:-)
Мне кажется, что у меня местами возникают недоразумения совсем другого плана: потому что я исхожу из того, что мои читатели - думающие люди, взрослые, со своей собственной жизнью, опытом и мозгами. Поэтому многие банальные вещи я не считаю нужным озвучивать, для меня само собой разумеется, что тут все это и так понимают. (А кто не понимает, тот может по неопытности спросит. А кто не понимает и не спросит - тот еще может по комментариям других догадаться. А кто правда совсем думать не умеет - тот со временем сам уйдет, потому что ему тут будет скучно.)
Вот с набросками по-моему тоже так вышло: я кучу вещей тут не написала, потому что я думала, что это у всех людей само собой разумеется. Например, если я делаю какое-то задание целых полтора часа (!) каждый день (!!) на протяжении длительного срока - месяц и дольше (!!!) ну это кем надо быть, чтобы такое мега-задание делать "тупо", без единой конструктивной мысли за этим?
Другой вопрос: что есть мысли лишние, которым в этом процессе не место, например: "А я это смогу продать? А какой из этого можно сделать товар? А как именно вот это конкретное задание напрямую повлияет на мою коммерческую работу?" и.т.д. Я призывала заниматься этим делом, не залезая (пока) в другие дела. Потому что в нем самом тоже задач и проблем полно. (Я в ближайшие дни вернусь еще к теме, что с этим можно сделать - но это все же другая тема, и лучше этим заниматься отдельно).
И они специфические! И быстрые наброски, которые делаются за 30 секунд, немного помогают тренировать академические навыки (потому что любое упражнение помогает), но на самом деле это "совсем про другое". И я думала, что если кто начнет - у него соответствующий "внутренний диалог" немедленно отрастет сам. Это нормально. Вы же думающие люди - вот вы бросились на задание, вроде взрослый человек. столько в жизни умеет. И может быть в других (неполевых) условиях совсем неплохо рисовать умеет. А тут - беспомощность, это же естественно, что вы неизбежно будете в себе копаться, и искать. что вас тормозит. И с другой стороны - тут очень идет на ползу спешка. Потому что думать - хорошо, а циклиться - плохо. А циклиться тут некогда. Вот тут вы и узнаете сами о себе много нового.
Приведу пример, какие внутренние диалоги крутились внутри меня, когда я делала первые наброски после очень долгого перерыва.
Начала я набросок, смотрю на натуру, на лист, начинаю метаться. С чего начать, как успеть... Провожу линию. начинаю внутренне констатировать, что она в правильном направлении проведена. но она совсем не правильной формы. Растерянно провожу ее во второй раз. Удивляюсь, что во второй раз я мысленно уже "видела" как надо. А рука провела ровно ту же бяку во второй раз. Удивляюсь: так, это называется "рука не слушается". Почему? Понятное дело - потому что я тороплюсь. Мы все знаем, что волшебный рецепт, чтобы сделать что-то аккуратнее и точнее - не торопиться. Замахиваюсь в третий раз, пытаюсь не торопиться и провести линию как-то более интересно. Провожу. Лучше. Но их теперь на этом месте три. Расстраиваюсь: "Еще не успела начать. а уже грязь развела". Дальше расстраиваюсь: "Человек наверное всего полторы минуты простоит, а я уже полминуты провозилась с этой одной линией. И уже грязь развела. По сути уже запорола это задание, потому что мысли и эмоции уже направились в вертикальную спираль: "Оно все пропало, я в этом наброске разочаровалась".
На этом месте не важно - начать ли новый, или домучить старый. Т.к. дальше мысли и задачи будут те же. С целью экономии всех ресурсов решаю биться до конца этим же наброском. Пока не закончу хоть что-то, либо пока модель не сбежит, поставив меня перед фактом.
Начинаю думать: чтобы более не разводить грязь, следующую линию я себе обещаю провести только один раз. Если не выйдет - сама виновата. И обещаю себе меньше торопиться: если она при этом лучше выйдет, я все равно время сэкономлю, потому что медленно - но зато один раз и все. Дальше пытаюсь проводить линии не просто так - там, где это возможно.
Или вод другой диалог. Для примера прямо хрестоматийная ситуация. Человек с согнутыми и/или расставленными в разные стороны руками-ногдами:
Нарисовала я, допустим, затылок, плечо-спину, дальше собираюсь наметить локоть. О чем тут надо подумать? Я уже не в первый раз делаю наброски, поэтому мне очевидно, какая ошибка будет первой, если не подумать6 нарисуешь не там локоть, потом не там окажется вся остальная рука. Потом может выясниться, что рука находится не на том расстоянии от груди. Туда либо не поместится то, что там должно было виднеться. Либо останется полкилометра пустого места, которого там не должно быть. Поэтому надо хорошо посмотреть. как эта рука и локоть соотносятся ко всему остальному. на какой оно высоте, пот отношению к лицу, груди, коленям. Насколько отодвинуто по горизонтали. Это все происходит в голове молниеносно (и это невероятно полезно для вашей головы!). Мозг, в паре с глазами. быстро обегает все пространство и принимает решение: локоть сюда, кисть руки - сюда.
Потом я быстро провожу первую лини, соединяющую локоть с подмышкой. Сразу ловлю себя на том, что я, решая эту задачу, отвлеклась от другой: стараться не соединять все скоровпелфыми "палками", а немного думать и об изгибе линий. Следующий шанс у меня - соединение между локтем и кистью. Вот уже маленькая задачка на координацию: с оной стороны надо быстро прийти из одной точки в другую. С другой стороны между ними имеется изгиб, хотелось бы попасть в него. На данном наброске видно, что я не очень "попала". Сиди я за компьютером и без спешки, я бы сделала дугу ближе к локтю, и другую по форме. Но тут я вот могу сопоставить. что мозгу хотелось, и что рука выдала. Вздохнуть о том, что мозг остался недоволен работой руки. Вот это потренируем в следующий раз.
Или вот, следующий пример:
Смотрю на женщину и сразу думаю: вот, какие у нее пропорции своеобразные. Надо попытаться честно размахнуться так, чтобы получилось похоже. Смотрю и думаю - на сколько надо "отмахать" в сторону от лица остаток тела, чтобы не получилось маловато? Насколько у нее грудь шире головы? Тоже намечаю затылок, профиль, потом рисую перед - линию груди. Тут же понимаю, что я об этом думала несколько секунд, но потом зачем-то женщину "пожалела", и нарисовала на целый кусок уже, чем было на самом деле. Почему я так сделала? Ей спереди полметра не хватает! Ну ладно. С одной стороны констатирую, что она в жизни намного толще и я таки "промазала". С другой стороны думаю, что хорошо. что я так вдумчиво заранее прицелилась размахнуться пошире - а то бы еще уже нарисовала, если бы не думала об этом.
Вначале (первые дней 10) сидишь и реально копаешься всю дорогу вот в таких помарках. Где линию не дотянула. Где дуга дурацкая вышла. Почему человек у меня падает? Надо в следующий раз все же повнимательнее смотреть на соотношения пятка-бедро-плечо, а то жалко, что я увлеклась деталями, и в результате меня просто всю влево занесло, и человек устойчивость потерял.
Чувствуешь, что когда теряешь из виду общую картину, иногда все рисование в какой-то бок сносит, прямо как будто в процессе рисования течением отнесло. И я так же себя чувствую, когда рисую, и при этом пытаюсь держать в голове какие-то рамки, за которые надо не выплыть, чтобы все не перекосилось. Вот так же - будто плаваешь в воде, купаешься, но при этом все время следишь, чтобы не снесло течением к обрыву.
Потом все эти задачи решаешь все лучше, перестаешь о них так судорожно думать. Именно от режима спешки, и от попытки сделать их каждый день много, этот этап проходится ужасно быстро. Мозг учится, он в боевом режиме. И от метаний, сомнений и терзаний, стремительно убавляется грязи и лишних линий. Тут некоторые удивлялись, что у меня вначале все проведено по три раза, а потом чище стало. Все эти лишние линии - это на 100% неуверенность в себе, спешка и нервозность. И вот эта "нехорошая замашка" водить фломастером по листу, пока думаешь. а не надо этого делать - надо разделять "подумать" и "провести линию", пусть даже между обоими актами будет полторы секунды.
Когда с этим решено, задачи усложняются.
Вот тут нету шансов как-то рисовать всех вместе, т.к. никто так надолго не замрет в одной позе. Я такое рисую по порядку - одного, другого. И как бы не парюсь о том, что первый уже изменил позу, пока я второго рисовала. В целом это мне не мешает (разве что совсем большая перестановка произойдет - тогда не повезло).
Но все равно начинать надо со взгляда на общую картину. Одни близко, другие далеко. Какого размера надо нарисовать этих, чтобы потом всего хорошо хватило на тех. Где будет начинаться моя труба, куда она будет идти? Начинаю рисовать фигуру в середине, сразу прикинув, что слева и справа можно оставить ему примерно одинаково места, чтобы поместились остальные.
Потом сам себе ставишь еще более комплексные задачи.
Например вот тут:
Некоторые спросили, как я так быстро справилась с этим наброском. На самом деле, если присмотреться, тут многое очень упрощено. Тут у меня добрых полминуты ушло на "стратегический план", зато потом все было быстро. Стулья были белые и простые по форме. Форма у них характерная. Я на них посмотрела, и решила, что если у них (они - большие белые пятна) перспектива будет на месте, остальное уже не так важно. Поэтому я начала с нижнего угла, нарисовала стол под правильным наклоном, первый ряд стульев, потом второй - за ним. При этом очень старалась следить за их размером (чтобы примерно одинаковые), и углом, под которым идут основные линии. Потом нарисовала людей, сидящих на стульях во втором ряду, и справа - остальные пустые кресла, уходящие вдаль, пару человек, которые там сидят. Все - как только я этот угол нарисовала - первый ряд и линия, по которой кресла уходят в перспективе - как бы перспектива уже состоялась. Потом я нарисовала прилавок на переднем плане слева. Потом крыши, уходящие вдаль. И потом я пространство между всем этим заполнила людьми и простыми деталями - довольно быстро. И там "внутри" я уже не так обращала внимане на все точности, т.к. в целом уже было очерыено все пространтсво, в которое они все должны влезть.
Кстати - еще один секрет - я кресла нарисовала очень просто, одной линией. При этом я ровно половину раз таки промазала с точной формой. Там спинки кресел должны быть такие толстенькие, а у меня половина получились слишком тонкие. Но я решила это не исправлять, чтобы не нарушать пустоту и белизну этих элементов. Это экономит время, и позволяет развести больше "грязи" в промежутках. Т.е. среди прочих сразу созревает план, что принести в жертву точности, чтобы общая картина сработала, и набросок не занял слишком много времени.
***
В общем - когда делаешь такие наброски, на самом деле в голове роятся мысли о том, что хорошо. что плохо, почему это так, как исправить и.т.д.
Все время смотришь на тень и свет, и решаешь: что из многочисленных элементов заштриховать, чтобы оно перестало разваливаться. При этом понимая, что штриховать слишком большой кусок нельзя - станет все просто черным и опять же сольется воедино.
И может быть эти мысли не направлены на то, как это академичнее и ровнее сделать. Но все равно каждый из вас невольно решает вопросы, которые имеют прямейшее отношение к композиции, пропорциям, форме, и устройству всего нарисованного. Вы ведь видите, куда вас понесло, когда что-то стало реально кривым. И вы ведь пытаетесь понять, где и как оно должно было быть иначе, чтобы не выглядело неправильно.
За время этих занятий я кучу мыслей передумала. О том, как сидеть удобно, как выбирать ракурс, как мне свет, светящий в глаза, мешать будет. Где прятатсья от ветра, где скрепкой закрепить лист, чтобы его не разносило. Почему я плохо вижу, почему в определенных местах мне так трудно переключить взгляд с одного на другое. От чего у меня через 15 минут начинает болеть голова, и через полчаса - рука. Почему я заскучала. Что бы такое нарисовать из окружающего, как бы это нарисовать, чтобы не скучно было. Может повернуть как. Может фрагмент нарисовать, обрезать.
И кстати, когда на листке где-то через угол торчат только половины очень крупных ног на переднем плане, а за ними вдали целый человек виднеется - это конечно не "нечаянно не поместилось". Уж не настолько я оторвана от реальности. :-)) Это просто попытка как-то развлечь себя и потенциального зрителя. Когда сидишь, и что-то так странно ложится в поле зрения - думаешь, а вот может получится прикольно? А если по мотивам сделать почище и поровнее, может даже забавная иллюстрация получится?
***
А расскажите, что у вас крутилось в голове, когда вы рисовали эти наброски?
Какие мысли были в первые дни? на что они сменились через сколько-о недель? Ведь это тоже прогресс - он же в голове, и в чувствах, и в отношении ко всему.
Journal information