miu mau (miumau) wrote,
miu mau
miumau

Category:

Несовпадение фантазий и реальности

В творческой работе один из главных камней преткновения - то, что наши фантазии, то, как мы видим и ощущаем мир вокруг, не совпадают с реальностью. Возьмите фотографию, как часто случалось, что сидишь напротив человека. Он красивый, узкое гладкое лицо, пышные волосы, милая улыбка. Берешься за камеру и делаешь кадр - и видишь на фото черные круги под глазами, круглое лицо (почему оно такое круглое? сам человек ведь выглядит совсем иначе?), и одновременно растрепанную и приплюснутую прическу. Ну почему так? Да, потом вспоминаем, что говорят все профессионалы: в фотографии главное - свет. И из-за того, что свет неправильный, морда получается круглая, под глазами синяки образуются. И вообще человек деформировался из-за широкого угла. И перспектива виновата. И у всего есть причина. Только я про все это забыла, а опытный фотограф - всегда помнит.


from Miu's inspiration board



С рисунком то же самое. Взять простой набросок. Сначала человек и ничего не видит, и нарисовать ничего не может. Потом наступает следующая фаза: он начинает прекрасно видеть и схватывать характерные черты, форму, пропорции. Ходишь и смотришь на людей, и прямо таки представляешь, как бы их можно было нарисовать несколькими линиями. А если взять и начать... получается беспомощное, непохожее, какое-то невыразительное нечто.

Художники много говорят о том, что "хорошо бы изобрести такой принтер, который бы распечатывал то, что в голове". Однако, при более близком рассмотрении становится ясно, что этот принтер бы ни фига не помог. Потому что картинка в голове тем и хороша, что она очень аморфная, приблизительная, и половина в ней держится на зыбких ощущениях. Думаю, если бы кто-то смог действительно распечатать картинку из головы, получилось бы мутное месиво. Тоже нелепое, непохожее, никакое. И выяснилось бы, что все, чего в ней было хорошего, опять же дорисовал к ней наш "эмоциональный центр".

В результате фотограф учится работать со светом, оператор запоминает, что в видоискателе выглядело нормально, а на готовом видео - ужасно. А художник постоянно пытается свести ощущения, видение и результат на бумажке как-то ближе друг к другу. И это такой сложный и бесконечный процесс.

А главное (это самое печальное, что я вспомнила в последние недели) все приобретенные в процессе навыки страшно увядают, если не заниматься какое-то время.

Я вот тут полгода не рисовала, не снимала, и вообще почти ничего не делала. (Только писала жж, и писала книжку кусками.) И когда глазами снова стало возможно пользоваться, я набросилась на работу, но поняла, что я - в глубоком творческом кризисе. Каким-то образом слишком многое одновременно скатилось. Я подумала, и придумала, как это исправить. Но это трудно и медленно. (Я в процессе.) И вот я всем занимаюсь снова потихоньку, и постоянно вздыхаю о вещах, которые я вроде уже умела - но оказывается разучилась!

Некоторое время назад я много снимала видео. И сразу после съемок пыталась что-нибудь собрать из полученного материала. И если что-то можно было переснять - переснимала сразу, иногда по несколько раз. И так хорошо запомнила, чего делать не надо, как избежать страшных ошибок. Потом прошел год с последнего видеоэксперимента, и я взяла камеру с собой в отпуск. Как-то беспечно поснимала там все вокругю Привезла домой 6 гигов материала. И пришла в ужас. Практически все это можно выбрасывать на помойку. 99% снятого! Ну да, я что-то из этого взяла, с большим трудом выискала из этих часов какие-то несколько секунд. где все более или менее стабильно, и собрала два малюсеньких ролика. Просто потому, что всем вовлеченным хотелось что-нибудь получить на память, раз уж столько позировали. Первый ролик получился плохой, а второй - за гранью, хуже некуда. Но я все это крутила и думала: "Ну как же я забыла-то, что так снимать бесполезно? Ну чего же я не остановилась вот тут на полминуты. Почему же я на этом кадре не задержалась еще секунд на 20. Ну сто раз уже это все было выучено - а тут я, как маленький ребенок, проходила несколько дней, и так бессмысленно промахала камерой. Куда все делось?!"

То же самое - с набросками. На то она и профессия, чтобы ниже какого-то уровня не падать: я включилась снова в работу, села и за три недели нарисовала очередную книжку. Я ее нормально нарисовала, все у меня получилось. Я воспользовалась всеми отработанными приемами, как составить симпатичную композицию. Сделала эскизы, по 10 раз их поправила. Потом отрисовала начисто. Это я умею - когда есть время, я сажусь, и все вылизываю, и дотягиваю, и раскрашиваю, пока не получу добротный рисунок. Но в процессе я все время чувствовала, что чего-то не мне хватает.

Раньше, рисуя такой заказ, я все время сбивалась. Мне лезли в голову какие-то смешные идеи. Я бросала все, чтобы вечером после работы нарисовать какого-то смешного котика, который пришел мне на ум. К уже готовым эскизам я со всех сторон пририсовывала смешные и живые детальки, которые увидела где-то (или откопала в своих старых рисунках), и вставляла их куда-то в книжку. Я не просто придумывала картинку и отрисовывала ее, я долго мучилась, какие 2-3 смешные детальки туда вставить, из 10, которые придумались. Весь этот огонь куда=то пропал, потому что я давно не рисовала просто так - все подряд, много времени в день, на все темы подряд, для поддержки формы.

Я сама часто пишу про самый зверский рецепт. как вылезти из творческого кризиса. И решила - вот сама же и сделаю. И села рисовать проклятущие 50 набросков в день. и вот тут все и вылезло. Уууу, как все плохо-то! По коммерческим работам и не видно. Там я набитыми приемчиками так неплохо добиваюсь приличных результатов. А когда сидишь напротив живого человека, и пытаешься "схватить" его за полминуты - охох. Слов нет, какая я стала криворукая. Как все беспомощно, слабо и печально.

Мама, которая такое проходила несколько раз в жизни, меня утешает. Мол, не обращай внимания и тупо продолжай. Через какое-то время "пробьет" и все резко станет снова лучше. Я все жду. Я в таких вопросах бываю очень нетерпеливой (хотя понимаю, что некоторые вещи за секунду не делаются). Особенно, если что-то у меня уже было, и потом оно потерялось, и я хочу это обратно. Но делать нечего. Делаю свои 50 ужасных набросков. Сокрушаюсь о нестыковке между тем, что в голове и на бумажке.

Вот знаете тест такой: когда пьяного человека просят с закрытыми глазами вытянуть руки, а потом тронуть пальцем нос. Он руку ведет, и промахивается мимо носа на полметра. Вот у меня ровно такое же ощущение от своих эксерсизов (от всех) сейчас. Такое ощущение, будто я вот этот тест делаю, 50 раз подряд, каждый день. И каждый раз - на полметра мимо носа. И еще раз - и опять мимо.

И сегодня вот еще одно прибавилось, ко всему, что уже хромало.
Я, пока болела, в несколько приступов и с разных концов писала книжку. Как всегда. название уже есть, а книжки еще нет. Весь материал и идеи для книжки уже находятся в моей голове, осталось написать. Раньше, если я начинала писать книгу из такого вот положения, это происходило достаточно быстро: написала оглавление, при этом разложила по пунктам, что в каком порядке написать. И потом - глава за главой - писала всю книгу.

В этот раз так не получилось, потому что я писала какой-то кусок, потом ложилась в больницу, потом бросала это дело. Потом в каком-то приступе писала другой кусок. Потом где-то между этим в несколько разных файлов складывала разные части, чтобы ничего не забыть. И вот в последние 4 дня я села, и наконец решила сделать все по старому сценарию. Даже оглавление написать оказалось каторгой. Потому что их нашлось 4 разные версии, и я долго крутила и вертела все, пока не сложила в одно.

Потом я бродила по всем своим файлам, и складывала в книгу разные уже написанные части. У меня получилось несколько больших кусков, между которыми находятся большие дыры. Потом я сделала отдельную папку для середины книги, где должны быть все кучи примеров и образцов. И... поняла, что тону.

Ирония заключается в том, что эта книжка называется "миллиард миллиардов идей". И она о том, как сгенерировать именно столько идей. Для примера я их уже нагенерировала как раз столько, что оно практически само и на глазах разрастается в этот самый миллиард. И я теперь не знаю, как мне это остановить. :-) Каждую главу приходится обрывать, едва наметив, что еще можно было бы нагенерить, продолжая заданный ряд. Но просто даже перечисление самых первых результатов уже вылилось бы в очередной десяток страниц. А у каждого высказанного еще немедленно отрастает по 50 возможных вариантов из каждого угла. И так - у каждой главы. :-)
Есть ощущение, что все это вышло из под контроля, и не понятно, как это скрутить и снова упихать в какие-нибудь рамки. :-)

Я сегодня уперлась в эту проблему, замучилась, и ушла от компьютера. Пошла и легла в постель (посреди дня!), мне на грудь немедленно улеглась Минивер, и включила громкий "Муррр". Пролежав там полтора часа, я приняла решение. Написать все главы, которые поддаются контролю. Потом разложить все методы для генерирования в отдельные куски книги. Задать книге максимальный допустимый размер. А потом каждую главу расписывать ровно до туда, до куда влезет. И просто ставить точку там, где оно перестает помещаться. В конце концов - пусть дальше читатель сам фантазирует.

Немного успокоилась. А то я сегодня решила, что я уже и книги писать разучилась. :-)

Осталась только одна нерешайка: с приоритетами. Мне сейчас надо слишком много вещей делать с очень высоким приоритетом. А я сама всех учу, что это так не работает. (И оно таки не работает - вечно что-то само отваливается, потому чтоя не могу все делать с одинаковой отдачей.) И надо как-то выбрать. И что-то выдвинуть, а что-то задвинуть. а оно все важное. *А еще все. что важное и нужное - не особо приятное и интересное. А хочется приятного. а оно неважное.) Эээх. :-)
Это называется - приехала из отпуска.

Пойду сейчас пост какой-нибудь напишу на завтра. Вот.
Tags: живу, творчество
Subscribe

  • 50 набросков в день

    Тут многие ноют что воооот, не могу делать 50 набросков в день. Потому что никого тут нету, сижу дома, хоум офис, карантин и всякое такое. Некоторые…

  • Нелюбимые картинки

    Вот все думают, что моя мама - вся такая из себя - "состоявшийся художник". А у нее тже есть (на ее взгляд) творческие неудачи. Недавно обнаружила у…

  • Иногда лучше понятно, чем красиво

    В иллюстраторском чатике обсуждали заказ: человек хотел заказать рисованный (но похожий) портрет себя на визитку. То, что он предложил за это слишком…

promo miumau январь 28, 15:00 8
Buy for 100 tokens
Я тут в конце года обиженно отказалась подводить какие-либо итога года, потому что ощущение от года было какое-то тоскливое и тяжелое. И меня всю дорогу преследовало ощущение, что я не сделала ничего. Нет, я все время что-то делала. Местами даже умудрилась ощутить выгорание, и иногда было ощущение,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments

  • 50 набросков в день

    Тут многие ноют что воооот, не могу делать 50 набросков в день. Потому что никого тут нету, сижу дома, хоум офис, карантин и всякое такое. Некоторые…

  • Нелюбимые картинки

    Вот все думают, что моя мама - вся такая из себя - "состоявшийся художник". А у нее тже есть (на ее взгляд) творческие неудачи. Недавно обнаружила у…

  • Иногда лучше понятно, чем красиво

    В иллюстраторском чатике обсуждали заказ: человек хотел заказать рисованный (но похожий) портрет себя на визитку. То, что он предложил за это слишком…