Previous Entry Поделиться Next Entry
Как мы учимся (3 из 3)
miumau


Кстати, из написанного ранее следует еще одна интересная вещь. (По ее поводу имеются многочисленные споры, но некоторые в эту теорию очень верят!)
Вот ребенок учится говорить, он совсем еще ничего не знает, никаких правил, ничего. Слов у него три штуки. Он сначала начинает строить сочетания из двух слов "я хочу", потом из трех и.т.д. Усложняется, развивается, как-то сам. Допустим, он услышал какое-то окончание, и понял, какая у него функция. И начинает лепить его ко всему. Получается всякое "двумями руками". Вера утверждает, что если это услышать, и ничего не сказать, вообще не исправлять ребенка, он через месяц сам выяснит, как надо, и начнет говорить "двумя руками". Как и почему? Много возможных вариантов. Факт, что он научится как надо! Точно научится! При этом будет в целом все это время учить язык с удовольствием, и осваивать его "налету", параллельно с другими действиями. "На подсознательном уровне". Не напрягаясь. Однако, как только мы его поправим "так не говорят", мы вынесем эту ошибку в область сознательного - он сделал ошибку, надо учить правило, почему так нельзя, исправляться, и.т.д. Оно немедленно превратилось в стресс, и затормозим весь процесс обучения.




Некоторые возмущаются, что "ну надо же знать правила!" С другой стороны все признают, что до определенного момента правила навязывать бесполезно. Пока ребенку год, и он говорит 10 слов, лезть к нему с правилами рано. В школу вообще отдают в 6 лет! К этому моменту обычно ребенок уже болтает во всю, и грамматических ошибок в речи делает крайне мало! Они ничего еще не выучил из правил, но у него уже есть куча знаний. В том числе он уже нашел сам кучу взаимосвязей, и подкорректировал свои знания. Поэтому он в 6 лет уже делает очень мало таких ошибок, как "двумями руками". Поэтому тут никаких сомнений ни у кого нет: пусть ребенок учится говорить интуитивно, больше концентрируется на содержание того, что он говорит, а грамматику выучим потом.

Почему же, когда вы идете в школу, учить новый язык, все наоборот? Вам сначала выкатывают грамматику, правила, списки неправильных глаголов? Потому что так быстрее, проще "впихнуть"? Не приятно, не интуитивно. Это очень долго не становится интуитивным знанием, которое с радостю интегрируется в ваши нейронные сети. Но можно быстро втюхать в человека много. А потом подразумевается, что он бросится активно этим пользоваться "через немогу", и втянется. А почему не пробовать детский способ? Для этого нужно было бы дать себе очередные 6 лет, чтобы "покайфовать" с языком, врастая в него. А потом можно и грамматику выучить, когда вы уже на этом языке научились красивейшие истории рассказывать - чтобы вы научились их грамотно записывать и издавать.

Так вот - Биркенбиль призывает к тому, чтобы (если хоть как-то позволяют условия) учиться чему-то тем детским способом. Сначала "пробовать и набирать", а потом (когда МНОГО наберется) начинать думать, как это сопоставить с правилами, разложить по полкам, и совершенствовать по миллиметру. Там, на уровне ближе к вершине с мастерами, можно в и мелочах копаться. (Среди тех, кто в этих мелочах понимает.)

И сейчас меня тут порвут на куски. Но она считает, что искусству, рисованию, писанию книг и.т.д. тоже надо учиться так, и мне кажется, что она права! Сначала делать много-много, чтобы это стало естественной частью вашей сущности, и начало вызывать радостное возбуждение, удовольствие. А потом уже можно "доучить" все правила про свет и тень, отражения, перспективу и.т.д. Когда вам этого не хватит (на фоне того, что вы уже активно в этом живете), вы это по одному разу прочитаете, и сразу поймете. И будет вот это состояние, когда вам одно правило показали, и вы сразу: "А-а!" и тут же во все работы интегрировали, и очередная ошибка сразу из всех работ пропала. Потому что вы рисовать уже умеете, у вас уже есть навык "нарисовать руками то, что видит глаз или думает голова". И какое-то правило - это просто небольшая смена направления в вашей работе.

Еще раз приведу для сравнения изучение языков. (Их учат многие, поэтому это так заметно стало.) Если спросить, для чего люди хотят выучить язык, большинство ответят: "чтобы говорить, и понимать, что мне сказали". Таких будет много. На втором месте будет пожелание "немного читать и писать". Мало кто претендует на то, чтобы на этом языке писать официальные письма или даже книги. Многим достаточно быть в состоянии прочитать вывески, может быть газету, всякий там сервис - что написано в банкомате и всяких элементах навигации. Писать - тоже, чтобы на мейл хватило "привет как дела" или чтобы початиться теми словами, которыми уже говорить научились. Грамматика в чате имеет мало значения. Тут желающих будет меньше, чем "прост говорить и понимать", но достаточно.
А кто хочет знать тонкости грамматики, очень грамотно писать, или вообще понимать все о происхождении слов и устройстве языка? Мало кто. При этом как нас учат? Грамматики и правил пихают много всем. Того, что всем больше всего хочется - просто болтать - в школах дают меньше всего.

С рисованием то же самое. Пока доберешься до "просто рисовать красивую картинку" в человеке уже убьют все чувства этими кругами и осями, и тягомотиной про светотень.
Поэтому хорошо работает метод моей мамы, которая для начала вообще не трогает детей с этими всеми правилами, а старается пробудить в них чистый кайф от рисования. Потом она им потихоньку подсовывает целую кучу правил, когда они уже летят, и их так просто не затормозишь. :-) У нее подход - совсем не академический. Но потом желающие доучиваются до чего хотят. Главное - запустить процесс, чтобы человек начал любить чем-то заниматься, получать успехи, радоваться.

Кстати, вот написали у меня в комментариях под постом про мотивацию, как всем влом эти списки слов учить, и правила. Язык решили учить, а он не лезет. И многие пишут, что вот - ленивая я скотина! Им этим способом язык не учится, а классическая школа их убеждает, что это они - нехорошие. Ленивые, немотивированные. неправильные люди. Не хотят учиться.

А у Перкинса вот что интересное написано. "Интеллигентность" составляется из трех параметров.
Первый: это скорость нейронов ил ив народе "скорость восприятия". Это то, что врожденное, и ничего не поделаешь. У кого помедленнее, те вначале туго соображают, по сто раз должны повторить, прежде чем запомнят, и.т.д. Это - у меня например такое. И это - причина, по которой я всегда любила потренироваться в тихом уголке, прежде чем делать что-то новое с людьми и на людях. Мне нужны мои лишних 100 повторений, пока я всех не догоню. Это - факт, с которым просто нужно жить и учиться работать.
Зато те, кто дольше "въезжают", потом дольше помнят и знания у них глубже. Потому что, если долго пытаешься, оно за это время умудряется обрасти большим количеством нейронных связей. Тех самых, благодаря которым потом все резко становится так хорошо. Т.е. сначала у "тормозов" все трудно, зато потом у них все стабильнее и глубже. (Им трудно прорваться сквозь требования школьной системы. Но если они выживут, они потом могут становиться очень успешными.

Второе, что является маркером интеллигентности, это наличие большого количества активных знаний и ассоциаций, которые нам доступны. Это - дело наживное. И побеждает не столько тот, кто больше прочитал, сколько тот, кто умудрился больше запомнить! (Вспоминаем начало, и мысли о том, как что-то задерживается в голове, и уберегается от утопания в глубинха памяти.)

Третье! Тут у нас новость, которая с одной стороны радостная, а при более близком рассмотрении - не очень веселая. На 89% результат обучения определяет метод! Если вы чему-то плохо учитесь, значит виноват неподходящий метод. Если найти более подходящий метод для вас, результаты обучения могут улучшиться до 89%, соотвественно. :-) Т.е. вы - не ленивая скотина, нет! Вас просто не тем методом учат! Или вы не тем методом учитесь! :-)

На этом месте я расплакалась, и пошла заказывать в библиотеке книжку в 600 страниц про методы обучения. :-) И отдельная интересная задача каждого человека - попытаться понять, как устроен лично он, что в нем особенного или наоборот обычного, и как подобрать наилучший метод лично для себя. А каково тем. у кого есть амбиции подобрать наилучшие методы обучения для всех: Эээх.




Смотрите так же:

Магазин Белолапик
Все новости в Телеграме
Недетские картинки в Телеграме
Уютный чат в Телеграме
Мой Youtube
Проспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам: http://paypal.me/mammamiu




Подписаться на Telegram канал miumau

Записи из этого журнала по тегу «размышления»

  • О тщетности всего

    Каждый раз, когда появляется пост про уборку или какие-то ее части, несколько читателей (или скорее читательниц) восклицают, что их всю жизнь убивает…

  • Так хочу негодяя!

    Разбираю письма в "Вопрос-ответ". Вот, которое было уже: мужчина со мной беременную жену обманывал, теперь со всей фирмой делает то же самое, а…

  • Уберите мой пост!

    По следам поста про злую женщину, которая сокрыла от коллектива, что болела туберкулезом, автор письма прислал просьбу: Яна, здравствуйте! Это…


промо miumau апрель 6, 09:00 14
Разместить за 100 жетонов
Если вы не можете найти кота, он наверное спит под стулом в гамаке. Помните картинку "Найди спящего котика"? Она превратилась в одноименный гамак. Этот гамак - это тоже очередной товар с непростой историей. В первый раз moe_delo увидела такие гамаки в Гонконге, где место очень…

  • 1
а книжка про методы обучения на немецком?

Меня все время это спрашивают. Можете исходить из того, что 99% того, что я читаю - на немецком. Мне просто на немецком все легче всего добыть в библиотеке тут, я все читаю на немецком. :-)

А я тоже всем рассказываю, что можно слова учить как ребенок, если читать детские книжки сериями.
Я, когда почти забытый французский вспоминала, прочитала подряд шесть детских детективов одного и того же автора. Как и все, кто пишет серии, он пользуется довольно ограниченным количеством слов и выражений, зато они встречаются в самых разных контекстах. И постепенно, не лазя в словарь, начинаешь понимать, что это значит - строго как маленький ребенок. А дальше у меня начинают лезть ассоциации - из песен, из других языков, какие-то латинские пословицы - все идет в дело. И красивые выражения в голове крутятся как строчки из песен. И с каждой такой серией знание языка улучшается на глазах и без усилий. И говорить легче, потому что наиболее употребимые конструкции сидят в голове целиком, их не надо мучительно собирать из мелких деталей.

Есть такой американец A J Hoge, который выучил кучу людей английскому по "детскому" методу. Сначала надо много слушать простых текстов и отвечать на вопросы просто Да или Нет. Главное - понимать. Потом отвечать более развернуто. Потом уже пересказывать. То есть двигаться в том же порядке, что и ребенок. Уже после этого можно читать. А писать и учить правила - в самом конце. Его метод называется Effortless English. Вдруг вам будет интересно, это близко к Вашей теме про обучение.

смотря какие детские книжки
если сказки , то нет. там куча никому ненужных слов . особенно сказки прошлого века - типа "колодец" и "перстень" ((((

Edited at 2017-08-02 05:59 (UTC)

Точь в точь метод Шехтера в обучении языкам. На первой ступени изучения - о грамматике там вообще ни слова. Преподаватели даже не исправляют ошибки. Главная задача - разболтать человека, а потом уже начинается коррекция. При этом, таким методом рекомендуют начинать именно с нуля изучать язык. Когда нужно подтянуть язык метод работает не так эффективно.

И все же переучиваться сложнее. Мне в художке на второй год пришлось остаться - столько заняло переучивание меня по живописи.


Эээхх действительно. Поняла, почему у меня все так по-разному пошло с немецким и с английским. Теперь тоже хочу почитать про методы обучения, нет сил чувствовать себя дураком все время.


Значит, выучить язык по книгам и сериалам вполне реально) И даже эффективнее зубрежки правил.

Edited at 2017-08-02 06:41 (UTC)

По книгам можно научиться понимать язык. Чтобы начать говорить, чтение - вещь полезная, но недостаточная. Нужно говорить, хоть как-нибудь.

Меня в уроках музыки бесило, что первые годы ты играешь всякий фольклор и примитив, который совершенно не доставляет удовольствия. А сольфеджио в полный рост в тебя фаршируют.

И как же, извините, играть по нотам, не понимая ничего в сольфеджио?

5 копеек можно вставить?)

Про языки. "Разболтать" человека можно в правильно говорящей группе. В месте проживания тех, кому этот язык родной.(Младенец общается с родителями, свободно говорящими на родном языке)
Есть ли смысл "разговариваться" на уроке, где 20 чел не знают языка. а учитель один.?((( Хорошо, если правильно говорящий..

Вероятно есть, потому что таким методом у нас учат в Volkshochschule беженцев, когда мы только приехали, таким методом там учили моего мужа. Один преподаватель, человек 20 беженцев и эсмигрантов из разных стран, у большинства - знания нулевые (несколько "продвинутых уже подхватили пару десятков слов), и всех вместе пытаются разболтать. Через три месяца все болтали.

Про язык - а я так и делаю, а это, оказывается, правильно. Сначала говорить-говорить-говорить, даже с ошибками, поначалу очень плохо, с перепутанными склонениями, окончаниями и падежами, а потом оно как-то лучшает само. И еще читать очень помогает, чтобы язык выучить.

Единственное что, тут есть сложность с теми языками, которые очень далеко от родного, с каким-нибудь китайским говорить с ошибками - лаовая даже пытаться понять никто не будет, что он там лопочет :)


Ох.... Слово СТРЕСС стало настолько любимым и частоупотребляемым, что уже теряет свою значимость и начинает раздражать(


Пожалуйста, подскажите название и автора книги про методы обучения.

В данном случае я писала про книгу Веру Биркенбиль, это и метод Веры Биркенбиль, у нее десяток книг с разными названиями. И кажется какая-то про изучение языков даже на русский переведена.

Я показал репетитору по рисованию методику 50 набросков в день, она сказала, что я так научусь неправильно рисовать и потом будет дольше переучиваться. Надо сначала рисовать медленно, соблюдая все правила анатомии, а потом уже делать наброски. В растерянности (

Я примерно так учусь делать все новое - сначала я делаю, а потом читаю мануал! И с удивлением обнаруживаю, что и как делать. Но мне это помогает не терять мотивацию и веру в себя, если я интуитивно научилась малевать, то значит, и "по правилам" смогу.

Когда я начинаю учить европейский язык, я первым делом стараюсь прослушать на нем всего "Гарри Поттера"))). Книги знакомые, можно разобрать, что происходит, опираясь на знание подобных языков, улавливаешь похожие слова, закономерности. К концу 7 книги начинаешь понимать все очень хорошо))). Жаль, с совершенно чужими языками вроде японского не прокатит.

о! И я на Гарри Поттере англ. и немецкий учила )) и дочь моя сейчас! Когда ты фанат, то можно же читать хоть сто раз хоть на каком языке, всё равно интересно ))

Я очень согласна с Вами и Верой!
У меня интуитивная грамотность - может быть потому что читать научилась рано и сама. А в 8 классе нужно было для экзаменов правила грамматики учить, и помню, что это начало сбивать меня с толку. Потом я их быстренько забыла, и все наладилось )

И да, интуитивное обучение можно применять в очень многих областях. Это как на велосипеде ездить - конечно, набьёшь шишек поначалу, но ведь научишься хорошо!

Та же история: читать научилась в 4 года, поэтому писала всегда грамотно, не особенно задумываясь над тем, как что пишется, просто написанное получалось автоматически правильным. :) Правда, в школе из-за этого огребала по полной: на все олимпиады, где требовалось без ошибок написать сочинение, отправляли именно меня, а вот выдать у доски формулировку правила, притом обязательно теми словами, что в учебнике (самостоятельно вывести из примеров и сформулировать какую-то закономерность, отслеживающуюся в написанном, я, разумеется, могла - не кого из учителей это волновало?)... С этим было сложнее, и оценки мне из-за этого постоянно снижали.

про методы обучения - я очень согласна! перезанимавшись кучей дел типа танцев и всего такого, я пришла к выводу, что лучше кликер-метода ничего нет. мозгу дается постоянная позитивная обратная связь, и в обход осознания даже, то есть - очень быстро.

А как применить этот метод к человеку? И к себе (если учишься сам)? Кликать самому себе, когда сделал хорошо?

Яна, спасибо большое за эту серию постов! Прочитала с огромным интересом, много думаю про языки, потому что я как раз из ьех кто сдался и говорит что нормально не выучит никогда:(

О, вот я с испанским так пробую. :) Очень нравится добывать куски грамматики, которые описывают то, что уже знаешь "наощупь". :)))

У ребёнка до 6 лет есть "впитывающий разум", а у нас нет. Вернее, наверное, все же есть, но в гораздо меньшей степени, поэтому к нам сложнее применить этот метод.) Но у взрослых есть воля и способность сознательно запоминать, которые не развиты у ребёнка.

Если вы чему-то плохо учитесь, значит виноват неподходящий метод.

Я читала, что школьная система подстроена под правополушарных людей. И левополушарным "тугодумам" приходится в школе очень нелегко.

Мой ребенок так "по Биркенбиль", получается, английский плавно учит. Растет в немецкоязычной стране, со мной говорит по-русски, с отчимом по-английски. Два года почти я ее не трогала с учебниками по английскому совсем. Она бегло говорит и почти все понимает, смотрит фильмы. Недавно взялась с ней за грамматику Мерфи, элементарную. Учебники английского, даже для пятого класса австрийской школы, для дочери (второй класс) слишком легки. Обожаю Мерфи, никакой воды, просто прекрасно ложится на разговорную базу ребенка. Но далеко не у всех такие идеальные неспешные условия.

Я тоже из тех тормозов, что по сто раз повторяют. Таким образом Право и Этику на немецком сдала, просто какой-то неимоверной зубрежкой, с кровавыми слезами.

Да, согласна. Тот метод, когда сначала учат правилам опасен в первую очередь еще и тем, что человек так и будет отодвигать от себя саму деятельность. Даже если будет хватать мотивации. Когда то мой руководитель рассказывал, что он как то встретил свою сокурсницу с первых курсов на каких то семинарах мэтров психологии. Та все еще" набирала базу". А у него уже давно был свой центр и большой багаж практики.
Как потом мы узнали, та дама так и не начала практику, но правда посещала все интересные семинары. Реально оказалось, с ней невозможно сделать ни одно упражнение, она напрягалась как тяжелоатлет, какая тут уж работа с клиентом!
Да, в нашей профессии всю жизнь надо учиться, но если не практиковаться, то знания будут мертвыми и никому пользы не будет.

Как изучение английского языка в советской школе. Учили шесть, кажется, лет, но никто не говорит (кроме тех, кто сам еще занимался)

Я так учу английский. Точнее не учу. Потому что расслабленное освоение правил, просмотр фильмов или прослушивание интересных подкастов по американскому произношению - это не учеба, а хобби. Одно время ходила к репетитору, которая пыталась на меня давить - завставляла учить большие куски и писать, я от неё отказалась - просто потому что знаю, в каком ритме мне этим заниматься комфортно. Если перетружусь - появится отвращение. А все начиналось с того, что меня безумно радовала возможность понимать чужой язык - это ведь как волшебство, ну те если бы внезапно животные научились говорить и ив стали бы понимать своих кошек, то вот понимать английский - это в той же плоскости.


метафоры знаний

Яна.. Метафоны у вас отличные.. но все же ооочень приблизительные.
Я этой темой интересуюсь давно.. и осмелюсь дополнить.

1. Не так работает наша память, у нас нет никаких фактических знаний. Нет мутного дна водоема :) У нас череда абстракций с разной степени деградации и ассоциативное мышление. Располагается все это в голове рандомно.
Что и плюс и минус.
По случайному запаху труфеля у вас моментально может всплыть ясный фрагмент памяти о поездке в Париж.. не важно сколько лет назад это было. Не нужно "копаться на дне" для этого.
Вместе с этим.. вы не в состоянии вспомнить позавчерашний день, потому что все абстрактно, обыденно и быстро перекрылось похожими днями.
Вы так же не в состоянии часто сознательно вытащить многие детали о том же Париже, потому что находятся они где-то непойми где в разных местах.

2. Нельзя проводить параллель между тем как ребенок учит новое первый раз, когда вообще первые шаблоны и связи формируются, между взрослым человеком с багажом знаний и шаблонов. У ребенка только формируется ассоциативный аппарат, взрослому надо внедрить знания в существующий.

3. Скорость нейронных связей.. и повторения.. блин.. тут мне кажется нет прямой связи вообще :) Потому что не раз доказано, что вся МОЩА мозга в параллельных расчетах. То что миллионы, миллиарды нейронных связей могут работать одновременно! Потому тут важнее не количество повторений, а вариативность и количество ассоциаций на уровне разных модальностей, подкрепленных действием.

В итоге память больше похожа на звездное небо с созвездиями связанных знаний. При этом Созвездия даже одной категории знаний, часто разбросаны небольшими участками в разных местах довольно случайно... когда мы обрастаем знаниями в определенной области, созвездия эти разрастаются так, что куда ни тыкни случайным тыком, всюду найдешь о рисовании (например). И конечно есть проверенные и закрепленные паттерны, которые мы используем как шаблоны, чтобы не тратить энергию на создание новых связей. Так освобождает энергия, чтобы рисовать человека и не думать о том, как у него там рука или нога устроены.

Вообще тема интересная и коротко тут не ответишь.

ТОП: 08:00 (московское)

Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 102-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account