Добрый день! Помогите, пожалуйста, советом. Я- иллюстратор и создаю иллюстрации к 4 учебным тетрадям для группы психологов из Москвы. Сейчас практически доделана 4 тетрадь (т.е. последняя), оставшийся за нее ганорар еще не оплачен, макет еще не выслан. Договор об оказании услуг составлялся устно и исправно выполнялся как с моей стороны, так и со стороны заказчиков. Ближе к завершении работ стал вопрос о последующем тираже в издательстве и заключении договора о соавторстве и письменном виде. Я писала авторам (заказчикам) о том, что договор соавторства необходимо заключить до окончания работ, так как сейчас тираж выходит непосредственно под их началом (они сами печатают в типографии), а весной планируют печататься в издательстве "Детская учебная литература" (г. Москва).
Я составила договор и отправила заказчикам. Суть договора была следующая: Мы соавторы, мои заказчики - авторы текстового содержания, я - иллюстративного. Они мне заплатили такой-то ганорар за создание иллюстраций. Исключительных прав на иллюстрации они не получают. Я разрешаю им сделать тираж, но если они будут печатать эти тетради в издательстве, то они должны об этом мне сообщить. А если они их будут продавать, то заплатить мне за это процент.
Их ответное письмо поставило меня в тупик, цитирую: "По поводу договора: Если честно, высланный Вами договор поставил нас в некоторое замешательство. Объясним почему: Права на интеллектуальную собственность.
1. Мы (автор и автор ) являемся авторами наших тетрадей, с точки зрения содержания.
2. Мы (автор и автор) являемся авторами идей, по которым Вы создавали иллюстрации.
3. Ваше неоспоримое право заключается в свободном использовании созданных Вами иллюстраций без привязки к тетрадям.
4. Сами же тетради принадлежат полностью нам, и мы не должны никого ставить в известность о том, в каких целях мы используем наш интеллектуальный труд.
5. Иллюстратор только в том случае может получать проценты от тиража, если он, как и авторы, работал над созданием печатных материалов абсолютно БЕСПЛАТНО.
Вот пункт 4 и 5 сбили меня с толку, если честно. Если авторы используют как-то мои иллюстрации, то они должны мне об этом сообщать, верно? Это же неоспоримо. И почему бесплатно? Может я что-то упустила в нашем законодательстве на этот счет? На иллюстраторском форуме спрашивала совета. Там самые"старшие и мудрые" ответили, что, мол, скажите, что запрещаете издавать пособия с вашими иллюстрациями. А если издадут, то обращайтесь в суд. Суды совсем не устраивают( У меня хорошие отношения с заказчиками и хотелось бы полюбовно урегулировать этот вопрос ссылаясь на законодательство. Проконсультируйте, пожалуйста. Буду очень признательна.
***
Письмо второе *после того, как я задала наводящие вопросы:
Про ганорар: выплачивался без договора за 3 пособия уже заплатили, за 4ое - половину. Макет четвертого пособия пока не отправлялся заказчикам. Когда давали заказ предполагалась, что они напечатают эти тетради в своих рабочих целях (они педагоги-психологи), а чуть позже выяснилось, что будет пробный тираж, а весной они хотят печать все (возможно с поправками) в издательстве. Издательство, это, получается, новая инстанция, да, и для продаж, видимо (а для чего еще обращаются в издательства за последующими тиражами?!).
Заказчики ссылаются на то, что идеи для иллюстрации - их, но как-то это неудовлетворительно для меня в этом случае. И да, все профессионалы с Вами солидарны.
Буду рада, если Вы опубликуете этот вопрос у себя в жж, может кто-то подскажет практический-психологический совет на этот счет. Хочется все спокойно и без пререканий решить, логично, прямо и честно.
Письмо третье:
***
Ой, еще две детали про всю эту историю:
1. Методические пособия еще были мной и сверстаны ( т е я полностью
готовила макет). Заказчики присылали отсканированные рукописные черновики.
2. Про время. Заказ дали в апреле, летом выяснилось что планируется печать
в издательстве в будущем году, в сентябре я подготовила договор о
соавторстве и отправила его. В Москве встретится не вышло (когда я там
была), ввиду занятости заказчиков. И вот, перед закрытием проекта, я очень
попросила выслать мне подписанный экземпляр договора (я в Крыму сейчас) и
(бинго!) они его только прочитали и прислали мне вот тот самый ответ.
P.s. : на самом деле мне через две недели рожать и возможно эта история
пойдет лесом, но заказчикам нужна 4 тетрадь в январе, а мне как-то не
хочется отдавать им ее без подписанного договора о соавторстве (и даже
полгонорара тут могут подождать).
***
Что я думаю: заказчик заказывал картинки для своих внутренних целей: они написали текст, иллюстратор их текст проиллюстрировал, и предполагалось, что они будут с этим как-то работать сами, сос воими клиентами, или не знаю там с кем - отдавать, раздавать, на своих занятиях использовать. При этом - да, конечно - текст и идея, как принадлежали им, так и принадлежат. однако с таким же успехом иллюстрации так же принадлежат иллюстратору.
Они пишут, что мол, мы можем с тетрадями делать что угодно. Да пожалуйста! Но совсем что угодно они могут делать со своими тетрадями - не убрав оттуда иллюстрации иллюстратора. пока они там, надо придерживаться того, что было в договоре.
Для начала договора не было и нет вообще.
Устно договаривались только об использовании заказчиком для внутренних целей.
Когда заказчик заказывает иллюстратору картинки "с эксклюзивными правами" - это описывается в договоре, мы таких договоров навидались, там прямо открытым текстом перечислено, что заказчик будет иметь право делать с картинками что угодно - хоть перепродавать, хоть на тысячи футболок лепить. Обычно все так боятся недоразумений, что прямо по пунктам перечисляют, что им разрешили - и в каталог, и в журнал, и в рекламу, и в тираж, и в магазин. Если такого списка (подписанного обеими сторонами) нет, иллюстратор всегда может стать поперек и сказать, что того или иного использования он не разрешал.
И если иллюстратор это скажет после выхода уже напечатанного товара в магазины, он запросто добьется постановления суда, которым он заставит весь товар забрать из магазинов, и сложить мертвым грузом на склад. Легко. И в России это тоже прекрасно работает, и издательства этого боятся - издательство Ильи Кормильцева (Царствие ему Небесное) в свое время так "закопали" в кратчайшие сроки одновременно вот так "опечатав" несколько популярных книг. Из магазинов убрать заставят быстро, а потом разбираться будут долго. А когда книга уже станет прошлогодней, в половине магазинов и складов ее уже и не возьмут.
А тут, как мы видим, даже на словесном уровне никакого такого согласия от автора иллюстраций не было ни разу. Соотвественно. на мой непредвзятый взгляд заказчик неправ.
Кстати - вернемся к издательствам, которые боятся. Чудится мне, что ни одно нормальное издательство не сдаст в печать тираж, не получив от всех авторов всех частей издания подписанный контракт, по которому ясно, что все на все согласны. Так что, я думаю, пока никто ни на чем не расписался, вообще ничего не будет. Я вот прямо представить не могу, что это за издательство, которое заплатит кучу денег и запустит печать, не убедившись, что все расписались в своем согласии.
P.S. Я не знаю, что там, но опыт показал, что при нормальных продажах и обычных общепринятых процентах за продажи от тиража, автор учебного пособия легко может лет за 5 потерять (ну или заработать) тысяч 20 евро. Соответственно я думаю, что проценты таки надо попросить, А если не дадут - спокойно ничего не подписывать, и так же спокойно написать, что не разрешали, не разрешаете, и не будете разрешать, и издательству написать, чтобы они были предупреждены, что согласия одной половины на публикацию нет (на случай, что им наврали, например, что все сделано средствами штатных сотрудников этой группы психологов).
Т.е. я понимаю, что никого обижать не хочется, и ни с кем ссориться не хочется. Но дарить заказчикам такой набор иллюстраций - не вижу основания.
P.P.S. Единственное. когда работы иллюстратора могли бы принадлежать заказчикам - это если бы он сделал жти работы, сидя у них по контракту штатником. Тогда они могли бы с ними делать что угодно. Но ведь это не так.
P.P.P.S. А пятый пункт, это совсем какая-то космическая хня. Нет?
Или я до сих пор чего-то такого фунтаментального об этом бизнесе не знаю?
Journal information