте - и этим она будет заниматься до победного упора.
Такие вещи действительно могут достигать очень продвинутых степеней маразма. И только безграничный дзен у всех вовлеченных может защитить семью от развала, когда все время кто-то подзуживает такие нехорошие вещи. Поэтому лучше всего, наверное, вам вместе с бабушкой не жить. Просто чтобы не давать ей повода сказать что-нибудь совсем страшное, что не дай Бог развалит мамину семью, или кого-то слишком сильно травмирует.
Вы же уже взрослая и научились жить сама - вот и пользуйтесь полученным замечательным навыком, и дальше тоже живите отдельно. Ну а когда совсем уж не получается - тут важно всем-всем открыто обсудить бабушкин бред, убедиться, что все понимают, какой это бред, и потом вместе стараться на него не обращать внимания. Желаю всем сил и мудрости. И спокойствия.
Journal information