Человеку сказали, что цифры - это деньги. Если шарк не лопнет, он получит на выходе столько настоящих евро, сколько на шарике в последний раз высветилось. Если же шарик лопнет, теряются все набранные им деньги.
from Miu's inspiration board
На весь эксперимент отведено довольно мало времени - пара минут, поэтому попыток не слишком много. Можно надуть шарик, он лопнет конечно же, при первой попытке. Попробовать запомнить, на какой цифре он лопнул, попробовать в следующий раз надуть не слишком сильно? Если он во второй раз лопнет, уже остается совсем мало времени на следующую попытку. Вот он уже почти лопнул в третий раз. Ну? Остановиться, или дуть? Допустим, лопнул он в предыдущие разы где-то на 8000. Остановиться на 7500 и не рисковать? Или хотя бы попробовать додуть до тех 8000, которые уже были? Прямо вот точно до этой последней капли? А если нажмешь лишний раз, нечаянно перешагнешь эту границу, и он таки лопнет? А если дожмешь ровно до 8000, и он не лопнул. И вот сидишь... 20 секунд осталось... и очень хочется попробовать - может он в этот раз не лопнет? Может дунуть в него еще раз. Ну немножечко.
Есть люди, которые патологически лопают шарик. Лопают и лопают, пока не кончится время. Они все надеятся, что успеют еще попытку, и в следующий раз проскочат на копеечку больше. В результате теряют все. У них в мозге происходят реакции, которые отключают инстинкт самосохранения, притупляют страх перед опасностью. Они больше рискуют от желания больше получить. При этом больше теряют.
Потом ученые сравнили, что происходит в мозге разных участников. Бережливый испытывает гигантский стресс, когда шарик лопается. Он дожал до границы, получил по носу, испугался. Ой! В следующий раз он очень боится испытать этот шок снова. Поэтому смиренно останавливается на более маленькой сумме. И получает ее.
Жадный практически не испытывает ничего особенного, когда шарик лопается. Вернее не так. Он испытывает заметный подъем и волнения, когда шарик растет. Видя перед собой большой шарик, он уже весь трепещет. И когда шарик лопается, он на самом деле уже находится практически на пике эмоций. Между кривыми, изображающими его эмоции, когда шарик лопнул или не лопнул, не находят разницы. Векторы одинаковые. Он одинаково волнуется - уже от самого процесса. И не различает этого момента, когда произошел решающий поворот.
А т.к. он каждый раз, независимо от результата, переживает очень сильно, он вскоре начинает принимать это волнение как данность. Привыкает и мирится с тем, что это - нормальная часть сценария. В результате более жадный человек больше рискует. Часто на пути к вершине гораздо большего добивается. При этом часто соглашается на потери и нанесение ущерба другим людям, это его мало волнует. Говорят, что такое поведение - результат эволюции. По сути он лучше выживает, хоть и не важно, какой ценой, со временем многие такие люди научиваются следить за тем, чтобы по крайней мере самому себе не наносить максимальный ущерб. А то, что они своими действиями местами разваливают экономику целых стран, или в более мелком масштабе - просто вредят людям вокруг - это их не волнует.
Тест этот сейчас пройти уже совсем нетрудно. Интересно, на него отправляют людей, котрые вербуются на определенные работы, например связанные с продажами или с деньгами? Можно было бы измерить жадность кандидата, и сказать: "Нет, вы не подходите на эту работу, вы не достаточно жадный и рисковый". Или наоборот: "Вы слишком жадный!"
Конечно уже обсуждается вопрос, нельзя ли работу соответствующих центров в мозге "подрегулировать", чтобы немного "прикрутить" жадность? Вот есть тут шуточка, что дайте мне таблеток от жадности, да побольше. А ученые всерьез об этих таблетках подумывают. Депрессию же тоже научились таблетками лечить.
Кстати: институт, проводивший обширное исследование на эту тему, рассылал приглашения частным лицам, чтобы поучаствовать. На приглашениях так и написали, что будут тестировать жадность. Разослали полторы тысячи приглашений, и пришли около 500 человек. Среди добровольцев были представители каких угодно профессий. Но не явился ни один инвестиционный банкир. Хотя приглашения рассылали в городе, где их полно.
Journal information