simply miu - Про угрюм-страну. [entries|archive|friends|userinfo]
miu mau

[ website | diary of a maniac designer ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про угрюм-страну. [Июл. 8, 2009|01:37 pm]
Previous Entry в избранное рассказать другу Next Entry
[Tags|, ]
[Current Location |Berlin]

Тут tsarev_alex сокрушается, что в России никто не улыбается детям. Понятное дело, что дети - это особый случай. Даже когда взрослым особо не хочется улыбаться, дети еще вызывают такое желание. Они такие чистые и искренние и еще ни в чем не виноваты, что "портит нам жизнь". Они смешные, они на секунду отвлекают от всей серьезности суровой жизни. Но на самом деле мне кажется, что не в детях дело. В России незнакомым людям не улыбаются вообще.



Я писала об этом давно, когда прилетела в очередной раз из Москвы. В самый первый день я попыталась купить в Москве билетик для метро, сунулась в соответствующее окошко и попросила нужный мне билет, на что неприветливая продавщица ответила: "А кто сказал, что он у меня есть?!"
- А он у вас есть? - удивленно спросила я.
- Ну есть! - ответила она еще более угрюмо, на чем обсуждать стало нечего.
Если предположить, что ей все надоели и ни с кем не хочется общаться, по моей логике было бы проще вообще ничего не отвечать и молча выдать билет, нежели вступать в такие странные диалоги. Но мне не хотелось обсуждать с ней собственные мысли, особенно с учетом того, что за моей спиной стояло, в ожидании, человек 50.

То же самое я встречала в Москве на каждом шагу. Ни на один простой вопрос, вроде "сколько стоит", мне не могли ответить нормально. Отвечали какой-то бред вроде: "Вот идите на тот конец прилавка и посмотрите, а мы где будем, если за каждым таким вопросом будем тут ходить по 10 метров?"

И еще я обратила внимание, что никто не улыбается. Идешь сквозь толпу, и толпа эта - мрачнее тучи. Понимаю, жара, теснота, работа тяжелая, денег мало, забот много. Но вот происходит какой-то рывок, кто-то на кого-то падает, спотыкается, налетает, и толпа мрачнеет еще больше. Когда что-то подобное происходит в любой другой стране, народ начинает улыбаться и шутить, мол, ничего, если все попадаем, так хоть полежим на пике тяжелого дня. Тут никому не до шуток.

В магазинах подороже вежливо говорят "спасибо" и "пожалуйста", но как-то чувствуется, что для них это ново, и им в последний раз 15 минут назад напоминали за кулисами, что нельзя это забывать.

Наконец, спустя 2 недели, добравшись до аэропорта со сколькими-то килограммами перевеса в багаже, я оказалась в маленьком отсеке, где в разных точках сидели три женщины. Одна велела мне заплатить второй некую сумму и отдать талончик об уплате третьей. Там было пусто, я была одна, и все это происходило на двух квадратных метрах. Я проделала всю несложную операцию, и при этом каждая из трех женщин довольно изощренно мне нахамила. Добравшись до последней (или вернее вернувшись к ней) и услышав очередную гадость, я не выдержала и спросила: "Послушайте, что я вам сделала? Почему вы не можете просто молча пропустить меня вон в ту дверь?" на что она вдруг (кажется честно) ответила: "А вы думаете нам приятно целый день смотреть на вас, вот таких, "наших", с заграничными паспортами, летящих туда домой?"

Я не нашла, что ответить на это, и обрадовалась, что проблемы закончились и меня наконец пустили в самолет.

На другой стороне я выходила поздно ночью. По краям от выходов стояли немецкие пограничники, направлявшие владельцев разных паспортов в разные коридоры и окошки. Было видно, что они устали, но они улыбались. Улыбки не сходили с их лиц, и они постоянно всем повторяли: "Вам туда, а вам сюда. Доброй ночи. И хорошего вам вечера. Хорошо вам отдохнуть после поездки. Вам туда. Хорошего вам вечера"
Они тоже частенько улыбаются дежурно, и говорят это дежурно. Но у них это насколько глубоко сидит внутри, это уже стало обычным рефлексом. У них кажется тоже настроение было не очень, и не известно, сколько они там уже стоят. Но по крайней мере в тяжелый момент их дежурная реакция - улыбка и пожелание хорошего вечера.

В немецких больницах, как я уже писала, все сестры постоянно громко шутят и веселятся. Они вращаются, как белки в колесе, с 6 утра (а предположительно и ночью что-то делают), но это не обсуждается. Они всегда бойкие, веселые, оптимистичные, что бы не случилось, принесут, уберут, ничего страшного, улыбайтесь, сейчас все пройдет. Распространяют вокруг себя постоянно веселое и боевое настроения. Я этому удивляюсь постоянно.
В других сферах обслуживания то же самое, но не в такой степени. Но все равно везде пошутят, улыбнутся. О товаре расскажут, рецептом поделятся, маникюр похвалят и свой покажут, и естественно 10 раз улыбнутся ребенку, если он есть. И сунут ему приятную мелочь, если что-то бесплатное рекламное есть под рукой.

Я часто поднимаюсь где-то на эскалаторе, встречаюсь взглядами с незнакомыми людьми, и они мне улыбаются. Захожу в лифт или какую-нибудь комнату ожидания, и немногочисленные присутствующие там здороваются. Просто так, потому что нас мало и как-то хочется что-то приветливое сказать. Иногда даже здороваются в полупустом метро.

Про какую-нибудь Италию или Португалию я вообще не говорю! Там, стоит к кому-то обратиться, с тобой тут же пытаются подружиться навсегда. А если не обращаться а просто посмотреть, непременно улыбнутся, могут подмигнуть или помахать рукой. Хотя с чего бы это? Незнакомые люди. В Греции просто многие издалека здороваются, как будто старые друзья, приветливо машут руками, кричат приветствия и что-то радостное по поводу прекрасного утра.

Я раньше думала, что это связано с уровнем жизни. Говорят, если в стране жизнь тяжелая, то и улыбаться не о чем. Но многочисленные знакомые опровергают эту теорию, рассказывая, как все улыбаются в Индии, в Непале, в Бразилии и в Мексике.
Почему в России никто не улыбается на улице чужим людям?
ссылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 9
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] >>
[User Picture]From: [info]orel_na_vole
2009-07-08 11:42 am none (UTC)

(Link)

Ээээ, точно? Мне улыбаются. Хотя, может, в ответ?
[User Picture]From: [info]miumau
2009-07-08 11:57 am none (UTC)

(Link)

Меня еще нередко москвичи "шпыняли", что "Не надо только по нашим улицам ходить с такой счастливой улыбкой, а то еще кто-нибудь даст по голове просто так, для профилактики!"
:-)
[User Picture]From: [info]terricola
2009-07-08 11:46 am none (UTC)

(Link)

Улыбаются, еще как :)
[User Picture]From: [info]miumau
2009-07-08 11:56 am none (UTC)

(Link)

Что-то не видела, кроме как у своих друзей и знакомых.
[User Picture]From: [info]1enchik
2009-07-08 11:49 am none (UTC)

(Link)

Традиции нет. Нас же не воспитывают так, с детства же учат: "Неприлично пялиться, неприлично руками махать, пальцем показывать", "Смех без причины - признак дурачины" и тому подобное. Тут ведь если люди на улице тебе улыбаются, значит у тебя клякса на лбу или ты что-то надеть забыл...
[User Picture]From: [info]irusja_gia
2009-07-08 01:49 pm none (UTC)

(Link)

Да ну? Глупости какие. А если улыбкой просто симпатию или хорошее настроение выражаешь?
За всю Украину говорить не стану, но у нас народ как улыбчивый, отзывчивый, добрый и шутливый есть, так и угрюмые, нервные хамы-грубияны.
[User Picture]From: [info]iren
2009-07-08 11:50 am none (UTC)

(Link)

мой брат был в питербурге. у метро решил купить воды, было жарко и он попросил холодную бутылку. "холодной воды нет!" - ответила ему продавщица. он все равно заплатил, она протянула бутылку. вода была ледяная.

в израиле за доброжелательность и готовность помочь я готова простить многое;)
[User Picture]From: [info]volwebna
2009-07-08 08:56 pm none (UTC)

(Link)

я слышала всякие ужастики о "доброжелательности" перед посадкой в самолет. правда, может это был частный случай
[User Picture]From: [info]kvisaz
2009-07-08 11:51 am none (UTC)

Извините, нахамить можно и с улыбкой

(Link)

есть мнение, что вы путаете наличие улыбки с отсутствием грубости

Вас таки что больше интересует?

[User Picture]From: [info]miumau
2009-07-08 11:55 am none (UTC)

Re: Извините, нахамить можно и с улыбкой

(Link)

В данном случае меня интересуют просто улыбки.
[User Picture]From: [info]plusha
2009-07-08 11:52 am none (UTC)

точно!

(Link)

в латвии тоже мало улыбаются, во всяком случае, в риге. большая половина ее жителей, кстати, русские (точнее - русскоязычные, не-латыши), - не знаю, связано это с неулыбчивостью, или нет!
[User Picture]From: [info]romap
2009-07-08 12:50 pm none (UTC)

Re: точно!

(Link)

это связанно с глубоким совком в прошлом
[User Picture]From: [info]sedmin
2009-07-08 11:53 am none (UTC)

(Link)

Осторожничаем и не доверяем. Изначальное ожидание наебалова. Потому так и происходит.
Если ко мне в испании подойдет парень в 2 часа ночи и попросит прикурить, я подумаю " Бедняга, шел наверно мучался - никого нет кто бы дал зажигалку. В России первой же мыслей была бы "Гоп-стоп, сука!"
[User Picture]From: [info]la_wei
2009-07-08 01:31 pm none (UTC)

(Link)

Да, примерно так :-)
[User Picture]From: [info]lavinia_lond
2009-07-08 11:54 am none (UTC)

(Link)

Я только что провела месяц в НЙ с шестимесячным ребенком.
В НЙ есть огромные русские районы.
Так вот. Каждый день ко мне на улицах и в магазинах подходило по 10-20 человек, чтобы сообщить мне: на улицах Манхеттена "you are beautiful! and the baby is adorable - beautiful just like you!"
На улицах русских районов: "ты почему ребенку шапку не надела в такой ветер?!"
[User Picture]From: [info]kanerina_tina
2009-07-08 12:43 pm none (UTC)

(Link)

ха-ха )))) да, мамы с малышами - это отдельная категория. На своей шкуре прочувствовала все косые взгляды, упреки на лицах у скромняг и советы от самых смелых.
[User Picture]From: [info]mila_mints
2009-07-08 11:58 am none (UTC)

(Link)

А мне кажется, бывает. Точно помню, что улыбались друг другу с незнакомыми людьми. А уж мелким детям я точно улыбаюсь, это от меня не зависит. Очень люблю на мелких смотреть.
[User Picture]From: [info]duchess_alba
2009-07-08 11:48 pm none (UTC)

(Link)

Про мелких - точно. Им когда улыбаешься, они (даже если до этого были хмурые) тоже улыбаются в ответ, некоторые стеснительно.
[User Picture]From: [info]stranna
2009-07-08 11:59 am none (UTC)

(Link)

В Афинах прямо над раскопками Агоры есть небольшой мостик, под которым проходят поезда метро. Так вот, когда мы там стояли и глазели, машинисты подъезжающих поездов, увидев нас, улыбались и махали рукой! Это меня поразило даже больше чем окрестные развалины :)
[User Picture]From: [info]klyuschka_stara
2009-07-09 09:37 am none (UTC)

(Link)

В Москве есть открытая ветка метро - Филевская. И в одном месте её пересекает мостик. И на этом мостике частенько стоят родители с детишками - посмотреть на поезд сверху. И когда детишки машут машинисту - то он в ответ сигналит. Раньше сигналили громко. Но там дома близко - вроде говорят кто-то нажаловался. Теперь дают тихий-тихий гудочек. Но ВСЕГДА, когда есть махающие детишки.

Хотя это конечно не отменяет общей неулыбчивости................
[User Picture]From: [info]polunika
2009-07-08 12:01 pm none (UTC)

(Link)

Не могу сказать, редко встречала такую негативную реакцию. И улыбаются, и ребенка постоянно пытаются потискать, и в магазинах здороваются.
[User Picture]From: [info]dumendil
2009-07-08 12:01 pm none (UTC)

(Link)

а... вот нашёл. давно ещё. русско-финское исследование.
http://commbehavior.narod.ru/RusFin/RusFin2000/Sternin4.htm
[User Picture]From: [info]fufonja
2009-07-08 12:56 pm none (UTC)

(Link)

спасибо - очень толковая статья.
[User Picture]From: [info]alexey_krion
2009-07-08 12:03 pm none (UTC)

(Link)

Улыбаются, правда не в москве.
меня поразило, когда я последний раз был в первопрестольной, этим потокам роботообразных прохожих, без эмоций огибающих неприятности...
[User Picture]From: [info]alexey_krion
2009-07-08 12:04 pm none (UTC)

(Link)

а хамят и действуют на нервы вам, Яна, по другим причинам (((
[User Picture]From: [info]petrovich_z
2009-07-08 12:05 pm none (UTC)

(Link)

Отсутствие привычки, страх произвести дурное мнение о себе ("а что подумают?") и эмоциональная жадность.
[User Picture]From: [info]kroshka_mue
2009-07-08 12:06 pm none (UTC)

(Link)

Меня поразила как-то логика собственного папы. Он приехал в Москву и я с ним целый день ходила по всяким делам. Когда я что-нибудь покупаю и мне это подают, я всегда говорю спасибо. Услышав это в очередной раз он совершенно серьезно возмутился: Что ты все спасибо говоришь? Это они тебе спасибо должны сказать, ты ж у них купила.
Как может интеллигентный не молодой уже человек так думать? я очень удивилась.
[User Picture]From: [info]white_unihorn
2009-07-08 01:39 pm none (UTC)

(Link)

у меня папа такой же. Их так воспитывали.
[User Picture]From: [info]florimelle
2009-07-08 12:07 pm none (UTC)

(Link)

Возможно потому что практически везде кроме России улыбка - это акт вежливости и некий маркер благонадежности. У нас же улыбка - это только эмоция/настроение и никаких социальных функций. При этом нас многие годы учили эмоций не показывать, никуда не вылезать. Помню что все детство я слышала "Смех без причины - признак дурачины". В России в ходу выражения типа "чего лыбишься" и т.п. У нас просто опасно улыбаться всем подряд и со всеми здороваться.
Я, правда, улыбаюсь :) но часто из-зи этого попадаю в странные ситуации. Люди решают, что это я персонально им из каких-то глубоких личных побуждений. А людей, понимающих вежливые отказы от общения, у нас еще меньше чем тех, кто улыбается чужим людям.

P.S. почему-то еще вспомнились сетования одного молодого человека, работавшего в женском коллективе. Он всем улыбался, открывал девушкам двери, подавал им пальто и т.п. и дамы вдруг решали что это он от больших к ним чувств и мысленно примеряли белые платья. А он был просто хорошо воспитанным и вежливым мужчиной.
[User Picture]From: [info]f_by
2009-07-09 08:49 am none (UTC)

(Link)

"Возможно потому что практически везде кроме России улыбка - это акт вежливости и некий маркер благонадежности. У нас же улыбка - это только эмоция/настроение и никаких социальных функций"

т.е. наши искренне не улыбаются и злятся на вас, а иностранцы неискренне вам рады, т.е. НЕ рады, им всё равно, но у вас создаётся ложное впечатление, что они что-то к вам испытывают, ан-нет, а по нашим явно видно что они вас терпеть не могут ), радует даже не сам оттенок чувства + или -, а то, что наши искренние и живые, пусть и мрачные, чем фальшивые и улыбающиеся.

тогда здесь явно напрашивается вопрос: а почему бы не быть искренне радующимися, и перестать быть фальшивыми? это же как дважды два, как-то само собой напрашивается. мне кажется, что так же сразу напрашивается и ответ.
[User Picture]From: [info]almaz
2009-07-08 12:08 pm none (UTC)

(Link)

Есть такое. Смотреть на других нельзя, все избегают взглядов в глаза. Это вопрос безопасности, мне кажется. Одна из основных потребностей у людей. У нас она не удовлетворена вообще. Каждый, кто находится на улице уже рискует. Только дома, закрывшись на все замки, можно расслабиться и улыбнуться. Печально. Ну а что делать, если реально на улице может прицепиться кто угодно и ему за это абсолютно ничего не будет. Простые прохожие будут просто проходить мимо, а милиционеры будут стоять в сторонке, пока не начнется реальная драка или реальный грабёж.
[User Picture]From: [info]mblkola
2009-07-09 07:24 am none (UTC)

(Link)

Вот это похоже на правду..
[User Picture]From: [info]molokofreak
2009-07-08 12:14 pm none (UTC)

(Link)

потому что русские знают, писец не за горами.)
[User Picture]From: [info]fenst_er
2009-07-08 12:17 pm none (UTC)

(Link)

полагаю, это базовое недоверие к миру.
тут, в России, улыбка - не символ оптимизма и радости, а зависти и неадекватности. улыбаешься, значит, что-то задумал.
тут не принято показывать, что все хорошо, что ты достиг успеха и счастливо от этого улыбаться.
тут также не принято с улыбкой делиться достигнутым, чтобы другим было легче там, где ты тоже измучился.
тут другая логика: я мучался, пусть другие тоже помучаются. или типа "посмотрите, как мне тяжело".
где уж тут просто улыбнуться?

на днях в московском метро на меня налетела девушка, запнувшись за мою ногу, видимо, торопилась очень и не рассчитала "тормозной" путь. вместо логично ожидаемого "извините" она на секунду задумалась, обошла меня с другой стороны и со всей силы наступила мне на вторую ногу - уже от злости и досады, видимо. не люблю Россию за это: за неспособность увидеть, что мир крутится не вокруг тебя.

разруха не в клозетах. да.
[User Picture]From: [info]fufonja
2009-07-08 12:58 pm none (UTC)

(Link)

ваша история в метро - это нечто..

!!

ну нафиг.. лучше на такси.
[User Picture]From: [info]pinrat
2009-07-08 12:21 pm none (UTC)

(Link)

Вот я часто улыбаюсь (не всегда, но всегда, когда контактирую с миром, а не замыкаюсь в себе, глядя в одну точку), просто потому что меня все радует: люди, город, машынки, зеленюшки. Но, видимо, это действительно дико - большинство мужчин мою улыбку распознают, как заигрывание и начинают, нет, не пытаться подружиться на всю жизнь, а сально улыбаться и звать в нумера. Вчера ехала в метро - уставшая и осатаневшая - передо мной сидела барышня с очень интересным лицом (грубоватым, но весьма симпатичным), я взглянула на нее и улыбнулась. Сначала барышня вжалась в кресло (т.е. она явно почувствовала себя неловко), а потом на меня сбоку наскочила другая барышня, гневно пихнула и завопила: ну и чего ты пялишься на мою бабу? Ей я тоже улыбнулась: она была похожа на мою любимую актрису (правда несколько э... мрачный вариант). Кажется они обе решили, что я дура какая-то.
From: (Anonymous)
2009-07-08 06:38 pm none (UTC)

(Link)

"Вот я часто улыбаюсь."
Ага, на юзерпике у вас улыбка просто не сходит с лица :-)
(без темы) - (Анонимно) Expand
[User Picture]From: [info]sneg_na_sneg
2009-07-08 12:21 pm none (UTC)

(Link)

улыбаются! улыбаются! в москве улыюбатся! вот на перефирии - там хуже, но и то не безнадежно!
[User Picture]From: [info]lyuka
2009-07-08 12:21 pm none (UTC)

(Link)

А я когда-то, именно с таким недоумением по поводу неулыбчивости русских отправившись в Европу, удивилась шведам. Они мне показались мрачными и суровыми. Мелькнула мысль, что это северное.
А вот хамство — это чисто российское.
[User Picture]From: [info]ris_s
2009-07-08 12:22 pm none (UTC)

(Link)

Я мало где была, по-этому могу сказать из наблюдений по России
У нас в стране жизнь тяжелая... Думаю мало кто со мной поспорит.
вот люди и заняты перемалыванием разных неприятных мыслей.

а дети они же все чувствуют. они видят мама улыбается и тоже улыбаются и наоборот.
[User Picture]From: [info]fur_fox
2009-07-08 02:27 pm none (UTC)

(Link)

жизнь тяжелая во многих странах, такие мрачные рожи мало где.
[User Picture]From: [info]pinrat
2009-07-08 12:22 pm none (UTC)

(Link)

Да, я когда из Греции вернулась в Питер, я очень перепугалась: даже не думала, что люди здесь настолько дикие и угрюмые, пока не пожила в другом месте.
[User Picture]From: [info]jody_bastet
2009-07-10 02:20 pm none (UTC)

(Link)

после Питера люди в Самаре показались мне упырями. ((( злобные, хамские, серые лица.
[User Picture]From: [info]vector132
2009-07-08 12:22 pm none (UTC)

(Link)

Может люди просто боятся улыбаться и казаться добрыми?
[User Picture]From: [info]kozhev
2009-07-08 03:21 pm none (UTC)

(Link)

О, и это верно! Добрый -> слабый -> уязвимый.
Страница 1 из 9
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] >>