miu mau (miumau) wrote,
miu mau
miumau

Category:

Как систематизировать свой опыт

Здравствуйте, Яна!
Спасибо Вам огромное за Ваш блог и мудрость, которой Вы постоянно делитесь!
Читаю Вас уже несколько лет и не устаю восхищаться Вами, Вашим стилем жизни и вообще всем,что Вы делаете.

Буду благодарна, если Вы сможете уделить внимание моему вопросу, хотя он не супер сложный или важный.
На Вашей последней встрече в Москве Вы обмолвились,что первые Ваши книги получились из записей, которые Вы вели для себя.
Что дома Вас приучили систематизировать свой опыт, раскладывать пережитое по полочками и подводить итоги.
Есть ли у Вас какая-то специальная система такого "подведения итогов"?



У меня с этим все как-то совсем сложно. Вот я заканчиваю проект и при этом его финальная часть как-то всегда размазана и не зафиксирована что ли.
То есть присутствует какое-то обесценивание и себя, и проекта - всё,это сделали, теперь переходим к другим задачам, а про то,что сделали и чего добились уже и не вспоминаем. В последнее время всё чаще прихожу к выводу,что вот эта финальная часть любого проекта так же важна и для процесса, и для самого исполнителя.
Приведу личный пример- пару лет назад я закончила довольно хороший университет за границей. Учеба далась мне очень тяжело, так как была на английском и плюс мне надо было все 4 года работать, чтобы и себя содержать, и платить за эту учебу. В итоге, все я замечательно закончила, но по объективным причинам на смогла поехать на церемонию вручения дипломов. И никакой вечеринки по поводу окончанияя университета не устроила и, вообще, никак для себя вот этот момент "завершения супер проекта последних 4 лет" не обозначила. И, видимо, поскольку сама я об этом никому особо "не кричала" никто из близких и друзей тоже меня особо не поздравлял, и всё это дело прошло как-то, и само собой замялось и забылось. Теперь 2 года спустя было бы странно устраивать вечеринку по поводу окончания универстита, да и в жизни много всего другого происходит :)
То есть я вот вижу, например, только пару вариантов "подбить итоги"- либо устроить вееринку и "обмыть" завершение какого-то проекта с друзьями и причастыми. Но при всей любви к друзям, этот вариант не всегда подходит - не всем и не со всеми иногда можно или хочется поделиться. Какие-то проекты особенны только для меня лично и подведение итога важно только мне.
Либо записать весь опыт- проект куда-то себе ( в блог, дневник). Думаю,что как раз блоги выполняют эту функцию частично. Но тоже ведь должна быть какая-то система? Просто описывать весь процесс с самого начала?
Я ни в коем случае не жду от Вас рецепта "10 шагов подвести итоги любого проекта и стать счастливым". Мне было бы очень интересно узнать как Вы подводите итоги -когда только для себя лично, когда с семьёй или друзями. И если кто-то из Ваших читателей поделиться своими методами, то тоже будет очень интересно почитать.

Спасибо Вам огромное еще раз!
Буду очень рада,если у Вас получиться ответить на мой вопрос :)

Всего Вам самого хорошего!
К.

***


Здравствуйте!

Во-первых - подбить под чем-то итоги можно и через какое-то длительное время. Мой опыт показал, что некоторые вещами так отступают на задний план. что. например. года через три уже бесполезно подводить итоги, потому что уже слишком много всего "проехало", а вот другие - вполне интересно обсудить и через 4 года, и через 7. *Особенно, если сама история длилась долго, плюс послетствия как-то были видны или развивилсь еще годами). Так что про некоторые вещи совсем не поздно написать сейчас, если вам это важно. напишите пост, или статью, или что-то, начав с того, что " 2года назад я окончила учебу - с тех пор произошло то и это, выводы можно делать такие".

В остальном - я думаю, сколько на свете людей, столько у них способов перерабатывать свой опыт. Кто-то хочет в конце проекта напиться и забыть про него. кому-то хочется писать о пережитом. Кто-то анализирует результаты и записывает. Потмо анализирует свои мысли по поводу того же проекта через годы, сравнивает с ощущениями пару лет назад.

Это вы должны решить, как вам хочется, и как вам это важно делать. И в целом подбивание итогов обычно занимает совсем немного времени. Пожтому, если вы не уверены, какой способ вам подходит - вы можете параллельно пробовать хоть 10"


Я люблю, закончив какой-то проект, или прожив какую-то очередную фазу в жизни какого-то проекта, сесть и обсудить его с теми, кто был вовлечен. если это бизнес - то с теми. кто вместе со мной этот бизнес делал. кто помогал, видел как я делала, давал советы.
Можно задавать себе (и другим) прямые вопросы: "Что было самым удачным? Мы знаем, как мы это сделали? Какая в этом доля везения? Получится ли это повторить? Можно ли в следующий раз сделать еще лучше?" и конечно в другую сторону - тоже важно? "Что было самое плохое? Почему так получилось? Можно ли было этого избежать? Даже если в случившемся - большая доля обычного невезения - можно ли было как-то лучше подготовиться к такому стихийному бедствию? Какой из факторов, который мы создали себе сами, лльше всего нам повредил, когда случилась эта беда? Можно ли на будущее как-то это делать иначе, чтобы у нас не было таких уязвимых мест?"

Собственно, книга "Дневник дизайнера-маньяка" - результат таких вот обсуждений. И она хорошо показывает, что наломаешь в одном проекте дров одним способом, разберешь все, найдешь все ответы, приготовишься, а потом, в следующий раз, все развалится по новой причине. И так это может случиться 30 раз подряд в первом издании было 34 главы - и это были 34 истории про то, каким еще новым и интересным способом можно испортить проект, и ощущения от проекта. И с тех пор, как я написала эту книгу, мир показал мне еще тысячу путей, как можно все сделать неправильно. :-)

Но все равно - некоторые вещи повторяются, и по мере набирания опыта, появляются трагедии, с которыми мы сталкиваемся не в первый раз. И когда возникает что-то знакомое, нам уже легче - тут мы "плавали и знаем".

Некоторые прямо пишут список: "Лучшие вещи в этом проекте" и "Худшие".
Другие пишут рассказ или статью. Третьи создают отдельный проект - например рисуют смешные комиксы про то, что они в том самом проекте пережили.

Многие люди ведут свои собственные списки вроде "Мое вдохновение года" и "Мое самое интересное знакомство года" или "Лучшее (Худшее) что со мной в этом году было".

Можно такие списки вести хоть каждую неделю - это, кстати, может оказаться очень интересным. Что у вас за прошлую неделю было хорошего? А что - плохого? Что оказалось ключевым переживанием недели? Отведита под это в свеом дневнике одну строчку, и делайте выводы - сначала раз в неделю, потм в месяц. Потом останется выбрать - что было самым важным, радостным, страшным, интересным, вдохновительным - за год?

Или можно еще подводить опыт нелинейно. Например я в свое время выпустила книгу "12 времен года", где есть всякие хорошие и плохие времена, и можно самовыражаться в той части книги, которая вам как раз подходит по духу. А потом можно листать всю книгу целиком, и смотреть - чего у вас было много, что заполнено мало, для сего место уже кончается. Какие страхи вас мучили 2 года назад, или о чем вы рыдали прошлым летом.

http://miu-mau.net/book/12_seasons

В общем - подводите итоги, как вам нравится! Правил нет - вы их себе придумаете сами!

Можно посмотреть, как описывают свой опыт другие, например многие иллюстраторы или блогеры публикуют какие-то отчеты в разных формах.

Или вот читатели нам сейчас расскажут, как они это делают.

Tags: вопрос-ответ, вопрос-ответ-2014, вопрос-ответ-организационное
Subscribe

promo miumau январь 28, 15:00 8
Buy for 100 tokens
Я тут в конце года обиженно отказалась подводить какие-либо итога года, потому что ощущение от года было какое-то тоскливое и тяжелое. И меня всю дорогу преследовало ощущение, что я не сделала ничего. Нет, я все время что-то делала. Местами даже умудрилась ощутить выгорание, и иногда было ощущение,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →