miu mau (miumau) wrote,
miu mau
miumau

Categories:

Странная история о картинках и текстах

Дорогие читатели! Мне прислали интересное письмо, и я на него ответила, то что думаю, исходя из своего многолетнего опыта с подобным материалом. Но я не юрист, и меня очень удивляет, что одна сторона здесь таким супер-уверенным тоном заявляет такие странные вещи. Поэтому я попросила разрешения опубликовать эту историю - без имен - вдруг кто-то юрист или агент или просто разбирается. и знает совсем правильный ответ?

Добрый день! Помогите, пожалуйста, советом. Я- иллюстратор и создаю иллюстрации к 4 учебным тетрадям для группы психологов из Москвы. Сейчас практически доделана 4 тетрадь (т.е. последняя), оставшийся за нее ганорар еще не оплачен, макет еще не выслан. Договор об оказании услуг составлялся устно и исправно выполнялся как с моей стороны, так и со стороны заказчиков. Ближе к завершении работ стал вопрос о последующем тираже в издательстве и заключении договора о соавторстве и письменном виде. Я писала авторам (заказчикам) о том, что договор соавторства необходимо заключить до окончания работ, так как сейчас тираж выходит непосредственно под их началом (они сами печатают в типографии), а весной планируют печататься в издательстве "Детская учебная литература" (г. Москва).



Я составила договор и отправила заказчикам. Суть договора была следующая: Мы соавторы, мои заказчики - авторы текстового содержания, я - иллюстративного. Они мне заплатили такой-то ганорар за создание иллюстраций. Исключительных прав на иллюстрации они не получают. Я разрешаю им сделать тираж, но если они будут печатать эти тетради в издательстве, то они должны об этом мне сообщить. А если они их будут продавать, то заплатить мне за это процент.

Их ответное письмо поставило меня в тупик, цитирую: "По поводу договора: Если честно, высланный Вами договор поставил нас в некоторое замешательство. Объясним почему: Права на интеллектуальную собственность.
1. Мы (автор и автор ) являемся авторами наших тетрадей, с точки зрения содержания.
2. Мы (автор и автор) являемся авторами идей, по которым Вы создавали иллюстрации.
3. Ваше неоспоримое право заключается в свободном использовании созданных Вами иллюстраций без привязки к тетрадям.
4. Сами же тетради принадлежат полностью нам, и мы не должны никого ставить в известность о том, в каких целях мы используем наш интеллектуальный труд.
5. Иллюстратор только в том случае может получать проценты от тиража, если он, как и авторы, работал над созданием печатных материалов абсолютно БЕСПЛАТНО.

Вот пункт 4 и 5 сбили меня с толку, если честно. Если авторы используют как-то мои иллюстрации, то они должны мне об этом сообщать, верно? Это же неоспоримо. И почему бесплатно? Может я что-то упустила в нашем законодательстве на этот счет? На иллюстраторском форуме спрашивала совета. Там самые"старшие и мудрые" ответили, что, мол, скажите, что запрещаете издавать пособия с вашими иллюстрациями. А если издадут, то обращайтесь в суд. Суды совсем не устраивают( У меня хорошие отношения с заказчиками и хотелось бы полюбовно урегулировать этот вопрос ссылаясь на законодательство. Проконсультируйте, пожалуйста. Буду очень признательна.


***


Письмо второе *после того, как я задала наводящие вопросы:

Про ганорар: выплачивался без договора за 3 пособия уже заплатили, за 4ое - половину. Макет четвертого пособия пока не отправлялся заказчикам. Когда давали заказ предполагалась, что они напечатают эти тетради в своих рабочих целях (они педагоги-психологи), а чуть позже выяснилось, что будет пробный тираж, а весной они хотят печать все (возможно с поправками) в издательстве. Издательство, это, получается, новая инстанция, да, и для продаж, видимо (а для чего еще обращаются в издательства за последующими тиражами?!).

Заказчики ссылаются на то, что идеи для иллюстрации - их, но как-то это неудовлетворительно для меня в этом случае. И да, все профессионалы с Вами солидарны.

Буду рада, если Вы опубликуете этот вопрос у себя в жж, может кто-то подскажет практический-психологический совет на этот счет. Хочется все спокойно и без пререканий решить, логично, прямо и честно.

Письмо третье:

***



Ой, еще две детали про всю эту историю:

1. Методические пособия еще были мной и сверстаны ( т е я полностью
готовила макет). Заказчики присылали отсканированные рукописные черновики.

2. Про время. Заказ дали в апреле, летом выяснилось что планируется печать
в издательстве в будущем году, в сентябре я подготовила договор о
соавторстве и отправила его. В Москве встретится не вышло (когда я там
была), ввиду занятости заказчиков. И вот, перед закрытием проекта, я очень
попросила выслать мне подписанный экземпляр договора (я в Крыму сейчас) и
(бинго!) они его только прочитали и прислали мне вот тот самый ответ.

P.s. : на самом деле мне через две недели рожать и возможно эта история
пойдет лесом, но заказчикам нужна 4 тетрадь в январе, а мне как-то не
хочется отдавать им ее без подписанного договора о соавторстве (и даже
полгонорара тут могут подождать).


***


Что я думаю: заказчик заказывал картинки для своих внутренних целей: они написали текст, иллюстратор их текст проиллюстрировал, и предполагалось, что они будут с этим как-то работать сами, сос воими клиентами, или не знаю там с кем - отдавать, раздавать, на своих занятиях использовать. При этом - да, конечно - текст и идея, как принадлежали им, так и принадлежат. однако с таким же успехом иллюстрации так же принадлежат иллюстратору.

Они пишут, что мол, мы можем с тетрадями делать что угодно. Да пожалуйста! Но совсем что угодно они могут делать со своими тетрадями - не убрав оттуда иллюстрации иллюстратора. пока они там, надо придерживаться того, что было в договоре.

Для начала договора не было и нет вообще.
Устно договаривались только об использовании заказчиком для внутренних целей.
Когда заказчик заказывает иллюстратору картинки "с эксклюзивными правами" - это описывается в договоре, мы таких договоров навидались, там прямо открытым текстом перечислено, что заказчик будет иметь право делать с картинками что угодно - хоть перепродавать, хоть на тысячи футболок лепить. Обычно все так боятся недоразумений, что прямо по пунктам перечисляют, что им разрешили - и в каталог, и в журнал, и в рекламу, и в тираж, и в магазин. Если такого списка (подписанного обеими сторонами) нет, иллюстратор всегда может стать поперек и сказать, что того или иного использования он не разрешал.
И если иллюстратор это скажет после выхода уже напечатанного товара в магазины, он запросто добьется постановления суда, которым он заставит весь товар забрать из магазинов, и сложить мертвым грузом на склад. Легко. И в России это тоже прекрасно работает, и издательства этого боятся - издательство Ильи Кормильцева (Царствие ему Небесное) в свое время так "закопали" в кратчайшие сроки одновременно вот так "опечатав" несколько популярных книг. Из магазинов убрать заставят быстро, а потом разбираться будут долго. А когда книга уже станет прошлогодней, в половине магазинов и складов ее уже и не возьмут.

А тут, как мы видим, даже на словесном уровне никакого такого согласия от автора иллюстраций не было ни разу. Соотвественно. на мой непредвзятый взгляд заказчик неправ.

Кстати - вернемся к издательствам, которые боятся. Чудится мне, что ни одно нормальное издательство не сдаст в печать тираж, не получив от всех авторов всех частей издания подписанный контракт, по которому ясно, что все на все согласны. Так что, я думаю, пока никто ни на чем не расписался, вообще ничего не будет. Я вот прямо представить не могу, что это за издательство, которое заплатит кучу денег и запустит печать, не убедившись, что все расписались в своем согласии.

P.S. Я не знаю, что там, но опыт показал, что при нормальных продажах и обычных общепринятых процентах за продажи от тиража, автор учебного пособия легко может лет за 5 потерять (ну или заработать) тысяч 20 евро. Соответственно я думаю, что проценты таки надо попросить, А если не дадут - спокойно ничего не подписывать, и так же спокойно написать, что не разрешали, не разрешаете, и не будете разрешать, и издательству написать, чтобы они были предупреждены, что согласия одной половины на публикацию нет (на случай, что им наврали, например, что все сделано средствами штатных сотрудников этой группы психологов).

Т.е. я понимаю, что никого обижать не хочется, и ни с кем ссориться не хочется. Но дарить заказчикам такой набор иллюстраций - не вижу основания.

P.P.S. Единственное. когда работы иллюстратора могли бы принадлежать заказчикам - это если бы он сделал жти работы, сидя у них по контракту штатником. Тогда они могли бы с ними делать что угодно. Но ведь это не так.
P.P.P.S. А пятый пункт, это совсем какая-то космическая хня. Нет?
Или я до сих пор чего-то такого фунтаментального об этом бизнесе не знаю?
Tags: вопрос-ответ, вопрос-ответ-2013, вопрос-ответ-профессия
Subscribe

promo miumau январь 28, 2021 15:00 8
Buy for 100 tokens
Я тут в конце года обиженно отказалась подводить какие-либо итога года, потому что ощущение от года было какое-то тоскливое и тяжелое. И меня всю дорогу преследовало ощущение, что я не сделала ничего. Нет, я все время что-то делала. Местами даже умудрилась ощутить выгорание, и иногда было ощущение,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 96 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →