miu mau (miumau) wrote,
miu mau
miumau

Category:

Еще раз о скачивании книг в интернете

Увидела очередной комментарий из серии "я лучше дам денег напрямую автору, чем издателю, который ему только мизер от этого отдаст", и решила еще раз написать про это пост.

Дорогие читатели! Вы неправы! Давайте я еще раз объясню тем, кто не понял, как это работает. Почему авторам и читателям (!!!) вредит повальное бесплатное скачивание книг в интернете, и почему вы никак не исправите это положение, дав копеечку лично автору (за книгу, которую он издал через издательство).
И чтобы утолить бесконечное любопытство любителей посчитать чужие деньги - напишу, кто (примерно) сколько зарабатывает в моем окружении своими книжными успехами.



При этом я сейчас хотела бы очень узко высказаться о нише таких книг, какие пишу я. (Потому что книжное дело - тоже очень тонкое и широкое, там много нюансов, и некоторых жанров эта проблематика не касается). Я напишу за тех, у кого есть на уме книги, ценные только информацией, которая там написана. Всякие деловые книги, где 120 страниц текста с полезными знаниями. Какие-нибудь 20 лет опыта, систематизированные автором. Или куча собранной информации, разложенной по полочкам, чтобы читатель все получил в одном месте, компактный сгусток знаний. Это касается и романов, которые интересны только историей. Вся беллетристика. Вообще все, что хочется прочитать, и на самом деле не очень важно, какой оно имеет вид.

Электронные книги до сих пор не получается сделать очень красивыми. Картинки там плавают в тексте, не оставаясь точно на одном месте. Даже их размеры трудно задать точно, не говоря уже о расположении. С макетом можно сделать очень мало. Поэтому красоту в электронных книгах не разведешь. Но если кому-то только хочется узнать, что в книге написано, ему электронка годится. Скачал, прочитал, погрузился на свои сколько-то часов в чудесные миры. или получил полезные знания - цель достигнута.

Поэтому именно "полнотекстовые" книги стали в последние годы предметом повального скачивания в интернете бесплатно. даже если издательство не делает электронную версию само. Стоит книге появиться на рынке, как ее электронная версия (сделанная невесть кем) появляется доступная для скачки буквально в течение нескольких дней.

Т.к. я много общаюсь с издательствами и авторами, я слышу истории об этом, и слышу ужасающие цифры. И это правдивые цифры. Я об этом писала уже в другом посте: вот издала автор книгу, у нее в блоге идет обсуждение. Около пяти тысяч человек (она не поленилась и посчитала их) начинают свой комментарий со слов: "Я прочитала вашу книгу в электронном виде..." А в админке, где автор может посмотреть на сайте издательства, сколько из книг продано, видно меньше ста продаж. (И я знаю, что это издательство авторам не врет в плане продаж.)

Посчитали, сколько процентов книг купили (по сравнению с теми, которые своровали?). Два! 98% экземпляров скачали бесплатно.
Что получается из этого? В последние два года несколько раз было такое, что очень известному автору, у которого уже не знаю которая по счету книга издается (и он действительно очень популярен) издали книгу, и не смогли отбить даже печать. Автору дали гонорар, просто чтобы автор не перестал сотрудничать с издательством, и потому что это - дело чести для издательства. но издательство в минусе.

Что после этого делает издательство? Оно говорит автору: "Слушай, не пиши больше полнотекстовых книг, не надо. Мы печатать не будем, у нас на это денег нет. другие тоже не будут, по той же причине. Очень накладно это стало. Пиши (и неси нам) что-нибудь другое. С кучей картинок, фотографий, что можно издать дорого, как подарочное издание. Это еще покупают - как подарок или как объект. А просто книгу уже не имеет смысла.

Если это автор, у которого никаких картинок и фотографий нет (а, например. он пишет фантастические романы). То он на полном серьезе идет и со вздохом ищет себе заработки в другой нише - в кино, в сериалах, или вообще пытается другой бизнес открыть. (Вы сами знаете. что в последнее время несколько авторов так сделали именно по этой причине.)

Если это автор вроде меня и моих коллег. у которых таки встречается еще иллюстрированный материал, и интерактивные книги, то на такого автора начинают очень сильно давить: неси книгу с сотней картинок. вот ее му напечатаем! (Это мы сможем продать!)

Это значит, что, если у автора есть на уме несколько книг - две с картинками, и две - без, его заставляют выбирать книги с картинками и делать их. А книги без картинок откладывать на те времена, когда он захочет и сможет себе позволить сразу выкладывать книги в интернет бесплатно или почти бесплатно - из чистой любви к своим читателям, и острого желания свои знания таки опубликовать.

Книги с картинками делаются в три-четыре раза дольше. Поэтому для начала читатели лишний год=два не увидят от автора новой книги. Хотя книгу без картинок он мог бы (теоретически) между этим за полгода написать и уже издать - если бы ее покупали, а не скачивали, и желающие читатели уже бы ее получили и прочли.
Что автору больше хочется - тоже уже как бы не обсуждается. Мало ли. что тебе хочется - выбирать надо то. что продается. Потому что автору тоже надо сначала на жизнь заработать, прежде чем писать и публиковать что-то для развлечения.

Есть еще третий вариант: книгу. в которой картинки не нужны, взять и картинками набить. ну т.е. полно таких проектов, где можно спокойно все сказать без иллюстраций. Но это не мешает, конечно, взять и пышно все проиллюстрировать. Т.е. автору навязывают задание нарисовать несколько десятков иллюстраций в книгу, которые там совершенно были не нужны. Это огромный труд на несколько месяцев! И это - только для того, чтобы перенести книгу в другую нишу - в нишу дорогих подарочных книг. Потому что там еще что-то покупают.

вы уже поняли, чем это плохо для читателей? Для тех, кого искренне интересует только информация? Им в результате предложат этот текст в составе дорогой и красивой книги, которая по сути - объект и подарочный экземпляр. Это конечно чудесно. Но многим было бы достаточно прочитать дешевенький экземпляр "на туалетной бумажке", им не надо красот, им хотелось бы текст и все. Но они не получат дешевую просто-текстовую версию, их все общество принудило тоже покупать тяжелый глянцевый том.

И, если честно, я люблю картинки и красоту - но мне самой часто неприятно и неловко, что я должна участвовать в "раздувании" проекта до совсем других масштабов и цен, котя и мне, и читателям ясно, что половина этого - всего лишь "предохранитель от воровства", и они за это платят. А мне жалко, что они платят еще и за это, вместо того, чтобы просто прочитать мой текст. Я две книги отказалась делать вот так именно потому, что мне было бы стыдно перед моими читателями. Ну, не считая того, что мне своих сил и времени жалко, чтобы рисовать несколько месяцев с утра до вечера высосанные из пальца иллюстрации, никому там в этой книге не нужные.

Из этой серии - посты под тэгом "иллюстраторское ремесло" в моем жж. Вот представьте, что я стала бы в каждую главу рисовать какой-нибудь иллюстрированный разворот - только чтобы "проиллюстрировать" то, что там описано. Продавание иллюстраций, работу с контрактами, и.т.д. Это же бред! Но зато книга стала бы вот такущим подарочным томом, и ее можно было бы продавать как подарочный, ну я так не могу!

А в других случаях (когда все не так абсурдно, хотя тоже лишнее) садятся таки рисовать в книгу кучу картинок. Т.е. книга давно готова, а вы ее не читаете, потому что автор еще сидит полгода и туда рисует. Только чтобы ее издали.

***

Вы спросите - а почему не взять и не продавать книгу вообще самому - фиг с ним с издательством. Вон, сделала же я посты, повесила под ними кнопку "пожертвовать", люди сами что-то жертвуют. Нельзя автору просто жить вот так, "сам-на-сам" со своими читателями? Нет, нельзя.

Я (и некоторые другие авторы) сделали у себя такие кнопки и собирают с читателей деньги за свой труд, чтобы вообще найти хоть какую-то мотивацию делать такие публикации. Потому что каждый из таких постов занимает 1-2 часа. И если кто-то имеет обычную работу, на которую он живет, не очень легко себя заставить регулярно сесть и 2 часа поделать еще это. Слишком часто выбирается другое, что принесет хоть какую-то копеечку. Но это - никого не кормит.

Издательства отдают автору только процент от заработка. Но суммы все равно получаются в разу больше, потому что у них большой размах. Автор отдал книгу в издательство, и оно торгует ею минимум пять лет. Может быть в каждый отдельный месяц они не так много продадут, но если автор более или менее успешен, они все же за эти пять лет потихоньку наберут несколько десятков тысяч продаж. И если у автора одновременно на рынке штук 5, или еще лучше - 10 книг, то из всех этих процентов вместе к нему начнет приходить что-то похожее на доход. (Или например на половину дохода). Собственно, на это все надеятся, издавая книгу, и пытаясь потом издавать следующие. Всетаки издательство не один раз выбрасывает книгу на рынок (как автор - опубликовал и дальше пошел). Они регулярно занимаются распихиванием всего, что у них есть, они в магазины отдают (много магазинов в разных городах и странах!), рекламу делают платную. Это то, что автор сам не сможет никогда! Именно поэтому автору нужно сотрудничать с издательствами. Он сам это не потянет даже сколь угодно популярным блогом.


***

Чтобы примерно представить, о чем речь, добавлю немного конкретики.
Опять же - гонораров на свете очень много, и я знаю ниши, где первый гонорар за первую книгу - 35 000 евро. Просто мы от этой ниши все очень далеко. Так же я знаю авторов, у которых не получилось заработать книгой даже тысячу. Я напишут тут приблизительные цифры, которые я знаю от коллег, делающих примерно то же, что и я. (И я буду брать коллег, которые числятся в своих кругах как очень успешные.) Это какие-нибудь иллюстраторы, арт-директоры, рукодельники, дизайнеры, которые издают книги похожего типа, как мои. Деловые книги о чем-то творческом - для себе подобных. Делятся опытом и вдохновением.

Когда такой автор делает книгу и умудряется издать ее в приличном издательстве, он получает где-то полторы-две тысячи евро в виде первого гонорара. (Это мы говорим о красочной книге страниц в 200, в которой под сотню картинок, или больше.) Сразу напишу тут, что подобную книгу можно было бы сделать месяца за четыре - но при условии, что будешь заниматсья только этим, и (внимание!!!) будешь оооооооочень тяжело пахать - рисовать минимум 6 часов в день, и еще минимум 4 часа в день писать и редактировать. Если человек не хочет работать "на убой" и между этим должен еще все время работы над книгой себя кормить, на такую книгу уходит в среднем 8 месяцев - год. У некоторых уходит до трех лет.

Потом он не видит никаких денег, пока не распродается весь тираж. Иногда это год, иногда - два. (Особенно вначале.) Иногда, если книга нереально популярна - меньше года. Но это считается в моей нише сенсацией. Потом появляется следующий тираж, и автор начинает получать от него проценты. (Не считая случаев, когда первый тираж распродали с таким трудом, что на второй никто не решается.) Проценты эти - не фонтан, но раз в квартал автору что-то начинает капать от издательства. Если автор был активным, у него может получиться издать, скажем, за три-четыре года три большие книги, и может быть еще парочку небольших побочных товаров, вроде дневника, тетрадки, рабочего блокнота и еще чего-то "впридачу" к существующим книгам. Если он это сделал, и скажем две из него книг продаются очень неплохо (везука!), одна - похуже, а побочные товары медленно "расползаются за компанию", то он начинает получать от издательства такие суммы, что при пересчете на целый год это приближается к половине или трети зарплаты. (Небольшой но годной для жизни в Европе)

Но счастье продолжается недолго, потому что первыми книгами рынок уже наелся, и самое позднее через два года продажи начинают резко падать.

Срочно нужна следующая книга. Если автор все еще в тонусе, рынок не рушится, он не делает перерывов на год по личным причинам и.т.д. и не откладывает по три книги вв долгий ящик из-за пререканий с издательством - то он продолжает выдавать в год по книге, и продолжает держаться на таком уровне. Т.е. если дальше выдавать по книге в год - можно дальше этим зарабатывать половину или треть средней зарплаты. Любой провал (лишний год без новой книжки) сильно разваливает эту формулу.

Якобы качественный скачок происходит, когда у автора таких книг (регулярно появлявшихся на рынке раз в год, и это книги - тетрадки и мелочевка тут не считаются) переходит количество 10. Тогда он начинает более или менее регулярно получать процентов на небольшую зарплату. Но опять же, и тут у всего, что есть, продажи все время падают, потому что рынок и дальше насыщается, и надо продолжать в том же духе. Но после десятой книги действительно можно достигнуть состояния, при котором автор как бы сидит и за зарплату постоянно делает следующую книгу. (Вот это и называется полноценной работой книжным автором.)

Я знаю пару авторов, которые продержались в таком режиме по 30 лет - и интересно то, что они достигают состояни когда "все наработанное само приносит что-то похожее на пенсию бкз издавания дополнителньых книг" как раз к пенсионному возрасту. :-) Т.е. годам к 70-75. :-) Соотвественно и книг там - сами представляете сколько.

Я тут конечно оставляю в стороне тех авторов, у которых случается везение издать бестселлер, который в первые пару лет продается несколько миллионов раз. Это - редкость, таких авторов настолько мало, что их не нужно считать. Я специально рассказываю про тех, кто составляют основную массу средне-успешных людей, живущих на такое.

Все, у кого не получилось вот так стабильно войти в книжный бизнес, и потом без провисания там работать десятки лет, еще минимум 50% денег на жизнь зарабатывают другими вещами: преподавание, магазин, продажа оригиналов, работа на заказ. Или просто еще зарплата где-то. Каждое из них приступами приносит что-то. И если таких кусков много, то не очень страшно, когда отваливается вдруг один. Но в целом никакой из них не кормит. Однако даже при раскладе 50% - книги, 50% гостальное - издавание книг может оказаться одним из самых крепких "кирпичей" в этой конструкции. (И этого "кирпича" авторов лишают те, кто массово скачивают их книги бесплатно, потом ими регулярно пользуются (т.е. таки являются целевой аудиторией) и не покупают книгу даже, когда решили, что она им реально нужна.

***


Что до публикаций, под которыми находятся кнопки "пожертвовать" - я тоже опросила коллег, готовых делиться опытом. За все, что я на сегодняшний день опубликовала в своем разделе "иллюстраторское ремесло", поместив под этим кнопку "пожертвовать" я на сегодняшний день получила от вас около 80 евро. Все коллеги говорят, что это чуть ли не до копейки совпадает с тем, что им дают за подобные публикации. Я очень этому рада, и считаю, что это очень круто! (И если честно, я удивлена - я этого не ожидала :-)) Потому что до этого я действительно два года раз в неделю обещала себе сесть и начать писать эти посты. Но когда правда делаешь их на 100% бесплатно, после всего, что еще надо сделать - мотивации на это не хватает никогда. В результате мне коллеги ровно так и сказали: сделай такую кнопку, получишь хотя бы ощущение, что это ты сделала непростую но интересную работу для друга, со словами "заплати, сколько сам посчитаешь нужным". Всем читателям, которые в результате поддержали меня в этом начинании, я очень благодарна. И надеюсь что им так же благодарны те, кому они помогают получить и прочитать эти материалы бесплатно. Но это нельзя вообще никак сравнивать с издательской работой.


***


Поэтому - не сравнивайте такие проекты с ситуацией, когда вы скачали книгу, изданную издательством, а потом от чувства вины пошли и дали автору копеечку. Этим вы подрываете автору бизнес, лишаете его регулярного источника дохода, либо вносите активный вклад в то, что он впредь будет делать не то, что он хочет, а то, что продается. А читатели (и вы в том числе) будут получать книгу за 25 евро с желанной информацией, набитую лишними картинками и аттракционами, хотя можно было ту же информацию выдать в виде книги за 10.

Давая автору деньги в виде пожертвования, когда он выкладывает не очень популярный материал, но вкладывает в это немало труда, вы очень помогаете автору хоть как-то опубликовать эту информацию. Но вы должны понимать, что здесь вы тоже уже платите за то, что испортили другие, создав такую ситуацию, при которой издатель это не хочет издавать. И вариант с пожертвованиями - это небольшая компенсация за труд автора. А издательская работа, это его хлеб. Если соотношение между "хлебом" и "хобби" (даже приносящим карманные деньги) перевалит за критическую точку, автору придется вообще бросить это дело, и пойти зарабатывать чем-нибудь совсем другим. И тогда его книги и мысли вообще больше нигде не появятся. :-)

Tags: иллюстраторское ремесло
Subscribe
promo miumau january 28, 2021 15:00 8
Buy for 100 tokens
Я тут в конце года обиженно отказалась подводить какие-либо итога года, потому что ощущение от года было какое-то тоскливое и тяжелое. И меня всю дорогу преследовало ощущение, что я не сделала ничего. Нет, я все время что-то делала. Местами даже умудрилась ощутить выгорание, и иногда было ощущение,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 759 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →