У меня к вам будет вопрос, как к опытному блоггеру. Вы пишите какие-то интересные истории про ваших знакомых, далеких и близких. А как они относятся к тому, что стали прототипом для истории, которую прочитают тысячи людей?
from Miu's inspiration board
Просто эта тема меня давно занимает. Еще со времен, когда я впервые посмотрела "Секс в большом городе" и узнала, что Кэрри Бредшоу (в миру - Кендес Бушнел) реально вела колонку подобного содержания в одной из газет. Как, описывая такие откровенные похождения своих подруг, она их не растеряла? Просто ставя себя на место одной из этих троих подружек Керри, я представляю, что сидят они в баре, пьют пиво, обсуждают мужиков, и тут пьяненькая Керри-Кендеш такая: "Помедленнее, пжалста, я записссссую!" Я бы напряглась :)
При всем при этом я в своем блоге рассказываю реальные истории реальных людей. Естественно, я не пишу имена и прочие личные данные, но обстоятельства жизни вполне узнаваемы, как мне кажется. Стараюсь и их переделать, но не всегда это удается. Ведь в деталях - весь смысл. Ничего криминального я там не пишу, но как сказала одна из моих ЖЖ-подружек: "Люди даже простой пересказ о себе склонны воспринимать, как критику"
Даже самые маститые писатели не обходились в своем творчестве без прототипов. Мне кажется, невозможно взять и выдумать образ на сто процентов из головы. Смотрите, какую милую историю я нашла по теме: оказывается прототип был даже у Карлсона. Да еще какой! Герман Геринг! Родственники Астрид Линдгрен, безусловно, опровергают эту версию, однако она до сих пор бытует и активно обсуждается. Знакомство Астрид Линдгрен и Геринга произошло в 20-е годы, когда последний устраивал авиашоу в Швеции. На тот момент Геринг был в полной мере «в расцвете сил», как и любил повторять о себе Карлсон. После Первой мировой он стал известным летчиком-асом, обладавшим определенной харизмой и, по легенде, неплохим аппетитом. Моторчик у Карлсона за спиной нередко интерпретируется как намек на летную практику Геринга. Возможным подтверждением такой аналогии можно считать тот факт, что определенное время Астрид Линдгрен поддерживала идеи национал-социалистической партии Швеции. Книга о Карлсоне вышла в свет уже в послевоенное время в 1955 году, поэтому выступать за прямую аналогию этих героев было бы безумием, однако, вполне возможно, что яркий образ молодого Геринга остался в ее памяти и так или иначе повлиял на появление обаятельного Карлсона. (другие интересные примеры взаимоотношений писателей и прообразов их героев, которые я нашла, тут и тут )
А теперь мои истории. В студенчестве был у меня однажды косяк. Решила я подзаработать в местной газете. Принесла туда свою заметочку - и о, чудо! ее напечатали. А заметочка была про одного знакомого мальчика, у которого была своя замысловатая схема употребления спиртных напитков, целая философия. Ну, напечатали ее в какой-то газетенке в уголочке на предпоследней полосе. Прошла неделя, я уж думала, что пронесло и никто этого не заметил. И тут прибегает к нам в группу девочка с номером этой газеты и орет: "Пашка, там про тебя в газете написали. Там, конечно, без имени, но это точно ты!" (Просто, мальчик свою эту философию активно продвигал в массы). Я сижу, затихарилась, думаю: "Все нормально, все нормально, я ж там под псевдонимом писала". Но мальчик провел расследование (город-то малюююсенький) и очень быстро вышел на меня. Пришлось мне потом заглаживать свою вину, покупать ему пиво и пить с ним по его схеме.
А еще у меня был противоположный случай, когда я благодаря упоминанию в рассказе, приобрела себе подружку, сейчас уже практически Музу мою :) Это чудесная история. Ехала я как-то в поезде, ехать нужно было несколько суток, я приготовилась скучать, слушать храп соседей и есть лапшу быстрого приготовления. А в итоге оказалось, что моей попутчицей стала какая-то необыкновенная девочка моего возраста. Она ехала из Японии (поэтому мы ели вместо "Доширака" суши) в один из сибирских городов, а вообще-то жила она в Европе. Мы с ней проболтали все эти бесконечные сутки. Стало ясно, что родственные души. И даже обменялись "аськами". Потом прошло года два. Но я помнила эту девочку. И вот как-то так получилось, что я зачем-то решила ей написать в аську (а! вспомнила! я бумажку с номером нашла). Девочка меня вспомнила не с первого раза. Общалась со мной неохотно (ну, действительно, дура какая-то, кто пишет через два года случайным попутчикам!). И тут я ей говорю: "Я на досуге, от нечего делать рассказы пописываю, ты там, кстати, тоже есть, как один из персонажей". Девочка оживилась, прочитала, стала меня всячески хвалить. И вот хвалит и вдохновляет до сих пор :)))
Но первый случай оставил у меня более неизгладимые впечатления :). Хоть мальчик и сам на каждом углу про себя всё рассказывал, но прочтя это в газете - обидился. Я не хочу повторения этой истории, но как те мыши с кактусом (колятся, но продолжают есть:)) продолжаю писать свои истории. Ибо не писать не могу. Мои добродушные читатели у меня в блоге на вопрос: "как бы вы отнеслись к тому, что стали прототипом для истории в чужом блоге?" в большинстве ответили, что им бы был интересен взгляд на себя со стороны, если бы при этом не указывались личные данные.
Но мне бы хотелось услышать вашу точку зрения на этот вопрос. Как обезопасить себя от неприятностей, ведя блог?
http://llubovnica.livejournal.com/ Ссылку на мой блог давать можно :))
***
Здравствуйте!
Подобные вопросы тут обсуждались уже несколько раз. Тут две проблемы: этическая и юридическая.
Юридическая решается конкретными шагами: нужно соблюдать несколько правил.
1 - Не писать реальных имен, а хорошо бы и города и улицы не писать как есть.
2 - Немного поменять факты, чтобы нельзя было сказать, что чья-то история написана узнаваемо прямо один в один. Тут надежнее всего поменять пол главных героев, или профессию, или что-нибудь такое, чтобы сразу отойти подальше от реального героя.
3 - Чтобы точно не промахнутсья - где-то сделать пометку, что история вымышленная и герои - тоже.
Все три правила хорошо бы соблюдать, если есть вероятность, что кто-то с вами будет судиться. Например, если вы в книге такое напишете, этого надо бояться - человек, которому удалось успешно засудить автора за такое, может добиться того, что целый уже напечатанный тираж изымут из магазинов. Особенно осторожно тут нужно, если несмотря на небольшие изменения герой хорошо узнаваем, ясно, что его узнают как минимум все знакомые. И если вы пишете об историях, которые могли бы навредить его репутации. Или вот еще типичный случай: если человек совершил какое-то престпуление или был вовлечен в неприятную нашумевшую историю. Когда историю показывали по всем новостям, имя этого человека не называлось, и лицо было закрыто, а вы ее описали так, что всем сразу стало ясно, о ком это. Вот за такие вещи можно получить по-настоящему серьезные неприятности.
А теперь к проблеме этической.
Есть такие истории, когда судиться не о чем. История описывает житейские мелочи - кто с кем целовался, изменял или ссорился на работе сто лет назад. Имена не названы конкретно, фирмы и место действия - тоже. Если предстать перед судом, можно сказать, что таких историй полон мир (такие истории всегда не уникальны), и у того, кто считает, что это про него - паранойя.
Но... хотя история с юридической точки зрения "чиста" - чисто по-человечески ближайшему кругу знакомых легко станет ясно, о ком и о чем речь.
Особенно часто это случается, когда человек пишет о каком-то узком круге, в котором сам и вращался: например некий вуз, выпуск какого-то года, или некая сплоченная компания (пусть и большая). В каждом таком небольшом коллективе есть свои узнаваемые герои. И по любому хорошо описанному звену сразу можно догадаться обо всем: кто с кого списан. какая интрижка между кем имелась ввиду.
И тут вы сами должны решать, готовы ли вы с этим жить.
Я знаю нескольких великих писателей. которые всем говорят: "Пиши! Пишется - пиши! Плевать на всех - потом тебе скажут спасибо за правдоподобную летопись и настоящие истории твоего времени!" МИ сами следуют тому же правилу, хотя у них уже бывало. что сними не разговаривала вся улица, потому чт они написали там какую-то правду про соседку.
другие говорят: "Нет, я так не могу и буду честно ждать, пока все умрут, только после этого разрешу опубликовать правдивые истории!" И есть даже случаи, когда именно так и произошло: люди все действительно опубликовали, когда все, кто мог обидеться - умерли.
И можно сказать, что мы много интересного не узнали бы о жизни многих великих людей, если бы не писали частных историй о том, как все было Чехов, Бэлла Шагал, Марианна Веревкина, и многие другие. Мы бы не узнали, какой сволочью, или каким психом, или каким извергом был тот или иной художник, скульптор, писатель, меценат. Ну да, на них тогда тоже обижались. Еще как.
***
Однако, если вам не хочется ранить людей своим творчеством - думайте, как бы это сделать, чтобы никто никого не узнал. Вернее не так: достаточно, чтобы не узнали другие. Сам человек может узнать себя в истории, но он успокоится, если вы действительно сможете ему объяснить (и это будет правдой) что никто другой не сможет никак понять и догадаться, что это - про него.
Если все еще кто-то узнаваем, переделывайте факты, антураж и обстоятельства, пока не отойдете от узнаваемого достаточно далеко. А если это никак не получается (либо пропадает вся соль истории), значит это тот случай, когда надо принести историю в жертву спокойствию человека.
P.S. Я раньше думала, что любое изменение фактов портит всю соль. А позже научилась, что из истории можно иногда убрать 80% конкретных деталей, указывающих на личности, место и другие обстоятельства, а драма остается та же. Просто тренироваться надо.
P.P.S. Многие, однако. переоценивают уникальность своих историй. Им кажется, что вооот, такая история. понятно что это про меня. Какие-нибудь там мужья-любовницы-дети-тайны. а как посмотришь - да сто раз такое было. Много у кого. Ничего такого особенного. Так что часто у людей паранойя и раздутое чувство собственной важности, но никто кроме них их в истории не узнает, и ничего ТАКОГО в истории и нету. Но если вы считаете, что публикация такой истории - не проблема вообще, тогда надо уметь с этим работать (т.е. уметь объясниться с тем, кто нервничает).
Journal information