Previous Entry Поделиться Next Entry
Очередная онлайн-дешевка убьет хороший живой товар?
miumau


Уже несколько профессоров, спокойно преподававших в хорошем университете, попробовали предлагать курсы через онлайн-институты вроде Coursera- Набрали там немалую популярность, заработали немалую кучу карманных денег. А потом прекратили сотрудничество. Причем расторгали они контракт, когда им предлагали подписать лицензию, позволяющую использовать их курсы в разных вузах, как дополнительные курсы для студентов. Для расширения кругозора, и вообще, чтобы недорогие и не очень фешенебельные вузы получили возможность вот в такой форме "дешево пригласить" звездного профессора.



У профессоров есть несколько аргументов, почему они против таких практик.
Во-первых, они думают (или уже знают?), что если государственные вузы начнут пользоваться такими вещами, им урежут бюджет. Вроде: "вы же нашли способ попользоваться услугами дорогущих профессоров незадорого - вот и хватит вам". При этом они считают, что все это онлайн-преподавание, даже если оно включает часть с "живым" (хоть и удаленным) общением и фидбеком - это все не то. Совсем другое дело - каждый день ходить на работу в свой университет, видеть живьем студентов, видеть, как они туда ходят, как общаются с другими преподавателями и студентами, и.т.д. Понимать их, знакомиться ближе, поддерживать, находить в них сильные стороны и развивать их. Но госконторам неважно, лучше это, или хуже - если есть способ "запихнуть" студентам какой-то материал подешевле - запихнут.

Т.е. они считают, что от таких практик упадет качество обучения в государственных вузах. Новая электронная форма - хуже. Но ее начнут активно внедрять из-за дешевизны, под девизом "и так пойдет".

Второй аргумент: некоторые считают, что пропадет эксклюзивность более дорогих вузов. Там сидит профессор, читающий свои лекции за огромную зарплату. Чтобы учиться у него, нужно найти кучу денег, либо добиться стипендии. Это может не каждый, это доступно избранным. И сделать это "сокровище" доступным каждому - обесценит дорогое, престижное образование. Тут многие возражают, что ничего не обесценится - сами же сказали, что очное преподавание не сравнится с общением через интернет. все равно те, кто ходят на занятия лично к профессору - в преимуществе.

А еще интересно: опрос среди более 2000 профессоров, преподающих что-то через интернет, показал. что только 1/5 из них верят в то, что такое обучение сравнимо с очным.
Мне тоже кажется, что это - совсем разные вещи. Но я очень многому научилась через интернет. И мне кажется, что иногда небольшой онлайн-курс может действительно очень сильно помочь человеку, увеличить его профессионализм, разъяснить очень важные вещи, которые выведут его работу на новый уровень. Просто у этого есть свои пределы. Некоторые задачи так не решить, и это очевидно.

Я вот не понимаю логики государства (если это действительно так, и они норовят урезать финансирование нормального обучения, завидев потенциальную альтернативу в онлайн-курсах. Ведь это могло бы быть прекрасным, интересным и полезным дополнением! Просто не нужно сразу заменять этими курсами живое преподавание, это ведь именно как дополнение хорошо? и мне кажется, что уровень всех знаний и всего обучения растет, по мере того, как многие знания становятся доступными всем. Сдеть и прятать знания в элитных школах - тупиковый путь. Всегда будут существовать вещи, которые можно передать только при живом и длительном общении с конкретным профессором, и всегда будут находиться люди, готовые заплатить за это большие деньги. (И так же всегда найдутся те, кто будут понимать, почему диплом определенного вуза уже сам по себе что-то значит.) От того, что некоторые знания этих профессоров станут доступным многим, кто в такой вуз не попал - только повысится уровень всех. Нужно будет больше стараться, чтобы выделиться. Это всегда было двигателем прогресса.

Интересно наблюдать за этим новым рынком. Онлайн-школы пытаются "пролезть везде". А некоторые - сопротивляются.

В Германии сейчас расцветают проекты другого рода. Государство спонсирует создание нескольких школ, где будут привлекать самых лучших специалистов, чтобы формировать самые лучшие курсы по разным предметам. А ученикам все это должно быть доступно совершенно бесплатно. Каждый может учиться, получать все знания, какие хочет. Там же хотят устроить систему тестов, оценок и хайскоров, в которой можно принимать участие добровольно. Смысл в том, чтобы выявить учеников с большими талантами и амбициями. Вдруг найдется ребенок, сидящий в какой-то провинциальной простенькой школе, с каким-то выдающимся талантом к каким-то наукам? Таких хотят выявлять, чтобы помочь им получить хорошее образование и состояться. Я вот в прошлом году как раз для такой школы иллюстрации рисовала. Тут принцип: все лучшее детям, бесплатно и доступно. Интересно, сколько крутых специалистов откажутся сотрудничать с таким проектом, потому что им будет жалко "обесценивать драгоценные знания", и раздавать их сокровище всем подряд? Пусть даже за счет государства?


Записи из этого журнала по тегу «размышления»

  • Вам хорошо, у вас - условия!

    У меня тут на днях был онлайн-семинар. Там было много народу, и со всех сторон сыпалось много вопросов. Несмотря на то, что хозяйка мероприятия…

  • А кто делал уроки еще в школе?

    Опять интересное вспомнили в моем чате в Телеграме: что некоторые делали в школе уроки, чуть ли не отходя от парты. Детей, записанных в…

  • Ревность к собственным детям

    У меня тут собралась кучка писем для рубрики "вопрос-ответ" - почти одинаковых. Первые два пришли с небольшим промежутком. Я сначала думала, что…


промо miumau апрель 12, 09:00 1
Разместить за 100 жетонов
Дорогие друзья! У меня с одной стороны радость - сделали тарелку, о которой давно мечтали. С другой стороны - так получилось, что на эту Пасху я сама ее в руки уже не получу! А у меня была такая идея, что с ней сделать! :-) Это одна из тех вещей, которые делали "себе", потому что сами такое…

С мнением крутых специалистов обычно можно не считаться за пределами его профессиональной деятельности, потому что у правильного крутого специалиста все умственные силы ушли на профессию.

Вы по себе судите или ваше замечание обобщенно-философское, возникшее из ниоткуда?

чем-то напоминает дискуссию о том, какие книгилучше и нужнее- буиажные илиэлектронные. Если вы вообще что-то читаете, то скорее всего не хотите отказываться ни от тех ни от других, хотя мб что-то предпочитаете. Я в основном читаю на бумаге по старинке, с комп грамотностью у меня не очень и в форматах вязнуть лень. Но все равноясно что мб ситуации когда что-то нужное есть только в электрлнной форме, или дешевле, или нужно толькО для быстрого ознакомления, и можно тольКо электронно. Но живых книжных все меньше, электронку купить легко не всегда, а кто-то все дискутирует: что нужнее

В форматах вязнуть не нужно, достаточно запомнить, что ePub - для айфонов, fb2 - для всего остального.
И прелесть электронных книг в том, что их можно не покупать.

Думаю, опасения профессоров насчёт госфинансирования вполне оправданы.
С другой стороны, электронных курсов и лекций все равно будет становиться всё больше, и общий уровень образования будет повышаться. И это здорово.
Очное образование станет более эффективным.

Не факт. Как показывает практика, то, что достается бесплатно, ценится намного меньше, чем то, за что заплачены большие деньги.

Онлайн-курсы это разновидность самообучения со всеми вытекающими. Самообучением могут заниматься только очень усидчивые, организованные и целеустремленные люди, легко схватывающие информацию, а таких среди обучающихся мизерный процент.
А некоторым вещам самому обучиться вообще невозможно, ни в какую книгу и обучающий курс не впихнешь все тонкости и ньюансы процесса.

Согласна. Он-лайн - это всего лишь способ заинтересовать, "подсадить" - не более того. Возможно, если правильно скомпоновать он-лайн курсы и обучение, спрос на "живых" специалистов даже повысится. Тут, главное, правильно зацепить студента - но это уже даже вопрос не к самим профессорам, а к тем, к тем, кто формально у руля процесса. Ну и немножко к маркетологам-рекламщикам)

А у нас, при наличии городской библиотечной карточки, доступ к онлайновм курсам на Linda бесплатен. Такие вот дела...

Если говорим про школьников. Начальных классов и примерно до 7-го... может в некоторых случаях хороших до 5-го.


Совершенно точно качество получения урока выше у каждого из 8 - 10 человек, сидящих в классе.
Чем у тех, кто будет смотреть, тот же урок он-лайн.

Даже скайп Яна не то !!! Только в крайнем случаи и только с предельно мотивированными детьми. Рука через монитор не протянется придушить :-) Если вижу что отвлекается или упала концентрация. этот момент всегда присутствует на занятиях. Я за ним очень ревностно слежу. За 10-ю мордами и задницами начавшими качаться на стуле услежу точно. Никому расслабиться (как минимум) шансов не даю.
Это очень принципиальный момент, если говорить о качестве.

Даже спрашивать приходится выборочно определяю прямо по глазам. кого и про что нужно спросить.про что уточнить.

Вот этот напряг с поддержанием концентрации - реально забирает массу сил. Я даже не знаю. за что справедливо считать оплату родительскую... что формирует в большей мере конечный спортивный результат- объем знаний и качество материала урока или меры по обеспечению поступления этого материала в головы должным образом.

Он-лайн..... будет на отлично.
Но только со взрослыми, достающими свои деньги из своих карманов. И которым остро необходимо рейтинг повыше чем есть. И ещё с некоторыми, но не со всеми детьми с очень взрослыми концентрацией и мотивацией к получения знаний.

:-)
Вот сейчас Яна перееду, и всех учеников, кто захочет продолжать обучение через он-лайн буду делить на 2 группы:
Миша, Вася, Петя - занимаются одни без родителей
Юра, Слава, Гриша - садятся за монитор прямо с бабушкой или с дедушкой вместе.


Что бы отслеживалась концентрация, возникали вопросы по ходу урока, что бы выполнялось домашнее задание и проверялось потом правильность исполнения.
Некоторых оставить один на один с монитором - съедут с темы напрочь.
Не потому что им шахматы не интересны, а потому что себя тоже очень и очень любят, и к обучению относятся разборчиво.

________

А вообще (мое имхо) не сделает интернет обучение более дешевым для самого ученика. Или расходы будут соизмеримы с очным.
Экономия на он-лайне потребует все равно доработки непонятных вещей, контрольных занятий индивидуально (вживую или через сеть).

Очное обучение там все вместе, он-лайн - неизбежно оставляет вопросы, не учитывает индивидуальности обучающихся.

Edited at 2017-03-15 06:58 (UTC)

Удаётся ли в немотивированных вколотить хоть какие-то знания? Мне вот кажется, что если человек не хочет учиться, его никакими способами не заставишь, ну разве что рядом с плёткой стоять.

Оффлайн-школы, даже бесплатные, оставляют преподавателю больше контроля за своей деятельностью. Это не то же самое, что раздача лекций на видео кому ни попадя.

Ну и мотивированные школьники, среди которых предполагается выбрать одаренных, это не то же самое, что "второсортные" студенты.

На публичные лекции многие "эксклюзивные" лекторы вполне соглашаются.

проблема онлайн-школ, в том числе курсеры, в очень слабой обратной связи, а не в обесценивании знаний. обучение без обратной связи не происходит, особенно на ранних этапах, когда человек не в состоянии себя объективно оценить. поэтому большая часть университетских онлайн-курсов - это профанация. и по причине отсутствия адекватной обратной связи, и потому, что они вырваны из контекста. не каждый курс может быть переварен отдельно, без связи с другими предметами.

А что такое "обратная связь", в чем она выражается? Вопросы студентов преподавателю? Но их нет, студенты не задают вопросы. Университетская лекция - это монолог преподавателя у доски. Университетская практика - это либо самостоятельная работа студента, либо самостоятельная работа группы студентов, либо сдача и защита выполненных работ.

Это же две разные ситуации! В первой пытаются отобрать у людей уже существующие, устоявшиеся источники дохода, во втором что-то создать заново.
Совершенно очевидно, что привычная ситуация, это когда люди читают лекции или проводят занятия и за каждое получают деньги. И любому преподавателю понятно, что лучше всего, когда одно и тоже занятие можно провести несколько раз, потому что основная часть усилий - это подготовка. Один раз подготовить и несколько раз потом провести и получить за это деньги сейчас обычная практика.
Понятно, что интернет-образование постепенно займет какой-то сегмент рынка образовательных услуг. Так же как понятно, что всему на свете дистанционно научить нельзя. Совершенно непонятно многим, хотя если задуматься,то это очевидно, что курсы для массового тиражирования (чтобы студенты самообразовывались) - это отдельный жанр. Занятия, которые разрабатываются и проводятся в режиме онлайн с возможностью обратной связи, не предназначены для того, чтобы их распространять в свободном доступе.

Мне кажется, что за онлайн обучением будущее. Я закончила недавно университет (экономика и управление), где большая часть курсов читалась он-лайн и можно было потом пересмотреть в записи. Задания надо сдавать почти каждую неделю. Учеба очень интенсивная, а объем изучаемого по конкретному курсу больше, чем в обычном универе. Также я сейчас учусь рисованию он-лайн (все от карандаша до акварели) и съемке домашних фильмов. Так для меня доступно обучение из любой точки мира и в любое удобное мне время. Я кстати пошла учиться рисованию фронтально и результат был хуже.

еще хирургии можно попробовать учиться онлайн, и ядерной физике.

А Вы в курсе, что многие колледжи и школы прекращают сотрудничество с ВУЗами, т.к. МинОбр требует устройства вчерашних школьников НА РАБОТУ, а не продолжения обучения в вышке...

зачем рабам высшее образование? 8 классов, армия-школа-жизни, и на завод. По выходным ходить в церковь и славить вождя.

По мне так это совсем разные вещи. диплом онлайн-курса никогда не может быть эквивалентен диплому очного обучения - потому что понятно, что обратная связь была недостаточна, даже если человек сдал тест. При всем при этом послушать лекции гарвардского профессора, находясь в далеком уральском городке - это великая возможность.

Что касается индивидуальных уроков по скайпу - там я вообще не вижу разницы с очным обучением.

У меня у старшего сына (11 лет) было и есть несколько частных преподавателей, дающих уроки дистанционно, и опыт исключительно положительный. Во всяком случае, польза от онлайн-урока гораздо больше, чем от такого же урока в школе, во время которого все внимание поглощалось тем, что Хоселито все время передавал любовные записки Мариите, Диего толкал в бок, а Альварито плевался в учителя горохом. Но, конечно, контроль от родителей должен быть - не сидеть все время над душой, но хоть у учителя до и после урока спрашивать, как дела и над чем поработать.

Словом, я полностью за онлайн-обучение до тех пор, пока мы понимаем его ограничения. А вот государственная дурь по урезанию финансирования - это не только с онлайн-обучением такая беда. Практически любой коммерческий проект в университет тащить не выгодно, т.к. притащенные в этом году, скажем, 10.000 евро означают, что на следующий твоему отделу дадут на 10.000 меньше, причем чума эта характерна для очень многих стран. Поэтому эти самые многие страны и сидят там, где сидят.

В онлайн-курсах обратная связь лучше, чем при реальном обучении. У меня неплохой вуз, лекции преподы просто читали и всё. На перемене студенты успевали максимум 1-2 вопроса задать. Семинары - решали задачи в тетради и у доски (с тем же успехом можно это и дома делать). Если кто чего не понял - двойку поставят, вот и вся обратная связь. Лабы - снова самостоятельная работа. Вопросы - если задание не понял, но не "а почему так?". Почему так - надо самим знать.
А в онлайн-курсах очень информативные и живые форумы, где помогают ассистенты и продвинутые студенты. Автоматизированные тесты - тоже очень хороши. С объяснениями неправильных ответов даже бывают, почему те неправильные.

что-то я мало вижу платных онлайн-курсов, в основном бесплатные же.

Проблема MOOCs вовсе не в "обесценивании" знаний, а в отсутствии прямого контакта студента и профессора (эксперта). На онлайн-лекции не поднимешь руку и не задашь вопрос. Можно спросить на форуме, но там ответят или аспиранты, или такие же онлайн-студенты как ты. Задания, опять же, проверяет или компьютер, или другие студенты. Качество фидбека от них низкое.

Поэтому MOOCs никакой угрозы топовым профессорам не представляют. Страдают от них только третьесортные вузы, штампующие дипломы. Онлайн-курсы очень выгодны профессорам на пути к tenure или работе в университете мечты - это сравнительно простой способ получить широкую известность. Ну а когда работа мечты получена - сотрудничество с онлайн-платформой становится вторым-третьим-десятым приоритетом.

На курсеровских форумах преподаватели вполне отвечают.

На эту тему есть интересная книга Салмана Хана, в русском переводе ее название Весь мир - школа (The one world schoolhouse). Он основатель хан-академии (Khan), его отношение к онлайн-обучению, конечно же, суперположительное и примеры и результаты он приводит прекрасные и вдохновляющие. Речь, правда, в основном о детях, а не о студентах. И главный аргумент - доступность (бесплатность, в частности) и индивидуальность обучения.

Учеба это тяжелый труд.
Это уже не модно - трудиться. Вон сын Рогозина по наследству супердолжности получает а не по знаниям и не по умениям. Он как Митрофанушка.

Так значит у него батя за двоих работает.

Вообще непонятно, откуда тема про финансовую составляющую пошла. Вот в Америке и Англии курсы платные. А в Бельгии или Германии, где живет miumau, обучение бесплатное. Никаких супер-денег для этого не надо, поступай и учись на программе. Люди выбирают что им больше нравится. Кому хочется - получает стипендию и едет на фулбрайт в вуз США. Кому хочется - едет в Берлин в Хумбольта. Кому больше нравится сидеть дома - проходит курсы на курсере. Это совершенно разные аудитории. Естественно, домохозяйка, которая два свободных часа в день проводит на курсере, не поедет вдруг учиться в Берлин, даже если это будет бесплатно. Фактор цены вообще не самый главный в выборе курса.

Сравнивать онлайн курсы нужно не с хорошими университетами, а с плохими. В хороших нет необходимости пользоваться такой возможностью.
Я считаю, что онлайн обучение достойного уровня хорошее и перспективное направление. Оно позволяет любому приобрести некие знания в интересующей его области без конфликта с расписанием и обстоятельствами жизни. Другое дело, что стать профессионалом только на базе онлайн курсов нельзя, поэтому их дипломы и сертификаты немногого стоят.
Пора устремляться за знаниями, а не за бумагами. Я живу за границей много лет, неоднократно устраивался на работу. И только в одном месте (государственном университете) захотели взглянуть на мои дипломы, частные фирмы целиком полагаются на слово и результаты собеседования.

Впрочем, будет честно сказать, что "хороший живой товар" уже скорее мертв чем жив по вполне себе отдельным причинам, не зависящим от онлайн-платформ. Качели от "сделаем образование доступным для всех" до "сделаем университеты самоокупаемыми, уберем госфинансирование" убивают высшее образование быстрее, чем какие-то там онлайн-курсы.

Процесс обучения хотят свести к предоставлению информации. Без обратной связи и без практических занятий по темам, без обсуждения материала его можно сравнить с самообразованием. Выходит лектор и вслух чтает учебник... фу знания получается

вопрос что такое образование

сменяются поколения в экономике, нужно институционализировать в еще существующие рабочие места в отрасли новых спецов, чтобы не было "разрыва поколений" и отрасли бы не загнулись

поэтому германцы спонсируют образование и если присмотреться то его выхлоп рационально по возможности нацелен на рабочие места в отраслях, здесь обучающиеся должны быть нацелены рационально и ответственно за будущие рабочие места отраслей, здесь есть прямой интерес отрасли развивать своих спецов, которые станут несущими трудовыми ресурсами на следующее поколение, отрасль+образование вместе весело и строго живут, здесь общение это тоже компетенция профи и фильтр по ней - оценка учащегося, так как общение в профессии это важный навык профи, как передают задание или результат работы и так далее

часть образования работает на вольном рынке "Модных Профессий" точно понимая, что паства никуда не пойдет работать, что рабочих мест нет, но учиться этим как бы профессиям весело и модно, студентам пофик будущее, они ленятся им хочется развлекаться образованием, какая там будет работа они не ведают и преподавателям это мягко говоря неважно, они работают в "образовательном бренде" выполняют инструкции местного минобра и их строгость или важность такой же фановый товар "здесь и сейчас" но только не в будущие рабочие места (которых например нет или если есть то пять рабочих мест на страну а студентов 150 в потоке)

это два крайних состояния образовательного бренда
могут быть промежуточные стадии - частично рациональный, частично иррациональный - "фановый"

онлаен или офлаен основы те же - нацелено на что, на реальную отрасль или "фан от образования" (включая истинную строгость или бурное веселье) - иснтрументы подберутся под конечную цель

например для профи хирургов есть онлайн присутствие на мастерских операциях и это им очень важно, все можно сделать или хорошо и полезно или фаново и дорого

все решает отрасль - конечные места работы в существующих активных отраслях экономики, которые активно развиваются

не просто абстрактные "рабочие места", а активно развивающаяся отрасль и ее встроенный активизм развития выверяет институциональную часть - "институт учебный"

Это действительно очень разные вещи, но фактом является рост людей, неспособных на долгую концентрированную работу, включая современных подростков. Да и среди не-подростков много людей - тех самых сканнеров - которым проще и легче получать информацию небольшими порциями в упрощенном виде для начала с возможностью потом углубить ее при необходимости - иначе информация просто не усваивается. Я сама из таких, для меня он-лайн образование - спасение. До его появления я не могла закончить нормально ни одного оф-лайн курса, после НГ просто сдувалась и все - нагрузки слишком большие для меня, высидеть полутарочасовую лекцию с концентрированной плотной информацией невозможно, к концу мозг перестает воспринимать, а потом еще и домашние задания и литература - все это километровое. Для меня вход в тему должен быть постепенный. И количество таких людей растет - через 10-20 лет он-лайн образование станет, как мне кажется, огромным неоспоримым рынком и начнет забирать аудиторию у оф-лайн ВУЗов, как ни крути. Станет и более профессиональным и более разнообразным, чем сейчас, и более признанным. Тем более, что ценность дипломов, полученных после многолетнего непрерывного обучения постепенно падает, а так же есть тенденция к изменению парадигмы "всю жизнь - в одной профессии". Все чаще люди раз в 5-10 лет меняют профессиональную сферу деятельности.

Поэтому мне кажется, что сопротивление тут бесполезно )))) Но все равно сфера образования, как сфера услуг, продолжит подразделяться на элитный товар и товар попроще, так что самые крутые супер-профессора, по-моему, могут не бояться за свои большие зарплаты. Кроме того есть много профессий, в которых он-лайн курсами никак не обойтись - типа, медицинских профессий, профессий летчиков, химиков и т.п.

Edited at 2017-03-15 09:12 (UTC)

Это нормально. ИТ и онлайн увеличивают доступность и снижают стоимость. В том числе образования - неважно каким образом получен материал, важно как он усвоен.
Профессорам надо либо адаптироваться, либо сходить со сцены - знания нельзя запереть в элитной коробке.

its all about the price of everything and the value of nothing

Конечно, онлайн курс не сравнить с очным, но вот мне, например, именно онлайн курс помог понять, хочу ли я эту дисциплину изучать очно. Ну и, конечно, для провинцалов, как я, это была огромная мотивация подаваться в вузы на стипендии. Онлайн курсы очень помогли расширить кругозор и узнать о новых программах.

В чем-то они правы.
У плотоядных приматов непосредственная передача навыков гораздо лучше происходит при непосредственном контакте и в случае если передающий пользуется авторитетом и имеет харизму.

А с другой стороны если выбирать веб общение или полное отсутствие общения с хорошим преподом, то конечно лучше согласиться на первое.

?

Log in