simply miu - О смысле жизни [entries|archive|friends|userinfo]
miu mau

[ website | diary of a maniac designer ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

О смысле жизни [Июн. 20, 2009|03:43 pm]
Previous Entry в избранное рассказать другу Next Entry
[Tags|]

Написал мне незнакомый человек. Добрых слов написал, и пожеланий, как многие в последнее время, пожелал мне сил и здоровья, а потом добавил, что он вот он сам жив и здоров, но утратил смысл жизни.



Мне в принципе понятно, почему человек спрашивает меня о смысле жизни - он у меня есть, и я очень люблю жизнь, и по всему, что я пишу и делаю, это явно видно. Он и не спрашивает, "в чем смысл жизни" - умные люди давно перестали задавать этот вопрос другим, поняв, что смысл у каждого свой. Здесь вопрос скорее состоит в том, где его взять, когда один какой-то смысл был, да сплыл, другой пришлось выгнать, а третий придумать не удалось?

Если посмотреть вокруг, кажется, что кто-то уцепился за детей и внуков и видит весь смысл в них, другой с головой погрузился в работу, третий всецело посвятил себя спутнику жизни, и пытается сделать его счастливым.

У меня со смыслом жизни все было как-то странно: я очень долго о нем особо не задумывалась, потому что он всегда был. Каким-то странным образом я всегда жила на свете с большим удовольствием и рвением, и никак не могла вообще понять, о чем речь, когда кто-то произносил фразы вроде "моя жизнь не имеет никакого смысла". Для меня все имело смысл, потому что я просыпалась утром и у меня всегда был какой-то стимул встать с постели и начинать вертеться. Одно время это был в основном ребенок, в другие времена - работа, иногда - творчество. Когда-то я, едва успев открыть глаза, бежала кормить дитя, а в другие периоды жизни с таким же рвением бежала в одних трусах смотреть, как высох слой акрила, которым я вчера приклеила к доске кучу какого-то мусора. Или проверять электронную почту, в ожидании важного письма. Мне не хотелось долго раздумывать о том, достаточно ли все это важно с какой-то глубоко философской точки зрения - это было то, что заставляло меня проснуться и хотеть жить, вот он и смысл.

В один прекрасный день я оказалась в больнице с известным диагнозом. Я пыталась отправлять заказчикам СМСки из реанимации и спрашивала врачей, когда я пойду домой. Даже услышав, что у меня рак, я продолжала гнуть свою линию: все выспрашивала, что будет следующим делом. Ну ладно, рак, значит будет химия, еще что-то там, многие это прошли и пережили, ну, тяжело. Но потом я все стерплю и все продолжится.

Никак не могла понять, почему мне не хотят ответить на простые вопросы: "А что будет следующим делом?", "Рано делать следующую операцию? А когда будет не рано?", "А почему это нельзя сделать сейчас? А если не сейчас, то когда? Через месяц? Или может быть через три? Ну когда-то же это надо будет сделать?!"
Наконец, получив все результаты гистологий и полную уверенность в том, что он не ошибся, оценивая положение во время операции, главврач выгнал всех из моей палаты и серьезным голосом сказал: "Я не обсуждаю с вами никакие планы через три месяца, потому что их бесполезно обсуждать. Сейчас вам надо думать, как бы пережить ближайшие 6 недель, а если это получится, мы поговорим обо всем остальном. Вам не нужно думать о том, что будет через полгода, сейчас надо думать, как бы эти полгода для вас раздобыть, вот мы подключим онколога и подумаем над стратегией, пара дней на это есть..."

В этот момент я поняла, что происходит: очень возможно, что жизнь моя почти закончилась. Впереди, возможно, осталось какое-то ничтожное количество времени. Возможно все, что у меня было в жизни до сих пор - это и была вся моя жизнь. Впервые огляделась на все.

В ту же секунду я поняла, что очень хочу жить, и совершенно не согласна на вариант с шестью неделями. Я совершенно не могла в тот момент сформулировать, зачем именно мне надо провести здесь еще много-много времени, но сомнений не было, что ОЧЕНЬ надо! За жизнь надо было бороться, и я бросилась на эту задачу всеми силами. И выиграла эти 6 недель, и потом полтора года, в которые никто не верил, и потом магический "пятилетний срок", после которого надежды становится аж 60%...

Позже, когда появилось время подумать, я вдруг начала размышлять об этом самом смысле. Я много лежала в больницах, глядя в белый потолок, не способная ни на что, кроме как дожить до завтра, а завтра опять пытаться встать и сделать какой-то шаг. И все это время я думала над тем, на что потратила лучшие годы жизни. Лучшие в том смысле, что была здорова и полна сил... Теперь-то все будет сложнее. Я понимала, что жизнь впредь будет иной, но настойчиво верила в то, что какая-то жизнь у меня будет - я не хотела умирать и чувствовала, что у меня тут еще много дел. Но каких?

Вот вопрос: отвоевав зубами и когтями у тетки с косой сколько-то недель, месяцев и лет, на что я их потрачу? На что не жалко? Что главное?

Интересным образом, в поисках смысла жизни я находила только больше и больше (часто клишейных) вещей, которые таковым не являются.
Вот все говорят: ребенок маленький, а увидеть бы, как он женится, внуков принесет, карьеру сделает. Все это замечательно, и всего этого мне очень хочется, я жутко радовалась в этом году, когда ему стукнуло 18, и я поняла, что вот он, взрослый, хороший вырос парень, и я это увидела. Но тогда, лежа в больнице, я вдруг понимала, что даже если я всего лишь еще пару раз с ним поговорю хорошо, скажу ему что-то такое, что изменит его жизнь или запомнится и будет всю жизнь душу греть, если просто хорошо посижу с ним еще сколько-то раз и обниму лишний раз - ради каждого из этих моментов, сколько бы их не осталось, вся эта битва имеет столько же смысла!

Про работу в первые же месяцы стало ясно, что больше ее не будет. По крайней мере в той форме, в которой она у меня была до сих пор. Поняв, что я никогда больше не буду бегать по этажам большого агентства и презентовать огромные проекты страшным клиентам, я не ощутила ни малейшего убавления смысла в моей жизни. Я подумала, что даже если я не смогу больше делать еще 20 важных для меня вещей - что-нибудь я придумаю. Я бы и без рук и без ног придумала, что сделать вдохновительного. А работой в общем-то считается все, что является работой над собой и приводит к какому-то профессиональному росту. Не важно, в каком виде и в какой области.

То же самое выяснялось с путешествиями, с разными занятиями и хобби, с которыми приходилось прощаться по одному. Моих способностей и возможностей убавлялось, а смысла не убавлялось совсем. В какой-то из дней, когда я снова попала в реанимацию, мне опять нельзя было ничего есть и пить, можно было только надеяться, что когда-нибудь я снова вернусь к еде через недели на чае и сухариках, мой папа вдруг принес в эту реанимацию огромное красное яблоко и положил его на столик возле моей постели. Это было единственное красочное пятно, единственное живое и душистое, среди проводов, мониторов, дисплеев и капельниц. И было очевидно, что яблоко я съем очень и очень нескоро. Но оно там осталось, и никто его оттуда не убрал. Я лежала там день, другой, и раздумывала об этом райском символе - вот он, мой смысл жизни на сегодня, вернуться в тот рай, где можно взять вот такое яблоко, и просто съесть его.
Иногда смысл жизни жутко прост.

Между делом все много раз становилось лучше и лучше. И я все чаще говорила: "Эх, жизнь коротка!" и делала то, что мне хочется, даже если это казалось другим очень странным, опасным, нелогичным, и уж точно не самым главным в жизни. Хотя я отчетливо поняла, что смысл не в работе и не в написании книг, и не в рисовании бессмертных шедевров и не в делании денег, я все это делаю при каждой возможности.

Смысл жизни оказался переменной. Он заключается в том, чтобы просыпаться утром и чего-то хотеть, а если есть силы, с радостью за что-то браться. Если сегодня я могу только съесть яблоко и перелистывать страницы в красивой книге, значит сегодня смысл жизни в этом. И еще он, конечно, в том, чтобы очень хотеть прожить еще много-много дней, просто потому что ужасно интересно, что (или кто?) там еще ждут за горизонтом, чтобы стать поводом с радостью просыпаться по утрам.

Мой незнакомый собеседник наверняка все это прочел вместе с вами. Напишите ему, где вы берете поводы вставать по утрам и продолжать жить, если временно не понятно, зачем все это нужно?

ссылкаОтветить

Comments:
Страница 1 из 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
[User Picture]From: [info]barashkina
2009-06-20 01:53 pm none (UTC)

(Link)

Спасибо Вам за этот тест, да простые слова, но очень точные.
[User Picture]From: [info]bogolub
2009-06-21 05:07 pm none (UTC)

+

(Link)

Смысл жизни в достижении её цели, находящейся за гранью смерти.
Скромно предложу интересную мысль http://truesite.ru/smysl-zhizni/#start
[User Picture]From: [info]sorrow_7
2009-06-20 01:57 pm none (UTC)

(Link)

Таковых ситуаций у меня не возникало, хотя был момент в моей жизни, связанный со здоровьем, в который меня посещали красочные мысли. Одно я знаю точно, смысл жизни в том, чтобы жить. Ведь жизнь складывается из маленьких частиц, вроде той, чтобы съесть яблоко или обнять пару-тройку раз любимого и дорого человека. И потом эти частицы складываются в большую картину жизни. А дальше в зависимости от человека картина эта смертна либо нет.
Я утром просыпаюсь и встаю на работу с мыслью о том, чтобы максимально сделать того, что сложит мою картину в бессмертную.
Я обязательно когда-нибудь напишу книги о детях больных инсулин зависимым сахарным диабетом и онко-заболеваниями.
[User Picture]From: [info]grafmishurov
2009-06-20 02:37 pm none (UTC)

(Link)

Шибко уж Вы избалованы, дама.
[User Picture]From: [info]lee_ma
2009-06-20 01:57 pm none (UTC)

(Link)

иногда, чтобы понять смысл жизни, нужно узнать, что времени не осталось.
[User Picture]From: [info]kingfisher
2009-06-20 02:37 pm none (UTC)

(Link)

кстати да! в дедлайновых обстоятельствах как-то и чувствуется острее и понимается быстрее все
[User Picture]From: [info]nivifer
2009-06-20 02:04 pm none (UTC)

(Link)

спасибо)
[User Picture]From: [info]ukiriki
2009-06-20 02:12 pm none (UTC)

(Link)

Вот, здорово, правильно! Спасибо огромное!
А у меня да, у меня в первую очередь - ужасно интересно, главная движущая сила - любопытство:). чтобы и вот это попробовать, и вот это, и интересно, а что там будет завтра, послезавтра. Может, это даже и плохо, в том смысле, что я разбрасываюсь, не могу долго заниматься одним делом, я очень увлекающийся человек. Но с этим мы в себе боремся:), и все-таки все интересно, ведь правда?:)
[User Picture]From: [info]miumau
2009-06-20 03:06 pm none (UTC)

(Link)

А зачем бороться? Есть люди, которым что-то интересно, только пока оно новое и трудное, они быстро набрасываются на дело, за короткое время становятся в нем специалистами, потом проворачивают какой-то монументальный проект, в 10 раз больше. чем все, что до этого было в том жанре сделано, а потом им срочно подавай новый вызов. Это специальный такой тип человека. Мне кажется, что так очень интересно жить. Хотя меня полжизни ругают, что "Вот, только где-то устроилась, и бросаешь!"

На самом деле и с таким характером можно добиться успехов и спревратить все это в один цельный проект. Просто надо с этим не бороться, а осознавать (и презентовать) себя таким вот разностоноррим целым. В случае успеха получится монументальная фигура вроде Алехандро Ходоровского. У него, например, тоже все было - то живопись, то фильмы, то карты таро, то школа психомагии, то комиксы вдруг, и все это - он.
[User Picture]From: [info]lekapetrova
2009-06-20 02:22 pm none (UTC)

(Link)

о господи. я прям разревелась в какой-то момент. вот сидишь весь такой, раскисший и бестолковый, но руки-ноги на месте, в голове видать только чего-то не хватает, прочитаешь вот такое и подумается - вот только попробуй заскули ещё!вот только попробуй.
вы удивительная. я как собака - всё понимаю,да сказать не могу. вернее выразить то,что происходит со мной,когда я читаю ваш журнал. хвостом виляю и голову набок наклоняю.
вашему незнакомому собеседнику. в минуты какого-то отчаяния или неудачи кажется, что жизнь смысл потеряла и всё зря. всё познаётся в сравнении. и когда тебе осталось чуть-чуть,то ты остро чувствуешь и понимаешь,что жизнь прекрасна. просто потому что она есть. зачем искушать судьбу и выпрашивать себе проблем, ещё более тяжёлых,чем сейчас? глупо. конечно,когда человек говорит о том,что его жизнь бессмысленна,то это не сиюминутное заявление. это результат либо затяжной депрессии,либо череды каких-то серьёзных проблем. и есть ли вообще смысл давать советы? я не знаю где брать поводы по утрам и продолжать жить. я просто встала и пошла,встала и пошла.
[User Picture]From: [info]madphil
2009-06-20 08:35 pm none (UTC)

(Link)

а чего разревелись то?
[User Picture]From: [info]la_talllla
2009-06-20 02:26 pm none (UTC)

(Link)

Яна, спасибо Вам за эти слова!
смысл можно найти всегда и во всём, главное было бы желание.
когда возникает угроза жизни, когда понимаешь, что можешь не успеть.. вот тут то и начинаешь по-настоящему ценить жизнь и смысл легко находится.
[User Picture]From: [info]ioani
2009-06-21 06:24 pm none (UTC)

(Link)

смысл у вас пока находится только потому, что вы не больны раком, а как правильно написала Яна, у ее сейчас смысла нет и она его не может найти. И это очевидно ведь его и не было и до этого, как нет смысла и вашей жизни.
[User Picture]From: [info]kovska
2009-06-20 02:27 pm none (UTC)

(Link)

спасибо. бывают менее страшные ситуации, но в тот момент они все равно страшные, и вставать не хочется, и интерес потерян. но остается упрямство - я доживу. доползу и увижу, что там, за поворотом. Упрямство сродни любви к жизни, которая сильнее нас и сильнее того, что мы о себе думаем)))
[User Picture]From: [info]miumau
2009-06-20 03:09 pm none (UTC)

(Link)

У нас уже две мотивации к жизни всплыли в треде - любопытство и упрямство. :-) Интересно, что еще перечислят? :-)
[User Picture]From: [info]grafmishurov
2009-06-20 02:36 pm none (UTC)

(Link)

У меня были некоторые периоды моральных переживаний после которых, я вобщем-то, мне было безразлично всё и все. Я думаю не нужно этим вопросом задаваться. Смысл жизни в самой жизни. А ради чего или кого это уже вторично.
[User Picture]From: [info]ad0lf0
2009-06-21 12:16 pm none (UTC)

(Link)

из ваших рассуждений, о смысле жизни, можно провести аналогию с другими вещами.

смысл клавиатуры, не для того что бы "набивать текст", а в самой клавиатуре.
смысл ручки, не для того что бы писать ею, а в самой ручке.
и т.д.
очень логично.


[User Picture]From: [info]kingfisher
2009-06-20 02:39 pm none (UTC)

(Link)

А вообще, Миу - спасибо большущее за "статью". Спасибо что сорали в кучу и сформулировали за других очень важные мысли.
[User Picture]From: [info]iceolga
2009-06-20 02:50 pm none (UTC)

(Link)

вообще-то смысл в собственном существовании я всегда видела (хотя бы на радость родителям). Но с другой стороны меня всё время посещает один вопрос, а особенно последнее время, пока дорисовываю диплом: вот какова моя цель. ну в конечном счёте. всё время думаю, а правильно ли я иду, туда ли я иду. знаю точно, что другого не хочу, но вот правильно ли мое хотение, не ошиблась ли я в своих желаниях?...вот думаю и думаю...
[User Picture]From: [info]grafmishurov
2009-06-20 02:57 pm none (UTC)

(Link)

У Соммерсета Моэма рассказывалась биография, Гоген в 40 лет, бросил супругу и детей, свой успешный образ жизни и стал художником. Вёл нищенский образ жизни и так далее, так что пути неисповедимы.
[User Picture]From: [info]alisa_liddell
2009-06-20 02:53 pm none (UTC)

(Link)

Может, беда этого человека в том, что он просто не может просыпаться и чего-то ХОТЕТЬ?..
У меня были очень, казалось, безнадежные периоды, когда ничего не хотелось. Даже не хотелось хотеть... ТАК хотелось захотеть проснуться и начать жить! А интерес ко всему - потерян. Даже к тому, что получается, что может сделаться делом жизни, любимой работой, которой никогда не было... И даже цели - самые радужные и интересные - не заставляют пошевелить рукой, душой. Ничего не хотелось.
Вот что тут сделать? Ждать, пока пройдет?

Спасибо большущее за пост. Прямо руководство. И очень кстати... )
[User Picture]From: [info]miumau
2009-06-20 03:17 pm none (UTC)

(Link)

Полное отсутствие желаний и мотивации называется депрессией и лечится антидепрессантами. Я это совсем без иронии говорю. Антидепрессанты сейчас сделали хорошие, и то, что вы описываете, в большинстве случаев лечится курсом дней в 20. Они просто приводят в норму (чтобы не было вот этого, когда просыпаешься утром и остаешься лежать).

А уж дальше, придя в норму, конечно надо самому придумать, чего хотеть. У меня тоже бывали в жизни большие ямы, но когда совсем как-то ничего не лезет, я начинаю просто тихо приводить в порядок свой быт. Ремонт там какой-нибуд затеять, обои новые на кухне приклеить, завести, наконец, новых ножек-вилок человеческих... Когда чем-то таким начинаешь заниматься, ужасно быстро начинает хотеться, чтобы это уже кончилось, потому что по ходу дела приходят на ум более осмысленные и творческие проекты - главное прийти в движение.
[User Picture]From: [info]debbylove
2009-06-20 02:58 pm none (UTC)

(Link)

для меня смысл жизни - в любви. Одно время у меня было всё, только любви не было.
Жить не хотелось. Теперь есть всё - и жить хочется ещё лет двести ;)

выздоравливай, миу..
[User Picture]From: [info]tpars
2009-06-20 03:10 pm none (UTC)

(Link)

Я полагаю, что отсутствие смысла жизни (а точнее - нехватка мотивации) - это симптом. Того, что что-то не в порядке внутри - в голове либо в теле. Думаю, надо сходить к психиатру на предмет депрессии, а потом - ходить к психологу, разбираться в себе.
Чужие примеры... М-м, не уверен, что они помогут. Разве что чисто случайно...
[User Picture]From: [info]maximum-value.blogspot.com
2009-06-20 03:14 pm none (UTC)

(Link)

Ни одно испытание (так же как и желание) не даётся нам отдельно от силы, позволяющей его преодолеть (осуществить). Счастье - использовать эту силу, а несчастье - спускать через громоотвод. Когда счастье есть, смысл жизни искать не нужно, а когда счастья нет, то его приходится искать.
[User Picture]From: [info]ycnexu
2009-06-20 08:31 pm none (UTC)

(Link)

Черт, и здесь усы боярского.
[User Picture]From: [info]yan_gel
2009-06-20 03:25 pm none (UTC)

(Link)

Только не отвергайте сразу мою мысль! Смысл жизни в том, чтобы искать Смысл жизни. Пока человек находится в поиске, независимо от его результатов, будь то любовь, воспитание детей, успешность, жажда к познанию и прочее, этот человек живет и видит ближайшую цель своей жизни. И сами понимаете, что результаты поиска, то есть Смыслы жизни, будут разными в течение жизни.
[User Picture]From: [info]grafmishurov
2009-06-20 03:39 pm none (UTC)

(Link)

Это да, жизнь иногда похожа на дорогу, идёшь от остановки к остановке.
[User Picture]From: [info]virtu_alka
2009-06-20 03:26 pm none (UTC)

(Link)

улыбнуться утром с закрытыми еще глазами, от того что проснулась и новый день.
Улыбнуться прохожим на улице и поймать их ответные улыбки. Улыбаться солнышку ветру и лужам.

Много лет так жила пока не нагрянула на меня болячка и жуткая депрессия впридачу, и только в этой депрессии перестав совсем улыбаться поняла, что мой смысл радоваться и вызывать радость в окружающих)))

Улыбайтесь Яна как можно чаще!!!
[User Picture]From: [info]kingfisher
2009-06-20 03:27 pm none (UTC)

(Link)

Никогда не поздно понять в чем же истинный смысл жизни (читай - к чему реально тянет). Тут в Штатах начинает мелькать такой термин "late bloom". Если вы до 35-40 ничего не добились (в глазах общества, а главное - в своих собственных) - ну типа не теряйте надежды, значит вы этот самый лейт блум и есть. Самое время заняться любимым делом \ нарубить бабла \ обзавестись домом со чады и домочадцы - и далее по списку. Самореализоваться короче. Как тот Гогэн.
[User Picture]From: [info]amvi
2009-06-20 03:35 pm none (UTC)

(Link)

А мне просто нравится, не привыкаю - не приедается. Люблю своих котов, всякие мелочи повседневные.
Что-нибудь сложное и невозможное сделать - в музыке (я музыкант). Удивляюсь и радуюсь всему как в первый раз.
[User Picture]From: [info]limu
2009-06-20 03:37 pm none (UTC)

(Link)

вы - удивительная!
я думаю, что смысл жизни - в движении. как бы громко это не звучало
[User Picture]From: [info]grafmishurov
2009-06-20 03:46 pm none (UTC)

(Link)

Забавненько, если уж так рассуждать, то смысл жизни — счастье, и у каждого понимания счастья своё.
[User Picture]From: [info]nuga_nagaina
2009-06-20 03:46 pm none (UTC)

(Link)

Спасибо, мне были нужны такие слова.
[User Picture]From: [info]conjuncte
2009-06-20 04:02 pm none (UTC)

(Link)

На уровне эмоций -- смысл в любви. Я сейчас не про страсть говорю (хотя и это не плохо тоже), а про очищающую любовь. И не важно, кого или что любить. Кто-то влюбляется в "дело всей жизни" и эта любовь делает человека лучше. Кто-то влюбляется в другого человека, например. Служение этому чувству тоже возвышает. Смысл тогда будет в том, чтобы видеть, как нежно любимое дело или "отрада для глаз и для души" под мягкими напорами волн любви, самоотверженной заботы, участия и искренней радости расцветает, нежится, живёт. Это прекрасно, это может поселить в серце человека уверенность в том, что жизнь он живет правильную, что значит что-то как самостоятельная единица для вселенной.

Смысл таких людей в созидании. Нет, они не стремятся к тому, чтобы созидать, даже не задумываются -- просто это единственный способ выразить материально свою любовь, отношение.

Быть может, это неправильная точка зрения. Мы ведь люди, так? Ошибаться нам свойственно. Но что плохого в _таком_ обмане? Смысл (если он есть), лежит вне той категории, где имеют значение добро или зло, правда или неправда.

Смысл может быть единым. И мы не первые, кто ищет его. И мы, скорее всего, будем не первыми, кто его не найдет. Вдруг он так велик, так непостижим, что мы просто не в состоянии понять его, даже если лбом об него ударимся? Улитка ведь не знает, как прочесть книгу. Для неё книга слишком велика. И, может быть, даже _безвкусна_. Он же, смысл, может быть неуловим, непредсказуем или запрятан так далеко, что скорее потухнет Солнце, чем мы сможем добраться до него.

Ведь проблема в чем -- нам не у кого спросить. Любые дедуктивные попытки его отыскания скоро утыкаются в стену доказуемости. Ну да, вот нашел человек смысл жизни. Докажи-ка, теперь, любезный, что ты прав. И в этом уравнении учти всех обделенных, всю несправедливость мира. Если кто-то может решить такую задачу, то... почему он прожигает жизнь разнося, например, газеты по утрам? :)

Если не у кого спросить, то и сравнить не с чем. Нет ответа, нет ответчика -- нет вопроса. Мы можем просто наугад его искать, можем перебором. Искать смысл методологически? О нет, это похоже скорее на игру в лотерею. "Билетик, чей номер оканчивается на 10 (потому что это моё любимое число) и где нет числа 42 -- вот он точно выигрышный". Кто-то верит и в такие рецепты. Не запрещается. Но, учитывая то, что смысл может быть упрятан среди мириады лже-смыслов, последовательный перебор ничем не хуже такого псевдонаучного поиска. Повторюсь, Солнце потухнет раньше.

Смысл может быть разным для каждого. Может быть, это миссия такая у человека -- найти смысл. А жизнь -- игра, где все проходят одни и те же уровни. Симулятор божьей воли. И что? Если один человек утратил смысл, то, может быть, кто-то другой нашел? Это в игре, значит, дефецит ресурсов (в данном случае смыслов). Или же человек утратил смысл -- значит можно найти ещё и ещё. Какая разница? Сейчас можно исходить из того, что смысл есть.
[User Picture]From: [info]grafmishurov
2009-06-20 04:10 pm none (UTC)

(Link)

Отлично! Я полагаю, что созидание по-определению заложено в сути человека, созидание себя, социальной системы. Но это не может быть смыслом — это то, что по-определению является тем что в его сути.
[User Picture]From: [info]conjuncte
2009-06-20 04:02 pm none (UTC)

(Link)

В другом варианте -- смысла нет. Вообще. Мы -- парадоксальное явление. Такое же красивое, например, как молнии (я люблю молнии). Какой смысл в горах? Ладно, какой _вам_ лично смысл в кратерах на Луне? А какой для вас смысл в спышках на звезде, удаленной на 10 млн. световых лет от нас? Нет никакого? Так же и мы -- можем быть просто ничтожны по сравнению со вселенной. И все эти псевдо-поиски псевдо-смыслов -- оправдание своего безделья. Апатии, усталости, осознания тяжести ошибок. Например, не туда человек пошел учиться, не тем стал работать, _не ту жизнь прожил_. И кажется ему, что потерялся смысл. Когда нечего терять, ничего не потеряется. Глупо ведь -- утратить то, чего изначально не было. Если считать, что смысла нет, то мы -- всего лишь феномен. Красивый феномен. И многое тогда в нашей жизнь аморфно и понарошку. Но всё это с такими серьёзными минами...

Это если вкратце и на эмоциях. Неизвестный читатель может сам себе выбрать. Вопрос в другом: что он будет делать с этим знанием? Зачем ему знание смысла жизни? Не лучше ли, и правда, обогатить себя и других духовно/материально? Найти лекарство от рака, например. Или построить дом своей семье. Любое созидание, лично для меня, имеет больший смысл - чем поиски смысла (если на эмоциях).

Можно взглянуть чуть серьёзнее. Не по-научному (ну кто я такой? тут полно умнейших людей, которые в вопросе похлеще разбираются). Итак, что мы увидим.

Одни надеятся на Рай, другие на Ад, третьи вообще в Бога верят. С ними все понятно -- им что-то обещано. Это, конечно, не смысл, но классный его заменитель. И если это заменитель только на пользу человеку -- я только за. А как же быть тем, кто "ну в общем-то и не очень верю", "верил бы, да вот как-то..." или просто всем остальным? Я предлагаю напрячь воображение и подумать, что больше вас, читателя, не будет никогда. Ни-ког-да. Вы умрёте (ну, надеюсь, с этим никто не поспорит). И больше от вас ничего не останется. Память, да и только. Представили? Напоминаю, вы -- тот, кто не верит во что-то "за гробом". Обычный смертный, умный, красивый, успешный или нет человек. И вот вы умерли и нету больше вас. Скажите, кому от этого станет _лучше_? Хуже - может быть, а лучше кому? Не спешите отвечать, потому что если у вас готов ответ, то вы неправильно меня поняли. Когда вы умрёте, вас _не будет_. И ничего от вас не останется. Нечему будет оценивать "кому стало лучше", некому будет оценить "кому стало хуже". Даже некому будет почувствовать безразличие ко всему. Вас просто не станет. Ни разума/сознания (сразу), ни тела (со временем). Причём больше не произойдут такие события, которые бы позволи вам повторно появится на свет. Ест шансы (2 к 3), что всё во вселенной закончится печально. Что история не повторится. Что не будет "большого сжатия" и повторных "больших взрывов". Это значит, умерев раз -- вы умрёте навсегда.

А теперь взгляните, неизвестный читатель, на себя. В этом ракурсе то, что вы существуете -- чудо. То, что существует вселенная -- чудо. То, что вам есть чем смотрет на эту вселенную, держать ложку и на чем носить модные ботинки -- чудо. И это само по себе чудо, самостоятельно имеет значение. Поймите, что с каждым днём вы всё ближе к отметке, после которой ваше чудо исчезнет навсегда. Очень сложно передать ощущение слова "навсегда". Но вы уж постарайтесь вообразить. А раз мы -- чудо, то почему бы нам.. (и тут можно пойти и перечитать часть "на эмоциях").
[User Picture]From: [info]akullina
2009-06-24 11:16 am none (UTC)

(Link)

о, спасибо!
представила себе, что меня никогда больше не будет. знаете, отрезвляет :-)

[User Picture]From: [info]conjuncte
2009-06-20 04:02 pm none (UTC)

(Link)

Простите, неизвестный читатель, я не знаю, в чем смысл жизни. Никогда не видел его. Но я чувствовал те моменты, когда делал что-то осмысленное. Когда минуты были осмысленными. Когда я был самостоятельной единицей, даже в сравнении со вселенной. И в таие моменты для других людей я был все тем же. А что до вас -- так вы обо мне даже и не знали вовсе.

Вам дико повезло, читатель, что вы родились. Всё во вселенной против этого. Все законы, все вероятности. Но вы -- родились. Можете и дальше прожигать свою жизнь, изображая "поиски". В таком случае вы -- лентяй и только тратите бесценную (во всех смыслах) жизнь других людей. Работайте, любите. Чувствуйте _вкус_.

Ну вот, как-то так...
[User Picture]From: [info]madphil
2009-06-20 08:38 pm none (UTC)

(Link)

Шикарно :)
[User Picture]From: [info]anny_key
2009-06-20 04:34 pm none (UTC)

(Link)

Для меня смыслом жизни являетя красота вокруг. То, что я могу ее увидеть, услышать, поторогать, почувствовать запах. И вот эта красота мира наполняет меня изнутри. То, что могу ее воспринять и радоваться ей - подозреваю, талант, как живописный дар или абсолютный слух. Даже в очень тяжелые времена красота никуда не девается. Она - становая жила, база, стержень, вокруг которого сформирована моя личность.
Вы - такая красивая! Такая живая и открытая.
[User Picture]From: [info]nastasik
2009-06-22 08:49 am none (UTC)

(Link)

Для меня также.
Я повесила у кровати репродукцию "Венеры" Боттичелли, что купила во Флоренции. И когда вставать не хочется, встаю только ради этой красоты и чудесных воспоминаний.
Страница 1 из 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>