В первую очередь, я хотела бы сказать, что восхищаюсь вами - и как художником, и как человеком. Вы ежедневно вдохновляете меня и, как ни странно, именно благодаря этому сложилась ситуация, в которой я не могу разобраться самостоятельно. Возможно, вопрос покажется вам детским, а проблема пустяковой - мне 19, второй курс университета. Но я очень нуждаюсь в совете взрослого здравомыслящего человека, который "варится" в творческой среде.
Я учусь на технической специальности (математика, программирование). В школе довольно много участвовала в олимпиадах и конференциях, занимала высокие места, преподаватели были в восторге и дружно думали, что после выпускного я пойду двигать науку. Но, несмотря на все успехи, мне это не было интересно и к окончанию школы ужасно надоело - так, что хотелось оборвать все связи и сбежать на край света. Примерно так я, собственно, и поступила.
Да, факультет, где я учусь, тоже связан с наукой. Но, судя по отзывам, здесь должно было быть легко учиться - а техническое образование в любом случае помогает мышлению развиваться. Я с самого начала знала, что буду тратить на саморазвитие больше времени, чем на учебу, но почему-то не думала о том, что можно поступать на творческую специальность. В Москву или Петербург меня бы не отпустили (нет финансовой возможности), а о том, что в нашем архитектурном есть, к примеру, факультет дизайна, я просто на знала. К тому же, на тот момент не особо думала о том, чем конкретно хочу заниматься.
В первые же месяцы учебы оказалось, что у нас в университете очень развит студенческий актив. Причем студ.организации занимаются не только самодеятельностью, но и довольно серьезными проектами в масштабах города. Естественно, я сразу же зацепилась за возможность как-то проявить себя, почувствовать нужной, внести вклад в общее дело. Довольно быстро выяснилось, что это очень заметный вклад - я горела тем, что делаю; тратила очень много времени и сил, но быстро всему училась. За полтора года из закомплексованной школьницы я превратилась в довольно сильную личность, которая четко осознает, что на многое способна. Проблема в том, что это "многое" до сих пор не имеет четкого направления.
Надо сказать, моя жизнь всегда была так или иначе связана с творчеством: я хорошо рисовала, писала стихи, потом начала фотографировать. Чем бы я ни занималась, это получалось талантливо, но никогда не выходило на какой-то серьезный уровень. В художественную школу меня не отправили, потому что не нашлось подходящего преподавателя или группы (женщина, с которой я начинала заниматься, уехала в Израиль; с художником, которого она посоветовала, что-то не сложилось у родителей, а дальше желание рисовать постепенно сошло на нет). Снимать я начала уже в осознанном возрасте и, наслушавшись отзывов знакомых о фото-школах, решила, что мне и без этого добра неплохо. А потом, как раз когда неплохо было бы развиваться дальше, на фотографию перестало хватать времени. В итоге то, что я делаю, вызывает у многих друзей и знакомых сдержанный восторг, но остается на любительском уровне. Резкий старт сменяется какой-то безысходной стабильностью.
Сейчас я занимаюсь в основном графическим дизайном: рисую афиши, баннеры, сувенирку и т.д. Все это висит в студ.городке и покупается на мероприятиях, все имеет обратную связь. Очень часто я слышу от старшекурсников и выпускников, что сами они так не умеют, а если и умеют, то только учась на последних курсах. И это, конечно, безумно круто. Но я отдаю себе отчет в том, что творю самодеятельность. До профессинальной работы это ни в коем разе не дотягивает. Тем более, как я убеждаюсь по вашему ЖЖ, для работы дизайнера нужна хорошая база, которой у меня нет (все-таки 4 года рисования в начальной школе - это несерьезно).
Как результат - я днями и ночами рисую в фотошопе, все реже появляюсь на парах в университете и все хуже понимаю материал. Но самое главное - я не хочу заниматься тем, чему нас учат; я знаю, что не захочу этим заниматься; я боюсь потратить оставшиеся три года учебы на то, чтобы получать бесполезную информацию и еле-еле сдавать сессию. Я боюсь вылететь из университета, потому что это - потеря статуса и (в первую очередь) возможности общаться с людьми, которые появились в моей жизни благодаря получению высшего. Я боюсь, что сейчас решу "да, брошу все и пойду в дизайнеры!", а потом как обычно спущу все на тормозах и останусь ни с чем.
Тяжело сформулировать все это в один вопрос, поэтому просто напишу, с чем не могу разобраться.
Как перерасти себя, как из любителя стать профессионалом хотя бы в чем-нибудь?
Как определить свой реальный уровень? Стоит ли вообще с такими навыками куда-то лезть, или это окажется некомпетентной бездарностью?
Как смириться с учебой на нелюбимой специальности, и стоит ли вообще с ней смиряться? Может быть, возможно каким-то образом перевестись или найти дополнительные курсы (на получение платного образования, тем более в другом городе, просто нет средств).
Получилось несколько сумбурно, но я надеюсь, что общая картина вырисовывается. Очень хотелось бы узнать ваше мнение и мнение читателей.
Заранее большое спасибо!
Здравствуйте!
Я вообще не вижу, в чем драма!
Пошли учиться куда-то, решили, что не туда = бывает. даже нашли рядом что-то, что устраивает больше. Почему не поступить спокойно на дизайн? Потому что какие-то мифические люди скажут. что это несерьезно? Мол, бросила одно, поступила на другое: Подумаешь, бывает. Вот когда вы третий вуз подряд бросите, может быть пора будет задуматься. А так - ничего страшного по-моему.
И гарантий, что это на 100% и на сто лет вперед - ваше - нету. Но их никогда нету. Может быть вас хватит на пару лет, а потом вы еще точнее придумаете, чем хотите заниматься. а может быть на 10 лет хватит. Кто знает. Пока "рисую день и ночь" звучит неплохо - как минимум при таком раскладе есть неплохой шанс, что вас хватит на то, чтобы доучиться до конца на дизайнера, а там уж разберетесь.
- Из любителя перерастают в профессионала, когда научиваются выполнять конкретные задачи, которые устраивают конкретного клиента. И когда научиваются работать в соответствующей области каждый день, даже если настроение не очень, и вдохновение не на 100%. И преодолевать кризисы, и видеть в сложных задачах и неудачах вызов и повод для роста. И когда умеют иногда поработать и в условиях давления и стресса. Ну и, конечно, когда научиваются "держать определенный уровень" и ниже его не падать вообще ни при каких условиях.
- А как определить свой уровень? Лучший способ - пойти учиться. В вузе вам скажут, что у вас хорошо, и что плохо. И почему. Они там за это зарплату получают. Самоучкам остается только много-много-много смотреть чужие работы, и обсуждения и критики везде, и пытаться понять, что хорошо. а что плохо. И почему это считают хорошим, и что - плохим, и почему. И чем плохое от хорошего отличается, и как плохое выявить в своих работах, и как оттуда вытравить. Второй путь гораздо тяжелее, т.к. вы будете иметь дело с каким-то комментаторами из интернета - там все вещают тоном гуру, но при этмо многие несут полную фигню. И надо еще как-то пытаться выявлять, кто знает, что пишет, а кто нет.
Еще помогает - показывать любые работы (свои и не свои) профессионалам, которым вы доверяете, и которым не лень отвечать. И тоже спрашивать. что в этих работах хорошо. а что плохо. не забывая, что помимо объективных мерок. у каждого профессионала еще и свой вкус есть, и на это тоже надо делать скидку.
- Смиряться с нелюбимой учебой, про которую вы уже решили, что она вам низачем не пригодится - думаю не стоит. Ходить, опять же, на нее, чтобы за любимым делом ходить только на какие-то курсы? А зачем нужны такие жертвы? Если уж хочется заниматься дизайном, надо заниматься дизайном. А когда совсем чего-то другого захочется - будете дальше думать. :-) Это же пока не наступило - чего об этом сейчас переживать?
Journal information