Я уже несколько лет с большим удовольствием читаю Ваш блог и хочу сказать большое спасибо за то, что Вы рассказываете об интересных вещах и находите время отвечать на многочисленные вопросы читателей! У меня тоже есть вопрос, который бы я хотела Вам задать – про иллюстраторское ремесло. Надеюсь, он будет полезен не только мне, но и другим читателям, а Вам будет интересно на него отвечать! По традиции, попрошу анонимности – чтобы не стесняться.
Ситуация такая: я очень начинающий художник-самоучка. Без художественного образования, без поставленной руки, и вообще рисую всего несколько лет и не сказать, чтобы регулярно. У меня есть что-то вроде «специализации» - смешные простенькие персонажи. Всяческие человечки, «ожившие» продукты и вещи – всё в таком духе. И получается действительно мило – про это говорили посторонние люди и, что важно, есть даже те, кто готов за такое платить. У меня периодически есть небольшие заказы: макеты салфеток, открыток – всего такого.
Сразу оговорюсь, что, наверное, главное моё преимущество во всей этой работе – задумка, какая-то интересная идея в основе рисунков (сами-то они простенькие). Никогда заказчики не говорили, что именно нужно нарисовать, просто, например, была тема «на 8 марта от компании, которая занимается тем-то и тем-то» или «краткие истории вот об этих продуктах» и я придумывала сюжеты, персонажей, какие-то сценки, слоганы поздравлений – полностью всю концепцию. Почти всегда всё очень нравилось заказчикам по итогам.
Так получилось, что я ни разу толком не договаривалась о цене – просто рисовала и сколько-то за это получала. Мне было радостно, что это в принципе куда-то пойдёт, кому-то пригодиться, а я ещё и что-то получу! Очень и очень рада, что у меня почти сразу была возможность делать для кого-то, и вопрос денег был реально не важен. В самом-самом лучшем случае я получала 60 евро за макет А3 с 9-ю персонажами и текстиками о них. Обычно, сумма, которую я получаю за 6-9 персонажей, объединённых одним макетом – 24 евро. А макет из одного рисунка (с придуманными мною же концепцией, текстом) – стоит примерно 8 евро. И в какой-то момент эти цены перестали меня устраивать. Вернее, даже не цены, а соотношение суммы и проделанной работы. Для меня вопрос цены в принципе очень болезненный и неловкий. Вы как-то советовали высчитывать цену в зависимости от затрат времени на работу, но тут у меня начинается ступор: а что если у меня всё это рисование занимает столько времени просто потому, что я ещё очень плохо рисую? И для нормального художника это – вечерок посидеть? И надо не про цену думать, а дальше работать исключительно над повышением навыка?
А если, правда, стоит повысить цену, то как убедить окружающих и, главное, себя, что вот этот простенький человечек столько стоит? Мне кажется, со стороны заказчика такие рисунки могут восприниматься как «да я и сам так могу, только времени нет». Как вообще можно объективно оценить ценность или трудозатратность простеньких «детских» рисунков?
Извиняюсь, за путаное письмо и благодарю за потраченное время! Надеюсь, мой вопрос будет уместен!
***
Здравствуйте!
На вопрос, как оценить иллюстрацию, я уже отвечала развернуто. Вот тут:
http://miumau.livejournal.com/1746434.html
Вопрос второй - как объяснить заказчику, почему очень простенькая картинка - это не рисулька, которую намахали за 5 минут?
Во-первых - заказчики тоже бывают разные. И опытные заказчики хорошо понимают, что над простой иллюстрацией тоже пришлось поработать, и у автора уходит немало времени на создание идеи, эскизов и чистовиков. Таких опытнах заказчиков немало!
А остальным можно объяснить! Они тоже люди, и им тоже интересно, они тоже хотят вас понять. И им будет очень приятно, если вы с ними будете общаться, покажете, как вы работаете, расскажете о себе. Я уже рассказывала тут прелестную историю, когда одна моя подруга собиралась сделать очень большой заказ, и нужно было торговаться о цене. И т.к. заказ был гигантский, речь так же шла о немаленьком гонораре. И было ясно, что заказчик не будет готов к такой сумме. А заказ был очень "вкусный" и сделать его очеьн хотелось. Но его можно было выполнить только, если сесть на несколько месяцев, и делать только это. А как позволить себе такое, если на гонорар даже месяца не проживешь?
И вот поговорили они с заказчиком, и тот предложил сумму... раза в три или четыре меньше, чем надо. И иллюстраторша села, чуть ли не в слезах, и описала все подробно. Она прямо перечислила - вот картинки, их столько, полосных столько, мелких столько. И еще вон та большая с кучей подробностей. На эскизы мне надо столько часов, на отрисовку каждой картинки - примерно только. Получается, если я ни разу не споткнусь, не передумаю, и не стану переделывать картинку, когда в нее 5-10 часов уже вбухано, т.е. все пройдет без единой заминки, то рисовать я буду столько-то часов. Это при 40 часовой неделе 2.5 месяца чистой работы. Это мы говорим про 8 часов в день сидения за столом и чистого рисования. И это - при условии, что я ни разу за 2.5 месяца не заболею и не слягу на неделю, и так же не заболеет мой ребенок, у меня ни разу не будет отпуска на денек в середине недели, и не приедут гости, я ни одного дня не потрачу на поход к врачу, на деловую встречу, или вылазку по делам. И каждый раз, когда я таки слягу или пропущу 8 часов рисования по другой веской причине, я буду рисовать в какой-то другой день 12 часов, или того больше. И больше у меня ни на что сил не будет. Соотвественно, если я на все запрошу 2.5 месяца, и засяду за этот заказ на 2.5 месяца мне надо получить за это 2.5 зарплаты! А вообще надо закладываться на 3 месяца, потому что я тоже человек, и какая-нибудь заминка точно случится. Ну и так далее...
И заказчик написал, что еще ни разу в жизни ему никто не предлагал такого подробного описания, откуда берутся какие цены, цифры, сроки, и.т.д. и написал, что столько денег таки нет, но они поняли, что они нужны. Пошли и нашли спонсоров.
Я это к тому, что заказчикам интересно и приятно, если им объясняют! (Не всегда надо отчитываться за каждую минуту и за каждый рубль, но в целом всех радует определенная "прозрачность").
Поэтому: напишите красивую статью о том, как вы работаете. На примере одной иллюстрации. как вы придумываете идею, ищете вдохновения. Делаете эскизы, выбираете, отрсовываете, и.т.д. Сделайте из этого красивую страничку или запись в блоге, и в своем портфолио - заметную ссылку на это, и прямо напишите всем заказчикам, что вот тут описание, как я работаю!
Вот отличный пример. Но такой большой пост с таким количеством текста можно делать только, если все очень развлекательно нарисовано (как тут - красивый веселый комикс). Я бы не рискнула, и сделала бы что-то подобное, но раз в 10 короче. :-) Но факт, что подобный пост - очень полезная штука!
А еще полезно взять и заснять процесс создания какой-то картинки в живом времени, и тоже опубликовать где-то, и показывать ссылку заказчикам! Я однажды села и подправила картинку в присутствии сотрудницы, с которой к тому моменту сотрудничала уже несколько лет. Она посидела рядом со мной, посмотрела, и сказала: "Ого, какую-то мелочь подпрпаила, а оказывается это возни на 20 минут!" Она раньше никогда не задумывалась о том, как делаются все эти линии, и сколько надо их вылизывать и подправлять с разных сторон, чтобы они получились именно такими. Потом я сделала и опубликовала видео с процессом, и первыми объявились заказчики. Все они писали: "Ооох ничегооо себе, как же все медленно! Полчаса прошло. а там до раскраски даже близко еще не дошло!!! Когда же это кончится!?"
При этом коллеги, глядя на то же видео, писали: "Как вы бысмтро работаете". Очень было полезно и приятено увидеть эти комментарии рядом (и я конечно же обратила внимание заказчиков на комментарии коллег - им-то ясно, откуда что берется, и сколько это обычно занимает времени!)
В общем - показывайте свою работу, рассказывайте о ней, тогда людям будет понятно, какой труд вы вкладываете в нее. (И вам может быть тоже понятнее станет! :-))
***
Что же касается вопроса "может быть я слишком долго рисую, поэтому сама виновата" - об этом вопросе можете не думать. Потому что вы в любом случае находитесь далеко за пределами того, что можно назвать даже низкими ценами. Сколько вы делаете одну иллюстрацию? Наверное не меньше двух часов. За час можно сделать только что-то совсем простенькое и условное. А если это персонаж - все равно нужно подумать-придумать, эскизы, чистовик, раскраска. Обычно тут 2 часа и ушли. Это получается 4 евро в час? Уборщица получает 8-10 евро в час. Это - которая работает по-черному и не платит налоги. В Германии (говорят, что в какой-нибудь Москве - дороже). А вы продаете труд профессионала... В общем, даже если бы вы брали гонорары, как уборщица, вы должны были бы повысить цены. :-))
Journal information