Спасибо за рубрику "Вопрос-ответ" и Ваши взвешенные, тактичные и очень разумные комментарии. Вас приятно и интересно читать. А ещё у вас весьма интересная и разношерстная читательская аудитория. Всё вместе подтолкнуло меня к этому письму.
Меня гнетёт то, что я не умею рисовать, комбинировать знакомые элементы и придумывать с ними что-то новое. И художественный вкус начисто отсутствует. Из-за этого я чувствую себя дефектной.
На картинке - работа Гузель Бакеевой, которая упоминается в этом письме.
Ведь мне закрыто столько интересных и финансово выгодных направлений: ландшафтный дизайн (я агроном по образованию, люблю растения, особенно декоративные, много о них знаю), искусство грима и макияжа, создание костюмов и моделирование одежды, создание украшений любого рода, от бижутерии до ювелирки. При этом я до безумия люблю бисер, камни, металлы и ювелирку! Многие девушки из медной проволоки такие вещи делают - закачаешься. А от бисерных работ Ольги Орловой, Ольги Шумиловой, Гузели Бакеевой, Марии Вуколовой и других мастериц просто дух захватывает! И вместе с восхищением этими работами меня накрывает зависть. А ещё отчаянье. Потому что даже просто красиво оформить свой дом из-за отсутствия вкуса мне проблематично. И я чувствую себя как немой паралитик, запертый в теле. Он может слышать, видеть, чувствовать, но не может никак это выразить. Ещё несколько лет назад я думала - да ладно, вырасту - научусь. Но вот мне уже почти тридцать, и я не знаю, как примириться с осознанием того, что рождённый ползать летать не сможет. И ещё живет дурацкая, абсолютно иррациональная надежда - вдруг можно что-то сделать? Вдруг можно как-то "починиться" и перестать быть ущербной?
Буду очень благодарна за отклик.
***
Здравствуйте!
Мне кажется, тут закралась какая-то ошибочная формула "вырасту-научусь". Это так звучит, будто немного времени пройдет, вы вырастете, и от этого проблема сама рассосется и что-то станет лучше. (Ну и вообще, было такое ощущение от этой фразы, будто вы чего-то ждете - хотя может мне и показалось). А на самом деле "вырасту" это не какая-то вещь, которая сама происходит с человеком. Это - результат упорного стремления куда-то!
Вкус - ооочень тонкая штука! И тяжело, если вкус не сформировали в человеке с детства. Тяжело именно потому, что это процесс небыстрый. Просто, когда в ребенке кто-то воспитывает определенный вкус, процесс растягивается во времени, и это не так заметно. С рождения человеку лет 15 показывают, рассказывают, приводят в пример, а в идеале еще и обосновывают, почему вот это - красиво, а это - не очень смотрится И это все так накапливается, мелкими шагами. И у ребенка формируется некая цельная картина. А когда взрослый человек начинает с этим разбираться, получается, что нужно перелопатить такую же кучу информации, только тут уже чувствуется размах. И это может вызвать ощущение отчаяния. Тем не менее - хорошее художественное образование длится 4 года. А значит - это срок, за который очень много вкуса можно воспитать в каждом студенте, до тех пор, пока есть мотивация. Я это очень часто вижу по здешним студентам, которые хотят поступать. Они волнуются, что их не возьмут, потому что они не умеют рисовать, "концептуально мыслисть" и что-то там еще. А я знаю, что это - самая маленькая проблема для профессоров. Это все - впихнут. Была бы мотивация. Если видят студента, который много пробует, делает, тренируется, интересуется - берут. Потому что техника - дело наживное, главное, чтобы у человека была "хочка".
Вот эта самая "хочка" и рождает таких мастериц, как вы перечислили. Вы ведь понимаете, что все они когда-то были маленькими девочками, которые ничего не умели, и начинали с простых бусиков. Но им чего-то такого эдакого хотелось. Что касается бисера - на самом деле там-то техническая сторона довольно быстро заканчивается. Сколько-то больших проектов, и пара десяток попыток и экспериментов, и все сам про этот материал станет ясно. Конечно, там еще на порядок прибавляется возможностей, если (как все они) начать пользоваться еще средставми из ювелирного мастерства. Но и этому можно научиться. (Если речь о ювелирке - то наверное надежнее всего - просто пойти к мастеру в подмастерья или где-то официально поучиться, за год столькому научат, чего сам так быстро не накопаешь.) Но в целом все-все эи знания уже давно можно и в интернете накопать, если только очень хотеть.
Опять же - надо просто очень хотеть.
У меня бывали технологии, про которые я все подбродности искала месяц! Ищешь тех. кто такое делает, перечитываешь их сайты, блоги. переписки в форумах - в надежде, что они обронят где-то какое-то ключевое слово, по которому можно погуглить конкретную технику или материал. Потом лопатишь интернте в поисках описания этой техники. Читаешь статьи про материалы, пытаешься понять. в чем их разница и особенности, и.т.д. Это просто огромная куча информации, которую надо нарыть. А потом еще надо попробовать. Но если уже есть перед глазами некая идея, чего хочешь добиться, то все это - впорос премени и упорства.
Что же до вкуса и стиля - его тоже можно воспитывать. Все, что вы показали, явно вдохновлено классическими костюмами из разных времен - в большинстве случаев модерн, и что-то из барочных костюмов и рококо. Идете в библиотеку (или в книжный магазин, или в интернет, опять же) и роете всякую "историю костюма" или собрания лучших костюмов такого-то времени. Или каталогов музеев, всякие там коллекции русского или еще какого- костюма. Там стооооолькоооо красоты! А главное - чем хороши такие книги - там уже представлены хорошие и красивые образцы, плохих там не будет.
Судя по тому, что вы показали, у вас кстати есть свой стиль. По крайней мере вам нравятся очень похожие вещи, все из одного направления. Так что в этом смысле у вас все совсем неплохо, просто нету привычки работать с материалом. Наберите красивых книг, где есть образцы, похожие на то, что вам нравится. И раздумывайте о том, как бы вот это повторить в бисере.
Например, поройте украшения какого-нибудь 18 века (например коллекцию Эрмитажа) - там уже будет много подходящих образцов. И из той же коллекции - платья того же времени. У них там есть всякие декоративные борта, вышитые бисером, с них тоже явно подсмотрены многие украшения, которые вам нравятся. Посмотрите, что вам нравится по цвету и форме, и попытайтесь сделать похожее. Вот по ходу и выяснится, где вам не хватает технических навыков, и что получается "не очень", и почему. Да и всякие фантазии появляются во время работы - что бы еще как-то можно поинтереснее сделать.
Все эти мастерицы, которые вам так нравятся, так и "выросли". Они копались, делали, повторяли, подсматривали, пытались улучшить. Смотрели на готовое изделие и думали, чем оно хорошо и плохо. Где неудобно, тяжело, топорщится, не лежит, не держится. И потом переделывали, искали другой метод, как бы что приладить. Если вы так хотите все это уметь - привыкайте регулярно пробовать и делать, пока не получится удовлетворительная работа.
И отвечая на ваш вопрос: конечно можно что-то сделать. ВСЕМУ можно научиться, если только изо всех сил хотеть и пробовать. В конце концов вкус и способность что-то удачно комбинировать - это тоже всего лишь навык. Который держится на понимании скольких-то параметров. Параметров этих немало, но когда-нибудь вы научитесь ими жонглировать не хуже других. Если проявите настойчивость.
И не надо вообще раздумывать о том, ущербны вы, или что вы умеете или не умеете. Вы уже не умеете - хуже некуда, теперь все может становиться только лучше. Я вот тут писала про это - что не стоит тратить эмоции на "не умею" и просто учиться. :-) http://miumau.livejournal.com/1102711.html
Journal information