картинка отсюда
Ситуация такая.
Я после развода с мужем вернулась с маленьким сыном в свой родной город. Оформила ИП. Вместе с подругой-коллегой вдвоем стала снимать маленький,но уютный офис. В котором мы принимаем частные заказы по оформлению интерьеров.Также я занимаюсь немного графическим дизайном и иллюстрацией (рисую иллюстрации для платков, подушек, рисую в мультяшном виде портреты друзей). Периодически мы с ней расписываем стены, мебель, делаем еще-какие то творческие вещи. Все это мне очень нравится! Но! Несмотря на то,что все это так звучит-это приносит совсем не много дохода.Тут я поясню,что значит для меня немного,потому что для разных людей-это совершенно разные суммы. Немного дохода, для меня-это значит,что я могу себе позволить только самое-самое необходимое (еда,проезд,ком.платежи,плата за аренду офиса, сад, доп.занятия для сына, занятия спортом 2 р/нед.,в недорогом учреждении для себя, и немного на основную одежду).Все. Почти ничего не остается на какие-то развлечения по выходным, отпуск-поездки, покупки в дом или что-то еще.
Я вижу причину в том,что заказы нерегулярные,и у меня нет стабильного (то есть ежемесячного, фиксированного) заработка. Пришел заказ-делаем.Нет заказа-ищем/ждем,в это время у меня начинается паника,что вот уже деньги нужны,а на горизонте пока ничего не вырисовывается...Попутный фриланс тут же задвигается на задний план мною или вообще не рассматривается, потому что вся моя энергия идет не на выполнение какого то конкретного текущего проекта , а на поиск бОльшей суммы-разом, причем почему то мой мозг говорит мне сразу же - искать работу на полный раб.день, чтобы быть как все и быть уверенной в завтрашнем дне...
Пару раз (нет, даже больше) в минуты отчаяния, я-таки выходила на работу офисную (совершенно даже не интересную мне),но не могла там продержаться долго,уходила по своему желанию и возвращалась в наш маленький офис к нашим маленьким, но интересным мне проектам...Возможно,со стороны это покажется-как хочу всего и сразу. Но нет,тут у меня какой-то "корень" зарыт. Потому что вообще-то все наши проекты я выполняю с удовольствием. И я не жду золотых гор (мне они и не нужны для ощущения счастья),но и какой-то базовый,нормальный житейский уровень я же должна себе и сыну обеспечивать в 32 года. Я запуталась-или то, что я не могу заработать достаточное мне количество денег тем, что мне нравится-это знак,что пора вообще-то одуматься и вернуться с небес на землю? Или я тороплю события, и что-то не так делаю? Как в таком случае мне моим творческим собственным трудом жить,не просто сводя концы с концами (и зависеть от чьей-то помощи), а жить не отказывая себе в каких-то обычных вообщем-то вещах? Как мне направить энергию в моменты отчаяния, что у меня нет денег не на поиск новой работы, а на мое собственное дело? Руки ведь и вправду опускаются,когда знаешь,что вот пришло время платить, ан денег то нет.
Также поясню,что расценки на услуги у нас средние по рынку. Мы не ломим цену, выполняем работу хорошо- заказчики практически всегда довольны. Менеджера по поиску новых заказчиков у нас нет. Рекламу мы даем (не очень регулярно,кстати). А поток все время новых клиентов обеспечить не так то и просто, этим тоже надо заниматься и вкладываться в это. Может,в этом недостаток мой? Все таки я дизайнер, и если бы моя голова еще и коммерчески хорошо все просчитывала и знала, как и что быстренько провернуть, куда рекламу подсунуть, то может это была бы и не я ,а кто-то другой..)))
Вообщем, продолжать плыть в своей "маленькой лодочке" (к неизвестным берегам) своего дельца и терпеть штормовые ветра, или пересесть на "комфортабельный лайнер" работы на дядю? Ведь не все люди могут управлять своей лодкой ? Как понять,что я могу,если я не очень то хорошо пока зарабатываю?
Здравствуйте!
Во-первых - я думаю, что у вас все не так плохо, потому что бизнес вообще функционирует, и хоть как-то держится, а этого тоже не каждый дизайнер смог достичь.
И если вы пишете, что пробовали работать в офисе и бросили, потому что вам так нравится этот ваш бизнес - мне кажется, что решение вы уже приняли.
Конечно, бизнес надо развивать. И держаться на плаву - это уже совсем неплохо, но в идеале небольшой бизнес должен приносить хотя бы столько денег, чтобы не жить на грани, и чтобы было сколько-то свободных денег, и сколько-то их накапливалось. на жинзь, или на случай, что вы тот же бизнес хотите развивать.
Я сама уже несколько раз в жизни столкнулась с такой проблемой: человек хочет быть самостоятельным, допустим - фрилансером - но он не умеет делать бизнес. Очень многие дизайнеры такие, а так же иллюстраторы, художники и прочие. При этом "тупо ходить в офис" они не хотят. Но втайне мечтают о таком положении, чтобы все же было "как на работе" - в том смысле, что они сидят и делают то, что им приятно. а оно само как-то кому-то продается. Я, конечно, утрирую.
Но на самом деле часто главная пробелма в том, что подобные нам фрилансеры недооценивают количество внимания, работы и интереса, которые надо вкладывать в бизнес, чтобы он жил и рос. Я знаю, что вам больше всего нравится просто делать дизайнерскую работу! Мне - тоже! Но надо учиться делать другую часть тоже. Либо целенаправленно искать кого-то, кто это будет делать за вас (на условиях, при которых ему это зачем-то тоже удобно и выгодно).
Что тут можно сделать:
- Я не бизнесмен, и так и не научилась считать и продвигать бизнесы, поэтому боюсь тут раздавать советы. Но за многие годы наблюдения за продавцами и маркетологами в моем окружении, и попытки анализировать собственный опыт, я научилась некоторым вещам. Это - очень поверхностные знания, и очень простые советы. Но это лучше, чем ноль. Т.е. я претендуюразве что на то, чтобы задать некое направление мысли - а вы должны будете сами в этом направлении работать.
Например - я точно выучила, что развитием бизнеса надо заниматсья каждый день. Или почти каждый день.
Это звучит жутко занудственно, и действует на нервы. Но я в своей последней книге написала целую главу про это. И там я в подробностях рассказываю, почему это не просто пустая фраза, а вещь, которую мне в свое время доказала моя партнерша по бизнесу. Несли не заниматься этим каждый день - или очень часто, много раз в неделю - оно будет не расти, и не стоять на месте, а чахнуть, и если у вас нету плана и идей, что именно делать - ищите, думайте, спрашивайте, изучайте. находите - что бы вы могли сегодня еще сделать для роста и продвижения своего бизнеса.
- Пытайтесь продвигать его везде. Тут даже маркетологи часто переживают сюрпризы. Вот мы пробовали то и это - и яндекс-рекламу, и еще что-то там, и в блогах других появляться, и ссылки, и посты, и пинтерест и видео, и открытки бесплатно раскладывать в каких-то местах. Пробовали вещи, которые стоят денег. А в результате самой эффективной оказалась просто кнопка "похвалить это на фейсбуке". Вот никогда не знаешь. но пробовать все равно надо все. Спрашивайте у других, читайте и придумывайте, куда бы еще сунуться и пролезть - и пролезайте везде. Сообщайте о себе при каждом случае -в интернете и не только. не стесняйтесь этого - своим бизнесом надо гордиться.
Я уже писала о том, что моя подруга иногда даже на улице видит кого-то и говорит: "Кажется вот это - точно наш клиент!" и подходит к человеку и просто визитку дает. Либо вот стоит она в очереди в банке, телефон зазвонил, и она откливается "магазин белолапик?" Все вокруг засмеялись - а она им, пока им смешно. сем по визитке подарила! Мол да, белолапик, смешной и милый - вот смотрите! Вот так надо!
- Надо считать. Дизайнеры очеьн любят что-то не считать, либо считать приблизительно. Вы не маркетолог и не бизнесмен. но можете попробовать просчитать разные вещи, чисто для информации. Например - сколько бы вы заработали. если бы при своих ценах действительно были заняты работй 4 часа в день? )Предлагаю никакие 8 не считать, т.к. это утопия - если вы полных 4 часа полезной бесперебойной работы вкладываете в это, считайте, что вы хорошо работаете. Остатки рабочего дня все равно расползаются на звонки, письма, общение с клиентом и еще что-то аморфное). Так вот - если бы у вас было заказов на все эти часы - вы бы заработали устраивающую вас сумму? Если нет, то цены таки надо поднимать.
Так же можно ради интереса посчитать, насколько вы далеки от этого количества заказов. Сколько процентов заказов вам не хватает? И еще вопрос - а это количество заказов вообще существует? Вы работаете только с клиентами в вашем ближайшем окружении? Или годятся так же далекие, в других городах и странах: Если да - то объясняйте это тем, которые о вас еще не знают. Мол - если вам понравится, что мы делаем - мы и для вас сделаем, независимо от того, где вы находитесь. Это надо писать. кричать везде, у себя на страницах, в рассылках. публикациях. А то люди этого сами не знают.
Если у вас появится ощущение, что нужного вам количества клиентов не существует в принципе, либо вы до них не можете докричаться - подумайте, есть ли еще какой-то товар или услуга, которые вы можете предлагать. А что делать - если что-то одно никак не приносит нужного количества денег, надо отращивать еще одну опору. Это может быть что угодно - от товаров-футболок до книг, курсов или видео. Либо другая дизайнерская услуга, которую вам хотелось бы оказывать. Ну или вообще что угодно. Вы могли бы и тортики печь и продавать в свободное время, если это - одна из вещей, которые вас радуют. Просто подумайте - что бы вы могли делать еще, если это совсем бы провисло.
И посчитайте, сколько ваш бизнес сейчас стоит. Может быть можно сократить какие-то расходы, переехать в более дешевое помещение, или работать дома, а арендовать помещение только для редких встреч с клиентами. И.т.д. Просто соберите все-все расходы, которые этот бизнес уносит, и про каждый подумайте - есть ли какой-то способ его уменьшить.
- Попытайтесь получить помощь! Если вы не умеете развивать бизнес, в этом тоже надо себе признаться. найти менеджера, который будет постоянно стараться и работать над вопросом - было бы идеально. Но такому менеджеру надо платить зарплату. А успехов у него может быть не очень много. И вам со стороны может оказаться непросто оценить - хороший он, или нет. Но можно попробовать поискать хорошего менеджера, который одновременно помогает нескольким бизнесам. И готов, например, что-то делать для вас несколько раз в неделю. Так же есть коучи и проекты, помогающие поднимать бизнесы, не знаю, есть ли они в вашем городе, но их уже достаточно много в интернете, где коучи дают советы людям в самых разных местах, через скайп, интернет. и.т.д.
Почитайте, поспрашивайте, поищите отзывы в интернете. например, у нас есть несколько фирм, про которые известно, что они очень хорошо помогают молодым фирмам подниматься - умными советами и профессиональным взглядом со стороны. Там работают люди, которые раньше были генеральными и финансовыми директорами очень больших компаний. И там получить консультацию стоит от 80 до 250 евро. Это - немалые деньги за один сеанс. Но иногда такой сеанс дает молодым предпринимателям материал для работы на год! И приносит очень много пользы!
Так же интересуйтесь, какие есть умные книги на эту тему - и почитайте их! Вдруг найдете полезные советы.
В любом случае - если бизнес у вас живой и вы его любите - имеет смысл его развивать. Просто не надо ждать и верить, что там что-то вырастет "само". И надо понимать, что это может быть не любимая ваша работа - но надо либо ее начать регулярно делать, и смириться с этим (а еще лучше - не смириться, а сделать из этого интересный творческий проект, и учиться новому с радостью и интересом). Либо ищите кого-то, кто поможет вам это делать, за деньги. Впрочем, одно другому не мешает.
Желаю вам подняться на уровень, при котором вы зарабатываете столько, чтобы вам по вашим личным ощущениям хватало на спокойную и хорошую жизнь. Я верю, что это вполне возможно!
Journal information