Previous Entry Поделиться Next Entry
Как мы учимся (1 из 3)
miumau


Хотела написать вам пост. Накатала 25 тысяч знаков (опять). Сейчас разобью их на 3 поста.

Я книжку пишу (давно). Читаю взятого в библиотеке Дэвида Перкинса, и параллельно вынимаю душу из невролога. Невролог вообще-то охотно делится знаниями, потому что знаний у него много, и они ужасно крутые! Он даже согласился поболтать со мной во внеурочное время. Но у меня на него какая-то такая нездоровая реакция, мне кажется, что у него в голове такая куча потрясающих знаний, я их хочу узнать все! А он их ведь набрал в тысяче источников, о которых я даже еще не знаю. К тому же он их уже осмыслил и разложил по полочкам. Эээх, интересно как. Но надо ведь и честь знать. Ну вот ладно, есть диссертации и научные труды таких как он. Бери и читай. Но это как большое такое море, в котором ныряешь, ныряешь, а взять из него как-то ничего и не можешь. Есть популярные книги - вот некоторые вроде Перкинса сделали нам доброе дело. Но и там так много всего, так много всего. Широко и развернуто. А меня сейчас интересует достаточно узкий вопрос. И пока я все найду, что его касается - кажется что рою, рою, перекапываю тонны букв. Поэтому, когда мне попадается кто-то, способный выдать знания по конкретному запросу, мне приходится очень следить за собой, чтобы не вцепиться в него слишком сильно, и не спугнуть. :-) :-)



P.S. Лирическое отступление: знаете, бывает так, что есть где-то в вашей жизни необъяснимая вещь, вы даже уже смирились с тем, что она необъяснима. И вдруг попадается вам человек, который начинает об этом говорить, и возникает такое острое ощущение: "Ооооо! Он способен это объяснить!!!" а потом следом появляется еще более волнительное ощущение: "Вот кажется сейчас я все пойму!!!" :-) Вот у меня сейчас такие ощущения вызывают люди, которые серьезно занимаются нейронауками. Уж очень хочется понять, как мы устроены (и как наилучшим образом использовать все драгоценное, что в нас есть.)
Правда, чем дальеш в лес, тем чаще к эйфории примешивается пессимизм: они может и знают, но пока все выспросишь, тоже полжизни пройдет.

Но все равно - мне сейчас радостно, потому что ощущения понимания прибавляется.

Вопрос, который сейчас терзает меня: как мы учимся, и как устроены наши знания. (Как впредь учиться новому легче, эффективнее и с удовольствием?)

Вот что я об этом уже знала (далее - кусок текста из моего семинара и недописанной книги "Миллиард-миллиардов идей"): Наши знания можно представить себе как некий водоем, очень глубокий, в котором находится все, что мы когда-то узнали. То, чем мы пользуемся часто, плавает на поверхности, и легко доступно. Чем меньше пользуемся, тем больше оно уходит на дно. Чем дальше и глубже оно, тем там все гуще и непрозрачнее, тем труднее оттуда достать.
Метафора про большой и мутный водоем тут подходит замечательно. Если мы попытаемся выкопать что-то со дна, мы там будем рыться вслепую, поднимем кучу тины и всякой мишуры, и временно будет вообще ничего не понятно. Но потом оно устаканится, и водоемом станет снова возможно пользоваться, более или менее. И плавать в поверхностных слоях воды, без того, чтобы к нам цеплялась все время какая-то фигня.

Но вот вы полезли рыться в глубины, и что-то ухватили. О! Не поймешь - толи веревка, толи водоросль. Тянешь... Оно не особо тянется, оно там в глубине застряло. Иногда тянешь-тянешь, и тут оно отрывается. Вытягиваешь, рассматриваешь: это таки хвост какой-то водоросли. Ну да, не велика потеря, можно оторванный хвост выбросить. А иногда вытянешь - ооо, это кусок чего-то интересного! Как жаль, что оно оторвалось! Хочу эту штуку вытащить всю!
Как можно действовать в этой ситуации? Можно пытаться нырнуть вглубь, и там рыться. Тяжело, противно, и через какое-то время придется вынырнуть, потому что иначе задохнешься там! Иногда получается за сколько-то минут копания что-то там нащупать, ухватить, и вытащить на поверхность. Тогда - ура, нашлось! Иногда вытаскиваешь интересное, но не то. Ладно, все равно откладываешь: хорошая находка. Иногда такую дрянь вытащишь, то моментально, без капли сожаления, бросаешь обратно.

Что происходит чаще всего: роешься там в мутной тине, щупаешь, и тут удается нащупать что-то знакомое. Из десяти потроганных "хвостов" что-то сильно напоминает то, что мы искали! Начинаешь тянуть. Выныриваешь обратно, дальше тянешь, аккуратно. Так можно действительно выкопать со дна желанное.

Вот так работает наша память. Иногда нужное воспоминание умудряется так далеко уйти на дно, и так сильно обрасти густым слоем подводной живности, что нельзя ни найти, ни вытянуть. Иногда за один какой-то хвост можно вытащить целую картину, целый сложный кусок знаний. Начинаешь тянуть, разбирать, и разматываешь целый клубок! Так иногда можно зацепиться за какое-то яркое воспоминание, и за него "вытянуть" целую картину, целый пласт знаний, кучу информации, которые вы когда-то о чем-то знали!

И чем дальше что-то ушло на дно, тем труднее откопать. Соотвественно, вот вы что-то потрогали, попользовали - оно оказалось на поверхности. Отпустили, бросили - оно начинает медленно погружаться. И погружается глубже и глубже. Что сделать, чтобы оно не погрузилось снова слишком глубоко? Помогает только одно: регулярно опять трогать и вытаскивать на поверхность! Это ваши знания. Какие-то "в активе" (якобы 2% от того, что есть), в другие - более или менее "в пассиве". Чем реже пользуемся, чем давнее вспоминали и применяли, тем дальше оно от поверхности, тем меньше видно, тем больше забыто, тем труднее, дольше, тяжелее будет получить к ним доступ, когда надо.

Из этого следует, что отлично было бы - всем регулярно пошевеливать, регулярно все вытаскивать на поверхность, хотя бы рассматривать, на секундочку в руках подержать, вспомнить. Тогда все будет под рукой, на поверхности, всегда доступно. Но! Все-все регулярно строгать. что у нас есть - трогалки не напасешься! Тут вступает в силу трюк: если какую-то часть знаний и воспоминаний связать между собой, то получится, что тянешь за одно, и вытягиваешь на поверхность всю кучку. Это и есть настоящие ЗНАНИЯ и УМЕНИЯ, это наши нейронные связи, вообще - самое драгоценное, что у нас есть.

Соотвественно, чем больше у нас с чем-то ассоциируется, тем легче оно вспоминается, лучше и дольше помнится, тем эффективнее мы этим пользуемся. И чем больше некий "пул" наших знаний, тем радостнее нервная система реагирует на пополнение.

Пример: если человеку сказать какое-то несуществующее слово, к примеру "трумбрым" - ничего в нем не отзовется. Мой пример - вообще не очень хороший, потому что "трум" и "брым" по крайней мере что-то напоминают. Какой-то звук, слово, шутку. А если оно ничего не напоминает вообще, так и реакция на это будет никакая. А если сказать рисующему человеку "фломастер" - тут ассоциаций море! Фломастером рисуют, они бывают разные, пор этому поводу у нас имеется куча знаний и сведений. Понятно, что теоретического физика "фломастер" возбудит меньше, чем рисовальщика комиксов. Как и меня "хромотограф" взволнует меньше, нежели заведующего лабораторией. Я это слово пару раз слышала, и отдаленно представляю, что он делает (но очень отдаленно), а для кого-то там открываются миры, и океаны возможностей.

Но если нас какая-то тема интересует, то мы потихоньку набираем такую сеть из знаний по этому поводу, что оно по каждому поводу будоражит наше воображение. Каждый раз, когда поступает новая информация, способная вписаться в этот ряд, мы оживляемся! Испытывает некоторое волнение, возбуждение, нервная система отреагировала! О! Тут что-то новое поступило, что много к чему знакомому подходит! Сейчас мы это интегрируем, и оно красит какой-то из наших арсеналов знаний, который мы и так тут любим и вылизываем постоянно. Это - радостное событие - на самом деле является возникновением интереса! То, на чем вообще все лучшее в нашей жизни держится! (Как выяснилось.) :-)

Итак: когда мы настроили нейронных связей, наделили их кучей смыслов, и все с этим связанное нам разными образами понятно и легко, у нас получается "область интересов", которую мы с интересом расширяем, и чем дальше, тем нам легче.

***
Продолжение следует. Дальше будет про "кривую обучения", и почему она такая.




Смотрите так же:

Магазин Белолапик
Все новости в Телеграме
Недетские картинки в Телеграме
Уютный чат в Телеграме
Мой Youtube
Проспонсируйте вкусняшку брошенным кисонькам: http://paypal.me/mammamiu


Подписаться на Telegram канал miumau

Записи из этого журнала по тегу «размышления»


промо miumau апрель 6, 09:00 15
Разместить за 100 жетонов
Если вы не можете найти кота, он наверное спит под стулом в гамаке. Помните картинку "Найди спящего котика"? Она превратилась в одноименный гамак. Этот гамак - это тоже очередной товар с непростой историей. В первый раз moe_delo увидела такие гамаки в Гонконге, где место очень…

  • 1
О-о-чень интересная тема! На всякий случай (вдруг Вы или кто-то из Ваших читателей не знает) есть такая дама Татьяна Черниговская - она занимается как раз вот этим. На Ютубе есть ее лекции, а в сети много статей. Как кто-то сказал, ученые не знают как работает мозг, и больше всего не знают Наталья Бехтерева (жена того академика) - уже умерла, к сложалению, и Татьяна Черниговская - жива, слава богу :)

Так обзоры пишут. Те знания, которым больше 5 лет, не обязательно собирать по крохам. Обычно за это время выходит какой-нибудь обзор, а то и тематический сборник таких обзоров выпускают.

(Удалённый комментарий)
Мне кажется более важным увлеченность. Хорошо человек обучается тому к чему у него есть интерес. Очень часто его нет к тому что и так легко. В качестве примера - мама Яны. Если я правильно помню, поначалу ее художественные навыки не слишком оценили, но ежедневные 50 набросков в день позволили обогнать тех, кому эти умения достались от природы, а потому не слишком ценились и развивались.

Яна, спасибо, что делитесь!


Это интересно. Спасибо.

С нетерпением жду вашу книгу! Мне тоже интересно, как работает память, как впихнуть невпихуемое в голову, ведь столько всего интересного вокруг, чему хочется научиться :) На Сoursea есть интересный курс на эту тему - learning how to learn. Я его проходила около года назад, там рассказывают интересное про мозг, память, обучение и дают кучу интересных ссылок для дополнительного изучения https://ru.coursera.org/learn/learning-how-to-learn

На Курсере есть хороший курс, посвященный этой теме: Learning How to Learn. Там говорится и про работу памяти, структуру воспоминаний, и т.д.
https://www.coursera.org/learn/learning-how-to-learn/

Тоже пришла про этот курс написать, мне это напомнило про chunking:)

Яна, а у вас будет про то, как сразу все делать правильно, без ошибок? А то пробуешь иной раз что-то на публике, выходит хуже всех, а смыть такой позор можно только кровью. От стольких дел и начинаний из-за этого приходится отказываться, или делать их скромно в уголке, пока не получится нормально!

Нельзя все делать сразу нормально и без ошибок. Так не бывает. Можно только сократить путь от первой попытки до очень хорошего результата. За счет большого количества повторений и попыток за короткое время. Ну и можно в результате опыта количесвто ошибок сократить. Например, если вы в целом умеете печь, то новый рецепт можете с первого раза сделать совсем неплохо, потому что делали много похожего, и со всеми ингредиентами в целом умеете обращаться. Все равно, с опытом станет лучше и легче. Но есть шанс не запороть первые результаты совсем, и начать сразу с нехудшего уровня.

Или если вы уже достигли хороших результатов в обычном воллейболе, вам в бич-воллейбол будет легко научиться играть, потому что задача похожая. Кто хорошо бросает метко что-то одно с размаху, легче научится бросать другое. Например, кто хорошо с размаху бросает дротики, тот быстрее научится бросать бумеранг, и ирать в гольф. А при этом может не уметь статично целиться. А кто хорошо целится из лука, быстро разберется с пистолетом. Кто хорошо ездил на коньках, легко освоит ролики. И.т.д. Разные техники в рукоделиях, рисовании и многих ремеслах тоже пересекаются.

Так и со всеми остальными делами: часто прежние навыки помогают работать с новыми. Но в радикально новом деле все сделать безупречно, если вы ни разу не тренировались - нереально.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account