Хочу спросить, может вы можете поделиться своим опытом выживания в художественных вузах.)
Автор картинки: James Jean
Я пока что замечаю, что у меня характер плохо подходит для той манеры, в которой нас учат.
В том смысле, что я, например, привыкши много работать и очень увлекаюсь, и мне надо иногда силой тащить себя есть и спать, напоминая, что я могу конечно же увлеченно в порыве вдохновения ваять еще несколько часов, но завтра буду вареным овощем, а завтра тоже надо работать. В универе же, как я пока что воспринимаю это, наоборот, стараются распинать ленивых студентов побольше работать, т.е. все время напоминают, что можно не сдать, завалиться, исключиться, какая строгая комиссия, каждую работу стараются завернуть побольше раз, чтоб вы поработали еще и еще, и так далее. В общем, я с таким подходом просто выгораю, потому что я начинаю так тревожиться и на меня настолько давит бесконечная очередь переделок, что про спать и есть я действительно забываю. Плюс я очень не уверен в своих силах, поэтому постоянное напоминание о том, какой большой процент людей вылетает только еще больше подрывает мое спокойствие и я боюсь в работе сделать шаг в сторону от заученной схемы, которая точно работает, в итоге создание работы для меня не радость, а адская мука.
И еще я не могу понять, почему сколько я ни хожу и не показываю работы, меня все время отсылают еще что-нибудь переделать. Т.е. получается, что все работы сдаются кучей в конце на просмотре, хотя я был уверен, что должно быть в духе "я за неделю сделал работу, сдал, получил оценку, оценил что вышло, перешел к следующей, в конце все показал еще раз", а не такая вот каша. Ну, это каша для меня, мне так неудобно, но почему-то делают именно так. Я не понимаю, может быть это потому, что я хожу и показываю, и хочу чтобы мне сказали "да норм вы сдадите курс с этим, оставьте уже и отдохните", а преподаватели так не делают? ))
Ну и еще у меня проблема с моим стилем. С одной стороны преподаватели активно говорят о том, чтоб студенты искали свой стиль. С другой стороны стиль желанен в рамках определенного канона. Т.е. я вообще рисую комиксы, и люблю скетчевые живые работы, так чтобы побольше всего мельтешило, чтобы плоские, и чтобы били по глазам яркими цветами. Ну люблю вот. А хотят с меня серьезного европейского дизайна и польских плакатов. Да и за рисование комиксов я вообще стесняюсь и прячу это свое увлечение, хоть оно и кормит меня немного, потому что вроде бы неловко и несерьезно, по крайней мере отношение к подобным вещам у преподавателей скептическое.
И еще у меня специальность дизайн, хоть и с потенциальным небольшим закосом в иллюстрацию, а дизайнер из меня, как мне кажется, дубовый, потому что люблю и понимаю рисовать картинки, а остальное не очень. ) Плюс меня в свое время уговорили поступить на дизайн, а не на художку, чтоб профессия была надежнее и лучше кормила и все такое, и кто ж знал, что моя психика будет это все дело настолько яростно отторгать. В общем, с одной стороны я хочу уже закрыть гештальт и доучиться, с другой стороны учеба оказывается для меня стрессовой и очень травматичной. Например, этот семестр я много, серьезно, ужасно очень много учился, настолько, что под конец поехало здоровье, появились огромные дыры в других сферах жизни, которые надо латать. И.. даже не знаю почему. Вроде и потому, что трудоголик. Вроде бы и потому, что некоторые задания мне интересны. Еще потому, что боялся не сдать и поэтому работы делал с запасом, получше и побольше. Но при этом т.к. я не мог себя в работы вложить, т.е. многие упражнения такого рода, что я никак не могу связать их ни с тем, что я для себя рисую, ни придумать, как это применить для зарабатывания денег, ни даже не могу сделать творческую работу просто для себя и оторваться, поскольку мое оторваться вызывает реакцию "ой что это вы сделали, надо по другому". Плюс в конце я получил оценки хоть и высокие, но не идеальные, т.е. я даже не смог порадовать себя тем, какой я отличный топовый студент, а получился просто средним студентом. В итоге оказалось, что я потратил просто невероятное количество сил, получил на фоне этого ряд проблем, которые еще надо решать, а польза для меня минимальна и удовлетворения и радости совершенно никакой.
И еще хочу дополнить, что я не настолько талантлив и не настолько хорошо все схватываю (оооособенно в дизайне), чтоб я мог сделать хорошие работы быстро, т.е. иногда мне действительно надо тратить много времени, чтобы разобраться, и очень жаль это время, т.к., как я уже писал выше, не могу придумать совершенно ничего полезного, что мог бы отсюда извлечь. При этом конечно есть некоторые очень полезные предметы, им я очень рад и в общем какие-то плюсы они создают, но их немного.
И я все думаю и не могу решить, как быть. Потому что я очевидно вижу, что мне надо урезать количество учебных часов, если я не хочу слечь в больницу раньше диплома, и выделять время на работы и хобби, если я не хочу умереть с голову и от тоски. Но в то же время это по сути ведь означает, что мои оценки будут ниже, я скорее всего буду выходить на минимальный проходной балл или чуть выше. Но я в то же время не настолько ориентируюсь в том, что надо делать, и в уровне работ, чтоб я мог быть уверен в том, что этот балл именно проходной, а не завальный и меня не ждут пересдачи. И надо как-то объясняться с преподавателями, которые хотят, чтобы ты тянулся через тернии к звездам. Да и если честно плохие оценки очень бьют у меня по самооценке. Я как рисующий человек очень много не самых приятных вещей наслушался, и средняя оценка это мне напоминает, и я могу начать сам себя есть за то, какой я видимо средний художник. Хотя логикой могу себе напомнить, что это просто один специфический предмет и аспект моей художественности, и при условии, что допустим конкретно этот аспект я не понимаю и мне с ним было тяжело - ничего удивительного, что и результат пока что не идеальный, надо работать дальше или не работать, если не нужно, если не нужно, тем более не страшно, что не идеально.
В общем, извините, путано получилось, но может вы можете что-то посоветовать из своего опыта? Ну там, как преподаватели на это вообще смотрят, почему они так себя ведут, или как быть в таких ситуациях? Я просто что-то хожу и психую, что меня ломают, хотя возможно, вовсе не ломают конкретно меня, а я ломаюсь от такой ситуации. Просто мне хотелось бы доучиться и есть определенные плюсы во всем этом, но минусы пока что очень травматичны. И я боюсь, что стресс меня может закопать раньше, чем я успею это сделать. (Академ.отпуск я уже брал, если что, это не опция). Я метаюсь между всеми дырами в своей жизни и понимаю, что заткнуть их все сразу нельзя, и еще между тем, что для универа надо учить одно, для себя делать чуть ли не противоположное, и меня чуть ли не разрывает на части.
Спасибо, если что. )
(анонимно, пожалуйста)
***
Здравствуйте!
На первый вопрос ответ достаточно простой. В художественном вузе нету цели выдать домашнее задание, выполнить его и поставить оценку (а если не нравится, поставить плохую). А есть цель привить некий полезный навык: в конце таки выдать то, что хотел получить заказчик. По-моему это очень ценный навык, хотя я понимаю вашу боль. Я тоже очень плакала именно по этому поводу, пока училась. мне так хотелось, чтобы меня уже отпустили и оставили в покое. Ну поставьте мне уже кол, и давайте наконец делать следующее. А следующее делать не дают, хотят чтобы я предыдущее вытянула не на кол, а на то, что заказчик согласится опубликовать. Логика за этим простая: если не научиться удовлетворять того, кто это задание выдал, вы ни одного заказа не доведете до момента "счастливый заказчик все оплатил и радостно ускакал с полученной картинкой". А этому учиться тоже надо.
И да, тут как раз надо учиться этому компромиссу - чтобы сделать то, что хотят, но при этом не предать окончательно все собственные идеалы. "Чтобы еще не противно было поставить под это свое имя." Когда вы этому научитесь - тогда и станете професионалом.
Что до методов работы, которые нагоняют на вас дикий стресс - к сожалению и это нужный навык. дело в том, что оно в реальной жизни тоже так и будет, все будут постоянно устраивать страшные заварухи на ровном месте, будут давить вам на психику "для профилактики", и многое другое с вами делать, что будет уносить ваши силы и здорове. А вам надо учиться с этим обращаться, иначе вы нигде работать не сможете. (Если фрилансить, некоторых из этих помех можно избежать. но там будет давить другое, не менее тяжелое.)
Вот вы уже пришли к тому, что некоторые вещи делаются не по какой-то веской причине, а "чтобы не расслаблялись" и "чтобы жизнь медом не казалась". Осталось только научиться это понимать всей душой, и не реагировать так нервно на манипуляции. Вы же знаете, что вам все это говорят, чтобы нажать на лентяев и чтобы вас нужным образом "кондиционировать"!. Вот вы и делайте свое дело, и не прогружайтесь. Это как угрозы, которые никогда не сбудутся. А если сбудутся, то все равно ничего не поделаешь. Ну психовать по этому поводу - пустая трата сил.
Я понимаю, что это очень трудно - не обращать внимания на всякую такую травлю. Но лучше этому учиться в учебе, нежели потом - на работе.
***
А про стиль и вообще направление мысли: это не секрет, что каждый вуз имеет свое направление мысли и гордится им. В каждом вузе есть свои звездные профессора, которыми вуз гордится, и которые там "двигают свою линию". Поэтому выбирать вуз надо желательно так, чтобы они были и вашими кумирами, и вам хотелось у них как раз научиться тому, чему они учат. Если это так, то будет вам счастье. А если вам просто хочется все время других вещей - то вы просто не в том вузе. как это ни печально. Вам надо искать ту школу, в которой вам нравится направление, в которое всех пихают. Чтобы вам было радостно от того, что вас будут пихать туда же!
И я понимаю, что такое найти очень трудно, особенно если вам не все равно, в какой это будет стране и в каком городе. Но если не найдется, то у вас останется простой выбор: бороться за правду с теми преподавателями, какие есть, и выйти оттуда с фиговыми оценками, вымотанными нервами, и еле как за уши дотянутым дипломом, с пониманием что вы дотерпели еле как только ради бумажки. Либо просто сразу бросить, и учиться тому, чего вам по-настоящему хочется - неважно, в какой-то школе, или по книгам, интернету и примеру кумиров, которые уже работают там.
По сути в иллюстрации и дизайне до сих пор все решают работы, а не диплом. Так что лучше уж бросать такие огромные усилия на то, чтобы двигаться в избранном направлении, а не в нелюбимом навязанном.
Ан фиг! Законы жизни и рынка работают для всех.
Я росла около Кольского Центра Академии Наук, почти все знакомые родителей там работали, я наслушалась.
Так что никакого пиетета перед наукой у меня нет, там ещё больше интриг и грызни чем где либо, а уж бюрократии так... Самой науки десятая часть...
Чем скорее Вы поймете, что отправлять на доделки будут бесконечно (аки назойливый заказчик, и для мотивации бездельников), что работать надо не ради самой высокой оценки (а ради качества самой работы, пусть ее даже оценивают несправедливо), тем быстрее Вы избавитесь от стресса. Хотя, я считаю, что стресс - необходимая составляющая такого ВУЗА. Я вспоминаю как плакала, ела кактус, потом опять плакала. Но через много лет после окончания все это время вспоминается с таким удовлетворением, ведь справлялись же и с дикими сроками и с бесконечным давлением, и с навязыванием академического стиля. Это все очень хорошо вырабатывает иммунитет к такому давлению, учишься отметать ненужные навыки и эмоции, доказывать свою состоятельность. Ведь в "Большой жизни" все точно так же, только в другом темпе и с другими картами.
Хватайте больше, пробуйте больше, пока вы в этой лаборатории находитесь и пока вас мотивируют на эти пробы, а не дают по шее за то, что вылезли из ТЗ и сроков.
А стиль - это бесконечный процесс) Лично я его уже больше 10 лет найти не могу)
Edited at 2015-07-07 08:11 (UTC)
Что же касается комиксов, автор ещё молод и зелен. Я тоже думала, что во! Комиксы - это будущее, это моё. Нет, в итоге у меня получаются неплохие человечки, я разобралась со сторителлингом и даже периодически беру заказы, но, по сравнению в нормальной книжной иллюстрацией или дизайном, - это, извините, фуфел. Попасть в этом жанре на что-то действительно интересное и глубокомысленное - сложно (особенно, если мы говорим о России и СНГ). Продать своё - ещё сложней. Идти на работу в то же издательство (Bubble или 42), - скорее всего так же будешь рисовать под местный стандарт.
Так что автору терпения и здорового пофигизма :)
Помню себя в этом возрасте, понимаю, что это очень сложно, но поверьте, в жизненной перспективе все это не имеет совершенно никакого значения. Правда, вот просто поверьте.
- Вам действительно нужно легче ко всему относиться. Просто представьте для начала, что все ваши самые страшные страхи сбываются и что происходит в вашей жизни дальше. Что вы будете делать, по шагам.
- Не нужно полностью полагаться только на себя и думать что от вас все зависит и вы на все можете повлиять. Мне очень нравится фраза и вам ее советую в качестве девиза, вот она: "Делай что дОлжно, и будь что будет". Работайте над проектами, делайте задания, не забывая про поесть и поспать, а дальше будь что будет, это уже не ваши проблемы. Понравилась фраза из одного фильма: "Я сделал достаточно, дальше пусть решает судьба" : )
- Не надо себя загонять. Здоровье - это ваш главный приоритет, его потом не вернешь. Ставьте себе таймер на перерывы для перекуса и отдыха и заставляйте себя их соблюдать.
- По преподам, который все критикуют и исправляют, Яна правильно написала, их задача не оценить работу, как "произведение искусства", а развить конкретные навыки. Попробуйте пойти от обратного, не несите им работы с надеждой на положительную оценку. Идите сразу с настроем поприставать как следует к преподавателю на предмет нахождения слабых мест, какие навыки вам нужно доработать, каким критериям они следуют в оценке работы и вообще можно ли все это обсудить подробно после занятий. Чем больше будете приставать вы, тем меньше будут приставать к вам они. Попробуйте )
- Расслабьтесь в конце концов, это просто учеба и просто корочка. Рисуйте то, что нравится. Встречайтесь с друзьями, гуляйте и т.д. Вы молоды, у вас куча всего впереди интересного, еще столько дорог и тропинок не хожено, получайте удовольствие, даже если какая-то дорожка кажется очень трудной.
Edited at 2015-07-07 09:03 (UTC)
Да, никто там не носится с мега-талантом, которым вы себя считаете. Да, опускают и требуют "влезать в рамки". И да, по итогам сессии все спокойно все сдают - самые интересные стенды на просмотре получают свои трояки, а унылое "под копирку" - пятерки.
Да, не все преподаватели горят своим призванием, зато обожают нудеть и придираться.
Меня спасло следующее:
1. Найти своего преподавателя. Если из ближнего круга никто не радует, надо искать на соседних курсах, набиваться, таскать показывать всем свои работы и надеяться, что найдется наставник, который разглядит именно вас и именно из вас будет выжимать лучшее, вдохновлять и мотивировать. Ищущий да обрящет: мне несколько раз так потрясающе везло, причем и за пределами вуза тоже. Пусть не на всю жизнь, но на определенном этапе полезно заиметь такого ментора и кумира.
2. На остальное, в соответствии со студенческим заветом, косить и забивать. Мимикрировать под требования (даже дурацкие), и относиться к этому как к тренировке перед работой. Где вы тоже будете - не талант и индивидуальность, а инструмент.
Edited at 2015-07-07 09:11 (UTC)
https://medium.com/@noahbradley/how-i-became-an-artist-4390c6b6656c
https://medium.com/i-m-h-o/dont-go-to-art-school-138c5efd45e9
Со временем понимаешь, что именно то, что давалось "не в моей манере", оказывается невероятно полезным, как всякое знание. Работа на преодоление обогащает. То, что я и сама умею и легко постигаю, удалось бы и без учёбы, узнавания иных методов и принципов. Чтобы отвергнуть, надо сначала попробовать и освоить. А если у человека есть свой дар, то всё равно из него получится только то, что должно получиться.
Думаю, тут проблемы скорее не творческие, а психологические. Нервозность и неуверенность. И некая - с комплексами, конечно - любовь себя в искусстве, а не наоборот. От этого раздражение. Нежелание делать из лимона лимонад. Если знаешь, что что-то делаешь хорошо, как никто в мире (без этого никуда, иначе зачем браться за дело, чтоб быть, как все), какие-то иные вещи не волнуют совсем.
Главное - успокоиться. Работать сознательно. Оставить раздутую рефлексию. Дизайн - это ремесло в конце концов. Учись, пройди все этапы.
Не обвинять других в собственных неудачах, учиться видеть свои сильные и слабые стороны - иметь и те, и другие естественно. Всегда есть задания, где можно проявить себя.
Просмотры - прекрасная школа жизни. Из них выходишь с кожей бегемота. Обидчивый художник - дурак или в самом деле больной. Сам-то ведь всегда знаешь, чего стОишь. Что получилось, а что нет. На прочее плевать.
Потом в жизни будет то же самое - просмотры и просмотры. Оценки чужими глазами. А как иначе? Потому надо принимать вещи такими, какие они есть.
Другое дело, что у меня был строгий препод, у которого надо было об стену расшибиться, чтобы получить хорошую оценку. Знаю, что в других группах семерки ставили просто не за что :-/