?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост Поделиться Пожаловаться Следующий пост
Мне заплатят?
miumau
Я вообще никогда так не делаю - но вот пришло мне письмо в "вопрос-ответ", и я решила, что, раз автор уже просит публичного обсуждения, я могу так же показать ее письмо подруге moe_delo, потому что она точно знает ответ лучше, чем я. Каждый раз, когда кто-то пытался не заплатить мне оговоренную сумму за работу, и я ее все же получала, это происходило благодаря ей. Она - профессионал по получению денег, которые пытаются не заплатить, и несколько раз умудрялась получить гонорар даже в совершенно безнадежной ситуации, когда никто уже ни на что не надеялся!

А она, прочитав письмо, написала: "Ой, а можно я отвечу на это письмо публично? Мне есть, что сказать по теме - да и спрашивают на каждой нашей встрече!"
И я, конечно, обрадовалась.
И она ответила:



Оригинал взят у moe_delo в Мне заплатят?
Вот такое письмо пришло на почту miumau.livejournal.com. С учетом того, что автор не только не против, но и настаивает на публичности, Яна показала это письмо мне, попросив прокомментировать, так как я «в теме». Я действительно «в теме», так как я являюсь агентом Яны Франк (miumau) и за много лет нашего сотрудничества я успешно получаю ее деньги, свои деньги и наши общие деньги. Поэтому думаю, что могу давать советы.
Вот собственно письмо.



Здравствуйте, спасибо за ваш жж и рубрику вопрос-ответ, мне очень пригодится сейчас ваше умение смотреть со стороны, помогите рассудить спор. Не буду врать, также я использую это письмо как способ воздействия на другую сторону, но вам решать публиковать ли письмо и таким образом принимать ли во всем этом участие.
Я пытаюсь начать зарабатывать написанием текстов и пока собираю себе портфолио, нашла такой сайт XXXXX, они платят по 1000 рублей за тексты про что почитать или что посмотреть. У меня вышел один текст про книжки, частями выходит текст про телик. Я не питаю иллюзий по поводу качества этих текстов, но я только учусь, да и уровень оплаты соответствующий. Дело в том, что мне не заплатили. В самом начале обговорили, что деньги платят в первую неделю месяца, следующего за месяцем публикации. Тексты опубликовали в октябре, в воскресенье 10 ноября я позвонила утром (наверно, слишком рано - в 9 часов), спросить, что с деньгами. От меня не спросив кто я, мои данные, отмазались «завтраком»; и бросили трубку, я перезвонила - бросили, еще раз - вообще не взяли. Я решила, что меня кинули, начала одолевать человека звонками уже просто из вредности, чтоб его достать. Иногда он брал трубку,тогда я говорила, что продолжу звонить, пока мне не заплатят. Он реагировал ожидаемо: называл сумасшедшей, грозил адвокатом. Где-то в 12 мне это надоело, к тому же, мой номер заблокировали. В понедельник я, все-таки,надеялась, что получу перевод и не трогала его, но в 8 вечера, когда этого не случилось, стало понятно, что меня точно кинули. Я позвонила с другого номера, злая как собака, ругаясь матом и требуя мои деньги, на это он посмеялся, сказал, что ничего мне за мои выходки не заплатят; и потребовал извинений, сейчас я вновь одолеваю его звонками. Я так подробно все описываю, потому что мне нужен взгляд со стороны, я перегнула палку, слишком рано начала паниковать? Может, среди ваших читателей есть те, кто писал для этого сайта, пусть скажут, заплатили ли им. И как вообще надо реагировать на недобросовестных заказчиков, когда стоит бить тревогу, сколько шансов давать, прежде чем, начинать скандалить и нужно ли скандалить?


Из письма убраны все ссылки и указания на персоналии, так как реклама (или антиреклама) каких-либо проектов не является целью данного поста. Вообще, письмо примечательно тем, что уж очень характерно и показывает практически все ошибки, которые делает тот, кому должны денег за его работу, но кто не имеет привычки их получать. И проблема достаточно общая: на какую бы встречу и куда не приезжала Яна, обязательно зададут вопрос: «Я сделал работу, а мне за нее не платят – что делать?»

Вообще скажу прописную истину, но когда приступаешь к работе с новым работодателем, лучше обезопасить себя на начальном же этапе. Лучше настаивать на подписании договора. Ну да, надо иметь ИНН (да он у вас и так, скорее всего, есть), подавать декларацию и платить налоги, но это значительно лучше, чем чувствовать себя кинутым. Общаться с налоговой не так страшно, как многим кажется, сейчас там сидят большей частью отзывчивые и общительные люди (честное слово!), которые все разъяснят, и вы увидите, что ничего страшного на самом деле нет. Даже если вы в результате договоритесь и неофициально (к чему я ни в коем случае никого не призываю), вашу скрупулезность и серьезность намерений работодатели запомнят. Если все же настойчиво говорят, что всегда всем платят потом, никак напрягаться ради вас не будут, не нравится – не работайте, то тут задумайтесь, стоит ли такой работой заниматься.

Если сама задача крайне интересна, вы бы сделали это и так, а тут, глядишь, еще и денег дадут, а вдобавок, вы находитесь в начале карьерного пути, то можно рискнуть. Только решите, какие нематериальные бонусы вы можете с этого получить. Вот у автора письма очевидный бонус – публикации в сетевом издании (т.е. то, что можно потом указать в портфолио), я считаю, что согласиться на такую работу в ее положении – это правильное решение.

Возвращаясь к вопросу «присматривания» к работодателю, сразу подумайте о том, как будете получать деньги. Вероятность их получить прямо пропорциональна объему информации о том, кто будет вам платить. Знаете только мобильный телефон некоего Васисуалия Лоханкина, который сделал вам заказ? Плохо, очень плохо. Надо узнать и переписать как можно больше контактов: реквизиты конторы, которая вас наняла, имена, городские и мобильные телефоны как можно большего числа сотрудников: менеджеров, директора, бухгалтеров, секретаря, владельцев, охранников, на худой конец. Попались на глаза арендодатель вашего работодателя и другие подрядчики? Отлично, всех записываем в книжечку.

Теперь переходим к другому вопросу. Мы работу выполнили, результат ее однозначно принят, и мы хотим за нее денег. Понимаем, что обещанные сроки прошли. И прошли уже, увы, давно. Тут будет обязательное уточнение: РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ОДНОЗНАЧНО ПРИНЯТЫ (т.е. текст опубликовали, сайт открыли, программу запустили, плакат напечатали). Если заказчик не принимает сделанную работу, то тут уже другая история, к теме этого поста отношения не имеющая.

Каждый, кто сталкивался с такой проблемой, безусловно испытывает в этот момент по отношению к должнику не самые приятные чувства. Поэтому мысль «получить деньги» может быстро трансформироваться в мысль «потребовать деньги немедленно» и далее «наказать обидчика». Вот это самая опасная метаморфоза сознания, которая, как мы видим, произошла с автором письма. Советую все свои эмоции держать при себе, так как ваше положение сейчас не самое выигрышное: ваши деньги-то не у вас.

Тут хотелось бы заметить, что абсолютных монстров, которые с самого начала ловят доверчивых маленьких пушистых исполнителей в свои сети, не собираясь им платить изначально, единицы, остальные в целом обычные, даже неплохие люди, не платящие в силу разных обстоятельств (забыли, бухгалтер заболел, оборот ниже, чем ожидали, не хватает даже на аренду, второй БМВ, купленный в прошлом месяце в кредит, был явно лишний…)

Итак, выключаем эмоции и переходим к выбиванию денег. Тут для начинающих два инструмента: предельная вежливость и последовательность. Тяжелую артиллерию в виде шантажа мы здесь рассматривать не будем, потому использование этого метода требует как хорошей юридической подкованности, так как серьезного опыта.

По поводу вежливости. Помните анекдот?

Жил-был в лесу вежливый лось. И, действительно, лось был очень вежлив,
вот только имел он одну маленькую слабость - всех зверей в лесу
перетрахал. И медведя, и волка, и лисицу, всех. Остался только один
заяц, до которого вежливый лось еще не успел добраться. Бедняга заяц
и днями, и ночами прячется от лося, боится. Как-то вечером решил заяц
схоронится в норе у бобра.
- Послушай, бобер, - говорит заяц, - дай я у тебя в норе заночую.
Лось к тебе ведь уже заходил, авось второй раз не сунется.
Пустил бобер, но на всякий случай предупредил:
- Ты засунь себе, - говорит, - в зад морковку, мало ли что.
Заяц так и сделал...
Вот уж луна на небе засияла, звезды замерцали, заяц медленно
погружается в сон... И вдруг... Чпок!
- Добрый вечер!


Вы должны стать для своего неплательщика этим «вежливым лосем», максимально подчеркивая свою обходительность всеми возможными благостными интонациями, благо, русский язык это прекрасно позволяет делать. Могу сказать, что опытные бухгалтеры и товароведы «вежливых лосей» улавливают по голосу и стремятся поскорее избавиться от их присутствия в своей жизни (кто знает, что у них за душой?). Неопытные сразу напрягаются: у нас вежливость не очень принята, особенно в не очень приятных ситуациях, что также позволяет респонденту почувствовать дискомфорт и избавиться от такого просителя единственным доступным способом - заплатив.

Второе наше оружие – постоянство. Но оно должно коррелировать с вежливостью. Во-первых, звонить надо только в рабочее время. Плюс из этого рабочего времени смело исключаем пятницу после обеда (все равно предложат подождать до понедельника) и понедельник утро (у всех будет плохое настроение). Во-вторых, с периодичностью, достаточной для осмысления и рационального разрешения вопроса. Максимальная частота звонков одному человеку в день – 2 раза (за исключением случаев, когда он сам просит перезвонить - но это когда уже лед тронулся).

Звонить нужно всем известным и в той или иной степени вовлеченным в процесс лицам по кругу. Как я уже говорила: и непосредственному виновнику ваших бед, и соседним менеджерам, и бухгалтеру, и директору, и всем встречным и поперечным, хоть как-либо связанным с так некстати кидающим вас Васиссуалием. В этом случае, арендодатель, к примеру, встречая собственника виновника ваших бед, может сказать: «Но заплатите же это Ивановой в конце-то концов, ну надоело уж!»
Если хочется усиления эффекта, то вежливость нужно подкреплять не игрой мускулами (сейчас мой дядя из ГУВД придет и всех вас разнесет!), а пробуждением к жалости. Лучше это работает на более отдаленных от Васиссуалия людях.

Например:
- Понимаете, я бы не была столь настойчива, но у меня сейчас серьезная ситуация – заболел муж, бабушка, затопили соседи, разбили машину и т.п.
Только не фантазируйте на пустом месте, должна быть привязка к реальности для правдоподобности звучания вашего голоса (не уверена, что все заканчивали актерские курсы). Например, у мужа уже два дня температура 37,5 и он кашляет, а какая-то сволочь поцарапала бампер – это то, что можно раздуть до вселенской катастрофы…

А что, если твой номер узнают и перестают отвечать? Звонить с другого номера! И что, спросят, все время менять номера? На симках разоришься! Совет – звоните на мобильные со скайпа. Он очень причудливо и интересно определяет номера, всем интересно узнать, что там, с другой стороны трубки.

Сколько это продолжать? В принципе, так долго, как нужно для достижения положительного результата (напоминаю, что результат у нас только один – получить деньги; извинения и покаяния нам не нужны, никого уволить и наказать мы тоже не хотим). Если контора в течение двух месяцев после неплатежа вам остается на плаву, значит, деньги-то у них есть. Почему бы не для вас.

Изменяйте текст, импровизируйте, описывайте свои невыносимые страдания от отсутствия денег все более красочно. Предлагайте варианты погашения задолженности:
- Я понимаю, у вас напряженная денежная ситуация, но можем быть, решим вопрос удобным вам способом?
    - Я видела у вас сумку Chanel, которую вы брали в бутике для фотографирования, я бы могла принять ее в счет погашения долга.
    - Мне нужно перевезти четыре дивана из Рязани, если бы я могла воспользоваться вашей Газелью, мы бы вопрос с задолженностью решили.
Смотрите вокруг, запоминайте, что ценного для вас есть у работодателя и как это можно потом использовать.

И вот вам заплатили. Деньгами ли, услугами – не важно. Важно, что вы получили, что хотели. И вот теперь успокойтесь, не описывайте никому эту проблему и не говорите гадостей (пусть это даже чистая правда). Неизвестно, где и когда с кем-то из вовлеченных в этот процесс людей вы пересечетесь и насколько они в тот момент будут для вас ценны. Не ограничивайте свой круг общения в будущем. Выводы для себя вы и так сделали.

Теперь объективно разберем ситуацию автора письма. Вряд ли, принципиально не хотели платить нашей героине, тексты ее работодателя устраивали, раз их публиковали. Но и специально бегать за ней с деньгами никто не собирался. Придет, попросит – хорошо. Что делает потенциально пока «кинутая»? Звонит нашему Васиссуалию в воскресенье в 9 утра. А он что делает? Правильно, спит. И даже буркает сквозь сон что-то не очень грубое: типа, позвоните в понедельник. Но наша героиня уже перешла в своих мыслях в третью стадию жажды возмездия и решила не дать человеку поспать, попутно его оскорбляя. Понятное дело, что на этом этапе она показала себя полностью неадекватной, Васисуалий уже принял решение не только не платить, но и никогда в жизни не пересечься больше с этой персоной. Продолжая звонить дальше, она добьется того, что Васисуалий напишет заявление в полицию о телефонном хулиганстве, потому что доказательств у него хоть отбавляй.

Что сейчас делать нашей героине? Успокоиться, забыть Васисуалия и этот портал, не упоминать эту работу ни в каких резюме и портфолио (во избежание получения на себя отрицательной характеристики для будущих работодателей). А в дальнейшем – следовать таким простым и очевидным вышеописанным советам.
Удачи в делах всем, кто прочитал. Пусть вас минуют проблемы неплатежей!




Подписаться на Telegram канал miumau

promo miumau октябрь 14, 09:00 7
Buy for 100 tokens
Несмотря на то, что я тут поболела немного, я неплохо поработала. Единственное, что совсем не успела - это пост о том, что было на моем Патреоне, за август и сентябрь. Так что вот вам небольшой рассказ за два месяца. В августе мои патроны выбрали, что из нейростратегий и методов перевоспитания…

Разумно и конкретно. А по сути - цирковой трюк...



Вопрос автору ответа: Скажите, а в России (ну или не обобщая - в городах, где вы работали) получается вообще нет возможности законно-юридическим путем получить гонорар? Или это еще сложнее, чем описанный способ?
У меня вот очень похожая ситуация была сейчас в Германии, но тут я в принципе на определенном этапе просто пишу грозные предупредительно-напоминательные письма, а потом иду к адвокату.

Можно пытаться и законным, даже если договора не было, но никто из-за тысячи рублей не будет возиться, увы.

(Удалённый комментарий)
Совершенно не согласна с доброй половиной. В сетевой и бумажной прессе сейчас кризис, поэтому вот такая практика - не платить или затягивать платеж до последнего - сейчас стала очень популярна. Утверждение, что "раз они существуют, значит, деньги у них есть", не верно. Деньги у них есть на штатных сотрудников, а на вольнонаёмных нет. А работать кому-то надо. И пока приток одноразовых исполнителей есть, издание существует. Так что нужно называть имена неплательщиков, чтобы неповадно было.

Бить на жалость - прием, который не работает. Исполнитель работу сделал, свои обязательства выполнил, счего же он должен выпрашивать свои же, заработанные деньги, ссылаясь на больную бабушку? Людям, которые кидают, нет дела до вас, и так же им нет никакого дела до вашей бабушки, машины, детей и тд. Хотя в принципе тактика измора иногда работает.

не упоминать эту работу ни в каких резюме и портфолио (во избежание получения на себя отрицательной характеристики для будущих работодателей). - запрашивать характеристику на фрилансера никто не будет. А чтобы проштрафившемуся заказчику дурная мысль и в голову не пришла, нужно как раз наносить упреждающий удар - сообщать, что эти люди не платят и с ними дела иметь нельзя. Потому что безнаказанность порождает беспредел. Но плюнут ьв конце концов, увы, придется.

все правильно. позиция терпилы приведети к тому, что иметь будут раз за разом только терпилу. и чем тише молчишь, тем наглее неплатящая работодательная сволочь

Вообще-то двойные стандарты по отношению к женщинам и мужчинам в любом профессиональном сообществе хорошо исследованы. Героиня письма, возможно, могла принять более разумные решения. Но в конце поста дело преподносится так, будто она сама лично вынудила хорошего мужчину-работодателя ей не заплатить. Мол, она так себя вела, что у него просто не осталось выхода. А ситуация, на самом деле, совсем не является её личным фейлом. Это системная ловушка для женщин-профессионалок. Мужчины-работодатели и начальники их хронически, в любой стране мира, недооценивают, высмеивают, отказывают в человеческом отношении, платят меньше и поступают жёстче, чем с мужчинами. Этот феномен уже хорошо исследован. Будь на месте нашей героини начинающий копирайтер-мужчина, работодатель, с большой вероятностью, простил бы ему незнание деловой этики, отнёсся бы с пониманием и вообще не задерживал бы ему выплату сознательно. В случае же с женщиной работодатель автоматически переключается в режим "хищника", потому что в восприятии общества, женщины менее компетентны, менее достойны и не заслуживают такого же отношения, что и мужчины.

То есть вы считаете, что если бы мужчина обрывал телефон "из вредности" и вел себя как истеричка, ему бы все разом заплатили?

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Есть такой известный журнал большой город.
Так вот когда у них горела статья и им нужны были фотографии, то редактор меня закидывала письмами каждый час на дню. Когда дело дошло до выплаты денег, то перестала отвечать на письма. Деньги были небольшие, бить морду или скандалить смысла не было, скорее дело принципа. В итоге через месяц после оговоренной даты деньги таки перевели.
С тех пор я не ведусь на слова в стиле "мы крупное и порядочное издание".

"Ничто не стоит так дёшево, как уже оказанная услуга" (с)

Берите предоплату, хотя бы с чем-то останетесь.

Случается ещё и так, что неплательщиком выступает хороший знакомый или родственник друга. И вроде бы неплохой человек во всём остальном, интересный собеседник, только вот платить не желает. Притом долг признаёт, но ссылается на самые разные форс-мажорные обстоятельства, сначала одни, потом другие. Проверять эти обстоятельства возможности, да и особого желания нет. И когда мифические затруднения растягиваются на месяцы - в их реальность совсем уже не верится.
Чтобы не разрывать хоть какие-то отношения и не ссориться, боишься давить на должника серьёзно. Позвонишь ему несколько раз, через приличные промежутки времени, выслушаешь очередную порцию оправданий, да и всё. Дальше приходится прекращать общение, что очень и очень жаль, поскольку общаться хотелось бы, а вопрос долга не позволяет этого.
У меня таких людей набралось уже человек 5, может больше. Точного списка должников я не вёл. И все они так или иначе не совсем чужие мне люди, только безответственные.
Для троих я выполнил архитектурные проекты (масштаб долга, думаю, уже примерно понятен), ещё один человек задолжал мне за аренду, и один уже несколько лет как должен мне за графическую работу.
И я не беру в расчёт всех тех, кто не заплатил за выполненные и одобренные заказные штучные дизайнерские работы, которые я впоследствии сумел реализовать другим людям. Благо, хорошая работа рано или поздно всё-таки находит своего покупателя.
Вывод у меня только один: чтобы не было обидно за впустую потраченное время, чтобы не терять средства, в которых отнюдь нет избытка, следует избегать деловых отношений с друзьями, знакомыми и родственниками. С чужого человека оплату требовать проще. И в случае чего разрыв отношений не окажется столь болезненным.

Ого у вас терпение! Архитектурный проект это не шутки!

Небольшие издания действительно часто испытывают недостаток в деньгах.
Нет ничего страшного в том, что фрилансеру не заплатили в срок. Ненадежность и задержки зарплаты - это его символическая плата за отсутствие необходимости постоянно сидеть в офисе. Ситуация "не заплатили в срок" - очень частотна. Ситуация "не заплатили вовсе" - очень редка. Иногда деньги платят через несколько месяцев. Из-за подобных копеечных гонораров вовсе не стоит идти на конфликт, тем более, что ситуация абсолютно некризисная. Я б еще поняла подобную истерику, если б автору срочно требовались какие-нибудь лекарства, а просто так - "из принципа" третировать не самых обязательных в мире заказчиков - это большая ошибка.

"Нет ничего страшного, если не заплатили вовремя" и мысль, что соблюдать договоренности следует только если честно заработанные деньги нужны на лекарства...

Чего-то я не понимаю в деловой этике.

я думаю последний пассаж про "не говорите дурного" актуален только для европы, ибо там действительно много пересечений в профессиональных кругах. в россии же нужно поименно знать всех "кидал", т.к. схемы по отъему денег/текстов/фотографий у населения постоянно множатся

p.s. если вопрос принципиальный, я бы заплатила адвокату за звонок в эту контору, с угрозой подать в суд. однако "угрожать" судом должен именно человек, понимающий, каким образом можно засудить за нарушение авторских прав

Я работала фрилансером (журналистика). С такой ситуацией, к счастью, не сталкивалась. Но могу сказать, что нет гарантии, что всё будет хорошо, когда ищешь нового работодателя. Если он к тому же не особо известен.
Но здесь ситуация не совсем ясная. Если бы автор письма вела бы себя несколько корректнее, то возможно всё было бы нормально.
Запомните, что поссориться, испортить отношения можно в одну секунду. Лучше учитесь договариваться, убеждать и создавайте мосты с работодателем, а не барьеры.

Я так понимаю, что дело было в России. И если я права, то я немного в шоке. Читаем описание ситуации еще раз: девочке обещали оплатить работу за октябрь на первой неделе ноября. А ничего так, что до 4 ноября были выходные? То есть все должны были бросить все-все-все дела и кинуться перечислять платеж девочке-фрилансеру за 3 дня, а то она обидится? Ага.
И вместо того, чтобы спокойно подождать хотя бы 11-12 числа, она позвонила заказчику в воскресенье(!!) в 9 утра(!!!).
Даже если дело было в другой стране, как мог человек за 2 дня задержки оплаты дойти до ТАКОЙ истерии, кричать о том, что ее кинули, и там непрофессионально себя вести?!

"В самом начале обговорили, что деньги платят в первую неделю месяца, следующего за месяцем публикации. Тексты опубликовали в октябре, в воскресенье 10 ноября я позвонила"

1-я неделя ноября: 1(пятница)-8(пятница) ноября. 10 ноября - воскресенье. Т.е. прошло 10 дней, а не 7 (как в неделе).

Очень круто. Эта тема, наверное, всегда актуальна... Текст читать приятно, советы очень хорошие! И позитивные) Так и деньги получишь (ну, скорее всего), и нервы себе не испортишь)

Глубоко сочувствую автору письма. Но, к сожалению, должна констатировать, что ее поведение было в корне неправильным.
Я тоже фрилансер. Во-первых, если вы только начинаете - страхуйтесь. Я сейчас про биржи контента. Да, там Вы не получите 1000 рублей за текст, но и кинуть Вас будет довольно сложно. Доступ к тексту покупатель получает после оплаты, чтобы вернуть его, нужно обосновать претензию. Кроме того, на биржах контента есть форум, там можно получить бездну полезной информации. Не буду говорить "за всю Одессу", там, где я начинала, форум очень доброжелательный. Мне там настолько уютно, что периодически захожу в гости, хотя давно пишу напрямую постоянным заказчикам. Которых нашла (кстати), работая на бирже.
Главное - не врываться на форум с воплем: "Я тут новичЕк (очень часто так начинают общение люди, собирающиеся зарабатывать на ГРАМОТНЫХ текстах, да), ничего тут не знаю, опытные - в кучу. Быстро все начали меня учить!"
То, что описывает автор, имеет явные признаки лохотрона, но это не извиняет ее истерики. Не стоит так себя вести, вдруг работодатель вполне порядочный человек.
Не соглашайтесь на то, что слишком хорошо, чтобы быть правдой. Если же грядущие выгоды так соблазнительны, что Вы не устояли и Вас таки кинули, что ж, это плата за науку.
У меня была ситуация с заказчиком, который, возможно, ничего плохого не замышлял, просто соблазнился возможностью. Постараюсь коротко.
Есть воинская часть накануне визита министра, есть мое объявление в газете (да, дело было давно) "художник-оформитель...". Перед министром решили прогнуться и оформить учебную комнату кинологов "не-как-у-всех". Позвонили мне, заказали весь внешний антураж - 25 или 26 стендов - наглядных пособий. Фотографии, рисунки, схемы, таблицы и дикое количество текста. От руки. Пером и тушью. Чертежным шрифтом.
Договор был устный, сумму я озвучила сразу, сделав хорошую скидку за "опт" и родную тему. Спала 2-3 часа в сутки, хлебала кофе литрами, но сделала вовремя. Стенды приняли, радостно присобачили на стенки и начали кормить меня завтраками. Видимо, надеялись взять измором.
Я не истерила, просто "приходила завтра". Не от мудрости великой, просто в силу природной неконфликтности и робости. Но деньги были солидные и жаба оказалась сильнее натуры.
В конце концов взрослый дядя в погонах начал объяснять, почему мне заплатить не могут. Я была спокойна (внешне, от шока), но тверда. Договорились - платите, а как именно - надо было думать до заказа. Мне даже на жалость пытались надавить! Дескать, несчастному мужику придется заплатить из своего кармана.
Если честно, то выйдя из ворот части с наличкой в кармане, сама себе не верила.


Вот, кстати, согласна с marina_dic. Есть определенные правила вежливости.
Я обычно вообще "выбивание оплаты" начинаю с того, что когда ожидать (главное слово - когда), потому что, в большинстве своем, заказчик понимает все процессы, происходящие в компании, что директор и главбух перед или после праздников обязательно возьмут отпуск, чтоб он получился дольше, засчет праздников. И, стало быть, никто документы на выдачу денег подписать не сможет. Тебе эту ситуацию объясняют. Ты спокойно ждешь обозначенного времени. Потом, если деньги не пришли, ждешь еще пару дней (всякое бывает: начальство вернулось - а тут завал). И вот потом звонишь или пишешь. Лучше, кстати, писать - потом, если что, письма можно использовать как доказательство в в суде. А вот через штук 5 отмазок становится понятно, что тебя пытаются кинуть. Вот тогда можно пригрозить судом. Кстати, у меня только один раз такая угроза не сработала. Но только надо знать момент и как это делать. Если сразу начинаешь истерить, как автор письма, то - да, высока вероятность, что народ просто решит, что ты сумасшедшая и самоустранится.
Еще есть вероятность, что такие задержки - черта характера данного заказчика. Вот у меня такой есть. Он гарантированно заплатит. Только на месяц-два позже обозначенного срока. При этом его надо раз-два в неделю теребить. И каждый раз у него будет что-нибудь происходить, то счет заблокируют, то деньги ушли и вернулись, ну, и т.д. Я после третьего случая уже перестала напрягаться, просто напоминаю и выслушиваю "причины" )))
И, кстати, надо действительно учитывать специфику России. У нас не понимают, что фрилансер - живет на те деньги, которые заказчик должен ему перечислить. Это не подработка, когда у тебя официальный оклад и деньги сверху. И если они не перечислили гонорар, то фрилансеру, очень может быть, просто нечего будет кушать. Некоторым заказчикам удается это донести: как правильно сказала moe delo - начинаешь давить на жалость, что денег нет, а что-то случилось. И раз на 5 заказчик уже привыкает сразу оплатой заниматься.
Вот и нужно это учитывать. Ну, и еще, поскольку автор - начинающий, то она не понимает, как вообще надо вести дела. Что в работе зачастую решающим является не качество работы, а твои отношения с заказчиком. Если они почти дружеские, то он разобьется, но выбьет тебе оплату, даже если все, кто только можно в отпуске (были у меня такие случаи, когда огромные корпорации выплачивали деньги до оформления документов - все подписывающие либо были в отпуске, либо на больничном). И эти отношения НУЖНО ЕЩЕ СОЗДАТЬ. Когда ты написал первый текст - отношений еще нет. Общайтесь, дружите, давайте людям возможности и оправдаться, и как-то исправиться.
Если честно, то даже заядлому неплательщику позвонить в 9 утра в воскресенье - это большое хамство. ТО есть, надо понимать, что автор обломала человеку отоспаться на всю будущую неделю. Очень большое хамство.
В общем, учиться нужно общаться с заказчиками.

Спасибо за такой подробный и обстоятельный ответ.