miu mau (miumau) wrote,
miu mau
miumau

Categories:

Ничего не знаю, ничего не помню

Пишет мне некто:
Вопрос не мой, прислали на фуршете у Тёмы. Пишет репетитор по математике.

Что делать, если ходит на занятия ребенок, который тут же все забывает. Т.е. объясняешь - кивает, потом решает, потом немного устал - и чистый лист. Хуже того, он дома тоже ничего не помнит, сидит над тетрадью и что-то рассматривает, домашки не делает.
Было уже 2 таких ученика. Первый на уроках все хватал, на следующий раз все забывал. Второй в 7м классе 20 делит пополам и получает 40 (стабильно!). Таблицу умножения учит вертикально, первый столбик (2*), второй (на 2, на 3, на 4) и отдельно ответы. Я объясняю все на пальцах, - и никак. Вроде с головой дружит. Летом ходил - понял много всего, во время учебного года - все мимо.




С одной стороны - о! Раз в жизни по-настоящему сложный и интересный вопрос! :-) С другой стороны - вот тут же я и не знаю на него ответа.
Могу на этом месте порадоваться, что я - не педагог, и мне не выпадает задача научить всех, кого пришлют, какие бы у него не были способности и неспособонсти. Так что в этом смысле у меня опыта нет. Есть опыт у моей мамы - она учит детей всю жизнь, и у нее бывали ученики любой степени "тяжести". Но моя мама учит рисованию, это, все же, несколько иное, там другие проблемы, чем с математикой.

Что я знаю из собственного опыта? У меня когда-то был маленький ребенок, у которого тоже совсем не все в детстве получалось, и вырос из него программист, у которого все получается в достаточной для жизни степени. То, что не получалось, получилось в результате походов к специальному детскому психологу раз в неделю, вот такой у нас опыт есть. А еще есть некоторые умные мысли, полученные из общения с моим двоюродным братом. Как я уже писала, он - математик, у него совсем другой склад ума, нежели у меня, и когда у меня в школе все было очень плохо с физикой и математикой, он очень хотел мне помочь. Конечно, математика из меня не сделали, но благодаря его стараниям я таки умудрилась получить в нужные моменты твердые тройки, позволившие перевести меня в следующие классы, чтобы это мучение (школа) когда-нибудь закончилось. Да, согласна, результат не такой чудесный, как с немецким психологом. Но т.к. я была (в плане математики) именно таким ребенком, как описано в этом вопросе, я считаю, что достаточно, и на том спасибо.

И что я в результате обо всем этом знаю? Я знаю, что есть некая степень обучаемости, которая считается нормой, есть некий минимум, и есть таланты.
Для всех очевидно, что дети - разные. В то время, пока я получала колы и двойки по математике, у меня была лучше всех детей в округе развита мелкая моторика, и я очень хорошо рисовала, писала длинные тексты и много чего еще умела, что другие не умеют.

Это все чудесно, но существует курс средней школы, который кто-то придумал и не зря назвал средним, и существует некий уровень, некий проходной балл, до которого надо дотянуться, чтобы школу пройти. А если кто-то не дотягивается, это - признак того, что он не может что-то довольно простое усвоить в каком-то минимальном объеме, а значит у него - проблема.

Собственно вот - если не хватает на троечку, значит есть проблема.

У нас в советском союзе было принято сразу делать из этого большую драму. Особенно, если было видно, что ребенок "не совсем дурак", какие-то таланты у него есть, некоторые вещи он может лучше других, а с каким-то предметом - ну никак. Но при этом он - не дебил, не олигофрен, не имеет какого-то вот такого поставленного диагноза. На этом все дружно соглашались, что он, значит, лодырь, или попросту бездельник. Или упрямый баран, который преуспевает только в том, что ему нравится, а остальное не учит, потому что не старается. А ведь мог бы - раз другое смог.

Когда мы начали показывать ребенка немецким психологам, оказалось, что все это совсем не так однозначно.
Бывает миллион мелких расстройств нервной системы, от которых получаются мелкие и очень специфические проблемы с концентрацией. А еще бывает очень много сортов "расстройств восприятия", которые на самом деле даже не являются "расстройством" в прямом смысле, просто человек действительно "немного другой".

Конечно, такому человеку в общем классе всегда будет непросто. Потому что во-первых разных приемов и знаний не напасешься, чтобы в каждого такого "другого" впихивать знания подходящим для него способом. А во-вторых - надо еще не знаю сколько времени, чтобы выяснить, какое именно расстройство у него.

Но для этого тоже есть специалисты.

Я вот раньше знала, вернее краем уха слышала, что существует такая вещь, как "дислексия" (она же легастения). Это когда у умного, сообразительного и вполне себе думающего человека, каким-то образом слова, которые мы говорим и слышим, никак не соединяются с написанием. Т.е. они не могут читать и писать, или плохо читают и пишут, хотя "совсем не дураки". Оказалось, что у этой самой дислексии - около сотни разновидностей и степеней, некоторые вообще не могут справиться с написанным словом, другие быстро начинают читать и писать, но настойчиво пишут по принципу "как слысим, так и писим", третьи не справляются со словами определенной длины. Четвертые не справляются с определенными группами слов, пятые - с предложениями. Шестые - оказывается просто плохо слышат или видят, и зрение и слух у них "кувыркаются" каким-то особым способом. Седьмые прекрасно читают, но странно пишут, переставляя местами половины слов, приписывая к ловам приставки и суффиксы, которых там не должно быть, или патологически пропуская части слов.

В общем - много их, и они разные. И это я прошлась только по одному расстройству восприятия, а их существует еще несколько. У некоторых абстрактные знаки не сопоставляются друг с другом, некоторые не могут учить языки, когда разными буквами написаны разные понятия на разных языках, это - слишком много неизвестных, с которыми у человека и так все сложно. А дай ему словарь в картинках, где от хотя бы одного языка все изображено не словами, а картинками, и все становится легко. А у некоторых такое происходит с цифрами. Это - какое-то расстройство абстрактного мышления. Такое у меня, например, было.

А еще есть, как я уже писала вначале, просто расстройства концентрации. Это те самые дети, которые ничего не помнят, у которых ничего не держится в голове, или которые, как клоуны, весь урок чем-то гремят, открывают-закрывают, вытаскивают из сумки и кладут назад, и просто не могут посидеть спокойно - так и кувыркаются, пока их не выгонят в сотый раз из класса.

Хорошая новость состоит в том, что всего этого много, но не бесконечное количество. И есть специалисты, у которых про все эти расстройства имеется очень много знаний. Очень многие из них они могут исключить при первом же взгляде на ребенка. И остается не такое уж большое количество вариантов, из которых можно выявить нужный, разными тестами. Чаще всего это оказывается таким чем-то из "хрестоматийных образцов".

Вторая хорошая новость состоит в том, что очень многие из таких расстройств прекрасно лечатся. Уже родились и состарились те ученые, которым захотелось посвятить жизнь таким проблемам. Они написали разные диссертации о своих методах лечения всех этих проблем, разработали системы, по которым проводят всякие терапии, и.т.д. И всякие психологи, специализированные на этих проблемах, все это знают и умеют.

И если кто-то себе сразу представил такие жуткое лаборатории, как в фильмах про детей-аутистов, которых закрывают туда на годы, то это, конечно, поэтическое преувеличение. В большинстве случаев достаточно походить к таким людям пару месяцев, раз в неделю, на какой-нибудь часик. И то, что они там делают, выглядит с виду довольно безобидно. Они делают всякие упражнения, смотрят в какие-то карточки, раскладывают предметы, просят детей сконцентрироваться на каких-то задачах и дать какой-то ответ. Ничего драматичного. И, что самое невероятное - хотя выглядит это "вообще никак", оно помогает!
Да!

Стоит бросить взгляд на табличку из "стандартных планов немецких медстраховок": на излечение дефекта речи средней тяжести профессиональному логопеду нужно 6 сеансов. Всего 6 раз сходить. На большинство описанных выше проблем достаточно 12 сеансов, три месяца по разу в неделю. Звучит несерьезно, но часто действительно этого достаточно, чтобы какая-то основная проблема решилась, и "дальше ребенок уже сам".

Моему ребенку тем временем 21 год. Поэтому я уже имела возможность пронаблюдать тех многих, которых в какие-то 8 и 10 лет отводили к таким вот психологам. Одних - потому что не могли сидеть тихо на уроке, других - потому что не могли написать без трех ошибок одно слово, третьих - потому что не могли научиться читать и считать. Они окончили школы с нормальными оценками, и учатся на программистов, инженеров и машиностроителей. Я так же знаю девушку (мою ровесницу) которая не могла складывать слова, у нее была довольно тяжелая форма этой самой дислексии, и которая сегодня является автором пяти книг. :-)

Поэтому, прежде чем верить в мистику и невероятные феномены, я бы о таком ребенке поговорила без истерик с родителями, а потом показала бы его таким вот психологам. Не исключено, что им помогли бы сколько-то сеансов и специальных занятий. По крайней мере можно было бы узнать, что у них, может быть, есть какое-то мелкое специфическое расстройство восприятия, которое мешает именно решать примеры.

Как уже сказано - хрен уж с ними, с программистами, если человек в этом возрасте знает, что хочет быть художником, пусть вытянут на троечку, и на том спасибо. Мне кажется, тут гораздо важнее понять, что с человеком не так, ему и самому будет легче знать, что он - не лентяй и бездельник, а просто в чем-то немного иначе устроен. А там уж смотреть, что дальше.

P.S. А вот если предложенное уже прошли, психологи ничего не нашли, и рецепта излечения не предложили - тогда я не знаю, что делать.

Tags: вопрос-ответ, вопрос-ответ-2012, вопрос-ответ-дети, вопрос-ответ-учеба
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Кружка "Вы продОёте рыбОВ?"

    Два смешных мема за один год! Этот нам тоже так понравился,что захотелось нарисовать свою версию. Теперь в Белолапике есть такая кружка! Купить тут:…

  • Белолапик едет к вам!

    1. Белолапик едет в Киев. Он поедет в понедельник. Заказы принимаются до 16 часов по Киеву воскресенья. Забрать можно будет со вторника. P.S. В Киеве…

  • Как сейчас прыгну из окна!

    В контексте всех воспоминаний о богеме вспомнились мне специфические истории, когда кто-то стоял в открытом окне или балконе (уже свесив на улицу все…

promo miumau january 28, 15:00 8
Buy for 100 tokens
Я тут в конце года обиженно отказалась подводить какие-либо итога года, потому что ощущение от года было какое-то тоскливое и тяжелое. И меня всю дорогу преследовало ощущение, что я не сделала ничего. Нет, я все время что-то делала. Местами даже умудрилась ощутить выгорание, и иногда было ощущение,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 190 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal

  • Кружка "Вы продОёте рыбОВ?"

    Два смешных мема за один год! Этот нам тоже так понравился,что захотелось нарисовать свою версию. Теперь в Белолапике есть такая кружка! Купить тут:…

  • Белолапик едет к вам!

    1. Белолапик едет в Киев. Он поедет в понедельник. Заказы принимаются до 16 часов по Киеву воскресенья. Забрать можно будет со вторника. P.S. В Киеве…

  • Как сейчас прыгну из окна!

    В контексте всех воспоминаний о богеме вспомнились мне специфические истории, когда кто-то стоял в открытом окне или балконе (уже свесив на улицу все…