Прежде всего, спасибо вам за ваши книги и творчество - они очень вдохновляют и дают толчок заниматься тем, чем хочется)) Особенно мне понравился Дневник дизайнера-маньяка - первый раз читала, еще не работая дизайнером, сейчас перечитываю - и прямо как будто истории с моей работы списаны. Важ жж читаю недавно, поэтому, наверняка, этот вопрос где-то поднимался, но я так и не смогла найти его по тегу “вопрос-ответ”.
А пишу я вот почему. Я работаю дизайнером уже год с чутком. Образование у меня изначально экономист-менеджер, но проработав год продажником и свалившись в больницу с двумя серьезными операциями (я уверена, что из-за ненавистной работы), поняла, что надо искать себя. И как-то, попав случайно на ссылку на обучение графдизайну, поняла, что это - мое. Рисовать я не умею, из программ знала только немножко фотошоп, но по 20 урокам “освоила” иллюстратор (о существовании индизайна я тогда еще и не знала) и поперла напролом искать работу. Тут же подвернулась бесплатная практика, куда меня взяли, но не в дизайнерском бюро, а в компьютерной фирме. Туда меня после прохождения практики не взяли из-за того, что мест не было, зато взяли в другую компьютерную фирму на должность дизайнера-новичка, где я сейчас и тружусь, уже не совсем новичком. И вот так вышло, что в первом месте я вообще не общалась с дизайнерами, а на работе сейчас у нас только один дизайнер, тоже самоучка. И меня волнует вопрос, наверное, банальный - можно ли красть чужие идеи?
Вот мне задали сделать бейдж на тему, допустим, медицины. Мои действия - пришла на шаттерсток, выбрала понравившиеся иконки, обвела в векторе, сделала паттерн, вставила в свой дизайн. Ну это к примеру. Или вот недавно был проект, где мы придумали нарисовать и фон, и героя в векторе. Я какие-то элементы фона взяла с бесплатных стоков, какие-то срисовала с картинок на шаттерстоке, главного героя тоже срисовала с понравившейся картинки, немного изменив и адаптировав к условиям проекта. Считается ли это воровством? Вообще, с точки зрения профессиональных дизайнеров, это очень плохо? Просто сейчас я очень увлеклась рисованием, упорно учусь (особенно стараюсь следовать примеру вашей мамы, которая по 50 набросков в день рисовала, но у меня, конечно, гораааздо меньше выходит), в голове зачастую много идей, как то или это визуализировать, но, так как пока я плохо рисую, мне нужно много времени на то, чтобы нарисовать хотя бы на бумаге карандашем то, что я представила, а уж в векторе я вообще недели две копаться буду. А все наши проекты обычно надо было сделать еще вчера)) вот и выходит замкнутый круг - хочу рисовать сама, но времени не остается на это, в итоге срисовываю или скачиваю, хотя хочу рисовать сама)) И мучаюсь тем, что я только ворую, а сама ничего создать и не смогу, не подсмотрев у других, или если мне идею не подкинут. Есть ли вообще повод мучаться или все так делают - подсматривают и делают компиляцию из чужих идей с налетом своих? И стоит ли в портфолио, например, добавлять работу, которая почти полностью сделана из векторов с бесплатных стоков, просто продумана история и управление этим всем (это интерактивная такая штука), или это будет говорить о том, что у меня своих идей нет?
Заранее спасибо за ответ или ссылку на подобную тему, если она у вас уже обсуждалась)
Хотелось бы остаться анонимом, если вы будете публиковать мой вопрос) А если нет, то
С уважением, Н.
***
Здравствуйте!
Для начала я хочу написать, что для процесса обучения годится абсолютно все, что вдохновляет и быстро приносит вам ценный опыт! Тут можно и срисовывать, и обводить, и пытаться коллажировать и вырезать что-то из чужих работ, и пририсовывать к ним свое. Неважно, чье оно и откуда, главное, чтобы у вас набивался глаз, и нарабатывались приемы, как это делать побыстрее.
А вот когда вы делаете коммерческую работу, то это, конечно, очень тонкий лед.
Собственно, для дизайнера есть два пути: либо все рисовать самому, либо работать с готовым материалом. Если честно, то в чистом виде провернуть первый путь - почти нереально. я пробовала, когда уже умела рисовать. Начинаешь рисовать какую-то деталь. к ней начинают придираться, копаясь в каждой линии, и получается, что отвечаешь и за дизайн, и за иллюстрацию, двойная работа. К тому же заказчики на дизайн разные, стиль всем нравится разный. Кому-то - очень реалистичное, кому-то живописное, кому-то - типичный вектор и минимализм. нельзя им всем угодить, т.к. невозможно во всех этих стилях чувствовать себя уверенно и уметь все. Это вообще мало кто может! Для этого и создаются агенсттва, где один делает дизайн, а другие рисуют - разное, в разных стилях. А кто не имеет в распоряжении десяток разных иллюстраторов, тот пользуется стоками! дада! Вот то, что вы делаете - скачала, вырезала, слепила паттерн. и.т.д. - это то, как большинство дизайнеров работают с материалом. С той только разницей, что они этот рабочий материал на стоках покупают!
И никакой драмы в этом нет. Так делают дизайн все! Ни один дизайнер не может рисовать во всех стилях, и успевать с нуля изготовить все картинки для каждого проекта. Поэтому у вашего работодателя или заказчика должен быть бюджет, на то, чтобы скачивать на стоках материалы для работы. И вы должны иметь этот бюджет в распоряжении - чтобы какое-то количество картинок в месяц скачивать для себя. И тогда вы сможете использовать их с чистой совестью
И вообще - я всегда рисовала, но много лет проработала дизайнером. И у меня почти никогда, в дизайнерские времена, не получалось активно "пропихивать" собственные иллюстрации в свои дизайнерские проекты. Это удавалось очень и очень редко!
Потому что, когда рисуешь, в какой-то момент у каждого образуется свой стиль, в котором работать нравится, и в котором хорошо получается. Вот этот свой стиль иллюстратор, конечно, начинает развивать. Чем больше он в нем работает, тем лучше получается, чем увереннее себя чувствует. если вечно разрываться, и одновременно пытаться научиться 10 жанрам, то вообще ничего не выйдет, или процесс будет идти слишком медленно.
Поэтому большинство выбирают свой стиль, и начинают в нем расти. Но попробуй этот специфический свой стиль продай заказчику, у которого дизайн. В половине проектов он просто не подходит, либо заказчику такое не нравится.
В общем - я уже несколько раз видела попытки иллюстраторов, работая дизайнером, пытаться пропихивать свои картинки в свои дизайны. Это - довольно неблагородное занятие. У большинства кончалось тем, что они делали дизайн "за зарплату", а параллельно тренировались рисовать. И когда рисование достигало определенного уровня, и набиралась критическая масса иллюстраций, просто бросали дизайн, и начинали работать просто иллюстратором. Либо начинали иллюстрировать параллельно - но позиционируя себя где-то именно как иллюстратор. Пока этот бизнес сам не вырастет.
А дизайн надо делать теми средствами, которыми обычно его делают.
P.S. Я не люблю работать в векторах, и терпеть их не могу, но я все же пыталась их рисовать в сво время. Да и по опыту с другими графическими программам могу сказать. что, если у вас в такой программе плохо получается рисовать. то не надо там начинать ничего с нуля. Вы вот пишете, что карандашом у вас получается довольно лихо, а в векторе - неделю мучиться. Так вот - я тоже раньше рисовала эскизы карандашом, а потом начала рисовать их на планшете. Но я всегда рисую грубый набросок, потом кладу его в графический редактор на один слой, и на другом (поверх наброска) рисую все начисто. Полагаю, что и в векторной программе это - самый эффективный путь: набросать все там, где вам это удобно и легко, а потом обводить в векторе уже не пустое место, а готовый эскиз. Попробуйте, легче будет. :-)
Journal information