Previous Entry Поделиться Next Entry
Хочу всего, и всего боюсь!
miumau
Добрый день, Яна!

хочу попросить совета насчет художественной профессии -- ужасно длинное письмо получилось, прошу прощения

Мне 25, у меня есть неплохое гуманитарное образование и довольно скучная, но совсем неплохо оплачиваемая работа. На этой работе мне не слишком-то хочется развиваться, и я думаю о переходе в какие-то смежные области, но пока не конкретно. Я умная, люблю работать головой и получаю кайф от решения задач и интеллектуального удовлетворения. Это такая социально одобряемая сторона моей жизни.

Параллельно с этим меня очень давно мучает нереализованная сторона. Почти всю жизнь моим основным удовольствием помимо чтения книг было изготовление чего-то руками.





Я обожала лепить, шить, строгать, плести фенечки, валять из войлока, делать бумагу и месить тесто. Ну и рисовать тоже. Родителям учителя говорили всякое насчет художественных способностей, и я ходила в разные кружки по этому поводу, но не в художественную школу, она бы никак с моей крутой гимназией не совместилась. Ну и в общем-то никогда никому не приходило в голову, что это может быть серьезным занятием -- и мне в первую очередь, я и так единственный гуманитарий в большой семье математиков и физиков и достаточно проявила эксцентричность.

Но последние несколько лет я почти перестала этим заниматься, потому что несерьезные "домашние" хобби больше не приносят удовлетворения. Я все время мечтаю делать вещи, по-настоящему, с инструментами, взрослые. Я мучительно, до слез завидую стеклодувам с мурано, ювелирам, горшечникам, Эйдену из СексаВБольшомГороде - изготовителю мебели. Я во всех городах, где бываю, знаю все барахолки, секонд-хэнды и блошиные рынки, а также художников, которые сидят в мастерских и одновременно что-то продают -- и мечтаю быть ими. Осенью я несколько месяцев ходила учиться работе с металлом в одну славную художественную мастерскую, там были всякие молотки и муфельная печь, и это было в первый раз за долгое-долгое время, когда я с увлечением делала что-то 6 часов без малейшей усталости и раздражения. Правда, это было всего один-два раза в неделю. Короче говоря, от слова crafts у меня выделяются море эндорфинов. (Меня интересует именно не рисование, а изготовление вещей, но не радио паять или трубы чинить, а какую-то красоту создавать). Иногда я действительно плачу над программами каких-нибудь вузов или сайтами каких-нибудь ювелиров.

Ну так вот -- а почему же я ничего по этому поводу не делаю?
Я ужасно боюсь такого количества вещей, с этим связанных, что даже смешно перечислять.
Я боюсь, что мне уже поздно -- причем боюсь этого лет 5, каждый раз думая, что вот если б раньше-то! а теперь-то что

Я боюсь, что ничего не получится. Я боюсь, что на это занятие не прожить. Я боюсь, что не смогу заниматься этим 5 дней в неделю и буду так же мучиться без занятий для головы. На самом деле мне вообще тяжело заниматься чем-то одним, и гораздо приятней, когда есть несколько разных занятий. Я боюсь, что оставлю "нормальную" профессию, ничего не выйдет, и время уйдет впустую -- а если не оставлю, а попробую совмещать, то уж точно ничего не выйдет ни там, ни там, и что другие давно карьеры делают, и мне надо этим заняться, вместо того, чтобы маяться дурью.

Я боюсь, что раз я не умею как следует рисовать, то и думать об этом нечего, останусь простым ремесленником, делающим одно и то же -- к примеру, ювелиром, чинящим цепочки в палатке. Боюсь, что у меня слишком быстро меняются желания, и я не могу выбрать одну самую любимую область -- и вот, пойду, к примеру, учиться металлу, а через год захочу заниматься деревом, и тп. При этом я спринтер, легко и часто бросаю дела на длинных дистанциях, особенно без внешнего контроля -- и хотя борюсь с этим одна и с психотерапевтом, и успехи заметные есть, но бороться еще ооочень долго, может, всю жизнь. Так что у меня действительно будет много соблазнов бросить, и я боюсь их не преодолеть. И я понимаю, что, например, 2 года подготовки к строгановке, и потом 5 лет обучения, и потом выпуск с неясными финансовыми перспективами мне не потянуть. К тому же у меня довольно регулярные депрессии, правда, в легкой форме, но это все равно мешает построить какой-то план на 7 лет вперед и быть уверенной, что будешь его придерживаться. Идеальный вариант был бы пойти учиться непосредственно к какому-нибудь человеку-мастеру, но что-то не получается его найти.

Еще я боюсь "жизни художника" -- потому что все художники, которых я видела, живут жутко бедно и как-то неприякаянно в неуютных комнатах с отвалившимися паркетинами и сквозняками и питаются пельменями и алкоголем. И даже в этой славной мастерской были очень милые люди, но они питались хлебом и шоколадом, и курили повсюду, и выбирали, где булка дешевле, и все было так из другого мира, что я с огромной радостью возвращалась в свой теплый офис с белыми стенами к здоровой разнообразной еде, фруктам и походам в спортзал:) И меня ужасно ужасно пугала идея перейти насовсем в эту страшно неприкаянную нездоровую жизнь.

И еще, конечно, почему я не начну просто делать штуки и продавать на этси? Мне опять очень страшно, что ничего не выйдет и я ни к чему не способна, и слишком самонадеянна, и много о себе возомнила, и вообще не училась. Может быть, с этим связано то, что мне не хочется шить какие-нибудь мягкие игрушечки, а хочется только нечто по-настоящему применимое вроде ювелирных украшений -- для чего нужны инструменты и тп. И если я ими обзаведусь за кучу денег, и ничего не получится, или я брошу, то все скажут -- ну вот видишь, ты снова все бросила и всегда все бросаешь (и это правда), поэтому не майся дурью.

Причем такими страхами окружена именно эта область, идея, к, примеру, получить 2ое высшее по какой-нибудь другой окологуманитарной специальности меня вообще не пугает.

Короче, я ничего не делаю (помимо психотерапевта), и время идет, и кажется, что с таким количеством страхов не стоит и начинать. Но эта часть души по-настоящему болит, я никак не могу о ней забыть, и представляю, как буду жалеть в старости, что не прожила важную часть жизни. И мне кажется, что меня может ждать какая-то удивительная радость, и я ее предаю.

В общем, я бы очень хотела получить советы, идеи, комментарии и истории -- потому что вживую мне совершенно некому об этом рассказать и попросить поддержки и идей, все либо бесконечно далеки от мира художников, либо художники до мозга костей, рисуют, с профильным образованием и т.п. Может, какие-то есть похожие случаи из жизни или летние программы или мастера, которые берут учеников, или не знаю что еще. Или наоборот, это так трудоемко, как учеба на врача, так что лучше мне раз и навсегда об этом забыть.

***
Здравствуйте!
Послараюсь ответить на все вопросы как-нибудь по порядку.

- Нет, не поздно. И вы 30 и в 40 и в 100 не поздно. Поверьте мне на слово.
- Что вам хочется делать все "по взрослому" - бывает. Одним людям хочется чего попроще - добиться симпатичных результатов с помощью простейших средств. Другим доставляет особое удовольствие именно изучать сложные техники, вникать в тонкости работы со сложными материалами, работать с какими-то специальными интсрументами. машинами и приспособлениями. Это так же как отношение к спорту бывает разное - про одних говорят "фетишисты" - они все время выбирают виды спорта, для которых непременно необходимо снарядение весом в 30 кг и стоимостью в тысячи долларов. Другие все время увлекаются какими-то вещами, которые, при наличии всего лишь коврика и пола, и может быть еще пары простейших вещей приносят феноменальные результаты.

Собственно - почему бы не делать, если нравится?

- Вы боитесь, что ничего не получится. Правильно. Ничего и не получится. У всех, кто этим когда-либо начал заниматься, сначала ничего не получалось, тоже мне - великое горе. Неужели вы думаете, что кто-нибудь из умельцев, живущих своим мастерством, родился со всеми своими навыками и умениями? Он отличается от всех остальных только тем, что у него было больше желание освоить данное дело, поэтому он плюнул на все неудачи, и пробовал, пока не вышло.

Это надо принять как данность - если вы хотите научиться что-то делать хорошо, вы должны пройти через сколько-то творческих неудач, выброшенных в помойку тонн материалов и, соотвественно, часов и денег. Способа обойти этот опыт - нету. Есть только возможность не драматизировать и не придавать этому такого значения.

- Вы боитесь, что "на это занятие не прожить". С одной стороны - мы ведь с вами знаем, что прожить можно почти на люьое занятие. И уж если вы его где-то увидели как бизнес, значит кто-то на это живет, и зхначит на это прожить можно. Другой вопрос - что надо сделать для того, чтобы на это прожить? И готовы ли вы сделать все-все, что необходимо, чтобы на это прожить? А для меня самый интересный вопрос вообще - а почему надо сразу на это прожить?
Почему нельзя (как все нормальные люди) попробовать что-то, сделать это своим хобби, посмотреть, как у вас с данным делом сложатся отношения, если получатся хорошие результаты - попробовать продавать их понемножку. А если окажется, что результаты продаются хорошо, и сколько вы этим не занимаетесь - все вам мало, и сколько бы вы этого не наделали, все вам удается сбыть - тогда можно и думать, как на это прожить. А если нет - то пусть оно останется любимым хобби? Это так ужасно?

- Вы боитесь, что не сможете заниматься этим 5 дней в неделю? Опять же - не понимаю, в чем драма. Я вот не могу 5 дней в неделю писать книги, но все равно я их периодически пишу и издаю. И так же я отношусь к футболкам, которые мне иногда нравится делать и печатать, и ко многим другим вещам. Пять дней в неделю - не могу и не хочу. Пять дней в месяц - с превеликим удовольствием!

- Вы пишете, что боитесь попробовать, потому что, если ничего не выйдет, то это будет время, потраченное впустую.
Это неправильно и неправда! Если вам очень хочется что-то изучить и попробовать, но нужно это только для того, чтобы окончательно понять, что это - не ваше, и никакие результаты этой деятельности особо вас не радуют и не привлекают - значит вам нужен был этот опыт!

Это миф, что каждое занятие всегда имеет смысл только, если вы из проекта выносите результат! Не вынести результат и понять, что никаких результатов вам не хочется, или вы не хотите делать то единственное, что к хорошим результатам приводит - тоже польза!
Я миллион вещей попробовала только для того, чтобы понять, что я их не хочу. Да, я потратила на это времч, силы и деньги. И не жалею. Мне это было важно.

- Еще вы пишете, что карьеру можно сделать только в одной области. Это тоже глупости. Почитайте Барбару Шер, которая грубо "рассортировала" людей на сканеров и дайверов, и объясняет, что добрая половина человечества не может заниматься одним делом всю жизнь. Она там полную книгу решений предлагает, как либо совместить 5 карьер, либо делать их по очереди, преспокойно бросая кажду, когда надоела.

- Если вас притягивают ремесла, требующие больших вложений, естественно бесполезно пробовать все это дома, покупая сразу все оборудование. Самое простое решение (хоть и не бесплатное) - ходить на курсы. Что вам мешает, например, для начала некоторое время тратить все накопленные деньги и отпуска не на какие-нибдуь путешествия, а на посещение интересных курсов, где вы прекрасно проведете время, многому научитесь, сделаете какие-то вещи, проверите ваши ощущения - насколько хочется этим заниматься вообще. Кстати, после абсолютного большинства курсов организаторы предлагают, что можно продолжать жаниматься этим делом, арендуя их помещение, технику и инструменты за умеренную плату. По крайней мере на всех курсах, которые мне доводилось посещать, было что-то такое: шелкографы разрешают арендовать их помещение со станками за какую-то плату в день, керамисты за небольшие деньги обожгут ваши вещи, сделанные дома, швейные ателье пускают пошить за их машинами и поутюжить их прессами. Так что, если понравится, можно еще какое-то время делать продукцию у них, прежде чем вкладываться в свое рабочее место.

Если вы хотите бесплатного решения, ищите матеров, которые берут подмастерьев. Не знаю, развито ли такое у вас, но во многих странах можно просто попроситься на учебу к какому-нибудь портному, сапожнику, ювелиру, плотнику и.т.д. У нас часто на таких мастерских висит табличка "мы берем учеников". Но если табличка не висит, можно зайти и спросить. Может быть возьмут поучиться. А может быть посоветуют кого-то, кому ученик нужен - коллеги друг друга знают.

- У художников бывает жизнь разная. Некоторые так дисциплинированно работают с 9 до 6, как не все менеджеры могут. И некоторые так богаты, что вам и не снилось. И заработали свои деньги своим искусством. И спортзал у них, и здоровый образ жизни, и выглядят они в 40 на 20, и у них семья, дети, домище с двумя котами и собакой, а так же домработница, садовник и все остальное, что там еще является признаком благополучной жизни.

- Почему вы просто не начнете делать штуки и продавать их на этси? Потому что вы не можете просто начать и продавать их. Мы сделали круг - все люди, котоые умеют делать крутую ювелирку, не один год потратили на то, чтобы так научиться. И вы не будете исключением - пока не пройдете весь опыт от неудач то продаваемого товара, вам продавать на этси попросту нечего.

- Что говорят другие - вас вообще не должно интересовать. Вы свое время и деньги тратите на свои эксперименты, опыт и вопросы? Имеете право хоть в окно выкидывать то и другое, хоть всю сознательную жизнь.

- Почему получить еще одно образование не пугает, а это все - пугает - тоже очень понятно. Потому что с получением образования все ясно: пошел, сдал какой-то там экзамен, и потом там будут 4 года командовать, что делать, и нао просто выполнять все задания. В случае с занятиями творческой деятельностью, и тем более с попыткой на это прожить, никакого плана нет, что делать - не ясно, с чего начинать - тоже не ясно, как на это вообще живут - не понятно (и не верится, что живут вообще). Сколько это должно стоить - не известно, а известно для начала только, что само производство жрет кучу денег - и так далее. Одни сплошные неизвестные! Конечно это страшно! Для того и существует образование, чтобы о какой-то профессии потихоньку все узнать.
Если вас интересуте конкретная область, ищите информацию. Не только о том, как сделать товар, но и о том, как считают такой бизнес, как произвести этот товар подешевле. Что вообще в этом деле "подешевле", что есть норма, что - слишком дорого. Ниже какой цены невозможно опуститься, не принеся в жертву качество. На какие инвестиции нужно расчитывать, чтобы сделать хоть что-то. Какой минимум нужен для старта. Какие есть варианты, при которых не надо сразу все покупать (см снова возможности снять в аренду все, от инструментов до рабочего места).

Все это кто-то знает. Многим из этого люди просто делятся в интернете - на тематических сайтах. в блогах, форумах. Все это можно выпытать у специалистов. некотороые из этих знаний, наконец, можно купить. Чем больше у вас будет знаний о каждом конкретном бизнесе, тем меньше вы будете ее бояться.

И вообще. Собирайте информацию. Ройтесь в интернете и в книгах, спрашивайте всех, кто мог бы знать, складывайте знания на диске в специальной директории, полезные бумажные статьи и книги - на полке, заведите мебе папки с рецептами, ответами, примерами расчетов и.т.д. В один прекрасный день вы почувствуете, что что-то из намеченного вы готовы попробовать - у вас все для этого есть. Есть время и деньги, чтобы сходить на очередной курс и воркшоп. Есть деньги и желание, чтобы сделать свой товар, хоть немножко. Есть желание выставить сделанное в интернет и попробовать продать. Пусть это не принесет сразу зарплату - но принесет какой-то опыт.

Про все, чего хочется, надо собирать информацию, пока не станет ясно, что вы для этого созрели. А когда созреете - пробовать все, до чего дотянетесь. Пусть это не будет сразу сменой профессии и вертикальной карьерой. Но будет еще один шаг от желания к делу.
Подписаться на Telegram канал miumau

промо miumau апрель 6, 09:00 14
Разместить за 100 жетонов
Если вы не можете найти кота, он наверное спит под стулом в гамаке. Помните картинку "Найди спящего котика"? Она превратилась в одноименный гамак. Этот гамак - это тоже очередной товар с непростой историей. В первый раз moe_delo увидела такие гамаки в Гонконге, где место очень…

Волка бояться-в лес не ходить.
Ах, я старая, мне 25))))
Ах, я боюсь, столько много надо.
Это счастье, что 25, а надо будет еще больше, чем кажется на первый взгляд.Дешево быть художником не обойдется.
Иди учись и делай.

какие-то неприятные ощущения оставил Ваш комментарий

А мне помогает декрет :) Потому что взять и уйти с хорошо оплачиваемой работы страшно. А тут ребенок подрастает, становится полегче, а декретные пока еще платят.
Вообще - во многом как будто это я письмо писала :) Тоже в детстве мастерила, стала экономистом. Теперь у меня есть еще 2 года до конца декрета. Если выплыву за это время - буду долбиться дальше. Не выплыву - пойду на свою работу.

:)) +500! Я пока беременная ходила и потом немного читала polymerclayfimo, просто читала, потом решилась попробовать, потом познакомилась с огромным количеством интереснейших людей, из параллельных рукодельных сфер, потом ходила на мастер-классы, потом были выставки, интереснейшие флеш-мобы...и в итоге начав с лепки, ушла в другую совершенно сторону, увело, перед НГ получилась даже небольшая самоокупаемость, прочувствовала что такое зарабатывать ручным трудом, много общаюсь на эту тему, много примеров и стратегий перед глазами. Глаза боятся - руки делают. Сейчас у меня следующий декрет на носу, я знаю и умею гораздо, гораздо больше :). Это хобби, хочется еще больше попробовать! Мечты сбываются потихоньку, есть поддержка близких. Повезло?! Не знаю. Очень сложно строить долговременные планы, я вижу как они рушатся иногда, а времени катастрофически мало! Хочется жить здесь и сейчас, уметь и делать что-то приятное, особенное, что радует близких и посторонних совершенно людей. Пробуйте, пытайтесь, это лучше чем потом сожалеть об упущенных возможных возможностях!
Желаю смелости и удачи!

Хороший вопрос и хороший ответ... Я знаю только одно - нелюбимую профессию (и все нелюбимое в этой жизни вообще) надо бросать. Иначе засосет, пережует и переварит. Так и помрешь, не попробовав стать тем, кем предназначалось...

многа букаф, мало дела...=)))

Ох, какой полезный пост, прямо когда нужно!
Спасибо!

Ну какие глупости - страшно начинать в 25 лет. Я жалею, что не начала делать то, что мне нравится 5 лет назад, а не в тридцать. И рада тому, что решилась сейчас, зато через 2,3,10 лет я не буду жалеть и сокрушаться, что не сделала ничего.
Где то я слышала: Ни о чем человек не жалеет так сильно, как об упущенных возможностях.
И вообще, никто не становится мастером за одну ночь, всему нужно время.

Ничего не бойтесь! Ничего "самого страшного" случиться не может! :)
25 это возраст когда вами уже перестали командовать(садик, школа, институт, родители, работа) и вам самостоятельно нужно отвечать за вашу жизнь и конечно это страшно,
но страх это самое ненужное в жизни чувтсво!
Проявите любовь к себе, пожалейте ту маленькую девочку которая хочт праздника и красок и материалов и инструментов!
В вашем письме я увидела несколько ключевых фраз -- мне опять скажут что я все бросила, в нашей семье я вольнодумец(это мои слова, но я ведь не ошибаюсь?). Это установки из детсва и конечно их тяжело побороть, нкоторым это не удается и до конца жизни. Родители воспитывают нас страясь вложить лучшие свои решения в наши головы, но ведь вы вполне можете оказться другим человеком, с другим темпераментом и желаниями. Научитель уважать себя в своих стремлениях и желаниях и тогда ваши родители будут за вас спокойны, даже если вы по-прежнему будете "единственным-гуманитрием-в-семье" :)
Ваш пытливый ум уже привел вас к возможности написать это письмо. Попросить о помощи и совет это уже хороший и большой шаг. Следующий шаг -- все обдумать и двигаться дальше. Я уверена, что раз вы нашли возможность написать о своих мучениях, то вы обязательно найдете возможность двигаться и дальше в этом направлении.
Я искренне желаю вам успехов и сил пройти тот барьер, который вас сейчас отделяет от гармонии с самой собой. Мир открыт нам, мы вольны изучать и исследовать его, и ничего нам за это не будет))))

ох ты ж елки, я аж почти прослезилась. спасибо за такие правильно подобранные слова. я не автор письма, но очень близко мне это все... особенно про то, что ничего нам за это не будет )))

Если вам не нравится ваше место -- смените его, вы же не дерево.
А вообще, когда на меня нападают подобного рода сомнения, я нахожу у Яны в дневнике запись о том, что никогда не поздно что-то начать и в этом чем-то добиться успеха.
Вот эта запись: http://miumau.livejournal.com/441039.html

Автор письма так говорит, как будто, если у неё и вправду совсем ничего не получится, её обратно по старой специальности никогда работать не примут. Пробовать надо, делов-то. Мне вот тоже 25, в прошлом году бросила работу и пошла получать второе высшее на графический дизайн. Ну да, страшно, конечно, вдруг потом на работу не устроиться будет, но первое образование-то есть, и опыт работы есть, и это подстраховка на случай, если дела совсем плохо пойдут.

Не все такие как вы: бросают что-то и осмысленно выбирают что-то другое.

У многих живёт куча страхов, напрмиер, принимать самостоятельные решения, по сути, касающиеся всей дальнейшей жизни.

Просто желание уйти с нелюбимой работы, зачастую угасает под давлением страха неизвестности. А что дальше? А вдруг ничего?

Кажется, вы со смаком делаете то, чего на самом деле хотите делать - боитесь. Развернулись целую дискуссию на эту тему, втянулась Яна, я вот... Короче, успешно.
Сочувствующие и потакающие подтянутся.
Советов вам давать не хочется, вам их не надо.

Вы неправы.
Очень понимаю девушку в том, что "хочется, но страшно".
У меня, правда, основная работа любимая, а крафта хочется в дополнение, но тоже хочется сложного, пробовать каждый раз страшно: денег на поделки могу позволить себе потратить совсем немного, видеть, что поделка вышла очень средненькая - очень грустно. При этом страхов гораздо больше, чем решительного настроя делать.

может, вам поможет книжка джулии кэмерон "путь художника"?
она как раз для тех, у кого много творческих идей и желаний, но при этом сложно начать

Поддерживаю! Замечательная книга, она мне очень помогла понять, кто я и чего на самом деле хочу :)

О! мне столько есть вам чего сказатть и я мечусь между этим желанием и тем, что вижу, что свет безбожно уходит и деревья перед окнами уже не такие живописные, а я так хочу их пописать. Пописать, хотя образования нет, навыков нет, есть только любоване красотой и понимание того, что если не напишу, такого света и такой зелени завтра уже не будет, завтра будет другая. А 4 года назад у меня и мыслей таких не было, были только сомнения и обида на родителей, что не поддержали моих желаний в детстве, очень ярко выраженных. Тогда мне не хватило сил самой с этим справиться, дать себе возможность рисовать, я ж была маленькая. А сейчас я,эта маленькая, никуда не делась, но есть еще я-большая вполне, могу как-то себе дать опоры в том, чем хочу заниматься. Но это ощущение тоже не постоянно, оно нарастает с каждой сделанной работой, наброском, эскизом, пробником. А потом рассыпается в прах, от того, что кто-то обхает мою работу или усомниться в том, что она стоит тех денег, кторые я за нее прошу. И снова возрождается с удачно пойманным светом, красивой глазурью на блюде, неожиданным эскизом и т.д. и т.п. Просто, выбирая художественную или ремесленную профессию, я даю себе право наслаждаться тем, что делаю здесь и сейчас, получаю совершенно королевскую возможность самой выбирать к чему меня тянет сегодня утром и как мне распределить свое время, чтобы успеть сделать то, что я должна сделать. И совершенно наслаждательное понимание того, что через годик, если захочу, плюну я нафиг на то, что мне сейчас так нравится и буду заниматься совершено другим или пойду учиться еще какому-то ремеслу.
Да, денег не много, надеюсь, пока, я много профессий сменила и в разных кабинетах, производствах и залах поработала. Знаете, в моем теперешнем полуподвале летом и кондей не нужен, там прохладненько и без него. И как-то мне современные окна, чистенькие гипсокартонные стены и ламинатик нравятся меньше, чем во много слоев крашеные рамы старых окон, они такие живописные. Это вопрос приоритетов, но пока не делаешь, эти приоритеты сложно расставить, у вас только умозрительные заключения и, главное, к рессурсу, который дает творческая профессия, прикоснуться невозможно, он открывается только, когда делаешь.
А по поводу жудожников. Я знаю разных, но заметила такую закономерность, что чем более реализовал (причем именно на свой взгляд) художник свой талант, тем он прочнее что ли стоит на земле, спокойнее и радостнее, дброжелательнее к успехам других и при этом он может быть бессеребренником.
Согласна с Яной, что нет смысла сразу бросаться в др профессию. Я переходила постепенно и от первого осознанного желания и понимания, что для меня это важно до реальной смены прошло около 10 лет, а до осознания себя художником еще идти и идти. Мне 33 сейчас, если что.
И если Вы в Москве, то здесь множество возможностей поучиться и попробовать. Приходите ко мне погончарить, если захотите :)

Какое полезное письмо и ответ.
Спасибо, Яна :)

Письмо как будто я написала. Я, которая была год назад :)
Дорогая автор письма, как же я хорошо Вас понимаю! Долго металась между карьерой в банке и рисованием-валянием-творением.. В итоге накопила необходимую сумму для спокойной жизни без работы на три-шесть месяцев, уволилась и посвятила это время себе. Никуда не бежала, не торопилась, посвятила все свободное время творчеству. Причем я специально сказала себе, что главное - процесс, а не результат, результат придет со временем и опытом. Валяла бусы, рисовала, варила мыло и т.д, получая от всего этого огромное удовольствие. Но прошло три месяца, и я поняла, что не хватает мне "пищи для ума", мозгового штурма, моим амбициям тесно, а без регулярного общения с людьми становлюсь дикарем :)
Я не вернулась в банк, но открыла свою компанию испанской недвижимости (мне эта тема очень близка). Я по-прежнему творю, выделяю каждый день один час для творчества, это не так трудно, как может показаться. И получаю огромное удовольствие от процесса, от результата и от самой жизни!)

Ведь главное - понять, что тебе хочется, но не всегда это то, что тебе действительно нужно. Почему бы не попробовать и не проверить? ;)

что-то как-то внезапно про "испанскую недвижимость" ))
вот так просто "поняли, что не хватает пищи для ума" и открыли компанию испанской недвижимости??? :-)

Тут, наверно, многие скажут "ой, это про меня".
И я не исключение )))

Я для себя решила это таким способом - не бросая основной работы пошла учиться. Можно было, конечно, и самообразованием заняться. Но тут, как правильно Яна сказала, я рассчитывала на командование и на то, что мне расскажут и покажут, что и как делать.
Это очень тяжело и по времени и морально и даже физически - совмещать работу для денег и учебу для души. Но я ни капельки не жалею - творчества у меня теперь в жизни хватает, а все эти тягости заставляют периодически задумываться "а надо ли оно". Ну и, конечно, понимаешь - твоё или нет.
Таким образом свои финансовые страхи я усмирила, а с прочими работаю. И далеко не факт, что я буду далее продолжать заниматься творчеством и пытаться этим зарабатывать на жизнь. Но, как говорится "я хотя бы попробовал" (с). Так что удачи, и отбросьте все страхи. За попытки вас никто бить не будет. И совершенно не обязательно сразу ставить глобальные планы по покорению вселенной своим творчеством. Начните с малого - слона нужно есть по частям ;)

Очень хорошо ответили человеку.

Прибавить даже нечего. Только тоже подбодрить одним примером, который видел и которой очень показательный.

Сейчас этот мужчина умер к сожалению. Но много людей его вспоминают добрым словом. И интересный момент... человека нет, а его вещи живут, радуют, не позволяют о нём забыть.

Дядя Юра. Старый такой коммерсант, начинал ещё при СССР- делал обувь мужскую на заказ.
В перестройку открыл кондитерский цех. Примерно в 99 году- дошёл до состояния, что на работу "можно не ходить" :-) Но всё равно с 12 до 15 туда наведывался. Пытался быть полезным. Пробовал переключиться с дел на "себя"- (путешествия, внуки, рыбалка, театр). На долго его не хватило. И вот он что придумал:

Освоил неспешно в удовольствие совершенно новую творческую работу(устроился в свои 55 лет (!!!) в ученики к краснодеревщику).

Ну и стал делать небольшие изделия из ценных пород древесины (африканское чёрное дерево, всякие редкие мексиканские и австралийские, китайские деревья). Делал всего несколько вещей: шктулки, ручки для ножей, корпуса для сотовых телефонов (очень красивые получались) и мужские перстни - вроде печатки, с камнями.

Первые изделия (штук 50) говорит сделал за символические деньги- по цене материала, вроде того, что брать за экспериментальные вещи, при совершенствовании собственных навыков- это пошло. (Неплохая мысль, с учётом современного положения в коммерции, не так ли !? ;-) )

Но потом, стал смело назначать за каждое изделие достаточно приличное вознаграждение.
Печатка без стоимости камня обходилась заказчику обычно в 9-12 000 рублей (цены 99 года). Корпус сотового телефона стоил от 25 000 рублей. Шкатулка от 10 000. Рукоятка ножа от 5000...

Так вот, он намеренно называл заказчикам длительный срок изготовления (от 2-х неделей до 3-х месяцев)! Во первых к нему постепенно (примерно через 1,5 года)- образовалась очередь из заказчиков, во вторых он всем честно объяснял, что на всю работу - делает САМ, делает только в хорошем настроении и... труд этот занимает у него не более 3-4х часов в день. Никакой рекламы, только сарафанное радио и вывеска над его мастерской- всё.

Внимание! Он не стремился этим своим начинанием к доходу. Он балдел от двух вещей:
- Он снова в своём не молодом возрасте стал НУЖЕН совершенно незнакомым людям, его ждали, на него надеялись, его благодарили.
- Реализовал тягу к творчеству, к созиданию- при этом ровно на столько, на сколько это ему самому хотелось.

Счастливый он человек был. Я заходил к нему, любил посидеть, посмотреть работу его рук, послушать. Заказал чёрную печатку, с уральским природным камнем своего знака.
Но вот жаль, на море потерял :-( Нет теперь ничего в память о нём.

P.S. Кстати все знают Г.Галилея и чем он прославился. Но вот что любопытно- любимым делом он занимался исключительно по ночам, а днём был вынужден работать в ненавистной ему самому суконной лавке.
Это к тому, что при желании можно подобрать условия для баланса необходимого и для души.

Мне кажется, тут главный затык не страхе возраста, не в страхе что не получится прожить на это занятие и т.п., а в страхе, что не хватит энтузиазма и желания довести все до конца. Героиня ведь так и написала: хватаюсь за многое, но нигде не удерживаюсь надолго. Т.е. страх примерно такого сценария: чему-то отучилась, начала свое дело, бросила работу в офисе, и вдруг через полгода это занятие наскучило, сил нет, ничего не выходит, изделия не продаются.
Что тут посоветовать, не знаю, т.к. я сама спринтер, но скажу одно: в этом явлении вы не одиноки - раз, и еще: вот эта потеря интереса - не навсегда, интерес и энтузиазм - штука синусоидальная. Хорошо, когда обстоятельства вынуждают просто продолжать рутинную работу.

Да и в офис вернуться всегда успеете. Карьера, лестница... Каждому свое ) Если поставить цель - интересная и разнообразная жизнь, а не кресло президента фирмы, все станет круть)

мне кажется, здесь проблема глубже, чем только страх неизвестности от смены профессии. например, как складываются отношения с молодыми людьми? хочется ли , через пару лет отношений, понимая, что получается как-то не так (а как надо, не очень-то ясно) , поменять партнера? думаю, что имеет место быть какая-то вот неудовлетворенность глобальная настоящим, постоянные сомнения в правильности выбранного решения, постоянного желания того, чего нет в данный момент.
во многом это связано с родителями, которые заложили в своего ребенка этот паттерн того, как правильно, и критикуя его , если он по этому паттерну не живет.
в итоге складывается ситуация, что удовлетворения от любого принятого решения, касается ли это работы или личной жизни, не просиходит.всегда кажется , что можно было бы по-другому, и тогда вот точно было бы лучше.

Кстати, а вот что с таким делать? (Понимаю, что основным ответом будет "Искать хорошего психолога", но все же, есть ведь какое-то направление, в котором можно начать копать.:))

Глупо бояться остаться без занятий "для головы". Творчество очень интеллектуальный процесс. Особено если такие разносторонние увлечения. :)

"Неплохое" и "гуманитарное" образование суть вещи взаимоисключающие:)

сложный вопрос, я себе на него так и не ответила. Не смогла выбраться из Системы. Большинство одобряет и подбадривает. А я бы не советовала менять офисную работу. Уходить нужно тогда, когда желание так сильно, что аж темно в глазах, что жизнь прежняя невыносима и тяга творить забивает все сомнения. А в письме я вижу, что хочется, чтобы было тепло и сытно, но не скучно. Не критикую, сама такая. Для себя я оставила хобби, не меняя проф деятельность.

очень знакомо. и я для себя не решила. пошла учиться и работаю паралельно. можно двинуться мозгами. и понимаю что в глазах не теменеет и бросить не могу...

Как мне это знакомо ! Вчера целый день рисовала и плакала ! Как в том анекдоте рисую и плачу, рисую и плачу! Плакала от удовольствия , которое получаю делая это , причем здесь деньги ! Плакала от обиды , что потратила столько времени впустую уговаривая себя , что все это несерьезно , с подачи моих родителей , очень серьезных ученных , которые дали разрешение полетать немножко , а потом обрезали крылья ! это все о боли души ! Что бы ее успокоить , не надо увольнялся с работы ! Надо просто начать ! Плохо начать ! Ужасно начать , но начать !
Как можно не обращать внимание на свою суть ! Как можно всю жизнь не разрешить себе , быть тем, кто ты есть на самом деле ?!
Я вернулась к этому в 35 ! И уже через год у меня появились заказы ! А вам всего 25! Это же самый возраст!

Интеллектуальный и творческий труд

Пробовать что-то совсем новое всегда страшно. Еще страшнее, когда поддержки особо нет, а если еще на тебе висит ответственность за когото, то бросить все и отдаться творчеству не получится. На самом деле, никто не заставляет ведь бросать все. Куча людей живет "двойной" жизнью: днем работа, вечером любимое дело, или в выходные какое-то время выделяют. Иногда хобби перерастает в профессию, иногда нет, но чтоб понять, получится ли, нужно попробовать. Через "не могу", "боюсь" и прочее. Взять, сделать вещь, зарегистрировать аккаунт, выставить вещь и посмотреть на реакцию. Подруга год назад зарегистрирвоалась на Ярмарке мастеров, выставила три работы и заказы пошли. Но до этого она много лет рисовала "в стол", делала красивые штуки исключительно в дом или в подарок друзьям... Вам решать. 25 - прекрасный возраст)

Ох, а вы прямо меня с эмоциональной точки зрения описали, только я уже почти научилась бороться со своими тараканами по художественной части.:)

Если появится желание, стукнитесь ко мне - будем пугаться и переживать вместе.:) Тем более вы пишете, что вживую вам не с кем об этом поговорить.

Про опыт (не мой): девушка i_seven делала бусики из полимерной глины, хотела чтобы они блестели. Поняла, что стеклянные блестят лучше, попробовала их делать- понравилось, научилась. Закупила оборудование (довольно сложное и дорогостоящее), организовала мастерскую. Делает изделия из стекла на заказ, продает готовые. Сейчас уже учит других, проводит мастерклассы за границей и он-лайн.
Недавно заходила на ее блог: она еще шьет разноцветные пальто из трикотажа (мастерская, наемная помощница для рутинной работы)
Ее блог http://i-seven.livejournal.com/

?

Log in

No account? Create an account