Previous Entry Поделиться Next Entry
Учеба - ад, работа будет еще хуже?
miumau
Здравствуйте, Яна. Спасибо Вам большое за жж! Когда читаешь Ваши посты, такое чувство, что котика погладил - так хорошо и тепло на душе)

Хотелось бы попросить Вашего совета. Мне 21 год, я студентка. Учёбу я люблю, но какой-то очень странной любовью. Учусь на языковой специальности, до этого по году училась на экономическом факультете и на историческом. Вузы неплохие, все разы поступала на бюджет (не переводилась, поступала заново).



from Miu's inspiration board




Мне многое интересно до тех пор, пока не надо что-то делать (презентации, доклады, не к ночи будь помянуты, курсовые). Всякие затратные по времени и силам задания, в общем. На них мозг даёт сбой. Пытаюсь планировать время, но всё равно пропускаю все сроки и потом рыдаю в четыре часа утра из-за того, что чуть ли не физически не могу написать какое-нибудь дурацкое эссе в 600 слов. Мне страшно идти на пару, если я не прочитала/сделала то, что нужно, как будто я в пятом классе - в итоге не иду совсем, и разумеется, всё становится только хуже. Если же всё идёт нормально, то стопудов потом я найду способу усложнить себе жизнь, не придя на зачёт или пропустив на ровном месте дедлайн.

Сессии я сдаю не благодаря, а вопреки, каждый раз поражаясь, что меня ещё не выгнали. Да и вообще чувствую себя кукушонком в гнезде умных и красивых птиц :)

Я понимаю, что не постаравшись как следует, результата не получишь. Но учёба правда должна быть такой мучительной? Вариант перевестись/перепоступить не рассматриваю - опытным путём выяснилось, что такие вот закидоны от факультета не зависят, да и эта специальность хорошая. Вариант плюнуть на всё и пойти работать ещё страшнее, тем более что работаю я примерно так же - трясясь от страха ошибки и избегая ответственности. Вариант пойти к психологу пробовала, не работает. Все вокруг говорят, что надо взять себя в руки и просто делать нужное, что студенческие годы - золотая пора... ничего себе 'золотая пора'! Какой же тогда беспросветный мрак остальная жизнь, если сейчас хочется удавиться?)

Причём я спинным мозгом чувствую, что это всё - 'проблемы белых людей'. Пока что мне помогают любимые родители, у меня нет проблем со здоровьем, нет никаких сложных отношений или зависимостей. Я хочу быть благодарной, не хочу зарывать данные мне судьбой подарки в землю: у стольких людей нет возможности учиться вообще. Хочется найти своё призвание, чтобы зарабатывать, развиваться, делать мир чуть-чуть лучше своим посильным вкладом... но для этого нужно перестать быть тварью дрожащей.

Как же перестать бояться и быть ответственным, взрослым человеком?

***

Здравствуйте!

Какая-то странная у вас картина получается. Учеба - каторга. И при этом переход к работе кажется вам еще бОльшей каторгой. При этом в идеале - учеба, это интересная пора. где человек получает кучу концентрированных знаний, в области, в которой ему самому охота преуспеть, и он жадно глотает знания. И дико радуется возможности заниматься только учебой, время такое беспечное: обычно у людей еще нет семьи, детей и других обязанностей. И учиться интересно, но получается лучше, чем если делать это в одиночку, потому что рядом сверстники, которые заняты тем же самым (вдохновляют, держат в тонусе, с ними можно себя сравнивать, они помогают). Плюс преподаватели, у которых есть программа, они придумали, как бы самым оптимальным способом дать вам как можно больше знаний. Подстегивают студентов - чтобы как-то двигались вперед. Из всего этого должна складываться такая оптимистичная картина: человек стремительно растет и развивается, и получает удовольствие от процесса и от себя.

И параллельно взрослеющему профессионалу хочется уже попробовать свои знания и умения на практике. Денег заработать хочется, и ответственности, и настоящих заданий, и живых клиентов. Поэтому он ждет уже, не дождется, когда можно будет бросаться работать по-настоящему! Понятно, что там резко прибавится рутины - на настоящих работах много применяют на практике то, что уже хорошо умеют. И не так много пробуют нового. Но, если повезет, на хорошей работе можно потихоньку делать карьеру, выпрашивать все более сложные и ответственные задания, набирать опыт, подниматься по карьерной лестнице, зарабатывать больше. И в самом идеальном случае - при этом все больше понимать, чем больше всего нравится заниматься, а чем - нет. Тогда по ходу дела в голове оформляется представление о том, какая работа была бы еще лучше и интереснее, и можно потихоньку такую искать, и на такую перебираться.

Это, конечно, идеальная картина - так бы выглядеть всем карьерам. Понятно, что не всегда так выходит, и иногда все в жизни гораздо тривиальнее и несколько труднее. Но все же в общих чертах оно должно хотя бы напоминать такой сценарий. А не являть собой полную его противоположность. Если вам все в профессиональном пути кажется каторгой, и не вызывает никаких чувств, кроме отвращения и отчаяния, значит вы совсем не тот путь себе выбрали.

Тут вообще "бросить" или "начать сначала" - самая маленькая проблема из всех. Надо попытаться понять, что вам делать нравится. Чему вам хочется научиться, чем было бы интересно и приятно потом долго заниматься каждый день. Если вы это для себя найдете, вы побежите галопом учиться и реализовывать мечту, совершенно наплевав на то, как этио смотрится - что вы в предыдущем решении разочаровались, и все побросали. По сути - ничего страшного. Очень многие люди не сразу разобрались, чего они хотят. Для начала, я думаю, надо признать. Что это - обычная история, и ничего в ней такого ужасного нет. Радуйтесь, что это понимание и разочарование пришло к вам в таком раннем возрасте, а не в 60 лет. У вас еще все впереди, и почти все возможно!
Желаю вам спокойно найти любимое дело, и благополучно заняться им!



Записи из этого журнала по тегу «вопрос-ответ»


промо miumau февраль 10, 03:25 11
Разместить за 100 жетонов
У меня теперь есть: https://t.me/miumaunews Канал в Телеграме, где появляются новости обо всем, что я где-либо публикую. https://t.me/miumauchat К нему прилагается чат, где все желающие могут все комментировать. Например сейчас там куча мимимишного маленького котика из инстаграма, и крутящиеся…

Вот у меня тоже первая мысль, что автор по какой-то причине выбирает все время не то, причем абсолютно...


А что хочется - не знает. Сложно. У меня брат тоже так. Вроде учиться не хочу здесь, а что хочу - не знаю. А что умею? А умею на что поступил... А учится получается, но что-то не очень нравится.
Тут совет один. Хочешь - делай, не хочешь - не делай. Не знаешь, что хочешь - ничего не меняй. Жди, когда захочется определённого. Потому что если уйти не зная куда - можно и что есть потерять.
И ещё совет про учебу. Всегда, всегда, всегда ходить на экзамены и зачёты даже если ничего не знаешь. 80%, что можно выкрутиться.

Мне думается, что проблема просто в том, что перед нами прирождённая актриса, из которой родители пытаются вырастить какого-нибудь бухгалтера или юриста.

И вот, юное дарование просто не знает о себе, что его место - на сцене.

У меня что-то похожее, не могу совсем сказать "было"--самосаботаж в областях именно для меня очень важных и интересных. В моем случае, это, как мне кажется, из-за перфекцинизма и из-за страха... даже не знаю, как объяснить этот страх. Страх, что то, что я делаю, станет слишком важным--и я все равно не смогу сделать хорошо, и это будет очень больно. Поэтому я часто тянула до последнего, чтобы на панике этот страх перескочить--и психологическая страховка здесь тоже --"вот если бы я нормально подготовилась..." (и не всегда получается перескочить, и тогда еще включается стыд, т.п.). Мое лекарство--принять свое несовершенство и перестать его стыдиться, выбрать делать кое-как--но делать, сосредоточиться на процессе.

ага. лучше идеально, но никогда, чем хорошо, но сейчас - бич перфекциониста. мне тоже кажется, что у девушки просто проблемы с планированием из-за страха сделать плохо. и в итоге плохо и получается.

А в школе автор как училась?

А я понимаю автора. Я, конечно, всегда училась хорошо, у меня сплошь пятерки, за исключением пары четверок - что в школе, что в универе (благо, это уже давно позади). Но я не люблю коллективы, всю эту отсталую систему образования, когда у каждого препода и деканата - свои закидоны. И корпорации и офисы не люблю, хотя у них есть всякие плюшки. Как сказала Натали Портман: "I don't love studying. I hate studying. I like learning. Learning is beautiful."
У автора, похоже, нет пока такой проблемы, как у меня, но не факт, что ей это все не осточертеет к концу обучения.
Вполне может быть, что это самосаботаж, да, или она выбирает не то.

Здесь хочется привести еще цитату Стива Павлины, о которой я себе напоминаю постоянно. Безусловно, высшее образование нужно, и лучше его получить в молодости, т.к. может потребоваться позже, но не нужно игнорировать свои желания тоже.
Я считаю, что эта цитата касается не только работы, но и учебы тоже: "When you’re in your 20s, be extra careful about the risk of getting sucked into a long-term career path by doing some temporary work to cover expenses. A good rule of thumb is to ask yourself if you’d still like to be doing that job in 10 years. If your answer is something like “hell no!” or cynical laughter, maybe you should pass and wait for a better spot. If you’re desperate for money, fine, but do be careful about the possibility of short-term decisions becoming long-term patterns. If you don’t have a clear exit strategy, you may find that the exit is decades away."

Автор выбирает то, что ей интересно изучать, а не то, что ей интересно самой делать. Мне вот тоже интересно изучать историю и языки изучать просто для себя, а заниматься этим, как профессией, было бы не интересно. А свою специальность изучать было скучно, а вот самой что-то сделать наоборот было здорово.

Вот! Эта мысль по-моему ближе всего к проблеме автора. Ибо я за собой то же замечаю, только по отношению к работе - деятельность интересная, но с отчетностью всякой заваливаю


Автор, стисни зубы и исходи из того, что тебе принесет в будущем больше денег при меньших энергозатратах. А в свободное время отрывайся на всем новом и интересным, может даже хобби заведешь как дополнительный заработок.
Если не можешь приучить себя хотеть чего то хотеть, то нужно логически анализировать ситуацию.

Очень помогает оставаться в учебном заведении или идти в читальный зал или в какой-нибудь коворкинг и делать там часть работы. Еще можете договориться с одногруппниками вместе что-то поучить. Если много времени проводите в дороге, тоже можно на планшете или телефоне копипастить нужное из интернета и кидать в специальный документ заранее прикидывая будущую структуру работы.
Потом все равно наступит последняя ночь в которую все равно ничего не готово, но вы будете иметь представление об объемах и в чем конкретно ваши трудности, станет возможно успеть за ночь.
Честно говоря я всегда не понимала отличников у которых все заранее готово... У них что дома совсем заняться нечем? Нет любимого сериала, никакого рукоделия, хобби, гулять не охота? :) Думаю большинство все делают в последние сроки :)

Edited at 2017-01-10 07:37 (UTC)

да ладно, всё у всех есть - и хобби, и сериалы, и всё остальное, просто есть еще и немного дисциплины )))
я правда уже слабо помню, как было на первом образовании, но там учеба была постоянно, какие-то контрольные, рефераты и др, они накапливались, и к сессии не приходилось делать прям особенно громадные куски работы. всего пару раз помню, что писала за ночь курсовую, но там были обстоятельства. и при всем этом вполне себе прекрасно была и активная жизнь в общаге и куча интересных увлекательных мероприятий в институте. все успевалось. а на втором образовании, заочном, мне даже в удовольствие было от работы отвлечься и какую-нить контрольную написать. или материал к курсовой поискать. и к сессии я всегда приходила с готовыми заданиями. ну тут еще и было понимание, что мне уже давно не 20 лет, и я просто физически не смогу просидеть ночь над курсовой, а наутро быть полноценным работником или лекцию воспринимать. и вся эта учеба даже во время сессии не мешала мне вышивать вечерами, ходить в кино пару раз в неделю и встречаться с друзьями ))

Никогда не нравилась учеба, да и работа - все было выбрано по пути наименьшего сопротивления. В итоге хочется заниматься совсем другим. Но понятно это стало только спустя лет 13 после первой учебы, надо было чем-то время занять.

Может, автору посмотреть на варианты других занятий, совсем других. Кардинально, чтоб не сидеть и не готовить что-то нудное текстовое. Поступить она еще успеет, если что. Навык хорошо развит, человек сам по себе толковый 3 раза на бюджет поступать, просто сложно заниматься нелюбимым делом. Можно поработать au pair в другой стране, постажироваться где-то, тем более интерес к языкам есть. Может, вообще в тренеры танцев или финтнеса начать метить. Есть подозрение, что ей может что-то подинамичнее надо, чем сидеть учить.

Edited at 2017-01-10 07:23 (UTC)

Разве презентация - это такая затратная по силам работа? Сколько там времени-то надо, на десяток слайдов - ну пару часов вместе с форматированием, даже меньше. Или доклад, при наличии текстового редактора и интернета? Мы вон в библиотеке доклады писали, авторучкой. И не было соблазна отложить работу до четырех утра, потому что читальный зал закрывался в девять вечера.
Кажется, у девушки просто нет привычки работать, поэтому для нее каждое такое задание - как первое, и нет представления, сколько не него потребуется времени и знания, оттого и планирование летит к черту. Так что самый лучший совет ей уже дали - просто делать то, что нужно. Много раз. И потом, с опытом, будет совсем не страшно.

+1

Согласна. Даже в самом интересном деле бывают моменты, когда надо просто сидеть и работать. Или напрячься и сдать в срок. Или делать что-то монотонно и скучное. Это все нужно уметь.

Психотерапевт - таблеточки - психотерапия. Когда организьм/психика блокирует любую проф/обучающую деятельность настолько сильно - это не просто "не мое", это болячка. Именно сочетание "так-то вообще нравится, а курсовая не нравится".

"Вариант пойти к психологу пробовала, не работает"

"У меня поднялась температура, я попробовала такие кругленькие беленькие штучки, которые нашла, не работает". "Пойти к психологу" никогда не помогает, помогает "пойти, увидеть, что он мне подходит, походить некоторое количество сеансов, разобраться в причине и исправить неверные стратегии действия.". Если на каком-то этапе происходит облом - понять, что за облом и исправить его либо с этим же терапевтом, либо выбрать другого терапевта, который этих обломов не допускает.

"Все вокруг говорят, что надо взять себя в руки и просто делать нужное"

Сборник "хреновые советы родственников", пункт 2.


Edited at 2017-01-10 07:49 (UTC)

Мне тоже казалось, что это очевидно. Но, судя по всему, очень мало народу почувствовало такие штуки на себе.

А может стоит взять академотпуск на год? И позаниматься этот год чем-то совсем другим, вообще не учебой. Тем более, что родители помогают. И потом уже через год осмотреться и понять, нужна такая учеба или нужна какая-то другая.

Ищите лучше мужа. Очевидно же, что учеба-работа это не ваше.

Муж попользует лет 5, снимет сливки так сказать и выкинет.
нафига богатому мужику деффка, которая не способна даже учиться? Как чуть подурнеет, так и заменит ее на помоложе...
А небогатый... ну понятно. У него она сама не задержится, ибо работать не сможет, а содержать ее не будут.

Ну там выше уже кто-то сказал ключевое слово "самосаботаж". Вот это оно и есть в чистом виде. Что тому причиной - отдельный вопрос, и вариантов там масса - от неправильно выбранной области до запрета на успешность и мести родителям.
И да, с этим надо бежать к психологу. Желательно быстро, пока психосоматика не вылезла - а она в таких случаях часто вылезает.

Очень редко комментирую, но ситуация автора - 100% моя. Вариант Яны тоже может быть совершенно верным и автор просто не нашла себя. Но то, что автор пишет и, главное, КАК, намекает совершенно на другие проблемы. Деятельным людям с другой организацией психики это бывает сложно понять.

Это проблема с мотивацией, которая не решается советами "просто стисни зубы", "просто работай", они вызывают грустную усмешку. Конечно, есть перфекционизм, типа лучше никак, чем неидеально, но у него есть причина - отсутствие контакта с собой, ощущения себя, ощущение того, что жизнь, которую ты живешь - ТВОЯ, не в мечтах и иллюзиях, а здесь - на земле. Это глубокая, сложная проблема.

Проверьте себя, автор. Вам легче делать что-то под внешним давлением, чем по собственному желанию? Вы ощущаете любое усилие, даже собственное, как насилие над собой? Вам сложно выдерживать минимальное напряжение планов, даже если вы сами их построили, и вы сбегаете в книги, фильмы, интернет, еду, снижая это напряжение?

Если да, то серьезно отнеситесь к этой проблеме. Она съела треть моей жизни. Вы говорите, пробовали психологов, "не помогло". Я советую вам попробовать еще раз, найти серьезного специалиста, психотерапевта со всеми необходимыми знаниями и регалиями, например, гештальт-терапевта. И не ждать быстрого результата. Можно также пойти на какую-нибудь телесно-ориентированную практику, контакт с телом сильно возвращает общий контакт с собой.

Ваша жизнь принадлежит вам. Вы можете делать то, что хотите. Никто не проживет вашу жизнь за вас. Это банальности, но прочувствовать их, сделать их своими не так просто для определенного типа людей, вроде меня.

Большое спасибо за этот комментарий. Присоединяюсь к совету про хорошего психотерапевта.

У меня была похожая проблема, только я от ужаса, что придётся пересдавать или выбирать, куда перепоступать, училась хорошо и закончила с красным дипломом, который не порадовал ничуть. И ещё считала себя страшно неправильной, потому что моя реальность радикально расходилась с идеальной, которую описывает Яна. И да, работать нормально после этого не смогла.

Удачи вам и автору, и сил!

Вот это все очень хорошо лечится отлучением от мамыпапиной сиси и лопатой...
Картошку копать, к примеру. Чтобы заработать себе на поесть. И чтоб сама сама. Общага с клопами вместо снимаемой квартирки в центре. 10 рублей на кредитке. Сапоги позапрошлогодние.
И вот тогда куда легче понять, что учеба в вузе с перспективой дальнейшего неплохого заработка намного интереснее и лучше физического сельхозтруда

учеба еще фигня
а вот работа - это адище

Дорогая автор!
Сочувствую вам, по своему опыту знаю, насколько это неприятное и тяжкое состояние. Вот что вам может помочь:

1) Действительно психотерапия + антитревожные препараты. Чтобы разобраться в себе и тех механизмах, которые запускают в вас эту реакцию. Снизить градус ада.

2) Посмотреть на то, какие потенциальные действия и проекты пугают вас больше всего, до трясучки и полного отрицания/игнорирования. Курсовая? Презентация по предмету Х? Семинар по предмету, который вы пропускаете уже месяц?
Это все то, что вы считаете самым важным. На это надо броситься в первую очередь, несмотря на желание бежать. Как только вы сядете за подготовку презентации, ужас тут же отступит.

3) Рутина
Как начать делать то, что вы боитесь провалить? нужно выделить на него железный timeframe, в который вы делаете только это и ничего другого. Каждый день. Например, с 16 до 17 я делаю то, что мне нужно для курсовой. Пришло 17:00 - встаете и забываете про курсовую до следующего дня. Попробуйте Pomodoro technique, это идеально снимает тревогу и дает концентрацию для таких страшных дел. В первый день будет сложно, во второй чуть легче, через неделю вы почувствуете себя супергероем.

4) Что вы будете делать, когда случится то самое страшное?
Вы предсказываете себе и избегаете мыслей о худшем из последствий. Продумайте ситуацию в голове до конца, чтобы не было неизвестности. Какие именно действия вы предпримете, в ситуации, когда вы завалили предмет/не успели написать курсовую/разочаровали всю кафедру и сокурсников? Не оставляйте концов "боюсь даже думать, что будет если..." Имея план, вы отрезаете здоровенный кусок тревоги.

5) Трезво взгляните на свои желания. Если вы хотите работать, а не учиться, вам нужно применить все вышеперечисленное на составление плана поиска работы, составления резюме и прочего, чего вы реально ХОТИТЕ (Вы, а не кто-то еще)

6) Не ругайте себя, хвалите себя! За каждый выполненный шажок. Даже если вы оступитесь и собьетесь с рабочего ритма, не ругайте себя. Похвалите себя, за то что заметили сбой, и сделайте небольшой шаг вперед.
Вы уже большая молодец, что написали сюда.

У вас все получится! Желаю вам успехов.

Я так же ненавидела учёбу, заваливала всё, что только можно, хотя школу (и не просто школу, а Лицей) окончила с золотом. Параллельно подрабатывала на незатейливых работах, и вот это нравилось. Потом работать пошла почти по специальности (инженером, а не научным сотрудником, а так тема та же), и так вышло, что через пару месяцев на меня взвалили огромный кусок самостоятельной, дико ответственной и очень сложной работы. И это полюбила. У меня сейчас большие успехи, поэтому сижу вот в интернете и пишу, как люблю свою работу. Но и когда очень сложно было, ненависти не ощущала. Пыталась в аспирантуру поступать - опять накатил стресс из-за учёбы. Пока в жизни было всё хорошо, готова была потерпеть, а потом пришлось бросить. Короче, учиться - фу. Самой многое решать - классно.

О, моя история практически!

Не соглашусь с комментариями выше - можно очень любить выбранную специальность, получать удовольствие от новых знаний и проектов, но НЕНАВИДЕТЬ готовить все эти курсовые, презентации, обзоры и доклады. Причём готовая работа радует и поднимает настроение долгие годы после. А вот процесс... Только на адреналине, под самый дедлайн, чтобы не было ни секунды на переделывание - иначе включается ступор перфекциониста и целый день уходит на одну запятую. Только адские муки, только хардкор!
Я уже смирилась, что всю жизнь мне так развлекаться. Кстати, шью, рукодельничаю, убираю квартиру и прочее я по тому же принципу, так что это личностные особенности. Научилась не демонстрировать панику открыто, чтобы люди не пугались и видели только результат.

Хорошие новости - этим состоянием можно научиться управлять и включать-выключать по желанию! Тогда становятся доступны опции "прийти, быстро сделать тройной объём работы, уйти и спокойно отдыхать", например. Ещё ОЧЕНЬ сильно помогает плотное расписание, когда есть только один шанс сделать дело, а потом времени уже не будет. Только расписание должно быть плотным совершенно по-честному, с помощью неотменимых дел и внешне заданных жёстких границ, иначе мозг быстро придумает отмазки и возможности обойти схему. Мне лично в этом смысле очень удобен сменный график, прямо душой отдыхаю.


Edited at 2017-01-10 09:05 (UTC)

Первый совет - попробуйте делать неидеально. Done is better than perfect.

А второй - вы не думали об учебе заграницей? Это просто земля и небо, серьёзно. Нет этого занудного и притянутого за уши псевдоакадемизма. И изучать вы будете конкретные вещи и проблемы, а не сферического коня в вакууме.

Могу советовать и по своему опыту, и по опыту однокурсника, который тут чудом в универе держался, а там отлично учился и рассказывал с восторгом, как там круто.

(Уехал из Украины в Эстонию, но это для примера. Стран много, выбирайте;))

Хм. За границей та же фигня - на собственном опыте говорю. Не меняется практически ничего - только страх от "какой кошмар, сейчас завалю всё" становится сильнее. Учиться круто, не спорю, но это проблема внутренняя человека, а не только учебы (к сожалению!).

Мне кажется, что проблема ТС в другом. Она не знает, как учиться. Я сама с этим столкнулась. В школе и после нее я знала только один способ: материал заучивать наизусть. Но голова, во-первых, не резиновая, а во-вторых - сопротивляется организм таким бессмысленным издевательствам над собою. Как писать всяческие эссе и курсовые, я не знала тоже, тут единственным доступным мне способом была компиляция (а компьютеров тогда еще не было, и копировальный аппарат был один на всю библиотеку, с очередью к нему на три этажа - так что все ручками, ручками). Я и в школе, и в универе была отличницей, но все это обучение угнетало меня до такой степени, что я жила в постоянной депрессии.

Когда не знаешь, как, то приступить к процессу кажется невозможным. Имеет смысл поискать информацию по этой теме - как, собственно, можно организовать свой процесс обучения. Например, могу порекомендовать бесплатный курс на Курсере Learning how to learn.

(А если ну совсем невмоготу учиться и работать - остается только перепрыгнуть с шеи родителей на шею мужа))

Да, Learning how to learn классный курс :)
А для курсовых/дипломных - "Как написать дипломную работу" У. Эко

Так смешно всегда читать комментарии типа "надо просто сесть и сделать", "написать план", "собраться". Аа, так вот в чем дело. А то всё перепробовала, а собраться-то в голову не пришло.
Мне первый психолог посоветовал написать план и просто его выполнять. Посоветовал он мне это на четвертом курсе. На пятом, за две недели до защиты, меня отчислили за ненаписанную курсовую за третий и четвертый курсы. Диплом тоже не написала. В итоге в каких-то кошмарных мучениях из кусков курсовых скомпоновала диплом, восстановилась, защитилась. Очень надо было, потому что уезжала в другую страну жить.
То, что изучала, было интересно, до сих пор этим занимаюсь. Выигрывала олимпиады, получала первые дипломы на конференциях. За это и держали в универе. Сейчас на четвертом курсе аспирантуры. Поступила в другой стране, учусь на иностранном языке. Проблемы с диссертацией те же.
В прошлом году пришла к психотерапевту, когнитивно-поведенческому (на кушетке не лежали, на родителей не жаловались). Работали над перфекционизмом и другими проблемами. Год, встречи раз в неделю. В итоге нашла работу, которая меня сама организовывает (мелкие задачи каждый день). Нет таких задач типа написания курсовых. Что делать с диссертацией, пока не решила. На текущей работе не хватает, как бы это сказать, интеллектуальности, что ли, уровня задач повыше. В универе продолжаю как аспирант преподавать студентам. Это нравится, новые темы постоянно, уровень сложности все возрастает.
Автор, хотела вам на своем примере показать, что проблема сама не решится. С моим психологом мы закончили работу. Ее задача была помочь мне выбраться из депрессии. Советы по прокрастинации свелись к выполнению плана. Из депрессии я выбралась, работаю, завожу хобби, разные радости в жизни. Идея такая, чтобы типа иметь резерв сил для выполнения не очень приятных дел (которые всегда будут). Пока занимаюсь той работой, на которую хватает сил, и развиваю хобби, которые попогут иметь этот резерв. Посмотрим, вернусь ли к диссертации и вообще к более трудозатратной работе. Определенно на самотек такое пускать нельзя.

Вот таких психологов, которые, не разобравшись в причине проблемы, говорят "надо просто сесть и сделать" и "собраться" - гнать бы из профессии. Хорошо, что вы не остановились на том психологе и нашли того, кто вам помог.
Автору письма можно тоже поискать, а можно учебник по когнитивно-поведенческой терапии пролистать (например Джудит Бек "Когнитивная терапия" - я там в 18-летней дурочке Салли, замученной учёбой, прям себя вижу: два вуза одновременно, без выходных, "а что если я отвечу неправильно преподавателю", "ааа! у меня зачёёёёт завтра, а вдруг я провалюсь?!?!!?!") Хорошо, что мне не 18 лет уже и все эти страхи и напряги позади. С другой стороны, это и правда ценный жизненный опыт.

У меня тоже была похожая проблема, еще со школы. Вроде, интересно было изучать то, что изучалось, но все эти контрольные, доклады.. При том, что у нас частенько было достаточно скопировать статью из интернета ну и как бы на неё сослаться. Может, преподы виноваты (а кто еще?), то ли я какая-то не такая. Делалось так же все в последний момент. я долго размышляла над этим и поняла одну из причин. я сознательно не хотела (и до сих пор не хочу) начинать что-то заранее, потому что люблю делать быстро и один раз, не люблю возвращаться и переделывать. То есть, если начну заранее, то закончу раньше. Казалось бы, хорошо.. Но вот это еще с начальной школы осталось -- если закончил раньше, то перепроверь, поспешил и ошибся. Ну а если все сделано в последний момент, то, хочешь не хочешь, а проверить уже не получится. Но это, конечно, только одна из сторон. У меня еще была очень хорошая память, поэтому никогда ничего особо не учила, а вот друг мой каждый день сидел над домашкой по два часа. Может, автор, вам тоже сознательно не хочется долго сидеть над заданием, а стрессовая ситуация, которую вы сами себе в итоге создаете вас как бы "подгоняет"? Мне кажется, это можно тоже хорошо обдумать и принять, если вы всю жизнь не любите просиживать часами над заданиями, может и не надо?

Автор, у меня была точно такая же проблема.
Только у меня это еще в школе началось. Даже приходить туда было для меня страшным мучением, не то что задания выполнять. Если я пыталась стиснуть зубы и идти начинались проблемы со здоровьем, давление скакало, температура повышалась. Конечно закончила школу я с огромным трудом. Но то же самое было и потом когда я пошла в колледж учиться на программиста. Мне вроде бы нравилась специальность, но как только я сталкивалась с рутиной, как только задумывалась о том сколько лет мне предстоит туда ходить, как сразу начинали дрожать колени и вылазить соматические проблемы со здоровьем. Оттуда я тоже ушла. Я серьезно думала что со мной что-то сильно не так, может по психиатрической части, ведь остальные люди это как-то терпят. Пару лет я не делала практически ничего, сидела в депрессии и ненавидела себя, только рисовала. В итоге я честно взглянула на себя, поняла что я не способна на труд из под палки, какие бы страшными последствиями бы мне это не грозило. Решила пойти учиться на художественную специальность, раз больше ничего не могу. И, о чудо! Рутина дается легко и приятно, кайфово не спать во время сессии и часами делать монотонные задания вместе с одногруппниками. Кайфово каждый день туда ходить и жить в общежитии. Мне настолько нравится, что я с грустью думаю о том что это когда-то кончиться.
Автор, вам тут где-то написали о том что если что-то интересно изучать, то не факт что этим будет интересно заниматься 8 часов в день, 5 дней в неделю. Мне кажется, если самосаботаж дошёл до такого уровня, советы стиснуть зубы и работать тут не помогут. У вас наверняка есть какое-то хобби, посмотрите в его сторону. Даже если оно совсем не прибыльное, вышивание крестиком например, все равно где-то можно найти близкую специальность.

?

Log in