И вспомнилась история знакомых, еще из советских времен.
Была такая тихая интеллигентная девочка, которую в школе гнобили.
Человек пять девочек из класса. Девочки там собрались достаточно крупные, и такие наглые и уверенные в себе. Они как-то сговорились эту девочку ненавидеть, и очень увлеклись этим "проектом". Сначала они ее разными способами унижали и высмеивали. Девочка ходила плакаться к маме, а мама говорила, что "это же просто слова - не обращай внимания. Это просто злобные дуры, пусть говорят, что хотят!" И девочка тренировалась в необращании внимания. Действительно - это только слова. Когда обидчицы поняли, что слова ее не пробивают, они решили переходить к делу, начали окружать девочку, и толкать и бить. Девочка опять в слезах к маме - мама пошла в школу и устроила скандал. Вредные девочки получили дома взбучку, из-за того, что в школе поругали, и злость их увеличилась. И они продолжили свой террор - но теперь - подальше от школы, подкарауливали свою жертву по дороге домой. (Надеясь, что далеко от школы их никто не видел, и никого ни в чем не уличишь.)
Мама продолжала давать советы: если начнут приставать - убегай!
Один раз девочка успешно убежала. В следующий раз враги начали с того, что отняли у нее портфель. А как убегать без портфеля? У девочки такая нескладушка получилась - она де отвечает за свои вещи, она же не может без них вернуться домой? Портфель надо получать назад! И она осталась, получала тумаки, просила свой портфель, пыталась получить его назад, а ее пихали и пинали, и долго мучили, пока не надоело, и портфель не отдали, весь растрепанный и разбросанный.
Дома мама сокрушалась, что в ближайшие дни пойдет в школу и опять устроит скандал. Жалела, что не может забирать девочку из школы, т.к. работа заканичивается поздно. И попросить об этом некого. И не понятно, что же вот сейчас делать - в школу-то ходить надо.
И она давала девочке советы. Во-первых: если буду отбирать портфель - все равно беги домой. Зрен с ним, с портфелем. Куда они его денут? Все равно рано или поздно отдадут. А если не отдадут, будет им большой втык, за то, что безвозвратно отобрали чужие вещи, и пусть их родители покупают заново все, что там было - после этого портфель больше отбирать не станут. И еще отчаявшаяся мама говорила: "Ну вообще - вот дала бы ты им сдачи!"
А девочка говорила, что она боится и не может - они сильные. Там действительно такие здоровущие девки были, значительно сильнее своей жертвы.
И мама ей говорит - а ты возьми что-нибудь тяжелое и бей этим. И вообще - они не ожидают от тебя удара, поэтому первый удар, если стукнуть заметно, их удивит. А там стукнешь еще пару раз и убегай. Может они отстанут, если увидят. что ты сдачи даешь.
К тому моменту девочка была уже совсем в отчаянном положении. нервы расшатаны, в школу идти - традегия. Мама помочь не может, в другую школу перевести не может, ругаться ходит - не помогает. И вот она идет в школу, и мысли только об одном - как жить, и как быть, если опять начнется, и по дороге увидела у обочины довольно крупный камень. Удобный такой, овальный, и тяжеленький. Взяла, подержала в руке, вспомнила мамины слова, что бери что-нибудь и этим бей, если так сил нет стукнуть. И положила в сумку. И конечно же она промучилась весь день под взглядами врагов, которые всем своим видом показывали, что "Вот оправься только в дорогу домой!"
И конечно по дороге домой они за ней пошли.
И она их уже увидела издалека. И вся замерла, съежилась, и сунула руку в сумку, ухватившись за камень. И когда первая девочка ее толкнула, она размахнулась со всей силы, и ударила ее камнем в лицо. И девочка опешила - удар был, что надо - и отшатнулась, а девочка испугалась, что ее мучительница сейчас еще злее станет, и бросится на нее - и стукнула еще. Со второго раза обидчица повалилась на пол. И тут нашу бедную девочку прорвало: она почувствовала свою силу, и она погрузилась в состояние аффекта. она залезла на свою обидчицу, и долго била ее камнем. А другие девочки стояли рядом, и смотрели, боясь вмешаться. Не известно, что это было - страх перед озверевшим человеком, или желание посмотреть, что будет и чем эт окончится. Или просто растерялись.
В общем - она ее не убила (к счастью), но побила очень сильно. Сломала нос и скулы, нанесла сотрясение, было много синяков и ссадин, и так же сильно были побиты руки, которыми девочка-обидчица пыталась прикрывать голову.
Потом было долгое разбирательство о том, как же так, и почему такое допустили. Кто начал, кто кому что делал, и почему учителя и руководство школы дало так доводить ребенка. И что же мама давала такие советы своему ребенку. И почему она не могла сама защитить ее лучше. И куда смотрели родители детей, которые так травили сверстницу - ведь им тоже уже пожаловались. Были должгие и многочисленные родительские собрания - со всей школой, перед всеми родителями, с речами и обвинениями. с жалениями и обвинениями всех вовлеченных.
Девочку в школе оставили, никого к уголовной ответственности не привлекли. всех долго опрашивали и допрашивали, девочку поставили на какой-то учет и под какое-то наблюдение (которое никогда больше ни в чем не выразилось - видимо это вступило бы в силу, если бы она натворила что-то еще). Ее все оставили в покое. Она отходила оставшиеся годы в школе спокойно - окончательно стала аутсайдером, но все просто перестали с ней общаться, трогать тоже перестали.
Когда школа закончилась, девочка поступила в мед. институт, где сразу стала любимицей коллектива, отличницей и душой компании. (На этот раз она как-то знала, как это делается.)
Много лет спустя она рассказала, что хорошо и счастливо живет, и никого не боится. Якобы один раз ее кто-то решил пообижать на работе, она на него посмотрела очень серьезно, и сказала: "Если ты вот это все не прекратишь, я тебя убью!"
И видимо она ка-кто так это убедительно сказала, что обидчик немедленно от нее отстал. Она уверена, что дело было именно в том, что она-то теперь знает, что правда может убить, если ее довести. Поэтому, видимо, правильным тогом произносит.
Journal information