Пока это практикант, я это еще понимаю. Но вот я вижу студентов - на первом и втором курсе, а иногда и на последнем, которые так и не поняли главного - что я смогу делать, за что мне будут давать деньги. А ведь это - главный вопрос в профессии, разве нет?
картинка отсюда
Знаю троих, кто учится на так называемой "театральной науке". Будущие театроведы? Я не очень представляю, что там учат, поэтому мне любопытно, и я спрашиваю:
- Вот ты доучишься - кем ты будешь работать?
- Театральным ученым - отвечают мне студенты.
- А что делает театральный ученый?
- Ну как что, изучает театр.
- ?
Нет, ну я понимаю, что изучает театр. У меня простой вопрос:
- Как выглядит работа театрального ученого? Куда он ходит на работу? Что на этой работе делает каждый день? У него какой-то проект? Он пишет научную работу? А что с ней будет потом? Книга, публикация? Пишет ли он критики на новые театральные произведения? Анализирует ли старые, уже состоявшиеся?
Такое ощущение, что вот эти простейшие вопросы - это уже в пять раз больше, чем сам студент может сказать о своей будущей работе, после 3-4 лет учебы. Одна вот со вздохом сказала:
- Ну, я может быть пойду в административную часть.
- О! А что администрировать будешь?
- Ну, театр.
- Т.е. работу и перемещения актеров, организацию гастролей, и.т.д.? Это мне довольно понятно, т.к. на такой работе работает моя соседка, у которой три кошки. Она от организует выступления, составляет план, кто когда где играет, всякие там билеты и отели, когда куда-то едут. Только она - не театральный ученый а нормальный менеджер, просто с любовью к театру.
Студентка на меня смотрит несколько растерянно:
- Нет, не это. Спектакли.
- А как администрируют спектакль? Вот есть режиссер-постановщик, а есть еще тоже менеджер, который рассчитывает бюджет спектакля - а какие там еще административные работы.
- Ну, мало ли административных работ у спектакля.
- Ну каких? Реклама и продвижение? Пиар?
- Да нет, для этого рекламный отдел же есть.
Т.к. времени было мало. и мне не хотелось просто так прикапываться к человеку, я тогда от нее отстала. Но подумала, что мне так жить было бы неуютно: когда даже сам себе не можешь объяснить, чем и кем хочешь (и собираешься) работать. Ладно, можно не получить сразу работу мечты - но мне кажется, что хорошо бы хотя бы в виде мечты представлять себе что-то хоть немного менее абстрактное, чем "ну что-нибудь я там поделаю"?
Хотя я понимаю, что они это не со зла, и наверное даже не виноваты - им может быть просто никто не помог разобраться, что в таких профессиях делают. Может быть некоторые только знают, что они делать не хотят. Может у них родители ходили на какую-нибудь очень понятную работу каждый день, а они так жить не хотят. И выбрали что-то диаметрально противоположное, и может быть даже в некоторой степени специально прячутся от этой конкретности? Потому что она кажется им пугающей?
А может быть они доучатся, им предложат какую-то работу, они на нее пойдут, и им покажут, что надо делать. И они возьмут и будут делать. И проработают так 40 лет. И ничего, что они в первый день работы не понимали, в чем их профессия заключалась. А может быть они начнут работать, и со временем разберутся, в чем заключается их профессия. Может быть только тогда в нее влюбятся, и начнут яснее понимать, чего им хочется, и "аппетит появится во время еды", и через пару лет у них вдруг отрастет план, чего они хотят, и куда идут? Или наоборот, поймут, в чем их профессия заключается и окончательно разочаруются. И одновременно поймут, чего им хочется на самом деле.
И это я о студентах говорю. Что уж говорить о выпускниках старших классов. В моей школе в 8 и 10 классе 80% еще не знали, куда хотят поступать - до последнего момента. А у некоторых было на уме пара вузов. куда теоретически можно было бы пойти, но фаворита не было. И вообще особо мысли не было, что существует взаимосвязь между выбором вуза, и раюотой, на которую после этого вуза потом ходить много лет каждый день.
А может быть я неправильно думаю, и взаимосвязи действительно нет?
И вуз - это просто тоже такой опыт. И демонстрация способности пройти вот это: сколько-то лет регулярно куда-то ходить, сдавать все экзамены, пережить сессии и защитить диплом? А чем и кем потом работать будешь - вообще дело третье?
А вы - когда вы поняли, кем вы хотите работать? И было ли у вас вот это ощущение - что "на кого я буду учиться - тем в идеале потом должен и работать"? И вы после вуза пошли в ту профессию, на которую выучились? Или сразу в другое дело? А остались в не? А потом не разочаровались, не передумали? Если передумали, то через сколько? И как - решились все бросить и заняться наконец тем, чего на самом деле хотелось?
А вас озадачивают дети (свои и чужие) которые в 20 лет понятия не имеют, кем хотят быть? А в 30? Считаете ли вы это вообще важным - именно осознавать себя призванным к какой-то профессии?
И конечно самый главный вопрос: почему кто-то хочет быть дизайнером, и понятия не имеет, как дизайнеры получают деньги? Дети-то вроде в наше время гуглом пользоваться умеют. Может быть он искал, но толком не нашел объяснения? Считаете ли вы, что должны существовать ресурсы (или даже уроки в школе), где детям рассказывают о разных профессиях, и объясняют, как они вообще работают, как там получают деньги, и.т.д. У нас вот в некоторых школах сейчас ввели в программу такие уроки, где детям объясняют, что такое фрилансер, что такое налоги, страховки, бизнес. Какая разница между контрактной работой и фрилансом. И что делают представители каких-от профессий, какие у них задачи и функции на работе?
Journal information